А. У. Альбеков
РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Охарактеризованы основные проблемы современного состояния транспортной отрасли России. Раскрыты основные условия и этапы развития транспортнологистической схемы Освещены основные тенденции освоения перспективных объемов перевозок пассажиров и грузов.
2012 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Annotation
This article deals with the main problems of the modern state of the transport industry in Russia. The basic conditions and stages of development of transport and logistics schemes are characterized. The main trends in the development of future traffic volumes of passengers and goods are analyzed
Ключевые слова
Транспортная логистика, мультимодальные терминалы, смешанные перевозки, грузопотоки, транзитные перевозки, транспортные коммуникации/
Keywords
Transport logistics, multimodal terminals and multimodal transport, freight traffic,
transit, transport communications.
Развитие транспортной системы России является одним из необходимых условий дальнейшей структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений. Глобализация экономических связей в начале XXI века позволяет рассматривать транспорт в качестве одного из важнейших рычагов интеграционных процессов. В связи с наметившейся в российской экономике тенденцией к оживлению и восстановлению реального сектора, постепенной нормализации положения в финансовой и кредитной сфере наблюдается возрастание спроса на услуги транспорта как по объему, так и по номенклатуре. Развитие этих позитивных процессов наряду с растущей внутренней и международной конкуренцией предъявляет к транспорту дополнительные требования по ускорению товародвижения, повышению качества транспортных услуг, снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Транспортный комплекс Российской Федерации в настоящее время обеспечивает в целом потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах. Практически завершены структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ на
транспорте. Идет отработка правовых, экономических и административных механизмов, регулирующих транспортную деятельность в новых социальноэкономических условиях. Основной целью государственной политики в транспортном комплексе является формирование транспортной системы, способной эффективно и безопасно для человека и окружающей среды удовлетворять возрастающий по объему и качественно меняющийся спрос на перевозки пассажиров и грузов.
Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-
складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (на-
пример, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта не общего пользования).
Принципиально иной является организация смешанной перевозки. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.
Главными узлами транспортной логистической системы стали универ-
го качества, с минимальными затратами.
Содержание транспортного бизнеса определяется уже не столько технической и коммерческой эксплуатацией собственно транспортных средств, сколько способностью эффективно управлять товарными и информационными потоками. Таким образом, наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от транспортной системы требуется реализация новых транспортных технологий, основанных на интеграции технологических преимуществ различных видов транспорта, а также на комплексной информатизации транспортно-
распределительных процессов.
сальные мультимодальные терминалы, обеспечивающие эффективное взаимодействие различных видов транспорта между собой и с грузовладельцами. Резко возросла рыночная ценность комплексных транспортно- логистических услуг.
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в таблице 1.
Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по направлениям Запад -Восток и Север — Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых сосредоточено около двух третей населения и промышленного потенциала страны. Использование транзитного потенциала стимулирует техническое обновление транспорта, приток иностранных инвестиций, пополнение бюджетов
транзитных регионов за счет «транзитной ренты» и создание новых рабочих мест. Таким образом, развитие международных транспортных коридоров от-
Сравнительная характеристика смешанной перевозки и интермодальной перевозки
Смешанная перевозка Интермодальная перевозка
1 2
Два и более видов транспорта Два и более видов транспорта
Отсутствие единого оператора процесса перевозки Наличие единого оператора процесса перевозки
Несколько транспортных документов Единый транспортный документ
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта Единая транспортная ставка фрахта
Последовательная схема взаимодействия участников Последовательно центральная схема взаимодействия участников
Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз Единая и в результате высокая ответственность за груз
Результат: низкая вероятность выполнения «шести правил логистики»1 Результат: высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»
1 Нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимо-
вечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации. Вместе с тем реализация соответствующих проектов в обозримой перспективе будет идти в условиях формирования альтернативных коридоров и усиления конкуренции за транзит.
Развитие транспортных коммуникаций и освоение перспективных объемов перевозок пассажиров и грузов в региональных сообщениях требуют дальнейшего совершенствования российской транспортной системы и повышения конкурентоспособности национальных перевозчиков.
Развитие железнодорожных магистралей будет направлено на их дальнейшую модернизацию с целью повышения скоростей движения, реконструкцию существующих и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование информационных и других сервисных служб.
Инфраструктура морского транспорта будет развиваться за счет увеличения мощностей морских портов для переработки возрастающих объемов внешнеторговых и транзитных грузов, переключения тяготеющих к российским портам грузопотоков, следующих по зарубежным транспортным коммуникациям, использования прогрессивных технологических схем транспортировки грузов. По экспертным оценкам, дефицит портовых мощностей СевероЗападного региона России составляет порядка 100 млн. т. В этой связи в Ленинградской области проектируется и строится ряд крупных портов и терминалов.
Северный морской путь будет преимущественно развиваться как национальная транспортная магистраль. По мере роста международного транзитного судоходства будет осуществляться модернизация систем безопасности мореплавания и обновление ледокольного и транспортного флота.
Развитие национальной терминальной сети пойдет по пути поэтапного создания региональных сетей грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминалов и мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, способных предоставить весь набор таможенных и грузопроводящих услуг, формирования единой системы волоконно-оптической связи, обслуживающей интересы транспортных предприятий и грузовладельцев, создания сети региональных транспортных логистических центров.
Основные этапы формирования транспортно - логистической схемы следующие:
Этап I - подготовка продукции к передаче на транспорт. Начинается с момента выпуска продукции и длится до погрузки в контейнеры или подвижной состав. Основными видами затрат на этом этапе являются эксплуатационные расходы и капитальные вложения на затаривание груза, формирование пакетов, приобретение (аренду) поддонов или иных средств пакетирования, контейнеров и т.п.;
Этап II - подвоз грузов к терминалу магистрального вида транспорта;
Этап III - транспортно-складские операции во время погрузки грузов. Для определения затрат на погрузочные работы необходимо определить способ выполнения этих работ и тип погрузочно-разгрузочного оборудования;
Этап IV - перевозка грузов магистральными видами транспорта. Затраты на перевозку груза определяются в зависимости от варианта транспортной схемы;
Этап V - транспортно-складские операции в период выгрузки грузов. Порядок расчета затрат этой группы аналогичен расчету на этапе II;
Этап VI - вывоз груза с терминала магистрального вида транспорта и доставка его на снабженческо-сбытовые
базы (складские распределительные центры);
Этап VII - доставка груза с базы потребителю. На каждом этапе процесса перевозки грузов могут варьироваться технические средства (беспакетный способ перевозки, пакетный, контейнерный, использование автомобилей разных марок или другого вида транспорта), технология и организация перевозок, поэтому показатель эффективности транспортной системы зависит от выбора управления на каждом шаге процесса перевозки.
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов неконкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
• создание транспортных
систем, в том числе создание
транспортных коридоров и транспортных цепей;
• обеспечение технологического единства транспортно-
складского процесса;
• совместное планирование
транспортного процесса со складским и производственным;
• выбор вида транспортного
средства;
• выбор типа транспортного
средства;
• определение рациональных маршрутов доставки.
Транспортный коридор — это часть национальной или междуна-
родной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами, включаея в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).
Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Сте-
пень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова.
Освоение предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:
• характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
• размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;
• организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.
Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, технологическом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
К общехозяйственным факторам относятся:
• размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
• номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
• состояние запасов товарно-
материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов.
К специфическим транспортным факторам относятся:
• размещение сети путей сообщения;
• условия эксплуатационной
работы, в том числе сезонность и рит-
мичность работы;
• пропускная и провозная способности;
• техническая и провозная вооруженность;
• система организации транспортного процесса.
При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:
• уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
• капитальные вложения;
• сроки движения и сроки доставки;
• наличие провозной и пропускной возможностей;
• маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
• надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
• гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
• условия эффективного использования транспортных средств механизации и автоматизации погру-зочно - разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от мощности и структуры грузопотоков дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально - технической базы вида транспорта и ряда других факторов.
До заключения договора купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортноимпортной продукции. Этот фактор характеризует уровень общественно необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оценивается эффективность, качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить на количественные и качественные.
К количественным относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, технология перегрузки.
К качественным относятся — скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курсирования транспорта, эксплуатационная надежность.
Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего — это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению к друг другу и центрам международной торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень цен в транспортной сфере.
Учет расхода по транспортировке товара имеет большое значение при определении цены. Здесь играет существенную роль расположение партнеров
по отношению друг к другу и центрам региональной торговли. Выгоды и невыгоды такого расположения могут делиться поровну (принцип взаимной выгоды). При превышении спроса над предложением основная нагрузка транспортной составляющей ложится на покупателя (при конкурентном принципе деления выгод и невыгод), и наоборот. Конкурентный принцип является более характерным.
Определяя величину транспортной составляющей в экспортных и импортных ценах, надо иметь в виду действующий в товарном обмене принцип, по которому транспортные расходы на территории поставщика (от места производства товара до национальной границы экспортера) или покупателя (от места ввоза до места потребления) не оказывают влияния на экспортные и импортные цены. Мировые цены определяются на условиях франко — граница (порт) страны экспортера или импортера.