Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛГОРОДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ): ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, АПРОБАЦИЯ И ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛГОРОДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ): ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, АПРОБАЦИЯ И ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ МОДУЛЬ СЕМИНАРИИ (ДМС) / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ MOODLE / ЭКСПЕРТИЗА / ПРОЕКТ / ЕДИНОМЫШЛЕННИК / ПРОГРЕССИВНЫЙ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полетаева Татьяна Александровна

В статье рассматривается история появления дистанционного образования в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) в виде дистанционного модуля семинарии, созданного на благотворительных началах на платформе Moodle в 2014 году, восстановленного и апробированного со студентами семинарии в период пандемии 2020 г. Проводится краткий анализ платформы Moodle, предлагается схема организации электронноинформационной образовательной среды семинарии, в которой базовым модулем мыслится дистанционный модуль, предлагаются реальные пути его модернизации на основании проведенной технической экспертизы. Приводятся мнения студентов семинарии о самом дистанционном модуле и о работе в нем в период апробации на основании результатов анонимного анкетирования, проведенного с помощью интернет-ресурса. Излагаются этапы освоения дистанционного модуля при условии его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AT THE BELGOROD ORTHODOX THEOLOGICAL SEMINARY (WITH A MISSIONARY ORIENTATION): THE HISTORY OF MAKING, TESTING AND A PROJECT OFDEVELOPMENT

In the article it is examined the history of making of distance education in the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation) in the form of a distance seminary module created charitably on the Moodle platform in 2014, restored and actually tested together with seminary students during the 2020 pandemic. A brief analysis of the Moodle platform is done, a diagram of organization of the electronic information educational environment of the seminary is proposed, in which the distance seminary module (DMS)is thought of as a basic module, real ways of its modernization are proposed on the basis of technical expertise. The opinions of seminary students about the distance seminary moduleitself and about a work in it during the approbation period are given on the basis of the results of an anonymous questionnaire conducted using an Internet resource. The stages of mastering of the distance seminary module in the case of its modernization are outlined.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛГОРОДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ): ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, АПРОБАЦИЯ И ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ»

Научные статьи и исследования

УДК 27-75

Татьяна Александровна Полетаева, к.ф.н., заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Православной Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), Россия, Белгород, bpds_umo@mail.ru

Дистанционное образование в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью): история появления, апробация и проект развития

Аннотация. В статье рассматривается история появления дистанционного образования в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) в виде дистанционного модуля семинарии, созданного на благотворительных началах на платформе Moodle в 2014 году, восстановленного и апробированного со студентами семинарии в период пандемии 2020 г. Проводится краткий анализ платформы Moodle, предлагается схема организации электронно-информационной образовательной среды семинарии, в которой базовым модулем мыслится дистанционный модуль, предлагаются реальные пути его модернизации на основании проведенной технической экспертизы. Приводятся мнения студентов семинарии о самом дистанционном модуле и о работе в нем в период апробации на основании результатов анонимного анкетирования, проведенного с помощью интернет-ресурса. Излагаются этапы освоения дистанционного модуля при условии его модернизации.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционный модуль семинарии (ДМС), благотворительный Moodle, экспертиза, проект, единомышленник, прогрессивный, развитие.

дистанционное образование в белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью): история появления, апробация и проект развития

Научные статьи и исследования

Poletaeva Tatiana A., PhD, head of educational and methodical department, assistant professor of the department of social and humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod, bpds_umo@mail.ru

Distance education at the Belgorod Orthodox Theological Seminary

(with a missionary orientation): the history of making, testing and a project

ofdevelopment

Abstract. In the article it is examined the history of making of distance education in the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation) in the form of a distance seminary module created charitably on the Moodle platform in 2014, restored and actually tested together with seminary students during the 2020 pandemic. A brief analysis of the Moodle platform is done, a diagram of organization of the electronic information educational environment of the seminary is proposed, in which the distance seminary module (DMS)is thought of as a basic module, real ways of its modernization are proposed on the basis of technical expertise. The opinions of seminary students about the distance seminary moduleitself and about a work in it during the approbation period are given on the basis of the results of an anonymous questionnaire conducted using an Internet resource. The stages of mastering of the distance seminary module in the case of its modernization are outlined.

Key words: distance education, distance seminary module (DMS), charitable, Moodle, expertise, project, a like-minded person, development, progressive.

О начале дистанционного обучения в современном понимании в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) можно говорить, начиная с весны 2014 года, когда на благотворительных началах выпускником "Школы православного миссионера", а затем выпускником БПДС (с м/н) иеромонахом Корнилием (Молевым), к.ф.-т.н., при участии заведующей отделом образования и документоведения (ныне заведующей учебно-методическим

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

76

отделом), автором данной статьи, был создан дистанционный модуль семинарии (ДМС) на бесплатной платформе Moodle и в самой простой версиии прикреплен к хостингу сайта семинарии.

Осенью 2014 года, после заполнения ДМС электронными кабинетами дисциплин бакалавриата и проведения обучающего семинара с преподавателями, ДМС начал осваиваться некоторыми продвинутыми преподавателями-энтузиастами, которые стали заполнять свои электронные кабинеты цифровыми материалами, но в связи с отсутствием необходимости и финансирования вскоре освоение ДМС на несколько лет приостановилось.

ДМС был возрожден в период пандемии в 2020 году и стал апробироваться на практике восемью преподавателями семинарии со студентами бакалавриата и магистратуры, начиная с весны 2020 года.

На Ученом совете семинарии 22 июня 2020 года, после того, как впервые после 2014 года перед председателем Попечительского совета семинарии митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном и преподавателями семинарии были описаны работы в системе Дистанционного модуля после его возрождения, а также было рассказано о первом опыте апробирования его на практике со студентами, Высокопреосвященный Иоанн поручил руководству семинарии выяснить возможности развития дистанционного модуля, его использования и дальнейшей модернизации.

В ходе выполнения этого поручения, когда сентябре 2020 года в связи с усугубившимися обстоятельствами непрекращающейся пандемии руководством семинарии было принято решение все сессии магистрантов 1 и 2 курсов в 1 семестре проводить дистанционно, автор данной статьи обратилась за консультацией о возможностях использования ДМС и его дальнейшего развития к создателю ДМС иеромонаху Корнилию (Молеву), выполняющему в настоящее время миссию на Филиппинских островах. После получения технических наставлений иеромонаха Корнилия ДМС стал более активно апробироваться в осеннем семестре 2020-2021 учебного года преподавателями 7 предметов магистратуры 1 и 2 курса, а также 2 предметов программы бакалавриата Белгородской семинарии.

30 декабря 2020 г. на Ученом совете семинарии митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном перед руководством семинарии была поставлена задача выяснить конкретно способы обновления ДМС в контексте дальнейшего совершенствования системы дистанционного обучения в семинарии.

Для решения этой задачи были изучены технические характеристики платформы Moodle, в которой создан ДМС, и выяснена степень использования этой платформы

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленнос тью): история появления, апробация и проект развития

Научные статьи и исследования

как в мире, так и в российской вузовской среде. Выяснилось, что на сегодняшний день в мире существует немало платформ для организации электронного обучения: Blackboard, Atutor, Sakai, Red Class, Open, Moodle и т.д. Среди систем дистанционного образования самой распространенной в России с самым большим количеством пользователей и разработчиков на сегодняшний день является Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая относится к классу LMS (Learning Management System - система управления обучением). Эта веб-система для организации дистанционного обучения и управления им была запущена в 2001 году. Система поддерживает более 120 языков, в том числе русский [1].

Moodle является свободным программным обеспечением с лицензией GPL (General Public License - лицензия на свободное программное обеспечение), что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

Отличительной чертой платформы Moodle является то, что она достаточно просто устанавливается на любую поддерживающую РНР платформу (Linux, Windows, Unix, MacOS, Solaris) и обеспечивает работу с базами данных (MySQL, MS SQL, Oracle, PostgreSQL, Interbase, Foxpro, Access, ADO, Sybase и ODBC). К тому же Moodle легко обновляется от версии к версии.

Среди российских университетов Moodle еще в 2013 году использовали, например, МГУ, МИФИ, НСУ, ЧГУ [1]. К этому списку можно в настоящее время добавить Институт Дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ и НИУ БелГУ Показательно, что и Министерство науки и высшего образования РФ в настоящее время также пользуется этой бесплатной платформой.

В связи с тем, что Moodle работает по схеме оpen source - открытого исходного кода, за счет этого обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули в среде Moodle - сейчас таковых насчитывается около 1500. Это, например:

• модули видеоконференций;

• аудио- и видеочаты;

• массовая рассылка сообщений;

• электронное портфолио и т.д.

Moodle позволяет вести систему отчетности и следить за успеваемостью студентов, контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учеб-

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

78

ной работы в сети. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя к работам, сообщения в форуме [1].

Таким образом, краткий обзор характеристик платформы Moodle и масштабов ее использования в России позволяет заключить, что дистанционный модуль семинарии, созданный благотворительно на этой бесплатной платформе - наиболее популярной платформе дистанционного образования в современных российских вузах - является весьма надежной и перспективной основой развития дистанционного образования в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

В то же время, экспертиза ДМС, проведенная специалистами ИДО ПСТГУ, показала, что для улучшения качества работы ДМС оптимально обновить версиюMoodle 2.6, в которой он создан в свое время в соответствии с небольшими техническими возможностями сайта семинарии, которые были в 2014 году, до современной версии, например, до версии 3.9, которой пользуется в настоящее время для организации обучения студентов флагман дистанционного образования в Русской Православной Церкви Институт Дистанционного Образования ПСТГУ.

Согласно рекомендациям экспертов лаборатории ИДО ПСТГУ, проводивших проверку программной среды ДМС Белгородской семинарии в январе 2021 года, для обновления ДМС семинарии с версии Moodle 2.6 до версии Moodle 3.9 в расчете на активную работу в нем 100 студентов семинарии (100 чел. - среднее общее количество студентов очного отделения бакалавриата и очно-заочного отделений магистратуры за последние пять лет)единственно возможным вариантом с технической точки зрения и даже гораздо более оптимальным с точки зрения финансовых затрат является покупка семинарией отдельного виртуального сервера.

В связи с тем, что Дистанционный модуль семинарии может послужить главной платформой ЭИОС (электронно-информационной образовательной среды) семинарии согласно требованиям, предъявляемым ФГОС Теология 48.03.01 (бакалавриат) от 25.08.20 г. и Теология 48.04.01 (магистратура) от 25.08.20 г. (далее ФГОС Теология 3++) к ЭИОС вуза, может быть успешно решен и вопрос о дополнении Дистанционного модуля после его модернизации некоторыми необходимыми компонентами для соответствия ФГОС.

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

Научные статьи и исследования

Вышеуказанная экспертиза существующей версии ДМС показала, что только обновленный до версии 3.9 ДМС позволит интегрировать в себя дополнительные плагины, прежде всего, плагин "Электронное портфолио", что можно сделать, воспользовавшись услугами Лаборатории ИДО ПСТГУ, которая готова оказать такие услуги семинарии и технически поддерживать ДМС далее. Дизайн "Электронного портфолио" разработан лабораторией ИДО ПСТГУ в соответствии с требованиями ФГОС 3++.

В таком случае дистанционный модуль станет фактически полноценной ЭИОС семинарии согласно требованиям ФГОС Теология 3++ (см. таблицу "Проект схемы ЭИОС БПДС (с м/н)).

Таблица

Проект схемы ЭИОС БПДС (с м/н)

Название модуля ЭИОС Назначение

Базовый модуль - ЭИОС 1 Дистанционный модуль БПДС [2] - платформа LMS, созданная на основе оболочки Moodle фиксация хода образовательного процесса,результатов промежуточной аттестации ирезультатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедуроцен-ки результатов обучения, реализациякоторых предусмотрена с применениемэлектронного обучения, дистанционныхобразовательных технологий; доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик; электронное портфолио обучающихся; расписание занятий и экзаменов

Вспомогательный модуль -ЭИОС 2 Учебный диск (бакалавриат) (облачный виртуальный ресурс) доступ к структурированным электронным учебно-методическим материалам и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин бакалавриата; связь с дистанционным модулем

дистанционное образование в белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью): история появления, апробация и проект развития

Вспомогательный модуль -ЭИОС 3 Учебный диск (магистра- тура)(облачный виртуальный ресурс) доступ к структурированным электронным учебно-методическим материалам и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин магистратуры; связь с дистанционным модулем

Вспомогательный модуль -ЭИОС 4 ЭБК Семинарии - модуль АИБС "МегаПро" НИУ БелГУ доступ к каталогу с описанием изданий библиотеки Семинарии, указанных в рабочих программах дисциплин; связь с дистанционным модулем

Вспомогательный модуль -ЭИОС 5 Университетская библиотека "On-line" электронная библиотека доступ к изданиям электронных библиотечных систем, к электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; связь с дистанционным модулем

Уже в настоящее время в ДМС (пока в существующей версии 2.9) на главной странице, помимо электронных кабинетов бакалавриата и магистратуры, в которых, хотя и не полноценно, но все же осуществляется процесс дистанционного образования студентов Белгородской семинарии, созданы требуемые согласно ФГОС Теология 3++ ресурсы, на которые можно выйти по гиперссылке: Электронный библиотечный каталог семинарии и ЭБС "Университетская библиотека on-line". Размещены гиперссылки на основные образовательные программы, учебные планы и календарные графики всех уровней образования. Действуют электронные журналы курсов бакалавриата, в которых некоторые преподаватели, вынужденные работать в 2020-2021 году дистанционно, отмечают текущую явку и успеваемость по своим дисциплинам. Созданы два ресурса для размещения результатов промежуточной и итоговой аттестации, а также ресурс "Методические материалы" и ресурс "Расписание", который отсылает пользователя к расписаниям занятий и экзаменов всех уровней обучения и всех отделений семинарии, размещаемым на официальном сайте семинарии.

Что касается связи ДМС с другими модулями ЭИОС - т.е. Учебным диском (бакалавриат) и Учебным диском (магистратура), то эта связь по указанному

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

81

принципу гиперссылок может быть создана каждым преподавателем из учебных кабинетов дисциплин.

Таким образом, единственное, что еще не реализовано в данной версии согласно требованиям ФГОС Теология 3++, это ресурс "Электронное портфолио учащихся", который, как уже говорилось выше, может быть встроен как дополнительный плагин только в случае обновления ДМС до версии Moodle 3.9.

А теперь обратимся к тем, для кого собственно предназначен ДМС - к студентам Белгородской семинарии. Вот какие мнения о ДМС и о работе в нем высказывают студенты, которые уже испытали ДМС на практике в учебном процессе. В анонимном опросе, проведенном в марте 2021 года с помощью интернет-ресурса Survio, приняли участие 38 человек из общего числа студентов очного отделения бакалавриата, студентов очного и заочного отделения магистратуры. В целях достижения свободы слова и полной анонимности, студентам не нужно было обозначать уровень получаемого образования (бакалавриат или магистратуру). С этой точки зрения, можно считать полученные результаты анкетирования результатами, наиболее точно выражающими мнение студентов об обучении в ДМС.

На просьбу "Опишите свое личное впечатление от введения в учебный процесс ДМС" в целом сообщили о положительном впечатлении от ДМС 24 студента семинарии (63 % от общего числа).

К положительным отзывам были отнесены следующие:

Отзывы с большим цифровым следом:

"Считаю, что ДМС можно использовать как централизованную систему, куда можно разместить свои работы и записи, а также он удобен для общения между преподавателем и студентом. Но живое общение гораздо лучше".

"Модуль удобен для получения заданий, т.к. в нем можно расписывать задания для каждой темы отдельно и подробно, прикреплять материал для изучения и ссылки. Информация сохраняется в виде учебного плана, а не теряется со временем, как это свойственно большинству современных мессенджеров".

"Очень удобен, помогает быть рядом с близкими тебе людьми и не отставать от учебного плана. Помогает заботиться о педагогах, которым много лет и которые подвержены высокому риску заболеваний. Этот модуль, наверное, - лучшее решение проблемы с дистанционным обучением из всех возможных".

"Очень удобно, когда практически отсутствует возможность частых визитов в семинарию. Особенно хорошо наличие видеозаписей лекций, что делает возможным их изучение в свободное от работы время".

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

"Дистанционный формат обучения при должной организации возлагает на учащегося большую ответственность, а как следствие и большую заинтересованность учащегося в выполнении программы. Также появляется больше возможностей по распределению нагрузки на более приоритетные предметы".

"Позволяет более приятно и комфортно получать знания. Плюс преподаватель иногда дает индивидуальные задания".

"Положительное. Удобно учиться и заниматься своими делами".

"Дистанционное обучение - это новое, а все новое - интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением".

"Хотелось бы отметить положительные моменты в дистанционном обучении: ты можешь продолжать общаться со своими одноклассниками и преподавателем, находясь на расстоянии".

"ДМС хороший при дистанционном обучении, но мне нравится очное живое обучение".

"Очень удобен и хорош в работе и учении, а также в сдаче экзаменов и зачетов! Спасибо за помощь в учебном процессе".

"Дистанционная система образования позволяет студенту семинарии получать знания, совмещая учебный процесс с работой, экономит время, затрачиваемое на дорогу, и позволяет обучаться студентам из отдаленных городов Белгородской митрополии".

"ДМС удобная вещь, когда внешние обстоятельства не позволяют очно посещать лекционные пары".

"Модуль хорош, но если был бы чуть-чуть попроще в обращении, то было бы удобнее и лучше".

Отзывы с лаконичным цифровым следом:

"Полезен в использовании". "Модуль удобен в использовании". "Доступно, понятно и хорошо в работе, конкретно", "Весьма перспективно". "Удобно". "Хорошая программа, но требует небольших доработок". "Нормально". "Все хорошо". "Спасибо за все! Это удобно и просто".

К нейтральным отзывам были отнесены 3 высказывания: "Лучше очно", "Лучше визуально, хотя бы через Скайп или Зум". "Не хватает более свободного общения с преподавателем и не "тестовой", не "балльной", а классической оценки знаний в диалоге, опросе и т.п."

К справедливому отзыву критического характера, показывающему, с одной стороны, недовольство студентом тем фактом, что далеко не все преподаватели

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

используют ДМС в учебном процессе, с другой стороны, отсутствие в семинарии организации единообразного on-line образования, можно отнести следующий: "Дистанционный модуль сделан немного кривовато (стиль отвечавшего сохранен - П.Т.), не все преподаватели размещают там свои материалы и нет единой программы для проведения он-лайн уроков".

К отзывам, свидетельствующим о технических проблемах, возникших у студентов при использовании ДМС, и которые вполне разрешаемы, с точки зрения автора этой статьи, при системной организации дистанционного учебного процесса в семинарии, можно отнести следующие: "Файлы с заданиями, которые я прикрепляю в модуле, загружались от одного до трех часов", "Требует некоторой доработки, важна оперативная обратная связь".

Отрицательное впечатление от использования ДМС выразили только 4 челове-каиз 38 отвечавших (11 % учащихся).

В анкете о внедрении ДМС в семинарии были также два вопроса. На первый вопрос "Считаете ли вы, что введение обучения на базе ДМС (дистанционного модуля семинарии) в Белгородской Духовной семинарии в период пандемии значительно улучшило качество обучения по тем предметам, преподаватели которых начали активно использовать ДМС?" из 38 студентовутвердительно ответили 15 человек (40%), затруднились ответить 13 человек (34%), отрицательно ответили 10 человек (26%).

В ответах на второй вопрос анкеты, содержавший несколько положений, с которыми можно было согласиться или оставить их без внимания, мнения студентов распределились следующим образом: 16 человек (42%) высказались за то, что ДМС прост в использовании, также 16 человек поддержали идею, что модуль необходимо развивать, переведя на более современную версию. 11 студентов (29%) согласились с фактом, что ДМС дает возможность пройти многократно тестирование и добиться лучшего результата. 9 человек согласились с тем, что ДМС очень удобен, когда студент учится по индивидуальному плану. 8 человек не имели возражений против того, что ДМС полезен с той точки зрения, что дает возможность сравнить свои ответы с ответами сокурсников, если задание выполняется в ресурсе "Форум", и 8 человек согласились с тем, что ДМС вполне удачно сочетается с внешними видеоконференциями (на которые можно выходить из каждого кабинета дисциплин через гиперссылки).

Этапы освоения дистанционного модуля семинарии как базового модуля ЭИОС семинарии после его обновления (если таковое состоится) видятся следующим образом:

дистанционное образование в белгородской

- православной духовной семинарии (с миссионерской

направленностью): история появления, апробация и проект развития

Научные статьи и исследования

Проведение обучающего семинара с преподавателями бакалавриата и магистратуры семинарии по использованию ДМС

Централизованная организация обучения студентов, занимающихся по индивидуальному плану, через систему ДМС.

Освоение преподавателями бакалавриата электронных кабинетов ДМС для организации обучения данных студентов.

Организация интерактивной части учебного процесса на очном отделенииба-калавриата и на очном и заочном отделениях магистратуры.

Проведение обучающего семинара для студентов бакалавриата и магистратуры по освоению ресурса "Электронное портфолио".

Заполнение необходимых ресурсов в ДМС информацией в соответствии с требованиями ФГОС Теология 3++.

Совершенно очевидно, что проект развития дистанционного образования в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) предполагает финансирование, техническую поддержку инженера-специалиста и слаженную работу команды прогрессивно мыслящих единомышленников. Нельзя допустить потери тех достижений, которые уже имеет семинария в сфере дистанционного образования, особенно если учесть тот факт, что данные достижения выполнены энтузиастами-организаторами дистанционного образования благотворительно, а платформа Moodle, на которой организован ДМС, не только бесплатная, но надежная и проверенная, апробированная в техническом отношении в течение 20 лет в международной и отечественной вузовской среде.

Библиография

1. Камал М.Н., Цапко Е.А. Современная интернет среда в образовательных технологиях вуза // Вестник науки Сибири. 2013. №4(10). - URL: http://cyberleninka.ru.

2. Дистанционный модуль БПДС. - URL: http://www.bel-seminaria.ru/online-study/

дистанционное образование в белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью): история появления, апробация и проект развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.