СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
УДК 658.1
Петеримова Е.Ю.
студент
Сибирский федеральный университет Научный руководитель: Улина С.Л., канд.экон.наук., доцент
Россия, г. Красноярск
РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются модели по разработке финансовой стратегии компании. С помощью матрицы финансовых стратегий Ж. Фрашона и И. Романе были разработаны мероприятия по выбору источника финансирования в проект развития организации, а также был определен наиболее выгодный источник заемного финансирования.
Ключевые слова: финансовая стратегия, матрица финансовых стратегий, источники финансирования проекта.
Peterimova E. Yu.
student
Siberian Federal University Scientific adviser: cand. econ. sciences, associate professor Ulina S.L.
Russia, Krasnoyarsk DEVELOPMENT OF A FINANCIAL STRATEGY OF THE
COMPANIES
Abstract. This article discusses models for developing a company's financial strategy. With the help of a matrix of financial strategies, J. Frashon and I. Romanet developed measures to select a source of funding for an organization's development project, and also the most profitable source of debt financing was determined.
Keywords: financial strategy, matrix of financial strategies, sources of project financing.
В силу быстрого развития мирового финансового кризиса, на передний план выдвигается проблема сохранения предприятием своего финансового равновесия. Для того чтобы реакция на внешние изменения была своевременной и эффективной, необходимо заранее провести планирование финансовой деятельности компании. На сегодняшний день, наилучшим вариантом такого планирования является разработка финансовой стратегии компании.
Финансовая стратегия представлена в виде плана действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и по их использованию с целью капитализации компании [2].
Актуальность и необходимость разработки финансовой стратегии определена тем, что руководство должно постоянно оценивать собственные финансовые возможности и учитывать их в будущем. В свою очередь, финансовая стратегия обеспечивает оптимальное создание и распределение необходимого объема финансовых ресурсов, поддерживает финансовое равновесие и организовывает управление финансовыми рисками [1].
Цель исследования заключается в разработке финансовой стратегии в рамках стратегического развития компании.
Объектом исследования является производственная компания «Современные окна».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определены модели разработки финансовой стратегии;
2. Проведен анализ корпоративной и финансовой стратегии компании «Современные окна»;
3. Разработаны рекомендации развития финансовой стратегии компании «Современные окна» в рамках выбора источника финансирования;
В процессе исследования были рассмотрены подходы для определения дальнейшего развития финансовой стратегии компании, а именно: матрица финансовых стратегий Франшона - Романе, двухфакторная модель Дюпона и финансовая матрица, разработанная Генибергом, Ивановой и Поляковой.
Для дальнейшего анализа, была выбрана матрица финансовых стратегий Франшона - Романе, так как именно эта модель определяет оптимальное соотношение заемного и собственного капитала, учитывая финансовые возможности компании с учетом финансового риска [3].
Таблица 1 - Оценка методик по разработке финансовой стратегии
Параметры оценки Финансовая Подход Гениберга Т.В., Двухфакторная
матрица Фрашона - Ивановой Н.А., модель Дюпона
Романе Поляковой О.В.
Соответствие потребности + + +
компании в тех или иных
источниках финансирования
Обоснование выбора источника + + -
финансирования деятельности
Учет финансовых рисков, + - -
связанных с выбором источника
финансирования
Логика построения матрицы основывается на соотношении результатов хозяйственной и финансовой деятельности (рис.1).
А РФД<<0 РФД=0 РФД>>0
л л
^ о
X
Р
Д
X
Р
1
4
6
РФХД=0 РФХД>0 РФХД>>0
7 2 5
РФХД<0 РФХД=0 РФХД>0
< <
о
Х Р
А
Создание ликвидных средств
Потребление ликвидных средств
_I_
В
В
9 8 3
РФХД<<0 РФХД<0 РФХД=0
Рисунок 1 - Форма матрицы финансовых стратегий Франшона - Романе
Анализ корпоративной стратегии компании «Современные окна» показал, что фирма рассматривает реализацию нового инвестиционного проекта по производству кухонной мебели. Следовательно, на сегодняшний день, в рамках финансовой стратегии стоит задача в определении наиболее выгодного источника финансирования для покупки оборудования в проект развития компании.
Для проведения анализа развития финансовой стратегии компании «Современные окна» применялась матрица финансовых стратегий Франшона - Романе.
Полученные результаты определили, что компания находится в положении квадрата 1, где темпы роста оборота ниже потенциально возможного значения, так как не все внутренние ресурсы компании задействованы. У компании есть возможные варианты перемещения в квадрат 4 или квадрат 2. Квадрат 4 рассматривает активное привлечение заемного капитала, а квадрат 2 - наращивание собственных средств.
Для исследуемой компании, перемещение по матрице финансовых стратегий в квадрат 2 будет не рациональным, так как наблюдается значительный рост дебиторской задолженности, что сказывается на недополучении прибыли, следовательно, для избежания кассовых разрывов собственные средства в проект развития компании не рассматриваются, а рассматривается только заемный источник финансирования.
Решение собственников было направлено на приобретение станков и оборудования за счет банковского кредита. Однако анализ финансового рынка показал, что большее количество компаний для приобретения оборудования используют лизинг, так как расходы по лизингу меньше расходов по кредиту, в силу налоговой экономии.
Следовательно, для улучшения финансового состояния компании, нами предлагается рассмотреть альтернативный вариант по финансированию инвестиционного проекта - приобрести оборудование в лизинг. Для выбора рационального источника финансирования сравним денежные потоки по кредиту и лизингу (табл. 2):
Таблица 2 - Сравнение денежных потоков по кредиту (Братский АНКБ) и лизингу (Интерлизинг), тыс. руб._
Показатели 0 1 2 3 4 5
Кредит
Сумма платежа по основному долгу -6 519,07 -7 187,43 -7 924,31 -8 736,74 -9 632,46
Уплата % по кредиту -3 740,35 -3 071,99 -2 335,1 -1 522,67 -626,95
Сумма годового платежа -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4
Налоговая экономия (20%) 748,07 614,39 467,02 304,53 125,39
Стоимость кредита с учетом налога 0 -9 511,34 -9 645,01 -9 792,39 -9 954,88 -10 134
Коэффициент дисконтирования (9%) 1 1,09 1,19 1,30 1,41 1,54
Дисконт.стоимость оборудования в кредит 0 -8 726 -8 118,01 -7 561,52 -7 052,28 -6 586,42
ДП накопленный 0 -8 726 -16 844 -24 405,5 -31 457,8 -38 044,2
Лизинг
Лизинговый платеж -8 000 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3
Налоговая экономия (20%) 1 600 1 540,1 1 540,1 1 540,1 1 540,1 1 540,1
Стоимость лизинга с учетом налога -6 400 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2
Коэффициент дисконтирования (9%) 1 1,09 1,19 1,30 1,41 1,54
Дисконт. стоимость оборудования в лизинг -6 400 -5 651,6 -5 185,0 -4 756,8 -4 364,1 -4 003,7
ДП накопленный -6 400 -12 051,6 -17 236,5 -21 993,4 -26 357,5 -30 361,2
Следовательно, денежные выплаты за лизинг, окажутся меньше денежных выплат за кредит (30 361, 2 < 38 044, 2 тыс. руб.). Экономия на лизинге составляет 7 683 тыс. руб. Исходя из этого, лизинг является наиболее эффективным вариантом приобретения оборудования для дальнейшего развития компании, так как несет за собой меньшие затраты как с точки зрения абсолютных показателей, так и с точки зрения временной стоимости денег.
Таким образом, с помощью матрицы финансовых стратегий были разработаны мероприятия по реализации финансовой стратегии компании «Современные окна», которые уменьшат финансовые затраты на реализацию инвестиционного проекта.
Использованные источники: 1. Бакулевская Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. - 2009. - № 4. - 191 с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / Т. 1.- 2-е изд. перераб. И доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.- 624 с.
3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. — 656 с.