ма власть в своих отчётах не давала повода для оптимизма. Кроме того, акции протеста учителей имели уже всероссийский масштаб.
Для периода 1996-1997 гг. свойственны усиление и радикализация протестной борьбы, связанные с проблемой невыплаты зарплаты, так как кризис неплатежей приобрёл тотальный характер, наряду с
экономическими набирают силу и политические требования. Конец данного периода отличается наибольшей радикализацией протестной борьбы, так как приоритет был отдан требованиям политического характера, усилением настроений безысходности, а также участием педагогов региона в локальных акциях гражданского неповиновения.
Библиографический список
1. Государственный архив Новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 318 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза с № 8 по № 10; л. 2).
2. Мадьярова Д. Вплоть до голодовки // Восточно-Сибирская правда. 1996. 1 февраля. С. 4; Поверим ещё раз? // Восточно-Сибирская правда. 1996. 10 февраля. С. 5.
3. Мадьярова Д. Три шага к горизонту // Восточно-Сибирская правда. 1996. 29 февраля. С. 7.
4. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 317 (Протоколы Пленумов Иркутского обкома профсоюза работников народного образования и науки с № 1 по № 4; л. 13, 23, 25).
5. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 321А (Протоколы конференций представителей трудовых коллективов учреждений образования Иркутской области и заседаний Совета председателей; л. 3-5, 16, 17, 24, 26, 31-33, 43, 60, 61, 75, 76, 82, 83).
6. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 319 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза с № 11 по № 13; л. 6, 17-20).
7. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 320 (Протоколы заседаний Президиума Иркутского обкома профсоюза №№
14-15; л. 4, 6, 7).
8. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 324 (Протоколы с № 7 по № 9 заседаний Совета председателей территориальных и первичных организаций профсоюза; л. 1, 2, 7, 19, 21, 22, 24, 51, 52).
9. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 323 ( Протокол № 2 Пленума Иркутского обкома профсоюза; л. 3, 4, 13, 21).
10. Ножиков Ю. А. Я это видел, или жизнь российского губернатора, рассказанная им самим. Иркутск: Иркутская областная типография №1, 1998. 209 с.
11. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 326 (Протокол № 22 заседания Президиума Иркутского обкома профсоюза; л. 15).
12. ГАНИИО. Фонд Р-3197. Опись 1. Дело 329 (Протокол III пленума Иркутского обкома профсоюза; л. 2, 3, 12).
13. Мадьярова Д. Февральские пикеты // ВосточноСибирская правда. 1997. 19 февраля. С. 1.
14. Кацва А. М. Массовый протест в социально-трудовой сфере. Коллективные действия наёмных работников в современной России: истоки, проблемы и особенности. СПб.: Летний сад, 2002. 61 с.
УДК 378:51
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
© М.Л. Палеева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена проблеме измерения учебных достижений студентов технического университета. Предлагается алгоритм конструирования тестовых заданий, трансформирующих и фиксирующих проявление контролируемых элементов. Процедура перевода целей контроля и содержания дисциплины в учебные задания представлена в предметном поле математики. Табл. 4. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: учебный элемент; тестовое задание; педагогическая диагностика; измерение достижений.
PRINCIPLES OF TECHNOLOGY FOR CREATING MATHEMATICAL TRAINING TASKS FOR EDUCATIONAL
TESTING
M.L. Paleeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article deals with the problem of measuring technical student educational achievements. It proposes an algorithm for constructing test assignments that modify and reveal the elements being controlled. The procedure of converting the control objectives and discipline contents into training tasks is presented in the subject field of mathematics. 4 tables. 5 sources.
Key words: educational element; test assignment; pedagogical diagnostics; achievement measurement.
1Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Engineering Training, tel.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Динамизм разворачивающихся инновационных процессов в обществе актуализирует формирование у студентов ценностных ориентаций и потребностей в постоянном самообразовании и саморазвитии, что закономерно влечёт за собой необходимость реформ в сфере образования, стратегической линией которых становится системно-деятельностный подход в проектировании образовательных программ и переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами. Компетенциям выпускника, как результату освоения образовательных программ, отводится главная роль в процессах наращивания конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. При этом особое значение приобретает декларирование студенту результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием уровня их освоения. Доведенные до сведения студента ожидаемые результаты становятся ориентирами в познавательной деятельности, повышают сознательность и активность студентов в учебном процессе. Перенос акцента с содержания образования на ожидаемые результаты обучения требует адекватной оценки достижений студента, которая обеспечит ему осознание своего уровня компетентности, приведет к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования, осмысленного формулирования собственных целей, планомерного выполнения задания и объяснения полученного результата. Очевидна необходимость многомерного и многоэтапного измерения качества учебных достижений студентов.
Адаптация отечественного образования к европейским стандартам оценки результатов обучения сопровождается активным применением педагогического тестирования для измерения уровня подготовленности, проведения рейтинга студентов, мониторинга учебного процесса, организации адаптивного обучения, контроля и дистанционного образования. В России на протяжении многих десятилетий активно разрабатываются методологические и теоретические основы многогранного измерения учебных достижений (научные труды В.С. Аванесова, Т.М. Балыхиной, В.П. Беспалько, В.И. Звонникова, А.Н. Майорова, Н.С. Михайловой, М.Г. Минина, М.В. Челышковой и др.). Накопленный теоретический потенциал требует апробации педагогических технологий перевода учебных целей на язык внешне выраженных, наблюдаемых действий, обеспечивающих управляемость учебного процесса через своевременное выявление качественных и количественных характеристик результатов обучения.
Технологический подход к построению обучения в целом позволяет установить взаимодействие двух видов деятельности - преподавания и учения, сводит обучение к выработке у студентов заведомо определенного, детерминированного "наблюдаемого поведения", т.е. четко заданного набора процедурных операций. На наш взгляд не все познавательные и коммуникативные действия, необходимые для приобретения опыта творческой деятельности будущих инженеров, поддаются разложению на отдельные наблюдаемые
дидактические явления, и это необходимо учитывать, применяя тестовые технологии в качестве средства формирования знаний и умений. Разграничивая понятия теории, методики и технологии обучения, Г.И. Саранцев [4] считает, что технологии призваны упорядочить все элементы процесса обучения, выстроить его этапы, назвать условия реализации намеченного плана действий. Главная цель технологизации - получить продукт заданного образца. При таком подходе роль технологии сводится к диагностированию целей и корректированию процесса, осуществление которого будет способствовать достижению проектируемых целей.
Предмет контроля в учебном процессе всегда носит латентный характер - подготовленность приходится измерять косвенно, через эмпирически фиксируемые проявления интересующих признаков, индикаторами которых являются специально подобранные задания. Определяя наличие, недостаток или отсутствие знаний, учебное задание стимулирует обучение и способствует повышению качества знаний. Проведенный анализ исследований в области применения тестов позволяет высоко оценить задачную систему адаптивного обучения и контроля уровня подготовленности бакалавров технических направлений. Тем не менее, имеет место факт - концептуальные, технологические и методические основы систематизации учебных заданий, их экспертиза в техническом образовании разработаны недостаточно. При возрастающей активности и масштабности применения педагогических тестов в сфере высшего образования остается проблема низкого качества тестовых материалов, в частности не обеспечены их содержательная и функциональная валидность. Для разрешения сложившейся ситуации сделана попытка алгоритмизировать действия, необходимые для подготовки системы тестовых заданий.
Этап 1. Согласование целей обучения дисциплине с целями контроля
По цели тестирования различают тесты входного (предварительного), текущего, рубежного и итогового контролей, призванные выполнить оперативную прогностическую и диагностическую функции, установить уровень и качество овладения материалом изученной дисциплины. Текущий и рубежный контроль являются средствами обратной связи и корректировки в обучении, реализуют систематическое управление учебной деятельностью, стимулируют регулярную целенаправленную работу студентов. Итоговый контроль -объективное выявление результатов обучения, обобщение и систематизация знаний, самооценка освоенных умений.
Не единственной, но эффективной формой проведения контроля является экспресс-диагностика на основе заданий с выбором одного правильного ответа. В целом педагогический контроль организуется не ради получения правильных ответов или положительных оценок. Необходимо контролировать содержание формируемых действий, фиксировать допущенные ошибки и тут же исправлять их для успешности дальнейших действий. Если пооперационный контроль
позволяет регулировать процесс усвоения по обнаруженным отклонениям, то тестовое задание контролирует лишь конечный результат действий. Поэтому текущий и рубежный контроль должен осуществляться не только по конечному результату, но и поопераци-онно.
Состав усвоенных знаний и освоенных умений необходимо извлекать из нормативных документов. Содержание образования как заданные обществом требования к конечному результату учебной деятельности выражено в компетенциях и сформированных личностных качествах, это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Проектируемые ФГОС ВПО результаты изучения математики по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» предусматривают овладение студентом определенными знаниями содержания линейной алгебры, аналитической геометрии, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; умениями осмысленного оперирования алгебраическими структурами и применения методов математического анализа. Определяя основные цели, стоящие перед математическим образованием, мы разделяем точку зрения Л.Д. Кудрявцева, предлагающего создать условия для формирования культуры мышления, умения творчески подходить к решению возникающих задач [3]. Не отрицая вспомогательного состояния математики в техническом университете для целей физики, механики, некоторых специальных предметов, уточним цели обучения математике: обучить математическому аппарату, необходимому для изучения дисциплин социально-экономического, естественнонаучного и профессионального циклов; воспитать у студентов прикладную математическую культуру; развить логическое и алгоритмическое мышление; выработать умение самостоятельно разбираться в математическом аппарате, представленном в литературе по специальности.
Этап 2. Структурирование контекста учебной дисциплины
Процедуру структурирования содержания на учебные или информационно-смысловые элементы необходимо производить с опорой на официальный документ, прошедший согласование и утверждение, например, кодификатор элементов содержания дисциплины, разработанный Национальным аккредита-ционным агентством в сфере образования [5]. В кодификаторе отражается контролируемое содержание дисциплины - требования к знаниям и умениям, которые студент должен приобрести в результате освоения дисциплины или отдельных её разделов (табл. 1).
Так как итогом выполнения второго шага ожидается определение планируемого результата обучения в обобщенных формулировках, то при проектировании контроля знаний необходимо учитывать следующий факт: некоторые умения по существу являются знаниями с определенной степенью тренированности в оперировании этими знаниями. Проверка знаний и умений в комплексе - это учебный элемент, который
позволяет в перспективе сделать качественные и количественные выводы об изменениях в знаниях студентов.
Этап 3. Выделение индикаторов достижения результатов обучения
Внешне опознаваемые действия студентов отражают единицы понимания и усвоения - понятие, формула, закон, явление, закономерность, метод и т.д. Учебный элемент можно рассматривать как логически независимую часть содержания, соответствующую элементу содержания. Именно учебные элементы однозначно опознают действия студентов, т.е. являются индикаторами контроля. В.Г. Беспалько учебными элементами называет объекты, явления и методы деятельности, взятые из науки и внесенные в программу учебной дисциплины [1]. В модульном обучении учебные элементы используют как дидактические единицы. На основании поэлементного контроля ответов студентов можно оценить полноту освоения требуемого учебного материала.
Этап 4. Детализация заданных целей
Перед каждым учебным элементом ставится одна или несколько определенных деятельностных целей так, чтобы о степени их достижения можно было судить однозначно. По мнению М.В. Кларина [2], детализации описания результатов учебной деятельности помогает использование нескольких глаголов, характеризующих действия обучающихся (табл. 2). В итоге получаем перечень требований к результатам учебной деятельности, на основе которых можно формировать содержание тестовых заданий.
Один и тот же учебный элемент можно проверить различными видами действий студента, в результате каждой дидактической единице соответствует несколько целей: воспроизведение знаний, понимание и применение знаний в знакомой или незнакомой ситуации (табл. 3). Контролируемые знания будут разного уровня усвоения, поэтому при подготовке системы тестовых заданий требуется их апробация и качественный анализ результатов тестирования.
Этап 5. Формулирование требования к уровню подготовленности в диагностируемую форму
Общепризнанной классификацией форм тестовых заданий является классификация, предложенная В.С. Аванесовым:
1. Задание с выбором ответа (закрытое), основная цель которого - оперативно проверить ориентированность студента в данной учебной дисциплине, а также для самопроверки.
2. Задание на установление соответствия.
3. Задание открытой формы - утверждение с неизвестной переменной, позволяющее проверить основные понятия, формулы, законы, факты.
4. Задание на установление правильной последовательности предназначено для проверки правильного владения последовательностью действий, процессов, операций, вычислений, суждений.
Приоритетную форму задания можно определить как такое расположение элементов, которое наилучшим образом выполнит предназначенную функцию
(контроля или обучения). Рассмотрим некоторые при- инструкции для их выполнения. меры заданий по математике. Для краткости опустим
Таблица 1
Фрагмент кодификатора: первый учебный модуль «Линейная алгебра»_
Элементы содержания дисциплины (темы) Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен:
Определители
Вычисление определителей знать: свойства определителей уметь: вычислять определители второго и третьего порядка
Свойства определителей знать: свойства определителей уметь: применять свойства определителей
Определение детерминанта матрицы знать: определение детерминанта матрицы уметь: применять определение детерминанта
Разложение определителя по элементам какого-либо ряда (строки, столбцы) знать: определение алгебраического дополнения, разложение определителя по элементам какой-либо строки уметь: применять разложение определителя третьего порядка по элементам какой-либо строки
Определитель произведения матриц знать: определение детерминанта матрицы второго порядка уметь: вычислять определитель произведения матриц
Матрицы
Основные понятия и определения знать: определение матрицы и её компонентов уметь: выполнять операции с элементами матрицы
Линейные операции над матрицами: сложение и вычитание, умножение на число знать: определение линейных операций над матрицами уметь: выполнять операции над матрицами
Алгебраические дополнения элементов матрицы знать: определение алгебраического дополнения элемента матрицы уметь: вычислять алгебраическое дополнение для любого элемента матрицы
Ранг матрицы знать: определение ранга матрицы уметь: применять условие связи понятий ранга и определителя матрицы
Обратная матрица. Условие существования знать: условие существования матрицы обратной данной уметь: применять условие существования матрицы обратной данной
Типы матриц знать: определение матриц различного типа уметь: различать различные типы матриц
Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)
Виды СЛАУ, выбор метода решения знать: виды СЛАУ уметь: определять эффективный метод решения
Формулы Крамера знать: формулы Крамера уметь: применять формулы
Матричная запись СЛАУ знать: матричную форму записи СЛАУ уметь: представлять данную систему в матричной форме
Метод Гаусса знать: метод Гаусса для решения СЛАУ уметь: выделять систему линейных уравнений, подготовленную для обратного хода метода Гаусса
Ранг основной и расширенной матрицы СЛАУ знать: определение ранга матрицы. уметь: находить ранг матрицы
Таблица 2
Детализация обобщенных типов учебных целей_
Учебная цель
Должен знать Должен уметь
основные понятия, термины, формулы; законы, процессы, явления; характеристики процессов, явлений; геометрические интерпретации; величины и единицы их измерения; алгоритмы решения задач; правила оформления решения задач и т.д. применять формулы, законы в типовых ситуациях; выделять закономерности в процессах, явлениях, законах, формулах и т.п.; использовать схемы, графики, диаграммы; проводить различия между фактом и следствием; видеть ошибки и упущения в логике рассуждения при решении задач, объяснении процессов, явлений, открытий, опытов; выполнять сравнительную характеристику процессов, явлений; разбивать материал на логические части с выявлением взаимосвязей между ними и т.п.
Вид деятельности студента
Указывает формулу; перечисляет термины; воспроизводит определения; отличает состояния; перечисляет механизмы; пишет формулу; выбирает нужную информацию; воспроизводит дословно; воспроизводит алгоритм; выполняет работу по алгоритму и т.д. Решает типовым способом; использует схемы, чертежи, таблицы для выполнения задания; выполняет сравнительную характеристику и выделяет закономерности; проводит различия между.; сравнивает разные способы; выделяет неявные закономерности; выделяет значимое; разбивает сложную проблему на совокупность более простых и т.п.
Таблица 3
Конструирование тестовых заданий_
Дидактическая единица (учебный элемент) Учебная цель Вид деятельности Тестовое задание (инструкции: указать правильный ответ или закончить предложение)
Вычисление определителей Знать формулу Указывает формулу Пишет формулу Определитель второго порядка вычисляется по формуле. Варианты ответов:
Уметь применять формулу Решает типовым способом 1 3 2 2 Определитель равен. Варианты ответов: -4 8
Уметь выполнять сравнительную характеристику Проводит различия между. Выполняет задание Установите соответствие между элементами определителя и их алгебраическими дополнениями 1) Э21 А) 312 2) 322 Б) -312 3) З12 В) Зц Г) -321
1. Знание определений.
Технологично выявить требуемое знание заданиями с выбором правильного ответа (пример 1), на установление соответствия (пример 2) и открытой формы (пример 3).
Пример 1. Если А =
то матрица С = 2А+В имеет вид... Варианты ответов:
(-1 2 1 (1 -1^1
и В =
1 4 - 5, 10 2 )
А)
Г-1 3 ^
V 8 - 8,
Г1 - 3^ Г о 1 ^
; С)
; В)
Г-1 3 ^
V 8 - 8,
V 8 - 8,
; D)
4 - 3 V 4
Пример 2. Установите соответствие между матри-
цей и её определителем:
Г 4 24 ^ Г12 22^
1)
V- 5 -10,
2)
2 12
; 3)
Г- 2 - 7 ^ - 7 2
Варианты ответов: A) 80; B) 100; C) 0; D) -53; E)
53.
Пример 3. Если СЛАУ имеет единственное решение, то она называется.....
2. Знание противоположностей, противоречий и
т.п.
Для проверки таких знаний по математике преимущество имеют задания с двумя альтернативными ответами.
Пример 4. Матрица
Г 0 13 ^ 2 1 0
V1 2 1,
А) вырожденная;
В) невырожденная.
Пример 5. СЛАУ, имеющая множество решений, называется...
А)неопределенной; В)определенной.
3. Алгоритмические знания.
Если рассмотренные выше задания проверяют репродуктивные знания, то алгоритмические знания являются основными в практической деятельности.
Пример 6. Установите правильную последовательность действий.
Решение системы трех линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с неизвестными х, у, г по формулам
Крамера:
A) Вычислить определители Дх, Ду, Дг.
B) Вычислить определитель Д.
C) Если Д/0, то.
D) Если Д=0, то.
E) СЛАУ имеет множество решений или не имеет решений.
F) СЛАУ имеет единственное решение.
Д х д у д г
G) Вычислить х = —х; у = ; г = .
Д Д Д
При разработке системы учебных заданий для контроля в тестовой форме важно охватить разнообразные виды контролируемых знаний. Применение рассмотренных и других видов знаний (знание названий (терминов) и их смысла, фактов, сравнительные и сопоставительные знания) повышает качество педагогической диагностики.
Этап 6. Совмещение кодификатора учебного модуля с целями контроля и системой тестовых заданий (табл. 4).
Для каждой выделенной цели формулируем учебные задания, по результатам выполнения которых можно будет судить о степени освоения студентом учебного материала (соответствие предъявленному требованию). Определение значимости компонента знаний осуществляется путем оценивания степени его необходимости - для изучения и освоения данной дисциплины или последующих дисциплин; для формирования профессионально необходимых качеств студентов. Примерная классификация по уровням значимости: базовый уровень; средний уровень (компоненты, развивающие и дополняющие базисный уровень); системный уровень (компоненты повышенного уровня).
Таблица 4
Фрагмент совмещенного кодификатора по математике_
Тема Дидактическая единица (учебный элемент) Конкретизированная цель Уровень усвоения Вид контроля Уровень значимости задания
Вычисление определителей Вычислять определители умение текущий рубежный итоговый базовый
и Свойства определителей Перечислить свойства определителей знание текущий базовый
с; е н х л Определение детерминанта матрицы Дать определение понятию «детерминант матрицы» знание текущий средний
а е р п О Разложение определителя по элементам какого-либо ряда (строки, столбца) Выписать алгебраические дополнения к элементам ряда Разложить определитель по элементам ряда умение текущий рубежный базовый
Определитель произведения матриц Вычислить определитель произведения матриц умение текущий рубежный средний
Обоснование, описание и конструирование контрольных учебных заданий должно начинаться с вопросов: «Для чего нужна объективная, надежная и достоверная оценка? Для того чтобы преподаватель выработал корректирующие действия (авторитарная педагогика) или для того чтобы и студент принимал активное участие в данном процессе (педагогика сотрудничества)?». Во втором случае обе заинтересованные стороны осознают свои обязательства, значит, потребуются другие системы тестовых заданий и способы их оценивания. Как и любой процесс, контроль результатов освоения образовательных программ подлежит совершенствованию и применению в соответствующих условиях для решения определенных педагогических задач. При неправильной организации процедуры тестирования неизбежны ошибки и отри-
цательные эффекты. Итогом проводимого исследования видится возможность пользователям тестовой продукции разработать систему заданий для измерения учебных достижений бакалавров технического профиля, чтобы получить информацию о сильных и слабых сторонах организованного образовательного процесса. Технология - категория процессуальная. С одной стороны, она связана с определенной системой деятельности, а с другой - реализует себя через систему средств этой деятельности, включающую те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности. Применение педагогической технологии тестирования означает не столько изменение учебной деятельности, сколько перестройку целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний, необходимых для её реализации.
Библиографический список
1. Беспалько В.Г. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высш. шк., 1970. 310 с.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с.
3. Кудрявцев Л.Д. О современных тенденциях математического образования в высших технических учебных заведениях // Проблемы преподавания математики в вузах. М.:
Высш. шк., 1983. № 10. С. 181-186.
4. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. № 1.
5. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Кодификаторы элементов содержания дисциплин высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.fepo.ru.
УДК 373.1.02:372.8, 374.02, 377.5.02:37.016, 378.02:37.016
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ
© К.Ю. Плотников1
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.
Рассматривается проблема мониторинга музыкального развития учащегося. Представлены авторские методики мониторинга музыкального развития для учащихся разных направлений: специального музыкального образования, общего образования. Представлены возможности музыкально-компьютерных технологий в мониторинге музыкального развития. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: музыкальное развитие; мониторинг; музыкально-компьютерные технологии (МКТ); оценка и самооценка.
MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES AND STUDENTS MUSICAL DEVELOPMENT MONITORING K.Yu. Plotnikov
A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Naberejnaya Reki Moyki St., St.-Petersburg, Russia, 191186.
The article deals with the problem of monitoring the musical development of students. The author presents his own methodology of monitoring musical development in order to be used by students of various specializations: special musical education and general education. The resources of musical and computer technologies in the field of musical development monitoring are presented. 4 sources.
Key words: musical development; monitoring; musical and computer technologies (MCT); evaluation and self-assessment.
В музыкальной педагогике при проведении мониторинга музыкального развития учащихся вопрос
оценки, самооценки и их объективности стоит очень остро, оставаясь при этом мало изученным наукой.
1 Плотников Константин Юрьевич, соискатель, учитель музыки МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска, музыкальный руководитель ансамбля «Калина» НИ ИрГТУ, тел.: 89027664883, e-mail: [email protected]
Plotnikov Konstantin, Competitor for a scientific degree, teacher of music at the Educational Center / secondary school no. 47, Irkutsk), musical director of the "Kalina" ensemble of Irkutsk State Technical University, tel.: 89027664883, e-mail: [email protected]