УДК 378
И. В. Ишалина, Н. А. Юкиж
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Д. А. Крылов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Разработка банка тестовых заданий по техническим дисциплинам
профессионального цикла бакалавриата
Рассматривается одно из направлений определения качества результатов обучения и уровня сформиро-ванности компетенций обучающихся — использование тестовых заданий. Сформулированы преимущества тестовых заданий по сравнению с традиционными формами контроля знаний студентов, проанализированы требования к их разработке. Поэтапно рассмотрена методика разработки банка тестовых заданий по техническим дисциплинам, приведены примеры по конкретной дисциплине.
Ключевые слова: контроль знаний, оценочные средства, тесты, методика, этапы разработки.
На современном этапе модернизации российского образования одним из важнейших направлений государственной политики выступает повышение качества образования как основы качества жизни человека и общества в целом. Повышение качества образования связывается прежде всего с результативно-целевой направленностью образования, обеспечивающей три основных компонента качества: условия, процесс и результат образовательной деятельности. В разделе «Оценка качества освоения основных образовательных программ» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» указано, что для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций [5].
Фонд оценочных средств, понимаемый как комплекс методических и контрольных измерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для определения качества результатов обучения и уровня сформированности ком -петенций обучающихся в ходе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, должен быть сформирован по всем дисциплинам учебного плана.
В учебный план по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Технология», помимо дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического и естественнонаучного циклов, входят такие технические дисциплины профессионального цикла, как «Техническая механика», «Технологический практикум», «Технологии современного производства», «Машиноведение», «Технологии обработки материалов» и другие. Остановимся более подробно на методике разработ -ки тестовых заданий по данным техническим дисциплинам.
Как известно, педагогическое тестирование является одним из наиболее эффективных средств контроля формализованных знаний, что позволяет провести объективную оценку достигнутого уровня обученности студентов и получить достоверную информацию о владении ими определенными умениями и навыками. Кроме того, хорошо организованное тестирование дает возможность преподавателям в целом соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний [4].
Вместе с тем разработка тестовых заданий представляет собой достаточно сложный, кропотливый и длительный по времени процесс, учитывающий следующие основные требования:
- всесторонность — тест должен охватывать все разделы учебной программы и обеспечивать полную проверку теоретических знаний,
интеллектуальных и практических умений и навыков студентов. Полный перечень необходимых знаний, умений и навыков определяется учебными программами;
- высокая содержательная валидность (высокая степень репрезентативности содержания тестовых заданий по отношению к области содержания теста) — основана на включении всех дидактических единиц программы обучения в задание теста;
- высокая критериальная и текущая валидность — результаты теста должны быть обоснованны и значимы, по сравнению с некоторой внешней переменной, например, в виде корреляции результатов тестирования с результатами других тестов или других педагогических измерений, предназначенных для тех же целей;
- эффективность теста — тест должен позволять проводить контроль любой выборки испытуемых за короткое время с минимальными затратами;
- тест должен быть компьютерно-адаптивным, то есть позволять наряду с проведением традиционного «бумажного» тестирования достаточно быстро переводиться на компьютерное. При разработке традиционного теста необходимо придерживаться единого заданного стандарта;
- надежность — тесты должны обеспечивать постоянные результаты тестирования и быть устойчивыми к действию посторонних случайных факторов [2].
Необходимо также отметить, что, по сравнению с традиционными формами контроля знаний студентов, тесты имеют ряд преимуществ. Во-первых, при проведении тестирования снимается личный аспект в отношениях преподавателя и студента (или его оттенки), то есть позволяет провести максимально объективную оценку достигнутого уровня обученности студентов. Во-вторых, хорошо подобранный тест помогает всесторонне оценить знания студента по всему объему курса или темы занятий, что иногда не удается сделать педагогу на экзамене, исходя из ограниченности экзамена по времени, то есть получить достаточную достоверность информации. В-третьих, а это очень важно, студент работает самостоятельно, в условиях ограничения времени ответа, что заставляет его проявлять большую собранность, активность и энергию (не говоря уже о некотором багаже знаний, который желательно иметь перед началом любого теста). В-четвертых, по результатам тестирования преподаватель может
(и должен) скорректировать дальнейший процесс обучения. В-пятых, тестирование в вузе тренирует выпускников к дальнейшим возможными испытаниями в виде различных видов и форм тестирования перед поступлением на работу или дальнейшей учебой, что связано с системой тестирования в нашей стране, которая будет только развиваться и совершенствоваться.
Основываясь на положениях теории и практику современного педагогического тестирования, сложившуюся в вузах систему контроля знаний, умений и навыков, можно выделить следующие основные этапы разработки надежного и валидного критериально ориентированного педагогического теста, полностью отвечающего требованиям к технологии контроля знаний, умений и навыков студентов на всех этапах обучения [4].
На первом этапе отбирается учебный материал, подлежащий тестовому контролю, составляется перечень объектов контроля; разрабатываются (или отбираются из имеющихся в наличии готовых заданий) так называемые предтестовые задания в открытой форме; при необходимости задания объединяются в тематические группы; комплектуется первичный, пробный тест. Если тестирование предназначено для проверки знаний по всему курсу (или крупному блоку), то предварительно определяется круг тем, включаемых в тест и относительное количество заданий, которым должен быть представлен каждый раздел курса.
На втором этапе осуществляется экспериментальная проверка пробного теста, который предлагается студентам в качестве самостоятельной учебной работы. В целях получения более объективной картины, экспериментальное тестирование рекомендуется проводить на среднестатистической (по уровню успеваемости) группе студентов.
На третьем этапе проводится анализ результатов первичного тестирования и их обработка: выявляются типичные ошибки студентов, совершенные в ходе выполнения работы; на их основании создаются дистракторы (отвлекающие наборы ответов); осуществляется оценка трудности заданий и дифференцирующей силы (параметр, характеризующий успешность выполнения тестового задания сильными и слабыми испытуемыми); отбраковываются «пустые» задания; в случае необходимости корректируется содержательная часть заданий, а также шкала оценивания результатов тестирования. В результате такого анализа из прошедших проверку заданий формируется собственно базовый вариант теста.
На следующем этапе составляется блок тестовых заданий. Для того чтобы исключить (минимизировать) возможность списывания, рекомендуется создание как можно большего числа различных вариантов теста. В связи с этим количество разрабатываемых заданий должно превышать планируемое число заданий каждого варианта теста в несколько раз. Решить данную проблему можно как минимум двумя способами. Во-первых, попытаться представить одно и то же задание в различных формах (открытой, закрытой, на установление соответствия, на установление верной последовательности и т. д.). Во-вторых, для составленных ранее тестовых заданий можно попытаться создать так называемые фасетные задания. Фасет-ными называются тестовые задания, полученные путем замены одного (нескольких) слов (символов, чисел) в базовом задании, что превращает его в другое задание, аналогичное по содержанию и трудности [2].
Проиллюстрируем сказанное на примере технической дисциплины профессионального цикла по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Технология» «Технологии обработки материалов».
Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос - ответ [1; 3].
1. Тесты-определители с одним правильным ответом. Сложность данного типа тестового за -дания зависит от количества указанных ответов: два, три и т. д.
Сталями называют сплавы железа с углеродом, содержащие:
1) до 0,02 % углерода;
2) от 0,02 % до 2,14 % углерода;
3) от 2,14 до 6,67 % углерода;
4) 0,8 % углерода.
Либо, наоборот, вопросом является определение, а ответом — само понятие.
Механическая смесь феррита и цементита, содержащая 0,8 % углерода, называется:
1) перлит; 2) ледебурит;
3) аустенит; 4) феррит.
Установлено, что студенты, как правило, предпочитают данную форму тестовых заданий. Очевидно, что чисто психологически легче решать задачу, когда знаешь, что один из предложенных ответов является правильным.
2. Тесты-определители, имеющие несколько вариантов ответа, с указанием или без указания
их количестваих количества. Какие металлы относятся к тугоплавким (два правильных ответа): 1)свинец; 2)вольфрам;
3)ванадий; 4)олово?
Какие примеси в железоуглеродистых сталях относятся к вредным:
1) кремний; 2) марганец;
3) сера; 4) фосфор?
3. Тесты-определители с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм.
Какая линия диаграммы называется линией «Солидус»:
ir.Sb
1) AB; 2) DB;
3) ABC; 4) DBE;
5) ABE?
4. Альтернативные тесты, формулирующиеся в виде вопроса-утверждения и требующие однозначного ответа: «да» или «нет».
Верно ли утверждение, что линией «Ликвидус» называют температуру, соответствующую началу кристаллизации:
1) да; 2) нет?
5. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать самостоятельно.
Чугун, в котором весь углерод находится в виде химического соединения Fe3C, называется_.
6. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика может не совпадать с количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие металлы и их группы:
1) медь; а) тяжелый;
2) титан; б) благородный;
3) прометий; в) редкоземельный;
4) платина; г) легкий.
5) алюминий.
Достаточно сложная форма, проверяющая глубокие и прочные знания учебного материала.
7. «Открытые» (или перспективные) тесты. Необходимо вставить пропущенные слова.
В зависимости от уровня сложности пройденного материала, учащимся могут быть предложены варианты ответов.
Чугуны с пластинчатой формой графита называются _, с шаровидной формой графита —
_, с хлопьевидной формой графита —_.
На выбор: серыми, ковкими, белыми, высокопрочными.
8. Тесты, связанные с заполнением таблицы. По химическому составу углеродистые стали делят, в зависимости от содержания углерода, на несколько групп. Заполните таблицу.
На усмотрение педагога учащимся могут быть предложены варианты ответов.
9. Тесты, связанные с заполнением схемы. В зависимости от уровня сложности пройденного материала, учащимся могут быть предложены варианты ответов.
Заполните схему, используя варианты ответов.
Варианты ответов: керамика, титан, полимеры, никель, медь, стекло, металлы, стеклопластик, углепластик, глина, фарфор,
10. Тесты-классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов, и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или выбрать критерий классификации самостоятельно.
Разделите металлы, приведенные в данном списке, на группы: 1) магний, 2) титан, 3) бериллий, 4) вольфрам, 5) золото, 6) свинец, 7) церий, 8) лантан, 9) серебро,10) ванадий, 11) алюминий, 12) цинк, 13) олово. Тугоплавкие: Легкие: Благородные:
Редкоземельные:
Легкоплавкие:
11. Тесты по нахождению «лишнего» объекта. Задания такого типа могут быть без критериев ответа, а могут быть с заданными критериями ответа.
Заключительным этапом является экспертиза тестовых заданий (тест предлагается другим преподавателям для анализа, проверки конкретных формулировок и т. п.), после чего они включаются в банк тестовых заданий.
В заключение необходимо отметить, что проверка и оценка качества обучения, в том числе и по техническим дисциплинам, — процесс сложный и многоплановый. Опыт проведения мероприятий по текущему контролю знаний студентов показывает, что использование тестовой формы контроля достаточно эффективно, позволяет выявлять слабые места в подготовке студентов и своевременно принимать меры по их устранению и в целом повышает объективность и точность контроля знаний.
—Ш—-
1. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2005. 266 с.
2. Горбенко А. О., Мамасуев А. В. Система интенсивного обучения в высших учебных заведениях. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2014. 322 с.
3. Ефремова Н. Ф. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе. М.: Национальное образование, 2013. 162 с.
4. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788.
1. Avanesov V. S. Forms of tests assignment: a study guide for teachers of schools, lyceums, university lecturers and colleges. M.: Centr testirovaniya, 2005. 266 p.
2. Gorbenko A. O., Mamasuev A. V. System of intensive training in higher educational institutions. Theory and practice. M.: INFRA-M, 2014. 322 p.
3. Ephraim N. F. Competence-oriented tasks. Design and application in the teaching process. M.: Natsionalnoye obra-zovanie, 2013. 162 p.
4. Mayorov A. N. Theory and practice of creating tests for the education system. M.: Intellekt-centr, 2001. 296 p.
5. Federal state educational standard of higher education in the direction of training 050100 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor"), approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 22, 2009. № 788.
Группы Содержание углерода
? менее 0,3 %
среднеуглеродистые стали ?
? более 0,7 %
I. V. Ishalina, N. A. Yukina Volga State Technological University, Yoshkar-Ola
D. A. Krylov Mari State University, Yoshkar-Ola
Elaboration of bank of the tests assignment for technical disciplines of udergraduate professional cycle
Regarded one of the directions determining the quality of learning outcomes and the level of formation of competences of students - the use of tests assignment. Articulate the benefits of tests assignment compared to traditional forms of control of students' knowledge, analyzed the requirements for their development. Considered a method step by step development of the bank of test assignment in technical disciplines, provides examples of specific discipline is considered.
Keywords: control of knowledge, evaluation tools, tests, methodology, stages of development.