Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЙ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цебренко К.Н.

Рассмотрены вопросы разработки электронной информационно-образовательной среды образовательной организации на основепрограммного обеспечения Enterprise Learning Management System.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цебренко К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

- необходимость управления логистическими цепочками в холдинге от конечного потребителя до производства, увязки территориально-распределенных предприятий (производственные площадки, сети дистрибуции, торговые дома, управляющие компании).

Данные тенденции негативно сказываются на эффективности управления предприятиями, тем самым вызывая кризис управления. В таких условиях становится практически невозможным использование «ручных» методов управления, а «кусочная» или лоскутная автоматизация не дает требуемого эффекта.

Однако наличие проблемы порождает решение. Эффективное управление промышленными предприятиями и холдингами в данных условиях требует применения современных концепций управления, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию, что в свою очередь, невозможно без точной и исчерпывающей информации о состоянии производственной, финансовой деятельности и ресурсах предприятия, отлаженных бизнес-процессов и грамотного управления менеджмента.

Основным средством преодоления кризиса управления является применение современных информационных технологий в виде внедрения корпоративных систем управления предприятиями класса ERP, MRPII, MES, APS.

Так, понимая это, многие предприятия основывают управление именно на этих системах, а рынок программного обеспечения, в свою очередь, ежегодно пополняется новыми программными продуктами, позволяющими обеспечить весь требуемый функционал не только по управлению, но и по планированию и оптимизации производства.

Используемые источники:

1. Логинов В. Н. Информационные технологии управления. М.: КноРус, 2013. 240 с.

2. Амириди Ю. В. Информационные аналитические системы. М.: Синергия, 2013. 38 с.

3. Станкевич В. С. Интеллектуальные системы для производства. М.: Юрайт, 2014 г. 178 с.

Цебренко К. Н., к.т. н.

директор ИИТиИ Академия ИМСИТ Россия, г. Краснодар РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Рассмотрены вопросы разработки электронной информационно-образовательной среды образовательной организации на основепрограммного обеспечения Enterprise Learning Management System.

Ключевые слова: Электронная образовательная среда, электронное обучение, дистанционной обучение, программное обеспечение, Enterprise Learning Management System, Moodle.

Согласно модернизированным федеральным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС «три плюс») одним из обязательных требований к условиям реализации профессиональных образовательных программ аспирантуры, магистратуры, специалитета, бакалавриата, реализуемым в НАН ЧОУ ВО Академии ИМСИТ, является наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в образовательной организации. Согласно новой версии ФГОС информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможность неограниченного индивидуального доступа каждого обучающегося в течении всего периода обучения из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.

ЭИОС образовательной организации должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет" [1, с. 138].

В работе [2, с. 138] в качестве основы построения среды предложено использовать Enterprise Learning Management System Software (LMS). Подобные системы ориентированы на управления дистанционным обучением. Их возможности позволяют их использовать в качестве программного обеспечения для ЭИОС. Но для этого требуется доработка.

В связи с тем, что коммерческие LMS решения стоят не дешево в условиях частной образовательной организации предлагается использовать Open source технологии [3, с. 151]. В работе [4, с. 149] описан опыт использования среды Moodle в Академии ИМСИТ. Для реализации ЭИОС потребовалась не только адаптация LMS под условия реализации учебного процесса в академии [5, с. 44], но и разработка отдельных модулей, позволяющих вести автоматизацию системы электронного документооборота [6, с. 156].

В качестве альтернативной системы параллельно исследована open source LMS «eFront» [7, с. 117]. Она также была развернута на сервере академии. Система имеет более дружественный интерфейс, по сравнению с Moodle, и меньше затраты на настройку и конфигурирование. Однако недостаточная гибкость системы осложнила разработку дополнительных модулей [8, с. 131]. В это связи, несмотря на общие недостатки, связанные со сложностью настройки и конфигурирования систем [9, с. 162], в качестве программного обеспечения ЭИОС выбрана LMS Moodle с системой управления базами данных MySQL.

Для реализации дополнительных модулей ЭИОС на платформе LMS Moodle 2.7 использованы средства web-программирования на PHP 5.4.4. По умолчанию Moodle настраивается на использование БД MySQL. Мы использовали MySQL 5.5.31.

В ходе решения задачи составлено техническое задание на разработку. Разработаны структура модуля системы и диаграммы последовательности и кооперации процесса проведения опроса. Проведено инфологическое проектирование системы. Также были произведены выбор и обоснование среды разработки.

Рассмотрена реализация модулей программного комплекса. Разработаны главная страница. Внесены существенные изменения в код модуля системы дистанционного обучения, позволяющие изначально задать структуру курсов в соответствии с требованиями Академии ИМСИТ.

Выполнено формирование курсов в модуле системы. Составлены технические требования к оформлению материалов для создания электронных курсов. Проведена интеграция курсов по дисциплинам профессионального цикла в модуль системы электронного обучения, а также разработка и адаптация учебных материалов для поддержки модуля системы дистанционного обучения. Разработана техническая документация.

Электронное портфолио реализовано в виде отчета, который содержит информацию по всем курсам, пройденным студентом, и содержит ссылки на загруженные работы обучающегося, рецензии на них, а также сведения по полученным оценкам. Информация сортируется по семестрам обучения.

Обязательным условием оформления курсов дисциплин (модулей) является наличие оценок по всем вилам работ, в том числе результатов промежуточной аттестации. Итоговая аттестация и ее результаты формируются в системе в виде отдельных курсов.

Реализованы модули, позволяющие формировать ведомости по академическим группам и сводные ведомости. В качестве дальнейшей задачи, стоит разработка модулей позволяющей полностью автоматизировать документооборот учебного процесса и интеграцию системы с учебными планами академии.

Использованные источники: 1. Цебренко К.Н. Концепция использования информационных технологий в образовании // Сборник по материалам Международной научно-

практической конференции «Наука и образование в XXI веке» 30 сентября 2013 г.: в 34 частях, Часть 23. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С.138-140.

2. Цебренко К.Н. Информатизация управления учебным учреждением // Сборник по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества» 29 ноября 2013 г.: в 18 частях, Часть 3. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С.138-140.

3. Цебренко К.Н. Информационные технологии как основа повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Сборник по материалам Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» 31 мая 2014 г.: в 11 частях, Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С.151-152.

4. Цебренко К.Н. Программное обеспечение системы электронного обучения вуза // сборник по материалам Международной научно-практической конференции «Соверменное общество образование и наука» 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 7. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С.148-149. - С.149-150.

5. Цебренко К.Н. Система дистанционного обучения в условиях ФГОС «три плюс» // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 июля 2014г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. - С.44-46.

6. Цебренко К.Н. Основные вопросы разработки систем электронного обучения в вузе в условиях реализации ФГОС «три плюс» // Материалы международной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы образования и науки» в 11 частях Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 156-158.

7. Цебренко К.Н. Система электронного обучения для аспирантов в условиях реализации ФГОС «три плюс» // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы VI МНПК (20.11.2014г.) ч. 1 - Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. -117.

8. Цебренко К.Н. Организация электронного и дистанционного обучения в негосударственном ВУЗе// информационные технологии в жизни современного человека: материалы МНПК (17.04.2013г.) - Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. С. -131-132.

9. Цебренко К.Н. Система электронного обучения в частном вузе при реализации ФГОС «три плюс»// Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическои конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 12. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 162-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.