Научная статья на тему 'Разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур'

Разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорова Елена Васильевна

В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации. В частности, рассматривается разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур. Объясняется роль медиа в современном обществе. Приводятся основные теоретические подходы к изучению феномена медиатизации, доказывается влияние социальных медиа на общественные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур»

УДК 332

Федорова Елена Васильевна

кандидат политических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет sunshine [email protected] Elena V. Fedorova

Candidate of political Sciences, associate Professor, Far Eastern Federal University sunshine [email protected]

Разработка эффективных механизмов применения информационных

ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур

Development of effective mechanisms for the use of media resources to maintain information security at the level of state power, political and social structures

Аннотация. В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации. В частности, рассматривается разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур. Объясняется роль медиа в современном обществе. Приводятся основные теоретические подходы к изучению феномена медиатизации, доказывается влияние социальных медиа на общественные процессы.

Ключевые слова: медиатизация, социальные медиа, современное общество, информационное общество, социология медиа.

Annotation. The article deals with the peculiarities of sociological study of the phenomenon of mediatization. In particular, the development of effective mechanisms for the use of information resources of media to maintain information security at the level of state power, political and social structures is considered. The role of media in modern society is explained. The main theoretical approaches to the study of the phenomenon of mediatization are given, the influence of social media on social processes is proved.

Key words: mediatization, social media, modern society, information society, sociology of media.

Медиатизация как институциональный процесс формируется в период расцвета радио и массовой пропаганды. Исследование данного процесса происходит в разнообразных плоскостях, затрагивая следующие отрасли науки: лингвистику, социологию, политологию, коммуникативисти-ку и прочие. Следует заметить, что к концепту «медиатизация» на сего-

дняшний день присутствует неоднозначное отношение в науке. Так, большой вклад в разработку этой категории внесли представители скандинавского направления исследования политических коммуникаций и СМИ Дж. Стрембек и Ф. Эсер. По их мнению, медиатизация представляет собой процесс, характеризующийся возрастанием влияния масс-медиа на разнообразные сферы общества.

Известные социологи К. Асп, С. Хьярвард, Дж. Маццолени, В. Шульц дают аналогичное определение медиатизации, при этом акцентируют внимание на усилении СМИ и доминировании медиа логики в коммуникативной практике. В свою очередь, отечественные исследователи массовых коммуникаций, при обращении к концепту «медиатизация», определили данный концепт как «процесс конструирования, сохранения и трансляции определенных медиадискурсов в современную цифровую ме-диасреду». В частности, - советский и американский физик-теоретик. И.М. Дзялошинский (род. 1 февраля 1931, Москва) подчеркнул, что в процессе медиатизации социальные институты становятся субъектами медиапро-странства, конструируя медиадискурсы. Итак, под медиатизацией понимается «исторический процесс, который сопровождает все этапы информационной революции по причине того, что данный процесс проникает во все сферы общественной жизнедеятельности».

Медиатизация современного общества проявляется в виртуализации публичной политики, в появлении множества новых микро-субъектов общественных коммуникаций (блоги, сообщества, YouTube каналы и др.), информационных продуктов и стратегий («умная толпа»), в основе чего заложены принципы медийной логики, а также современные цифровые и наукоемкие технологии.

Медиатизация управления распределением ресурсов в обществе становится важным процессом, который регулирует интеграцию информационных и коммуникационных технологий в современном обществе.

«Новые СМИ или Новые медиа (англ. New media) - термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями. Понятие создано для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как, например, газеты. Иными словами, этим термином обозначают процесс развития цифровых и сетевых технологий и коммуникаций».

Помимо этого, понятие «новые медиа» объединяет в себе как цифровые аналоги традиционных средств массовой информации, так и ресурсы и инструменты современного цифрового медиапространства (в частноти, мобильные телефоны, планшеты, электронные книги, сетевые игры, волоконно-оптическую связь и прочие).

Доктор политических наук Д.Г. Балуев к новым СМИ относит «все современные цифровые средства передачи данных», при этом подчеркивая близость категории «новые СМИ» с концептом «социальные медиа».

Так, социальные медиа входят в структуру новых медиа, реализуя именно социальный аспект выстраивания коммуникаций через применение

информационных инструментов. Как отмечает кандидат политических наук М.Ю. Павлютенкова, социальные сети как один из видов социальных медиа направлены на создание межличностных и групповых коммуникаций [2, с. 75]. Таким образом, социальные медиа рассматриваются как цифровой ресурс, направленный на создание социальных коммуникаций и сетевого взаимодействия между разными факторами коммуникативного процесса. Медиатизация современного политического процесса, а именно интеграция медиа логики и информационных технологий в сферу управления распределением ресурсов, имела ряд практических последствий. Так, интеграция в государственное управление цифровых технологий привела к разработке системы предоставления электронных государственных услуг для населения.

М.Ю. Павлютенкова указывает, что в современном мире важной тенденцией развития государственного управления развитых стран становится создание «электронного правительства», которое не является дополнением или аналогом традиционного правительства, за данным заимствованным термином кроется сформировавшееся в западной научной литературе, в документах международных организаций сущностное описание использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении [2, с. 90-91].

Цели и задачи формирования в РФ электронного правительства показаны ниже на рис. 1 и 2.

Рис. 1 - Цели формирования «электронного правительства» Так, изначально создание электронного правительства было направлено на техническую модернизацию системы госуправления под влиянием информационно-коммуникационных технологий, впоследствии функционал электронного правительства был расширен до интерактивного взаимодействия с гражданами страны дляреализации цели оказания услуг через сеть «Интернет».

Задачи Электронного правительства

созданне новых форм взаимодействия госорганов

оптнмизаши предоставления правительственных услуг населению и бизнесу

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан

рост технологической осведомленности и квалификации граждан

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной

Рис. 2 - Задачи электронного правительства

В заключение стоит отметить, что проблема информационного мониторинга, защиты персональных данных, поддержания информационной безопасности требует разработки эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации, как на уровне государственной власти, так и в рамках отдельных политических и социальных структур.

Литература

1. Дукин Р.А. Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа // Теория и практика общественного развития. - № 2. -2016. С.24-26

2. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в россии: концептуальные подходы и практика реализации // PolitBook - 2013 - №2. - С.90 - 105. С.90-91

Literature

1. Dukin R. A. Mediatization of modern society: the influence of social media // Theory and practice of social development. - No. 2. - 2016. Pp. 24-26

2. Pavlyuchenkova M. Y. E-government in Russia: conceptual approaches and practice of implementing // PolitBook - 2013 - №2. - Pp. 90 - 105. C. 9091

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.