2. Шебураков И.Б. Повышение эффективности деятельности проектных команд в органах государственной власти на основе применения комплекса кадровых технологий// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. серия: познание, М:.2016.
3. Шебураков И. Б. Ключевые персонал-технологии в системе управления персоналом, ориентированной на результат // Актуальные вопросы управления персоналом, СПб, Северо-западная академия государственной службы, 2008.
4. Грачева И.Г., Клычникова К. А. Президентский резерв в России: тенденции развития // Человеческий капитал, № 7 (91), 2016.
5. Floricel S., Bonneau C., Aubry M., Sergi V. Extending project management research: Insights from social theories // International Journal of Project Management. 2014. № 32. Р.1091-1107.
6. Официальный сайт министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) // [электронный ресурс] - режим доступа: https://mintrud.sakha.gov.ru/ (дата обращения 27.08.2018)
РАЗРАБОТКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СХЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И ВЫВОЗА ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ В
_УСЛОВИЯХ ПОЛУЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА_
DEVELOPMENT OF ALTERNATIVE TRANSPORT AND LOGISTICS SCHEMES OF DELIVERY OF CARGOES AND DELIVERY OF MANUFACTURED PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF THE SEMI-EXCLUSIVE REGION
Скрыпник Владимир Павлович
кандидат педагогических наук доцент кафедры организации перевозок БГАРФ КГТУ г. Калининград
Development of alternative transport and РРlogistics
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема разработки альтернативных транспортно-логистических схем доставки грузов при снабжении калининградского региона сырьем, комплектующими производственного назначения и потребительскими товарами; обеспечения транспортной и экономической безопасности региона в случае возникновения трудностей и рисков ограниченного использования наземного транспорта для связи с основной территорией России и странами СНГ.
ABSTRACT
The problem of developing alternative transport and logistics schemes for the delivery of goods under the supply of the Kaliningrad region with raw materials, components for production purposes and consumer goods is considered; ensuring transport and economic security of the region in case of difficulties and risks of limited use of land transport for communication with the main territory of Russia and CIS countries.
Ключевые слова: полуэксклавный регион; транспортно-логистические схемы, грузоперевозки; транспортный процесс; обслуживание грузопотоков; экономическая и транспортная безопасность.
Keywords: semi-exclave region; transport-logistical schemes, cargo transportation; transport process; cargo traffic service; economic and transport security.
В современных условиях высококонкурентного транспортного рынка первостепенной задачей при осуществлении грузоперевозок является качественная и своевременная доставка грузов от грузоотправителя к грузополучателю, включая соблюдение всевозможных требований к целостности груза. Качество перевозок зависит от организации транспортного процесса, эффективность которой достигается за счет применения рациональных систем обслуживания грузопотоков. Помимо рациональной и эффективной работы транспортно-логистиче-ских систем важную роль играет обеспечение безопасности и сохранности доставки грузов в пункты назначения, принимая во внимание социально-экономическую, политическую и геополитическую обстановку в мире.
Калининградская область, как самый западный регион России, находится за пределами основной
территории РФ, граничит с европейскими странами, омывается водами Балтийского моря, представляя собой полуэксклавную территорию страны. Калининградская область играет важную роль во внешнеэкономических связях России с европейскими государствами, а также обеспечении внутри-российских рынков готовой продукцией, концентрируя на своей территории ряд крупных промышленных производств.
Транспортное сообщение, доставка грузов и пассажиров на основную территорию России и страны СНГ и в Калининградскую область наземными видами транспорта всецело зависит от соблюдения международных договоров и политики сопредельных государств, что представляет угрозу транспортной и экономической безопасности страны. В этой связи актуальной является задача разработки альтернативных транспортно-логисти-ческих систем грузоперевозок, обеспечивающих
функционирование отраслей экономики и жизнедеятельность Калининградского региона с целью минимизации рисков зависимости от сопредельных государств (Литва, Польша).
В 1991 году в целях ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области, расширения производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции потребительского и производственного назначения, развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, увеличения экспортных возможностей Калининградской области и Российской Федерации в целом была создана Свободная экономическая зона (СЭЗ «Янтарь»). В 1996 г. статус Особой экономической зоны в регионе закреплен Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В ОЭЗ установлен особый (льготный по сравнению с общероссийским) режим инвестиционной, предпринимательской деятельности, в т. ч. внешнеэкономической. В ОЭЗ введен таможенный режим свободной таможенной зоны, делающий данную зону привлекательной для внешних инвестиций, развития широкого предпринимательства. Товары, которые производились в ОЭЗ и вывозились в другие страны, как правило, освобождались от таможенных пошлин, различных платежей (за исключением
1
Ввозимые и вывозимые с территории полуэкс-клавного региона грузы можно подразделить на несколько групп товаров - для потребления населением Калининградской области, обработки на производственных комплексах региона, с дальнейшим
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 таможенных сборов). Ввозимые в ОЭЗ из других зарубежных государств товары освобождались от ввозных таможенных пошлин и прочих платежей. В 2006 г. ОЭЗ утратила силу в связи с принятием Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской обл.".
Статус «Свободной (особой) экономической зоны» позволил создать условия для ускорения социально-экономического развития Калининградской области и как результат повышения благосостояния всего населения области. Помимо этого, для всех юридических лиц, регистрируемых и осуществляющих свою коммерческую деятельность на территории Калининградской области, предоставляются различные льготы на уплату налогов в бюджет.
Важнейшими отраслями экономики в Калининградской области являются машиностроение, химическая промышленность, металлообработка, производство электробытовой техники, пищевая отрасль, деревообрабатывающая и топливно-энергетический комплекс. По статистическим данным в 2017 году все грузовые терминалы региона обработали порядка 31 млн. т грузов различного назначения. Грузооборот морских портов Калининградской области составил порядка 10 млн. т импортных и экспортных грузов, автомобильным транспортом было перевезено порядка 6 млн. т, железнодорожным транспортом было обработано порядка 15 млн. т. Номенклатура ввозимых и вывозимых грузов представлена на рисунке 1 [1] [2].
,8%
вывозом готовой продукции на территории России и страны СНГ, а также транзитный грузопоток, переваливаемый через грузовые терминалы Калининграда. В таблице 1 представлено структурное разделение грузопотоков в 2017 году.
Рисунок 1. Номенклатура грузов, ввозимых и вывозимых из Калининградской области.
Таблица 1.
Структура обслуживания грузопотоков Калининградского региона.
Транспорт / Показатель Внутреннее потребление Переработка и вывоз Транзит
Автомобильный 3,8 2,1 0,1
Железнодорожный 2,7 5,7 6,6
Морской 3,2 5,9 0,9
Объем (млн. т.) 9,7 13,7 7,6
Объем (%) 31,3 % 44,2% 24,5 %
Анализируя статистику грузооборота, можно сделать вывод, что для снабжения населения Калининградского региона минимальным является обслуживание потока внутреннего потребления (9,7 млн. т / год). Однако, помимо внутреннего потребления, важным является обеспечение экономической жизнедеятельности региона, связанной с переработкой сырья на промышленных производствах и вывоза готовой продукции для внутреннего рынка России и стран СНГ (13,7 млн. т. / год). В итоге, фактический объем грузопотока, необходимый для функционирования полуэксклавного региона, составляет, в среднем, 23,4 млн. т сырья и готовой продукции в год [1] [2].
На основе проведенной оценки товарооборота Калининградской области можно сделать вывод, что регион является экономически и стратегически важной территорией для российской экономики, обеспечивая широким спектром сырья и готовой продукции народного потребления внутрироссий-ский рынок. Кроме этого регион имеет тенденцию к развитию дополнительных многочисленных производств на своей территории, предоставляя благоприятные условия для экономического роста данных производств на территории свободно-экономической зоны.
Существующие транспортно-логистические и транспортно-технологические схемы импорта и вы-
воза различной номенклатуры грузов (сырья, промышленных товаров, автомобилей и т.д.) ориентированы в большей степени на использование наземных видов транспорта. Несмотря на то, что существенный объем интермодальных грузоперевозок приходится на морской транспорт, остается очень высокая зависимость от тарифной политики сопредельных государств, что существенно снижает эффективность работы транспорта, морских портов и экономику региона в целом.
Импорт продукции в Калининградскую область автомобильным транспортом преимущественно осуществляется из европейских стран. Применяются варианты доставки целых машин и сборных, небольших партий, грузов. В обоих случаях логистика доставки груза в Калининград строится на использовании промежуточных консолида-ционных складов на территории Польши или Литвы, для перегрузки груза из машин иностранных европейских перевозчиков в машины калининградских перевозчиков для последующего вывоза грузов на территорию Калининградской области, для осуществления таможенной очистки на складах временного хранения. Экспорт, а также вывоз готовой продукции на внутрироссийский рынок осуществляется в транзите через сопредельные европейские государства. Схема доставки грузов показана на рисунке 2.
Ск/ грузоотп ад равителя 4-► Транпортное предприятие Транпс предпр ртное зиятие Склад Грузополучателя
1 г г 1 т
Консол идационы й склад в Европе Консол идационый склад в Европе Склад временного хранения
Рисунок 2. ТЛС доставки целых машин и сборных грузов автомобильным транспортом.
Железнодорожные перевозки грузов в Калининградскую область также осуществляются из европейских стран преимущественно по прямому варианту до железнодорожного терминала в Калининградской области. Вывоз готовой продукции и поставка транзитных грузов в Калининград аналогичным образом осуществляется через территории европейских стран.
Перевозка генеральных, насыпных и навалочных грузов морскими сухогрузными судами и баржами, а также наливных грузов танкерами осуществляется из европейских крупных портовых комплексов в морские порты Калининградской области, за исключением перевозки сои сухогрузными судами по прямому варианту из Бразилии на терминал насыпных грузов в г. Светлый.
Поставка контейнерных грузов в Калининградскую область играет одну из ключевых ролей,
обеспечивая поставку различного рода грузов со всех крупных промышленных районов мира, предназначенных для перевозки в сухих контейнерах и на контейнерных платформах, для негабаритных грузов, до рефрижераторных, насыпных и наливных грузов в специализированных контейнерах-цистернах.
Логистика доставки контейнерных грузов построена на перевозке большого количества контейнеров из промышленных районов до крупных пор-тов-хабов, расположенных в северной части Европы, крупными контейнеровозами для перегрузки на малые фидерные суда, с последующей финальной доставкой партий контейнеров, предназначенных в тот или иной порт назначения. Схема доставки грузов представлена на рисунке 3.
Транспортное Склад
предприятие грузоотправителя
Портовые службы
Портовые службы
Судоходная компания
Портовые службы
Портовые службы
Транпортное предприятие
Морской порт отправки
Промежуточные судозаходы в порты
Морской порт перегрузки контейнера
Морской порт доставки
Склад Грузополучателя
Рисунок 3. ТЛС транспортировки контейнерных грузов морским транспортом.
В условиях политической напряженности между Россией, странами ЕС, и США, приведшей к перестроению логистических цепочек закупки импортных товаров и сырьевых ресурсов в регион, а также ухудшения ситуации на валютных рынках, связанного с обесцениванием рубля, наблюдается
значительный спад объемов грузопотоков в Калининградскую области и из Калининградской области и, как следствие, спад объемов производства и производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, а также транспортного
комплекса региона. Нельзя исключать вариант ужесточения условий транзита грузов, например, через территорию Литвы. Все это актуализирует проблему обеспечения транспортной и экономической безопасности Калининградского полуэксклава.
Учитывая прямую географическую зависимость от сопредельных государств, входящих в ЕС, а также напряженную геополитическую обстановку, вызванную санкциями и контрсанкциями, Калининградская область может столкнуться с транспортной проблемой доставки грузов и пассажиров в самый западный регион России, что в свою очередь приведет к экономической блокаде и нарушению функционирования всех сфер жизни полу-эксклавной территории.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет еще раз подчеркнуть важность и необходимость разработки альтернативных транспортно-ло-гистических схем доставки грузов в Калининградскую области (из Калининградской области) для эффективного функционирования полуэксклавного региона, позволяющих избежать сухопутной зависимости от сопредельных с Калининградом государств.
В этой связи перспективным направлением функционирования и экономического обеспечения полуэксклава России является организация грузоперевозок морским транспортом по принципу снабжения «островного государства», например, Канарских островов (принадлежащих Испании). Реализовать это направление представляется возможным, поскольку пропускная способность Калининградского портового комплекса соответствует потребностям по всей номенклатуре необходимых для региона грузов, равно как и вывоза из региона добываемых сырьевых ресурсов и производимой на территории Калининградской области продукции.
Список используемых источников
1. Калининградский Морской Торговый Порт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kscport.ru
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://kaliningrad.gks.ru
В.П. Скрыпник, г. Калининград
УДК 339.9_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ США И ЕВРОСОЮЗА: ПРИЧИНЫ И _ПОСЛЕДСТВИЯ._
Баринов Георгий Олегович
Аспирант, департамент 'Менеджмент' Финансовый университет при Правительстве РФ г.Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] + 7(916)947-71-17
US AND EU ECONOMIC SANCTIONS: CAUSES AND CONSEQUENCES.
Barinov Georgiy Olegovich
PhD student, Department of 'Management' Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] + 7(916)947-71-17
Abstract: the article describes the causes and consequences of economic sanctions imposed by the EU and the US against the Russian Federation. Classification of sanctions is given, sanctions limitation details are described, a table of companies in respect of which additional sanctions are introduced is presented.
Key words: sanctions; restrictions; management; policy.
Аннотация: В статье описаны причины и последствия экономических санкций, введенных странами ЕС и США в отношении Российской Федерации. Приведена классификация санкций, подробно рассмотрены ограничения по каждому пункту, приведена таблица компаний, в отношении которых были введены дополнительные санкции.
Ключевые слова: санкции; ограничения; управление; политика.
Экономические санкции США и Евросоюза: причины и последствия В марте 2014 США и страны Евросоюза, а также ряд других стран ввели экономические санкции против Российской Федерации в связи с событиями в Крыму и в Восточной Украине. В дополнение, в июле 2014 были введены секторальные санкции, которые, в свою очередь, ограничили зарубежное финансирование
ведущих государственных банков и нефтегазовых компаний а также запретили доступ к новейшим технологиям и разработкам.
В свою очередь, РФ ввела ответные контрсанкции - запрет на ввоз с/х продукции из стран Европы и США.