Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНОЙ МОДЕЛИ ПНЕВМОТОРАКСА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ТОРАКОЦЕНТЕЗА'

РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНОЙ МОДЕЛИ ПНЕВМОТОРАКСА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ТОРАКОЦЕНТЕЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ПНЕВМОТОРАКС / ТОРАКОЦЕНТЕЗ / МОДЕЛЬ ТОРСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каркошкина Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНОЙ МОДЕЛИ ПНЕВМОТОРАКСА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ТОРАКОЦЕНТЕЗА»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

работы в родильном зале в симулированных условиях позволяет безопасно овладеть специфическими навыками и использовать их в дальнейшей работе [1]. Предпочтительно, чтобы занятия проводились с использованием специальных манекенов, с видеофиксацией тренировок и последующим анализом результатов обучения [2]. Необходимость понимания особенностей оценки состояния ребенка, ведения контроля времени и знания лечебной тактики, определяют актуальность данного исследования

Цели исследования: оценить особенности подготовки студентов к реанимации новорожденных в родильном зале с последующим внедрением клинических сценариев в процесс обучения.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики разработаны клинические сценарии оказания неотложной помощи новорожденным. Для подготовки оценочных листов использовались рекомендации, изложенные в методическом письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» от 21.04.2010 года [3]. В работе приняли участие 56 студентов, подготовленных по данному разделу (студенты 5 и 6 курсов), принимавшие участие в олимпиадах по педиатрии 2018-2019 годов. В анализ работы включены видеозаписи и протоколы оценки 14 команд (по 4 человека в каждой), получившие путем жеребьевки клинические задачи по оказанию неотложной помощи новорожденному в родильном зале.

Результаты: распределение ролей и определение лидера перед началом работы происходило самостоятельно, участниками команды. Также распределялись роли врача — неонатолога, врача анестезиолога-реаниматолога и медицинских сестер. Наиболее типичными ошибками оказались начало отсчета времени, оценка состояния ребенка по шкале Апгар. Расположение новорожденного под излучателем тепла головой к врачу выполнили только 35,7% команд. Своевременное и правильное применение ИВЛ выявлено в 14,3% случаев. Следует отметить, что многочисленные ошибки связаны не только с контролем времени и правильностью выполнения навыков, но и последовательностью действий — 42,8% наблюдений. таким образом, максимальное количество баллов (каждый навык и манипуляции оценивались от 0 до 5 баллов) не набрала ни одна команда.

Выводы: 1. Отработка навыков оказания помощи новорожденным в условиях симулированного родильного зала позволяет выявить типичные ошибки и определить возможности распределения ролей. 2. В подготовке неонатологов необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных навыков, но и правильную последовательность действий, что может быть достижимо проведением клинических задач в команде.

Литература

Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6. (3). С. 118-122.

Типовые клинические сценарии для фантомно-симуляционного обучения. Для интернов и клинических ординаторов. Часть 1. Под ред. А.В. Гостимского, Ю.С. Александровича, В.И. Гордеева / СПб.: Издание ГПМУ, 2015. 44 с.

методическое письмо министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» № 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010 г.

разработка экономически выгодноЙ модели пневмоторакса для отработки торакоцентеза

Каркошкина Ю. С.

Научный руководитель: к.м.н. ассистент Селиханов Бахрам Атамуратович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Каркошкина Юлия Сергеевна — студентка 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: YuSKarkoshkina@mail.ru

Ключевые слова: пневмоторакс, торакоцентез, модель торса.

Актуальность: для отработки навыка выполнения торакоцентеза будущим врачам необходимо работать с моделями грудной клетки, имитирующими пневмоторакс или гидроторакс.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 741

Предлагаемые на рынке модели и их сменные части стоят достаточно дорого, что затрудняет отработку пункции плевральной полости многократно каждым студентом [1]. Без многократного выполнения хирургических манипуляций на манекенах невозможно развить навык до автоматизма [2].

Цель исследования: разработать экономически выгодную модель пневмоторакса для отработки торакоцентеза при пневмотораксе.

Материалы и методы: в качестве основы модели использован манекен торса для выполнения различных медицинских манипуляций. Для симуляции пневмоторакса использованы мягкие пакеты из-под инфузионных растворов. Кожа для грудной клетки отлита из жидкого силикона. Для проверки эффективности модели приглашены 40 студентов 6 курса. Испытуемые прошли теоретическую подготовку по торакоцентезу. Затем плевральная пункция продемонстрирована на разработанной модели. В дальнейшем оценивалось выполнение торакоцентеза студентами по разработанному чек-листу.

Результаты: для создания пневмоторакса в торс между легким и рёбрами устанавливался мягкий пакет (стоимостью в 3-4 раза меньше, чем у готовых изделий), который был заранее освобождён от жидкости и заполнен воздухом. Предполагаемое место прокола на уровне второго межреберья по среднеключичной линии закрывалось 2-сантиметровой силиконовой заплаткой. Сверху грудная клетка покрыта самостоятельно отлитой моделью кожи из силикона с добавлением красителя (стоимостью в 7-12 раз меньше, чем у готовых изделий). При отработке пункции пневмоторакса на изготовленной модели у студентов оценивались следующие показатели: правильное нахождение места пункции, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, применение инфильтрационной анестезии и правильное определение глубины прокола. Оценочный лист включал в себя 17 действий. Уже после второго повтора навыка средний балл за манипуляцию увеличился с 10,67 до 13,25. Число студентов, правильно определивших место прокола, увеличилось на 32,5%. Количество испытуемых, соблюдавших санитарно-эпидемиологический режим, возросло на 17,5%. Количество студентов, правильно применивших инфильтрационную анестезию, выросло на 32,5% и правильно оценивших глубину прокола на 22,5%. Затем после каждого повтора манипуляции у студентов происходило дальнейшее улучшение оцениваемых показателей.

Выводы: разработанная модель пункции пневмоторакса является экономически выгодной, так как стоимость материалов невысока и их можно использовать многократно. Модель отвечает главным требованиям к симуляционному оборудованию по отработке хирургических навыков, поэтому может быть использована студентами и клиническими ординаторами в обучении.

Литература

Сноговский В.П., Артамонов А.К., Шестерикова Д.О. Разработка экономически выгодного симулятора трахеостомии. В сборн.: Студенческая наука 2018. Рецензируемые научно-практические материалы Всероссийского научного форума студентов и молодых ученых с международным участием. 2018. С. 495.

1. Рипп Е.Г. Использование симуляционных технологий для формирования навыков оказания

неотложной помощи. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2014; 2 (12). С. 37.

рокОРЕ

ТОМ 3 спецвыпуск 2020

eISSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.