УДК 334.012.42
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ВЫБОРА ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
WORKING-OUT OF THE ALGORITHM OF CHOICE OF CREDIT ORGANIZATIONS BY INDUSTRIAL ENTREPRENEURIAL STRUCTURES
Е.В. Миллер E.V. Miller
Омский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института
Статья посвящена исследованию взаимодействия производственных предпринимательских структур с кредитными организациями. В данном материале представлен алгоритм выбора производственным предпринимателем кредитной структуры, который позволяет оптимизировать трансакционные издержки поиска делового партнера в области финансовых услуг. В статье разработаны критерии выбора делового партнера, использование которых дает возможность повысить предпринимательскую активность предприятий.
This article comprises an interaction between industrial entrepreneurial structures and credit organizations. The author presents and describes the algorithm of choice of credit organizations by industrial entrepreneurial structures, which decrease transaction costs of business partners search about finance services. The special attention is paid to the criteria of choice of credit organization, increasing of enterprises business activity.
Ключевые слова: производственные предпринимательские структуры, оптимизация затрат, критерии выбора кредитной организации.
Key words: industrial entrepreneurial structures, cost optimization, criteria for the selection of credit organization.
На сегодняшний день в современных рыночных условиях экономические и социальные проблемы должны комплексно решаться посредством поддержки и развития производственных предпринимательских структур, которые, в свою очередь, обеспечивают занятость населения, стабильное пополнение бюджета, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах отечественного производства. Деятельность производственных предпринимательских структур осуществляется не изолированно, а в рамках сложной хозяйственной системы, поэтому результативность их взаимодействия с различными экономическими субъектами будет влиять на развитие отраслей, на экономическую и социальную стабильность страны и её регионов. Достичь своих целей производственным предпринимательским структурам без надежного финансового партнера крайне сложно. Одним из основных факторов развития предпринимательства является совершенствование его взаимодействия с кредитными организациями, что позволяет задействовать все имеющиеся резервы предприятия.
Кредитные организации, как финансовые посредники, являются участниками каждой
стадии расширенного процесса воспроизводства промышленного капитала [1, с. 4]. Следует отметить, что предпосылками стремления к взаимодействию исследуемых структур будут, с одной стороны, наличие у предпринимателя недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, а также потребности в получении различных видов банковских услуг, а с другой стороны - необходимость преодоления оторванности от производственной сферы кредитными организациями. То есть взаимодействие указанных структур будет иметь место лишь в том случае, когда одна из сторон будет иметь потребность в том или ином ресурсе. Данные официальной статистики в Российской Федерации за 2008-2010 гг. свидетельствуют о том, что в результате мирового финансового кризиса самыми уязвимыми оказались производственные предпринимательские структуры. Так, некоторые показатели платежеспособности и финансовой устойчивости производственных предприятий в России имели тенденцию к снижению практически по всем производственным секторам. Коэффициент текущей ликвидности в 2009 г. относительно предыдущего года существенно снизился в
© Е.В. Миллер, 2012
секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 34 %), в обрабатывающей промышленности (на 2,1 %), в отрасли по добыче полезных ископаемых (на 5,6 %). Кроме этого, производственные предпринимательские структуры в 2009 г. испытывали недостаток собственных источников для формирования оборотных активов. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение в сельском хозяйстве (-33 %), в секторе по добыче полезных ископаемых (-11 %), а также в обрабатывающей промышленности (-12 %). Коэффициент автономии, характеризующий долю собственных средств в общем объеме источников средств предприятий достаточно низок в сельском хозяйстве и в обрабатывающих отраслях, что говорит о зависимости этих предприятий от кредиторов и о необходимости внешнего финансирования [2, с. 155].
В последние годы предприниматели демонстрируют все большую потребность в услугах кредитных организаций. Доля заемных средств предприятий имеет тенденцию постепенного роста с 57,9 % в 2006 г. до 62,9 % в 2009 г. [2, с. 338]. Однако в результате кризисных явлений в экономике в последние годы наблюдается разрыв в деловых отношениях реального сектора экономики и кредитных организаций. По рейтингу проблем и препятствий для ведения бизнеса, составленного весной 2009 г., немногим меньше половины фирм отметили высокую цену и низкую доступность кредитов (43 и 42 % соответственно) [3, с. 106]. В неблагоприятных экономических условиях производственным предпринимательским структурам нелегко самостоятельно справиться с трудностями, а тем более преуспеть в бизнесе. Поэтому особенное значение для поддержки реального сектора экономики страны приобретает формирование и развитие предпринимательских связей производственных структур с кредитными организациями.
Взаимодействие предпринимательских структур с кредитными организациями на сегодняшний день недостаточно исследовано. Изучение имеющихся публикаций и подходов различных исследователей данной темы позволили автору сделать следующие выводы: большинство ученых рассматривают взаимодействие указанных экономических субъектов с точки зрения совершенствования конкретных форм взаимодействия предпринимателя с кредитной организацией (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и др.), особое внимание авторов сосредоточено на достижении
основной цели исследований - обеспечении банковского кредитования реального сектора экономики и предложении различных методик кредитного взаимодействия. Некоторые ученые изучают тему «замкнуто», сосредотачиваясь либо только на проблемах кредитной организации, когда причину неэффективного взаимодействия исследуемых структур усматривают в неэффективности кредитования производственного сектора, либо рассматривая тему только с точки зрения проблем предпринимательских структур, считающих условия кредитования на сегодняшний день слишком тяжелыми. В итоге, в связи с тем что кредитная организация является более активным участником взаимодействия указанных сторон, исследователи в основном используют свои методические разработки, предназначенные для данных организаций.
Автором данной статьи предлагается всесторонне изучать проблемы взаимодействия производственных предпринимательских структур с кредитными организациями и использовать при исследовании институциональный подход, так как институциональная теория объясняет различные ситуации выбора и взаимодействия между экономическими агентами, что позволяет провести более глубокое исследование взаимоотношений между исследуемыми структурами. Одной из методологических основ исследования является положение институциональной теории о трансакционных издержках, которые могут служить препятствием к достижению результативного взаимодействия производственных предпринимательских структур с кредитными организациями. Принимая решение о сотрудничестве с кредитной организацией, производственный предприниматель несет затраты на поиск информации о возможных вариантах накопления средств, формах финансирования и условиях предоставления займа и др. Эти затраты относятся к одному из видов трансакционных издержек - издержки поиска информации, которые складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска нужной информации. К ним же можно отнести затраты, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации [4, с. 14]. Так, к издержкам поиска информации в исследуемой теме с точки зрения производственного предпринимателя можно отнести затраты времени на поиск делового партнера - кредитной организации и затраты времени на исследование рынка банковских услуг. То есть это могут быть издержки на поиск информации об институциональ-
ной структуре кредитных организаций в регионе, о перечне оказываемых ими банковских услуг и их стоимости. Источники подобной информации могут быть различные: деловые журналы и научные публикации, рейтинги, Интернет, отзывы других предпринимателей. Существенный минус указанных источников в том, что результирующий эффект от обработки информации, содержащейся в них, достаточно низок. Во-первых, из-за того, что предприятию приходиться самому проводить поиск необходимой информации и при этом собирать её из разных источников. Во-вторых, проведенные мониторинги быстро устаревают, в силу высокой подвижности рынка финансовых услуг и поэтому фирме приходится либо содержать собственных специалистов для проведения анализа услуг кредитных организаций, либо заказывать анализ рынка у сторонних организаций. Поэтому уровень трансакционных издержек данного типа достаточно велик, они могут быть представлены как в денежной форме (затраты на покупку журналов, газет, пользование Интернетом, оплата услуг сторонних органи-
заций, осуществляющих мониторинг), так и затратами времени (на поездки для деловых встреч и звонки для уточнения информации в кредитные организации).
Учитывая вышесказанное, автором исследования предложен алгоритм выбора производственными предпринимательскими структурами кредитных организаций, который представлен в виде структурно-логической схемы, позволяющей производственному предпринимателю осуществить объективный выбор той или иной кредитной структуры для построения эффективного взаимодействия. Основная цель разработки этой схемы заключается в оптимизации времени, затрачиваемого предпринимателем на поиск делового партнера в области финансовых услуг (рис.). Выбор может быть осуществлен по ряду критериев, которые помогут предпринимателю выстраивать взаимоотношения с кредитными организациями на основе объективности, профессионализма, снизить вероятность ошибочного выбора партнера, что положительно скажется на качестве и надежности партнерских связей.
1. Цель сотрудничества
Посредничество в платежах
Финансирование
2. Критерии выбора кредитной организации
Комплексное обслуживание
Консультационно-информационная
3. Определение значимости критерия
4. Выбор кредитной организации
5. Мониторинг взаимодействия
Рис. Структурно-логическая схема выбора предпринимателем кредитной организации
Этап 1. На первоначальном этапе производителю необходимо определить цель сотрудничества с кредитной организацией, которая напрямую зависит от стратегических (долгосрочных) или текущих (краткосрочных) планов компании. В зависимости от этих планов производственная организация может выбрать одно из следующих направлений взаимодействия: обслуживание текущих наличных и безналичных платежей, долгосрочное и краткосрочное кредитование, инвестиционные услуги, консультационное и информационное обслуживание, широкий комплекс финансовых услуг.
Этап 2. Определение критериев, по которым будет выбрана кредитная организация. Критерии сгруппированы следующим образом: общие критерии, структурно-технические требования, а также специальные требования.
I. Общие критерии.
1. Репутация кредитной организации. Это прежде всего сложившееся мнение о той или иной кредитной организации в деловом сообществе: среди предпринимателей, её клиентов, а также среди банкиров. Узнать о репутации кредитной организации предпринимателю можно в различных средствах массовой информа-
ции (деловых журналах и сайтах Интернет, официальном сайте Банка России и т. п.).
2. Надежность и открытость. Надежность кредитной организации прежде всего следует соотносить с её сильным собственным капиталом. Капитал должен быть достаточно велик, чтобы вкладчики были уверены в надежности и стабильности банка, а заемщики были уверены в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах даже при неблагоприятных экономических условиях в стране.
Говоря об открытости кредитной организации, необходимо отметить способность последней предоставлять всю необходимую информацию, отражающую как её финансовую, так и хозяйственную деятельность. Прежде всего речь идет о составлении и размещении в открытом доступе всей обязательной отчетности, в том числе и отчетов по Международным стандартом финансовой отчетности, а также дополнительной информации, раскрывающей расчеты финансовых показателей, необходимых для оценки деятельности кредитной организации.
3. Опыт работы на банковском рынке. Предпринимателю необходимо выбирать кредитную организацию с достаточно длительным опытом работы на рынке и имеющую все необходимые лицензии для осуществления тех или иных банковских операций.
4. Деловая активность. Оценить уровень деловой активности кредитной организации предприниматель может по положительной динамике роста прибыли за последние три года либо по отсутствию убытков за последний отчетный период (год). Данный показатель может не рассматриваться применительно к временным периодам, характеризующимся общим снижением деловой активности (например, экономическим кризисом).
Профессионализм определяется прежде всего уровнем профессионализма персонала кредитной организации, начиная с руководства, персонального менеджера, закрепленного за конкретной предпринимательской структурой, и заканчивая операционными и кассовыми работниками. Уровень квалификации руководства банка имеет наибольшее значение для оперативности и гибкости принимаемых решений во взаимодействии с производственными предпринимательскими структурами. Учитывая, что в регионах присутствуют в основном филиалы кредитных организаций, в которых почти все решения принимает центральный офис, грамотность руководителя филиала и его взаимоотношения с головным офисом прямо влияют на качество обслуживания, способность отсто-
ять интересы клиента. Трудности во взаимодействии с центральным офисом и низкая компетентность управляющего филиалом приводят к тому, что на принятие решений, важных для предпринимателя, уходит значительное время (до нескольких месяцев).
5. Тип кредитной организации. В зависимости от выбранной цели сотрудничества с кредитной организацией предприятие может определить тот или иной её тип. Можно выделить несколько видов кредитных учреждений, специализирующихся на определенных банковских услугах: универсальные, специализированные, небанковские кредитные организации. Выбирая тип кредитной организации, необходимо обратить внимание на виды лицензий, выданных последней регулирующими органами. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться [5]. Универсальные банки, как правила, имеют генеральные лицензии на осуществление широкого спектра банковских операций. К специализированным кредитным организациям относят ипотечные и инвестиционные банки, соответственно круг финансовых услуг данных организаций несколько ограничен. Они могут выступать представителями компании на рынках капиталов (российском и международном), а также предоставлять среднесрочные и долгосрочные кредиты. И, наконец, небанковская кредитная организация (или расчетная кредитная организация) - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные виды банковских операций [5]. По мнению автора данного исследования, для производственной предпринимательской структуры, которая в нынешних рыночных условиях нуждается не только в расчетных банковских услугах, но и в дополнительной финансовой поддержке, для стратегического развития предприятия будет иметь значение сотрудничество с универсальным банком. Основная цель такого сотрудничества будет сводиться не только к получению широкого круга банковских услуг, но и к сокращению затрат на обслуживание и экономии на трансакционных издержках. Для начинающего предпринимателя иногда достаточно сотрудничества с расчетной кредитной организацией, но для дальнейшего развития он может выбрать и универсальный банк, с целью сокращения времени на поиск нового финансового партнера и получения дополнительных услуг. Таким об-
разом, появится возможность для фирмы снижения трансакционных издержек.
6. Размер кредитной организации. Основными источниками информации на этапе выбора кредитной организации служат различные рейтинги, публикуемые специализированными изданиями, в которых обычно включают такие показатели деятельности банка, как валюта баланса, сумма обязательств, размер собственного капитала, остатки по расчетным счетам клиентов и др. Более подробную информацию можно получить из опубликованной финансовой отчетности банков.
II. Структурно-технические требования.
1. Организационная структура кредитной организации. Для того чтобы понять, какой является в кредитной организации система принятия решений, необходимо изучить её организационную структуру. Если структура организации слишком сложна и многоступенчата, полномочия между руководителями структурных подразделений четко не определены, то в процессе взаимодействия данной кредитной организации с предпринимательскими структурами возникнуть различные сложности, особенно когда это касается принятия решения о кредитовании, инвестициях и других стратегически важных для производителя вопросов. Указанные процессы будут продолжительны по времени, что будет тормозить производственные процессы и увеличивать трансакционные издержки по заключению контрактов.
2. Наличие доступа к информационным базам данных, ведение собственных баз данных. Кредитные организации могут иметь специализированные информационные базы данных об экономическом развитии регионов, о состоянии промышленных отраслей, базу данных о крупнейших компаниях различных отраслей, а также базу малого и среднего бизнеса. При взаимовыгодном сотрудничестве кредитная организация может оказать информационную поддержку предпринимателю в определении рыночной ниши, в формировании круга поставщиков и партнеров по бизнесу.
3. Наличие современного программного обеспечения является одним из важных условий при выборе кредитной организации. От этого зависят возможности кредитной организации в предоставлении современных электронных услуг (банк-клиент, интернет-банкинг и др.), а также готовность банка к проведению большого количества операций в течение малых промежутков времени (подключение к системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России - системе БЭСП), удоб-
ство обслуживания удаленных клиентов (факс, модем).
4. Порейсовые платежи. Одним из важных вопросов во взаимодействии производственного предпринимателя с кредитной организацией является обеспечение последней в режиме реального времени порейсового зачисления денежных средств на расчетный счет предприятия и порейсовой их отправки. Порейсо-вая отправка платежей будет говорить о стремлении кредитной организации быть прозрачной для клиента с точки зрения текущей ликвидности. Например, когда кредитная организация периодически будет отправлять клиентские платежи, заданные на ранние рейсы, последним рейсом (в 19.00), то это будет означать, что ей не хватает денежных средств на корреспондентском счете для исполнения платежей. Данное обстоятельство может нанести ущерб производственной деятельности предпринимателя, удлиняя время расчетов с поставщиками и заказчиками.
5. Территориальное расположение банка и его отделений, а также наличие расширенной материально-технической базы. Для производителя, имеющего партнеров, находящихся в других регионах, значимым будет являться разветвленная филиальная сеть кредитной организации. Кроме этого, в регионе присутствия предприятия важна и сеть дополнительных офисов кредитной организации, приближенных к офису фирмы. Это позволяет предпринимателю тратить меньше времени на поездку в центральный офис банка. Расширенная материально-техническая база кредитной организации предполагает наличие различных средств, предназначенных для удобного обслуживания клиентов. Например, удобный и просторный офис, наличие автостоянки и др.
III. Специальные требования.
1. Услуги и тарифы кредитной организации. В связи с достаточно высокими издержками производственное предпринимательство имеет относительно невысокую доходность, а так как в современных экономических условиях необходимость сотрудничества с кредитными организациями приобретает все большее значение, то стоимость их услуг является одним из наиболее важных критериев для предприятия при выборе партнера в области финансовых услуг. Предпринимателю необходимо изучить перечень услуг банка и тарифы на них в динамике за последние год-два. Эту информацию он может получить либо у менеджера, либо на официальном сайте кредитной организации.
2. Наличие инвестиционных программ. Для реального сектора экономики на сегодняшний день актуальной является проблема нехватки инвестиций для потенциального роста предприятия, для обновления производственных мощностей. Наличие в кредитной организации программ долгосрочного кредитования и совместное ведение инвестиционных проектов даст возможность производственному предпринимателю как для реализации новых бизнес-идей, так и для развития существующих мощностей предприятия.
3. Участие в системе страхования вкладов. Дополнительной гарантией того, что выбранная кредитная организация будет надежной, может стать её участие в системе страхования вкладов. Несмотря на то, что страхование вкладов распространяется только на физических лиц, для участия в этой системе любая кредитная организация должна пройти довольно серьезную проверку Банка России. В ходе ее проведения оцениваются активы, доходность, капитал банка, его ликвидность и качество управления. Найти соответствующую информацию можно на сайте Банка России.
Этап 3. Рассмотрев указанные выше критерии, предпринимателю необходимо определиться со степенью значимости каждого из них, а также составить список кредитных учреждений - потенциальных партнеров. Для этого производителю предлагается составить определенную таблицу, в которой будут отражены все перечисленные критерии, а также определен индекс значимости каждого из них и дана оценка кредитных организаций.
Значение общего критерия выбора по каждой кредитной организации, являющейся потенциальным партнером предприятия, можно определить, используя следующую формулу:
17
Куг = У ЗК, X Кп,,,
] у ’
,=1
где Куг - рассчитываемый критерий для >й кредитной организации; ЗК, - индекс значимости ,-го критерия; Кпг - оценка г-го партнера по 4-балльной шкале по _)-у критерию;, = 1, 17 - количество критериев.
Показатель индекса значимости каждого критерия (ЗК) предлагается принять за 100 % (или 1 - в долях) и разделить следующим образом: высокая значимость - 0,50; средняя значимость - 0,35; низкая значимость - 0,15.
Далее предприниматель производит по каждому критерию оценку кредитной организации по 4-балльной шкале. В итоге осуществляется расчет показателя Куг. Таким образом,
с помощью приведенной методики расчета критерия выбора кредитной организации производственный предприниматель может более точно осуществить выбор партнера, присваивая не только определенное количество баллов каждой кредитной организации, но выбирая партнера по наиболее значимым для него критериям.
Этап 4. Осуществляется выбор той кредитной организации, которая получила наибольшее значение показателя Куг.
Этап 5. В дальнейшем осуществляется постоянный мониторинг взаимодействия с выбранной кредитной организацией. Если в результате мониторинга выясняется, что взаимодействие с выбранной кредитной организацией неэффективно, то производственный предприниматель может вернуться вновь на второй этап логической схемы выбора партнера.
Следует отметить, что результативность использования предложенной структурно-логической схемы на практике повышается при наличии и доступности для производственной предпринимательской структуры подробной информационной базы кредитных организаций региона. Для уменьшения трансакционных издержек предпринимателя на поиск информации о деловом партнере в указанной базе должны быть отражены критерии выбора кредитных организаций, описанные в данной статье.
Важно также подчеркнуть, что разработанный алгоритм может быть использован любой предпринимательской единицей, однако существенное значение предложенная схема будет иметь для производственной предпринимательской структуры в силу следующих особенностей. Во-первых, производственное предпринимательство является более рискованной хозяйственной деятельностью в отличие от торгового предприятия. Это связано с тем, что для производителя всегда существует риск нереа-лизации произведенной продукции, риск неплатежеспособности заказчика, высокая конкуренция со стороны товаров иностранных производителей. Кроме этого, для производственной структуры характерна зависимость от поставщиков различных ресурсов (сырья, финансовых средств и др.). Указанные обстоятельства могут служить препятствием для установления прочных деловых связей с партнерами, в том числе и в области банковских услуг. Поэтому применение описанной выше структурно-логической схемы выбора кредитной организации позволит производителю взвешенно подойти к выбору данного партнера. Во-вторых, как уже было отмечено автором, данный
вид предпринимательства имеет относительно невысокую доходность, поэтому стоимость услуг кредитных организаций является важным критерием выбора. В-третьих, в отличие от сферы услуг и торговли, для которых характерны гибкость, мобильность, способность быстро аккумулировать ресурсы и относительная простота деловых операций, в производственном предпринимательстве существуют сложности в ведении бизнеса, организации производственного цикла. В последние годы для производственного предпринимательства характерен низкий уровень загрузки производственных мощностей, высокий физический и моральный износ оборудования, а также технологий. Кроме этого, производственные предприятия зависимы от уровня развития рыночной экономики, поэтому сотрудничество с надежной кредитной организацией, способной оказывать серьезную финансовую поддержку предприятию, позволит производителю уверенно вести бизнес и быть устойчивым к неблагоприятным экономическим изменениям.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что, используя предложенную структурно-логическую схему, производственный предприниматель получает возможность взвешенного выбора партнера в области банковских услуг, что положительно скажется на качестве и надежности партнерских связей.
Предложенный алгоритм позволит производственным предпринимательским структурам систематизировать процесс поиска партнера, а наличие доступной и достоверной информационной базы о кредитных организациях региона позволит уменьшить информационную асимметрию во взаимоотношениях партнеров, снизить трансакционные издержки взаимодействия и тем самым повысить эффективность функционирования производственных предпринимательских структур.
1. Тарелкин А. А. Взаимодействие промышленных предприятий и банков: теория и практика: монография. - Самара : Самарский университет, 2009. - 224 с.
2. Финансы России. 2010 : стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 468 с.
3. Яковлев А. Кто планирует инвестиции, несмотря на кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. - 2009. - № 12. - С. 100-110.
4. Шпалтаков В. П., Бычкова А. Н. Механизм управления воспроизводством основного капитала в промышленности России : монография / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск, 2010. - 230 с.
5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» № 395-1 (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».