Научная статья на тему 'Оценка деятельности студентов по курсу «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе»'

Оценка деятельности студентов по курсу «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНКА / ФОРМЫ ОЦЕНКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / РЕФЕРИРОВАНИЕ / КОНСПЕКТ УРОКА / АНАЛИЗ УРОКА / COMPETENCES / EVALUATION / EVALUATION FORMS / TESTS / SUMMARY WRITING / SUMMARY OF A CLASS / CLASS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмакина Н. Л.

В статье представлены содержательные модули, на которые разделен курс «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». Раскрываются формы оценки, которые используются на занятиях для определения сформированности компетенций по данной дисциплине у студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В статье показаны примеры разных видов тестовых заданий по каждому модулю: задания на установление соответствия, задания закрытой формы, задания на установление правильной последовательности, задания открытой формы. Описана технология оценки этих тестовых заданий. Статья знакомит с темами рефератов и их структурой по каждой теме. Оценочный лист позволяет оценить качество выполненной работы по критериям. Особое внимание уделяется написанию конспектов уроков по предмету «Изобразительное искусство» и анализу разработанных проектов. Первоначально студенты знакомятся с программой по предмету и учатся писать конспекты, используя табличную форму. Схема анализа урока включает 3 блока вопросов: целевой, структурный, методический. Каждый вопрос схемы в блоке уточняется в процессе беседы с помощью дополнительных вопросов. Кроме конспектов уроков в ходе изучения дисциплины студенты проектируют конспекты внеклассных занятий по предмету «Изобразительное искусство», а также рабочие программ базовых и элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluating the competence of students mastering the course in Theories and technologies of artistic and aesthetic education in primary school

The paper describes the content modules of the course in Theories and Technologies of Artistic and Aesthetic Education in Primary School and characterizes the evaluation forms used to determine the level of student competences on the subject studied within the program 050100.62 Pedagogical Education (Primary Education). The paper also contains the examples of different test for each module, such as matching tasks, closed form tasks, sequencing tasks, open form tasks. The author describes the test evaluation technology and introduces the topics and structure of student reports. The evaluation sheet allows the teachers to assess the quality of the student work according to the criteria, with particular attention to student summaries of classes in Fine Art and analysis of student projects. Initially, students study the course program and learn to write notes using a tabular format. A class analysis scheme contains three groups of questions, such as target, structural, and methodical questions. Each question is specified through additional questions during the class discussion. In addition to summaries, students design summaries of extracurricular activities on Fine Arts, as well as the working programs of basic and elective courses.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности студентов по курсу «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе»»

Вестник НВГУ. № 2/2015

ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

V.V.Afanasyev

I. V.Afanasyeva

Moscow, Russia

METHODS OF PRESENTING KNOWLEDGE WHEN SOLVING PRACTICAL PEDAGOGICAL PROBLEMS

Abstract. The paper considers scheme, semantic, and expert-logic methods of knowledge representation when solving practical pedagogical problems and issues directly associated with the subject of teaching practice. The problems under consideration can be approached using objective, subjective, system, technological and many other ways available to a particular teacher. Underestimating the rationalistic standards of the objective approach can lead to serious misconceptions in both theory of teaching practice and pedagogic facts. A relatively subjective nature of the considered methods suggests that they may be successfully applied under certain reservations only, since the result is dependent on handling these methods, availability of required knowledge, its productivity and quality. The paper describes the content and application algorithm of methods used to solve a problem and suggests correctness criteria and classification base for each of the above methods. The authors also provide classification examples and brief recommendations on using the methods for solving practical problems. In case of every method, scientific knowledge and experience of practical professionals are the major components. The method is applied in two stages: first, original justification is developed, which is considered valid in case all allegations are not contradictory and no controversy appears when a new statement is introduced; secondly, the experts attempt to find out the real unreliability causes. Such refinements reduce the reliability of the existing justification as long until the local unreliability causes become prominent. In other words, the method allows identifying the sources and causes for mistakes on the one hand or, on the other hand, increasing the confidence in the reliability of the original justification.

Key words: subjective and objective approach; methods; scheme; semantic; expert-logic; plausible reasoning; strategy; productivity.

About the authors: Vladimir Vasilevich Afanasiev1, Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Theory and History of Education; Irina Vasilevna Afanasyeva2, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Legal Psychology and Law.

Place of employment: ’Moscow City Pedagogical University; 2Moscow City Psychological-and Pedagogical University.

УДК 378.146 Н.Л.Жмакина

Нижневартовск, Россия

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Аннотация. В статье представлены содержательные модули, на которые разделен курс «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». Раскрываются формы оценки, которые используются на занятиях для определения сформированности компетенций по данной дисциплине у студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В статье показаны примеры разных видов тестовых заданий по каждому модулю: задания на установление соответствия, задания закрытой формы, задания на установление правильной последовательности, задания открытой формы. Описана технология оценки этих тестовых заданий. Статья знакомит с темами рефератов и их структурой по каждой теме. Оценочный лист позволяет оценить качество выполненной работы по критериям. Особое внимание уделяется написанию конспектов уроков по предмету «Изобразительное искусство» и анализу разработанных проектов. Первоначально студенты знакомятся с программой по предмету и учатся писать конспекты, используя табличную форму. Схема анализа урока включает 3 блока вопросов: целевой, структурный, методический. Каждый вопрос схемы в блоке уточняется в процессе беседы

Вестник НВГУ. № 2/2015

Н.Л.Жмакина

с помощью дополнительных вопросов. Кроме конспектов уроков в ходе изучения дисциплины студенты проектируют конспекты внеклассных занятий по предмету «Изобразительное искусство», а также рабочие программ базовых и элективных курсов.

Ключевые слова: компетенции; оценка, формы оценки, тестирование, реферирование, конспект урока, анализ урока.

Сведения об авторе: Жмакина Надежда Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, каб. 304, тел.: 9125383375, e-mail: [email protected]

Изменения, происходящие в системе высшего образования, предлагают преподавателю высшей школы вносить изменения в организацию процесса обучения студентов. Данные изменения касаются и организации системы оценивания компетенций, которые формируются у студента в процессе изучения каждой учебной дисциплины, создания фондов оценочных средств по дисциплинам.

Курс «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» включает в себя изучение следующих модулей:

— теоретические основы художественного образования младших школьников;

— практические основы обучения изобразительному искусству;

— методика и технологии обучения изобразительному искусству в начальной школе.

Процесс изучения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями [1]:

— способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

— готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

— способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

— способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

— способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Компетенции ОК-3, ОК-14 формируются в процессе изучения двух первых модулей, компетенции ПК-1, ПК-10, ПК-11 формируются в основном в процессе изучения третьего модуля дисциплины.

Для определения уровня сформированное™ компетенций используются различные формы оценки: тестирование, составление глоссария, реферирование, выполнение самостоятельных работ, составление конспектов уроков, ответы на вопросы на практических занятиях и т.д.

Для того чтобы расширить знания студентов о культуре, в частности, о художественной культуре и искусстве, используется такая форма задания, как составление глоссария. Студенты составляют словарь по темам «Направления искусства», «Виды и жанры живописи» и т.д. В некоторых случаях словарь подкрепляется слайдовой презентацией, позволяющей наглядно представить особенности рассматриваемого понятия.

Одним из распространенных методов контроля знаний является тестирование. Оно применяется при изучении всех модулей курса. Для тестирования используются различные виды тестов. Задания закрытой

Вестник НВГУ. № 2/2015

ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

формы зачастую предполагают наличие не- все правильные ответы, но при этом не скольких правильных ответов, что услож- ошибся, студенту ставится 0,5 балла. При-няет работу В таком случае при наличии ведем в качестве примера несколько тесто-всех правильно выбранных ответов студен- вых заданий из разных модулей программы, ту ставится 1 балл. Если студент выбрал не

1-й модуль «Теоретические основы художественного образования младших школьников»

Вид тестового задания Тестовые задания

Задание на установление соответствия Соотнесите произведение и имя его автора: 1. Левитан А. Утро в сосновом лесу 2. Шишкин Б. Грачи прилетели 3. Саврасов В. Март

Задание закрытой формы Место рождения понятия «культура»: A. Древняя Греция Б. Древний Рим B. Италия

Задание на установление правильной последовательности Хронологическая последовательность возникновения стилей и направлений в искусстве: A. Реализм Б. Возрождение B. Классицизм

Задание открытой формы Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму, — ...

2-й модуль «Практические основы обучения изобразительному искусству»

Вид тестового задания Тестовые задания

Задание на установление соответствия Распределите цвета на: 1. Теплые А. Оранжевый 2. Холодные Б. Коричневый В. Бирюзовый Г. Фиолетовый Д. Сиреневый Е. Песочный

Задание закрытой формы Средства композиции: A. Равновесие Б. Формат B. Сюжетно-композиционный центр Г. Контраст Д. Светотень

Задание на установление правильной последовательности Порядок выполнения рисунка симметричного предмета: A. Отметь высоту и ширину предмета Б. Проведи ось симметрии B. Горизонтальными линиями определи места, где предмет меняет форму Г. Определи границы тени Е. Определи прямыми линиями границы предмета Ж. Определи положение листа

Задание открытой формы Составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей — ...

Вестник НВГУ. № 2/2015

Н.Л.Жмакина

3-й модуль «Методика и технологии обучения изобразительному искусству в начальной школе»

Вид тестового задания Тестовые задания

Задание на установление соответствия Соотнесите определения Г.В.Лабунской, 1) Изобразительность—... 2) Выразительность — ... А .. .это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка Б .. .это посильное раскрытие детьми некоторых характеристик сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему

Задание закрытой формы Основной составляющий элемент учебно-творческой Деятельности: A. Анализ продуктов деятельности Б. Учебно-творческая задача B. Беседа Г. Актуализация знаний Д. Ситуация вдохновения

Задание на установление правильной последовательности Расставьте в хронологической последовательности структурные элементы урока: A. Анализ работ учащихся Б. Постановка учебно-творческой задачи B. Актуализация знаний учащихся Г. Самостоятельная работа

Задание открытой формы Автор теории связи деятельности воображения и фантазии в ее основных 4-х формах

В процессе изучения дисциплины студентам предлагается написание двух рефератов по темам «Декоративно-прикладное искусство России», «Жизнь и творчество художника». Темы конкретизируются названием промысла и именем художника, поэтому каждый студент выполняет индивидуальное задание. В то же время в каждой группе создается Библиотека рефератов, материал которых может быть использован всеми студентами при проектировании конспектов уроков и внеклассных мероприятий, рабочих программ базовых и элективных курсов. Конкретизируя тему реферата, часть студентов изучают декоративно-прикладное искусство коренных народов ХМАО—Югры — ханты и манси, рассматривают возможности использования данного материала на уроках изобразительного искусства. По каждой теме студенту

предлагается определенная структура реферата, элементы которой должны быть обязательно учтены при его написании.

По теме «Декоративно-прикладное искусство России» реферат выполняется по следующей структуре:

1. История промысла.

2. Особенности росписи.

3. Место изучения данного промысла в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы.

4. Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства.

По теме «Жизнь и творчество художника» структура реферата содержит следующие компоненты:

1. Детство и юность художника.

2. Образование мастера.

3. Творчество живописца.

Вестник НВГУ. № 2/2015

ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

4. История написания и анализ произведений, изучаемых в начальной школе.

В требованиях к реферату предлагаются критерии его оценки: актуальность темы и изложенных взглядов; стиль изложения; оригинальность и новизна; соответствие содержания теме; глубина проработки ма-

териала; обоснованность выводов; соответствие оформления реферата требованиям.

Быстро и качественно проанализировать выполненную студентом работу позволяет оценочный лист. Количество баллов регламентируется технологической картой по дисциплине.

Оценочный лист (реферат)

Критерии и показатели оценки реферата Кол-во баллов

1. Содержание реферата:

У во введении формулированы цель и задачи реферата

У основная часть делится на несколько разделов

У в заключении подводятся итоги, выводы обоснованы

У актуальность темы и изложенных взглядов

> оригинальность и новизна

2. Содержание выступления:

У наличие сформулированных целей и задач работы

> выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование

У наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения

> сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах

> продуманная демонстрация иллюстрированного материала

3. Культура выступления:

> соблюдение регламента

У умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления

У адекватность громкости и темпа

> уверенность и убедительность манеры изложения

У краткость и аргументированность ответов на вопросы

4. Оформление:

> присутствуют все части реферата: введение, основная часть, заключение

У наличие приложений: представлены иллюстрирующие основной текст реферата материалы (репродукции, рисунки, эскизы и т.д.)

У список литературы содержит ссылки на книги и интернет-ресурсы, содержатся полные данные

У объем и оформление соответствуют требованиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Написание данных рефератов способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Выполняя эту работу, студенты изучают историческое культурное наследие различных народов, а также рассматривают вопросы преподавания данного материала младшим школьникам по различным программам.

Во внеучебное время для студентов 1-го и 2-го курсов в рамках недели студенческой науки на факультете проводится конкурс рефератов «В мире искусства». Тема реферата конкретизируется интересами студентов и позволяет расширить имеющиеся знания студентов по видам, стилям и направлениям искусства.

Вестник НВГУ. № 2/2015

Н.Л.Жмакина

В процессе изучения 2-го модуля дисциплины много внимания уделяется выполнению студентами рисунков на различные темы (рисование с натуры, сюжетное рисование). Критерии работ студентов (рисунков) уточняются в зависимости от темы.

Особого внимания заслуживает формирование профессиональных компетенций, позволяющих будущим педагогам проектировать конспекты уроков. Начинается подготовка к данной работе с анализа программ по курсу «Изобразительное искусство» по различным учебно-методическим

комплектам. В ходе анализа студенты в каждой программе выделяют направления художественного развития учащихся, разделы программы, принципы и особенности построения содержания, материалы и инструменты, которыми работают учащиеся в процессе освоения программы.

Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства осуществляется с помощью таблицы. Такая форма записи позволяет увидеть репродуктивный характер деятельности педагога, а также «пустоты» в деятельности учителя или детей.

№ п/п Название этапа, структурного элемента Затраченное время Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты

1

Защита проекта урока осуществляется в ходе практических занятий. Студенты выполняют самоанализ и анализ конспекта урока с помощью схемы. В схеме условно выделены 3 блока вопросов.

Схема анализа урока изобразительного урока:

1. Целевой

> Какие требования к личностным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Почему Вы так решили? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему?

> Какие требования к метапредметным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Что позволило Вам сделать такой вывод? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему? Какие межпредмет-

ные связи использовались учителем, в чем заключалась их целесообразность?

> Какие требования к предметным результатам освоения программы учащимися ставились учителем перед этим уроком? Выполнены ли они в ходе урока? Что об этом свидетельствует? Какие коррективы внесете в их формулировку в случае повторного проведения урока по данной теме? Почему? На использовании каких внутри-предметных связей построен урок?

2. Структурный

> Как проверялась готовность рабочего места учащихся? Рациональность размещения наглядности, оформления доски, используемой презентации. Как их можно усовершенствовать? Чем можно заменить и почему?

> На уроке планировался анализ натуры (рисунков, иллюстраций, репродукций, моделей, макетов и т.п.)? Анализ полный, достаточный? Что бы Вы теперь в нем изменили?

Вестник НВГУ. № 2/2015

ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

> Использовался алгоритм действий, словесный план? Алгоритм действий сопровождался педагогическим рисунком учителя? Обоснуйте целесообразность таких действий.

> В чём заключалась работа над замыслом будущего рисунка? Предполагалась ли ситуация вдохновения, почему Вы так решили?

> Когда и как была сформулирована учебно-творческая задача? Что бы Вы изменили в ее формулировке и почему?

> В чем заключалась целесообразность включения пробных упражнений, предшествовавших самостоятельной работе? Можно их было не включать в урок? Чем их можно было заменить?

> Как было организовано обучение учащихся работе с материалами и инструментами? Какие действия планировались учителем по работе над правилами пользования материалом, по предупреждению ошибок? Что свидетельствует о сформированное™ умений работы с данными материалами?

> Как связаны с темой урока физкультминутки? Целесообразно ли выбрано время для проведения физкультминутки?

> Когда и как были сформулированы критерии анализа работ? Соответствовали ли они поставленной на уроке учебнотворческой задаче?

> Какая форма подведения итога урока была выбрана? Почему был сделан такой

выбор? В какой форме предполагалась демонстрация рисунков, корректировка недостатков, самооценка и взаимный контроль? Возникла ли необходимость корректировать подведение итога урока?

3. Методический

> Какие методы и приемы использовались для достижения целей урока? Обоснуйте выбор методов и приемов. Какие еще можно использовать методы и приемы для достижения целей этого урока?

> Какие проблемные ситуации решались на уроке? Как можно по-другому поставить проблемные вопросы на этом уроке?

> Предполагалась ли дифференциация обучения? Как планировалась такая работа, как ее можно организовать по-другому?

> В чем заключалась роль учителя в ходе самостоятельной работы детей? Какая индивидуальная работа проводилась? Почему возникла необходимость в ее проведении?

Кроме конспектов уроков в ходе изучения дисциплины студенты проектируют конспекты внеклассных занятий по предмету «Изобразительное искусство», а также рабочие программы базовых и элективных курсов.

Систематический контроль знаний и умений студентов позволяет планомерно проверять сформированность всех компетенций, заявленных в программе, анализировать и корректировать работу в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf

REFERENCES

1. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, major discipline 050100 Pedagogical Education (Bachelor degree). URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf

Вестник НВГУ. № 2/2015

Н.Л.Жмакина

N.L.Zhmakina

Nizhnevartovsk, Russia

EVALUATING THE COMPETENCE OF STUDENTS MASTERING THE COURSE IN THEORIES AND TECHNOLOGIES OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

Abstract. The paper describes the content modules of the course in Theories and Technologies of Artistic and Aesthetic Education in Primary School and characterizes the evaluation forms used to determine the level of student competences on the subject studied within the program 050100.62 Pedagogical Education (Primary Education). The paper also contains the examples of different test for each module, such as matching tasks, closed form tasks, sequencing tasks, open form tasks. The author describes the test evaluation technology and introduces the topics and structure of student reports. The evaluation sheet allows the teachers to assess the quality of the student work according to the criteria, with particular attention to student summaries of classes in Fine Art and analysis of student projects. Initially, students study the course program and learn to write notes using a tabular format. A class analysis scheme contains three groups of questions, such as target, structural, and methodical questions. Each question is specified through additional questions during the class discussion. In addition to summaries, students design summaries of extracurricular activities on Fine Arts, as well as the working programs of basic and elective courses.

Key words: competences; evaluation, evaluation forms, tests, summary writing, summary of a class, class analysis.

About the author: Nadezhda Leonidovna Zhmakina, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and General and Social.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

УДК 378.147 Г.А.Петрова

Нижневартовск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. Предметом рассмотрения в статье является использование заданного подхода как технологической основы процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций. В условиях возрастающих требований к подготовке учителей в период профессионального обучения происходит, прежде всего, переосмысление целей вузовской подготовки и переориентация преподавания учебных дисциплин педагогического цикла на активное обучение. Постоянное использование в учебном процессе арсенала методов активного обучения расширяется за счет творчества преподавателей и студентов (имитационные ситуации, ролевые и деловые игры, тренинги). Представленные материалы имеют практическое значение, так как в рабочие учебные планы включена дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач». Моделирование типичных педагогических ситуаций в процессе подготовки учителя (анализ ситуаций, проектирование способов действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций) позволяет заранее, до непосредственной практики в школе, преобразовывать и синтезировать знания, полученные при изучении теоретических дисциплин, и использовать их для решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.