Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ECOLOGICAL PASSPORT / PUBLIC BUILDINGS AND STRUCTURES / EDUCATIONAL INSTITUTION / NATURE USERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарева Светлана Александровна, Баранова Евгения Ивановна

В статье обосновывается актуальность разработки экологического паспорта общественных зданий и сооружений, которые являются природопользователями, так как в результате своей деятельности используют природные ресурсы и могут оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Рассмотрены нормативно-правовые акты, определяющие регламент разработанного и действующего экологического паспорта для природопользователей. Дана краткая характеристика основных частей, из которых состоит экологический паспорт, разработанный для общественных зданий и сооружений на примере среднего общеобразовательного учреждения. Представлена структура разработанного экологического паспорта, представляющая собой шесть основных разделов, которые включают типовые формы для внесения данных, полученных в результате исследования. Сделаны выводы о необходимости экологической паспортизации не только промышленных объектов, но и других природопользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондарева Светлана Александровна, Баранова Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ECOLOGICAL PASSPORT PUBLIC BUILDINGS AND STRUCTURES ON THE EXAMPLE OF A SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article substantiates the relevance of developing an environmental passport of public buildings and structures that are nature users, as a result of their activities they use natural resources and can have a negative impact on the environment. The regulatory legal acts that determine the rules of the environmental passport developed for nature users are considered. A brief description of the main parts that make up the environmental passport, designed for public buildings and structures on the example of a secondary educational institution, is given. The structure of the developed environmental passport is presented, which consists of six main sections, including standard data forms. Conclusions on the need for mandatory certification of not only industrial facilities, but also other natural users are drawn.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 502.13

DOI: 10.33764/2618-981X-2020-6-1-42-47

РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Светлана Александровна Бондарева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (960)793-95-30, e-mail: Lodochka1997@mail.ru

Евгения Ивановна Баранова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, к.т.н., доцент кафедры экологии и природопользования, тел. (913)922-07-72 e-mail: evg.dxn@yandex.ru

В статье обосновывается актуальность разработки экологического паспорта общественных зданий и сооружений, которые являются природопользователями, так как в результате своей деятельности используют природные ресурсы и могут оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Рассмотрены нормативно-правовые акты, определяющие регламент разработанного и действующего экологического паспорта для природопользо-вателей. Дана краткая характеристика основных частей, из которых состоит экологический паспорт, разработанный для общественных зданий и сооружений на примере среднего общеобразовательного учреждения. Представлена структура разработанного экологического паспорта, представляющая собой шесть основных разделов, которые включают типовые формы для внесения данных, полученных в результате исследования. Сделаны выводы о необходимости экологической паспортизации не только промышленных объектов, но и других приро-допользователей.

Ключевые слова: экологический паспорт, общественные здания и сооружения, общеобразовательное учреждение, природопользователи.

DEVELOPMENT OF AN ECOLOGICAL PASSPORT PUBLIC BUILDINGS AND STRUCTURES ON THE EXAMPLE OF A SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Svetlana A. Bondareva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Graduate, Department of Cadaster and Territorial Planning, phone: (960)793-95-30, e-mail: Lodochka1997@mail.ru

Evgenia I. Baranova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Associate Professor, Department of Ecology and Environmental Management, phone: (913)922-07-72, e-mail: evg.dxn@yandex.ru

The article substantiates the relevance of developing an environmental passport of public buildings and structures that are nature users, as a result of their activities they use natural resources and can have a negative impact on the environment. The regulatory legal acts that determine the rules of the environmental passport developed for nature users are considered. A brief description of the main parts that make up the environmental passport, designed for public buildings and structures on the

example of a secondary educational institution, is given. The structure of the developed environmental passport is presented, which consists of six main sections, including standard data forms. Conclusions on the need for mandatory certification of not only industrial facilities, but also other natural users are drawn.

Key words: ecological passport, public buildings and structures, educational institution, nature

users.

Введение

В настоящее время, в целях снижения негативной нагрузки и принятия решений по уменьшению количества загрязнений на окружающую среду в результате деятельности промышленных предприятий, составляется экологический паспорт. Однако существуют такие природопользователи, которые не оказывают особого негативного влияния на окружающую среду, но, тем не менее, используют природные ресурсы для осуществления своей деятельности. Это объекты недвижимости, относящиеся к классу «общественные здания и сооружения», для которых не разработан экологический паспорт. Такие объекты недвижимости используют в своей деятельности природные ресурсы (вода, почва, энергия), а также могут оказывать незначительное, но все же негативное воздействие на природную среду. С точки зрения экологического контроля подобные объекты также можно учитывать и оценивать их степень влияния на окружающую среду. Документом, обеспечивающим сбор данных в целях оценки воздействия деятельности природопользователей на состояние окружающей среды, является экологический паспорт природопользователя [1 - 5].

Экологический паспорт (экопаспорт) представляет собой документ, содержащий информацию об использовании природных ресурсов природопользовате-лем, а также информацию о степени его воздействия на окружающую среду, представленный в виде типовых форм, заполненных данными исследуемого объекта [6, 7].

Экологический паспорт может выступать основой для соблюдения приро-допользователями действующих природоохранных мероприятий на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также промышленной и агропромышленной зоны города или региона в целом. Разработка экопаспорта является важным этапом в решении проблемы экологического контроля за состоянием окружающей среды и составления экологических прогнозов государственным экологическим мониторингом [8, 9].

Методы и материалы

Регламент к требованиям по содержанию и оформлению экопаспорта содержится в законодательном документе утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 11.09.2000 № 218-ст года ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт. Типовые формы».

Требования к обязательной разработке экопаспорта не определены законодательством, поэтому может разрабатываться по желанию руководителя пред-

приятия согласно письму Министерства природных ресурсов России (МПР) от 06.09.2001 г. № 33-01-8/3047 «Об экологическом паспорте», где также содержится информация о том, что ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт. Типовые формы» носит рекомендательный характер, что не позволяет ему отменять и заменять другие нормативные документы в области природоохранной деятельности [10, 11].

Исследуемым объектом для составления экологического паспорта общественных зданий и сооружений является среднее образовательное учреждение. В связи с этим, формы для заполнения выбираются основанные на типовых формах ГОСТа Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт. Типовые формы».

Первый раздел экологического паспорта содержит общие сведения о среднем образовательном учреждении. Далее, в разделе «Потребление энергоносителей», указываются данные о потреблении энергоносителей и использовании природных ресурсов средним образовательным учреждением. В данном разделе рассматриваются такие энергоносители как котельно-печное топливо, электроэнергия, жидкое топливо, а именно потребляемое средним общеобразовательным учреждением их количество и плата [12].

В раздел «Использование природных ресурсов» входят три блока «Воздух», «Вода», «Отходы». В блок «Воздух» вносится информация об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В этом блоке будут рассматриваться существующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, как стационарные, так и передвижные, к которым могут относиться котельные, предназначенные для отопления здания школы, а также школьный транспорт [13].

Блок «Вода» предполагает содержание таких данных о водопотреблении, как назначение и количество используемой воды за каждый месяц и общее количество воды за год в м3 [14].

В блок «Отходы» вносят данные о количестве образовавшихся твердых коммунальных отходов (ТКО), а именно количество образовавшихся, использованных и вывезенных отходов в кг за каждый месяц, и общее количество за год в тоннах. Далее заполняется форма - итоговые данные образования ТКО, где указываются код и наименование отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), а также объем образования, класс опасности и способ утилизации. В этот же блок была добавлена новая форма - характеристика контейнеров ТКО, где указываются такие данные как вместимость контейнера, наполняемость контейнеров, расстояние от контейнеров до территории частого пребывания учащихся, а также частота вывоза твердых коммунальных отходов [15-17].

В разделе «Влияние антропогенных источников загрязнения» содержатся «Данные об антропогенных загрязнениях, оказывающих влияние на исследуемую территорию». В нем указываются все источники антропогенных загрязнений, расположенных вблизи школьного участка. Дополнительно прилагается план-схема негативного воздействия на территорию школы, с обозначением источников антропогенного загрязнения и установленных для них границ сани-тарно-защитных зоны [18-20].

Последний раздел включает планируемые природоохранные мероприятия, которые среднее общеобразовательное учреждение предусматривает в своей дальнейшей деятельности и затраты, для осуществления такой деятельности. По окончанию заполнения экологического паспорта, составляются рекомендации для дальнейшей эксплуатации исследуемого объекта.

Результаты

Разработанный экологический паспорт среднего общеобразовательного учреждения состоит из шести разделов, которые содержит типовые формы для внесения данных по исследуемому объекту:

- титульный лист;

- сведения о разработчике экопаспорта (наименование, адрес и наличие лицензий на разработку экопаспорта);

- общие сведения о среднем общеобразовательном учреждении, указывающие его наименование, местонахождение, классификационные признаки и т.д.;

- сведения о потреблении энергоносителей, в которых приведена характеристика топливно-энергетических ресурсов;

- эколого-производственные показатели, включающие в себя:

а) сведения по использованию природных ресурсов: количество источников выбросов, количество и качественная характеристика выбрасываемых загрязняющих веществ, наличие газоочистных установок, данные о водопотреблении, характеристика бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению;

б) сведения о влиянии антропогенных источников загрязнения, где содержится информация об антропогенных загрязнениях, оказывающих влияние на исследуемую территорию, с приведенным планом-схемой негативного воздействия на территорию школы;

в) сведения о планируемых природоохранных мероприятиях, включающие план мероприятий по улучшению состояния окружающей среды исследуемой территории.

Заключение

При заполнении экологического паспорта, разработанного для среднего общеобразовательного учреждения, учтены два аспекта. Первый заключался в том, какую негативную нагрузку оказывает объект исследования на окружающую среду, а второй указывает на источники загрязнения, которые непосредственно могут оказывать негативное воздействие на учащихся и работающих в данном учреждении.

Результатом заполненного экологического паспорта среднего общеобразовательного учреждения являются рекомендации по улучшению экологической обстановки на данном объекте исследования. Рекомендации содержат информацию об имеющихся нарушениях, способствующих ухудшению состояния окру-

жающей среды, и минимизации негативной нагрузки от выявленных источников загрязнения.

Экологический паспорт, разработанный для общественных зданий и сооружений, может иметь индивидуальную структуру, подходящую непосредственно исследуемому объекту. Обязательная экологическая паспортизация облегчает доступ к сведениям не только промышленных объектов, но и других природо-пользователей при подготовке экологических проектов, отчетов в области охраны природной среды и при проведении государственного экологического мониторинга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИП 31-06-2009 [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: ПРИКАЗ МИНРЕГИОНА РОССИИ ОТ 29.12.2011 № 635/10. - ДОСТУП ИЗ СПРАВ. - ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС».

2. Куклева Н.Н. Экологический паспорт природопользователя: учебное пособие. - ТД "Учитель-Канц", 2019. - 32с.

3. Ключникова, Е. М. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их решение на уровне муниципальных образований // Экономика региона. - 2007. - № 18 - С. 14-17.

4. Кузьмин, С. В. Разработка «Концепции экологической безопасности МО г. Екатеринбург»: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004. - 600 с.

5. Малыхин, Д. А. Концепция совершенствования механизма управления природопользованием на примере города Волгограда // Проблемы совр. экономики. - 2008. - № 2 -С. 26-30.

6. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта РФ от 11.09.2000 № 218-ст. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Крупенио Н.Н., Михайлов Н.А. Экологический паспорт предприятия: учебное пособие. - М.: МИИТ, 1997. - 34с.

8. Макарчук И.В. Методика разработки экологического паспорта природопользователя на практических занятиях. Рекомендации ГОСТ Р 17.0.0.06-2000: научн. жур. - Вестник ТГУ. -2011. - 3с.

9. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О принятии и введении в действие государственного стандарта [Электронный ресурс] постановление Госстандарта РФ от 11.09.2000 г. № 218-ст. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об экологическом паспорте [Электронный ресурс]: постановление Министерства природных ресурсов России от 06.09.2001 г. № 33-01-8/3047. -Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

12. ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта РФ от 30.11.1999 № 471-ст. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

13. ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения [Электронный ресурс]: постановление Госстандарт СССР от 01.07.1985 № 17.2.1.03-84. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

14. ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями № 1, 2) [Электронный ресурс]: постановление Госстандарт СССР от 01.07.1978 № 17.1.1.01-77. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.06.1998 № 89 - ФЗ - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов [Электронный ресурс]: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от

22.05.2017 года № 242. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

17. СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест [Электронный ресурс]: СанПиН утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

18. О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [Электронный ресурс]: постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от

03.08.2018 № 340. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

© С. А. Бондарева, Е. И. Баранова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.