Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего предпринимательства в России: проблемы правоприменения'

Развитие малого и среднего предпринимательства в России: проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
170
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЛИКВИДНЫЙ ЗАЛОГ / ЗАЕМЩИК / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ / УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ручкина Гюльнара Флюровна

Автор рассматривает проблему развития малого и среднего предпринимательства как масштабную государственную задачу, требующую для своего решения использование многофакторного подхода. Наиболее значимая роль при этом отводится мероприятиям по адекватному нормативно-правовому регулированию, созданию прозрачных программ развития и стимулирования предпринимательства, совершенствованию финансово-кредитной инфраструктуры, координации усилий государства, общественных объединений и крупных предпринимательских структур, повышению экономической и юридической грамотности предпринимателей и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the small and medium business in Russia: law enforcement problems

The author analyses the problem of the small and medium business development as the major goal of the state. The solution of this goal deems the multifactoral method, the main measures of which are the adequate normative legal regulation; the creation of the clear programs of the business development and stimulation; the financial and credit infrastructure perfection; the efforts of the state, public associations and large business organizations coordination; the businessmens economic and law literacy raising etc.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства в России: проблемы правоприменения»

Г.Ф. Ручкина

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Автор рассматривает проблему развития малого и среднего предпринимательства как масштабную государственную задачу, требующую для своего решения использование многофакторного подхода. Наиболее значимая роль при этом отводится мероприятиям по адекватному нормативно-правовому регулированию, созданию прозрачных программ развития и стимулирования предпринимательства, совершенствованию финансово-кредитной инфраструктуры, координации усилий государства, общественных объединений и крупных предпринимательских структур, повышению экономической и юридической грамотности предпринимателей и др.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; финансовые ресурсы; самофинансирование, финансирование, софинансирование; кредитование; потребительское кредитование; ликвидный залог; заемщик; двухуровневая система кредитования; уведомительный порядок регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитый малый и устойчивый средний бизнес - это залог социального благополучия страны и важнейший фактор, влияющий на экономический рост и подъем уровня благосостояния населения. В зарубежных странах с успешной экономикой на этот сектор приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннего валового продукта - до 85%, на малых предприятиях занято до 70% трудоспособного населения. В России ситуация иная: более половины ВВП создается крупными промышленными холдингами, а субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают серьезные затруднения при осуществлении деятельности. Существенно не изменяет ситуацию и тот факт, что за последние 5 лет доля малого предприниматель-

© Ручкина Г.Ф., 2009

ства в российском ВВП выросла более чем в два раза - с 7 до 17%. В настоящее время в России 4 млн малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, из них 1 млн - юридические лица1. Причем 70% малых предпринимателей заняты в сфере оказания услуг (в основном, в торговой деятельности).

Нормальное функционирование и развитие предпринимательской деятельности невозможно без обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами, осуществляемого в формах самофинси-рования, финансирования, софинансирования и кредитования.

Как показывают результаты исследования, проведенного общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), основной формой обеспечения финансовыми ресурсами выступают вложения из собственной прибыли, направляемые в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами, учетной политикой предприятия на различные цели (60,4%). Немаловажную роль играют личные средства собственника предприятия (30,5%), затем кредиты банков (16,2%).

Между тем потребность малого и среднего предпринимательства в заемных средствах постоянно растет и сегодня оценивается в 7-10 млрд долл. Заемные средства могут использоваться на различные цели: пополнение оборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисного оборудования, ремонт торговых и производственных площадей, приобретение автотранспорта или объектов недвижимости. За последние годы объем кредитования малого предпринимательства вырос на 80% и достиг к концу 2006 г. 160 млрд руб. В то же время потребность в кредитах удовлетворяется не более чем на 17%, а кредитованием малого предпринимательства занимается примерно треть российских банковских кредитных организаций.

Причины недостаточного уровня кредитования различны. Обозначим некоторые из них.

Обеспечение финансовыми ресурсами посредством кредитования представляется возможным в большей степени для лиц, имеющих финансовую устойчивость и занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ, услуг. Российское предпринимательство существует не более 20 лет, и устойчивых, действительно успешных малых предпринимателей, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, не так уж много. Предоставлению же кредита предшествует большая подготовительная работа, направленная на получение максимально полной информации о потенциальном клиенте - заемщике2. Если потенциальным заемщиком является инди-

видуальный предприниматель, то кредитная организация анализирует платежеспособность клиента, совмещая методы оценки физического лица и юридического. Например, учитываются личные расходы физического лица, а также расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности. Недостаточное развитие банковских технологий не позволяет снизить возникающие при этом издержки, увеличивая сроки рассмотрения заявок.

Поскольку суммы кредита относительно небольшие (обычно не превышают 1 млн руб.), кредитование малого предпринимательства является нерентабельным. Действительно, ограничения по минимальной сумме кредита вводятся банками в целях увеличения рентабельности кредитования. При небольших суммах кредитов, ставки по которым являются конкурентными на рынке, доходность минимальна. В то же время небольшие суммы кредитов связаны с трудозатратами сотрудников банка на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Трудозатраты сотрудников, как правило, не зависят от предоставляемой суммы кредита, т. е. они могут быть приблизительно равными при предоставлении кредита в 1 млн руб. и 20 млн руб. Вполне понятно, что рентабельнее предоставить один кредит на сумму 20 млн руб., чем 20 кредитов по 1 млн руб.

Кроме этого ухудшают финансовый результат кредитной организации резервы на покрытие возможных потерь по предоставленным кредитам. Требование по формированию таких резервов предусмотрено ЦБ РФ3, обусловлено кредитными рисками в деятельности банков и зависит от финансового состояния и устойчивости заемщика. Определение же финансового состояния заемщика -малого предпринимателя осложняется тем, что безналичная форма расчетов при осуществлении ими предпринимательской деятельности практически не применяется.

Как правило, малые предприниматели обращаются за кредитами в начале своей деятельности, плохо понимая перспективы роста и предстоящую доходность. Между тем большинство банков не рассматривают такого субъекта в качестве возможного заемщика4. Стандартными требованиями кредитной организации являются: успешное ведение предпринимательской деятельности не менее года, государственная регистрация в районе головного офиса банка или его филиала, удовлетворительные финансовые показатели, прозрачная история происхождения капитала, отсутствие претензий со стороны кредиторов и налоговых органов, а также наличие положительной кредитной истории.

Одной из серьезных преград на пути получения кредита является невозможность предоставить требуемые кредитной орга-

низацией финансовые документы. Причинами являются невысокая прозрачность малого бизнеса, крайне низкая организация учетной политики, недостаточная квалификация сотрудников, использование «серых схем», отсутствие достоверной информации о деятельности.

Обычно для получения кредита малый предприниматель должен предоставить подробный бизнес-план, многочисленную отчетную документацию и справки5. Бумажная волокита может быть заменена реальной оценкой состояния дел путем выезда экспертов кредитной организации по месту ведения предпринимательской деятельности с целью составления по результатам выездной проверки аналитической отчетности, способствующей принятию решения о возможности или отказе предоставления кредита.

Отсутствие ликвидного залога (недвижимости, транспорта, оборудования и др.) - одна из серьезных причин, препятствующих получению кредита. Однако возможность получить кредит без залогового обеспечения все же существует. Ряд банков6 выдают кредиты без залога. Гарантией возврата кредита служит поручительство генерального директора предприятия или собственника. В то же время небольшая сумма предоставляемых кредитов (850 тыс. руб.), высокие процентные ставки (28-30% годовых в рублях) и короткие сроки кредитования (не превышают 1,5 года) не решают проблем финансового обеспечения малого предпринимательства при отсутствии залога в требуемых банком объемах7.

Как правило, в поисках иных форм финансового обеспечения субъекты малого и среднего предпринимательства прибегают к помощи кредитования потребительского, обращаясь в качестве лица физического и не указывая истинную цель получения денежных средств. Одним из условий предоставления потребительского кредита является наличие официального места работы и получение заработной платы (необходимо предоставить справку). Большая часть предпринимателей (более 70%) обращаются к сомнительным кредиторам, пользуясь услугами ростовщиков (под 5-7% в месяц). При этом объем «черного рынка» кредитов оценивается в 6-8 млрд за год. Темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют 15-25% в год.

Представляется, что эффективное взаимодействие финансовых институтов и предпринимателей возможно лишь при активном вмешательстве государства. Тенденции такого позитивного вмешательства уже наметились. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса заключили договор о сотрудниче-стве8, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения. Минимальный размер поручительства - 10 млн руб., при этом гарантия может покрывать 50%

суммы обязательств заемщика. Собственными силами заемщик должен оплатить 50% общей суммы. За подобные услуги предприниматель платит до 2% суммы займа в год. Поручительство фонда выдается малым предпринимателям, включенным в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, работающим не менее полугода и не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней бюджетной системы. Причем гарантия выдается исключительно на приобретение основных средств (недвижимости, транспорта, оборудования и др.).

Одним из способов развития кредитования малого предпринимательства является так называемая двухуровневая система кредитования, когда банки предоставляют средства региональным кредитным институтам, а те распределяют их среди субъектов предпринимательской деятельности. Региональные банки получают доступ к долгосрочным ресурсам, а использовать их имеют право лишь на кредитование малого предпринимательства. Подобную схему реализует Российский банк развития9 (РосБР), который на 100% принадлежит федеральному правительству. РосБР взаимодействует с 1540 кредитными институтами во всех федеральных округах, а с 66 банками заключены договоры об открытии кредитных линий на общую сумму более 4,6 млрд руб.

РосБР реализует разработанные механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в пределах предоставленных на эти цели государственных гарантий Российской Федерации, а также за счет собственных средств. Деятельность РосБР связана с решением важнейших задач: созданием на территории Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства равных возможностей получения государственной финансовой поддержки; обеспечением доступа субъектов малого предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам; созданием системы государственного гарантирования рисков, возникающих при кредитовании субъектов малого предпринимательства; стимулированием кредитных организаций к работе с субъектами малого предпринимательства.

Государственные гарантии обеспечивают исполнение обязательств банка, возникающих в результате заимствований на внутреннем финансовом рынке Российской Федерации путем размещения собственных облигаций банка, привлечения займов, а также другими способами, предусмотренными законодательством РФ.

Средства, привлекаемые банком под государственные гарантии, являются целевыми и в течение всего срока заимствований направляются на кредитование региональных банков для последую-

щего кредитования ими субъектов малого предпринимательства и на непосредственное кредитование субъектов малого предпринимательства.

Государственные гарантии предоставляются на безвозмездной основе, без предъявления эквивалентных требований к банку и без проверки финансового состояния банка.

Устойчивый рост экономики и возросшие финансовые возможности позволяют государству проводить эффективную кредитную политику, направленную и на развитие агропромышленного комплекса страны. Особое внимание обращается на необходимость кредитования строительства и модернизацию современных животноводческих комплексов. Правительство РФ возмещает из бюджета затраты крестьянских хозяйств на уплату процентов по кредитам в размере 95% ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Оставшиеся 5% поступают из бюджета региона. Таким образом, возникает режим льготного кредитования крестьянских хозяйств. Решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета было принято в 2004 г. С 2005 по 2007 г. финансовая поддержка малого предпринимательства из федерального и региональных бюджетов уже составляла по 8,3 млрд руб. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривалось выделение 3,5 млрд руб. на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские), и поддержку конкурентоспособных проектов10. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»11 субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, выделены в размере соответственно 3,5 млрд руб., 4 и 4,3 млрд руб. в 2009 и 2010 гг.

Примером финансовой федеральной помощи, осуществляемой с целью развития предпринимательства в регионах, служит Алтайский край. После победы в федеральном конкурсе из бюджета страны на условиях софинансирования регион получил 95 млн руб. Из них 23,3 млн руб. направлены на создание бизнес-инкубатора12, оставшаяся часть - на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам для малого предпринимательства (31 млн руб.), на создание гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства (34,95 млн руб.) и на техническое перевооружение крестьянско-фермерских хозяйств (5,7 млн руб.).

Позитивными следует считать стремления Правительства РФ, направленные на создание условий, способствующих развитию

малого и среднего предпринимательства. Так, на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства были названы первоочередные задачи, которые предстоит решить в этом направлении в ближайшее время. Среди них переход преимущественно на уведомительный порядок и уменьшение разрешительных документов при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства; замена отдельных видов лицензирования страхованием ответственности и финансовыми гарантиями; устранение избыточного государственного контроля13, снижение сроков проверок, исключение непроцессуальных прав сотрудников органов внутренних дел при проведении проверок; тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий; упрощение доступа к покупке и аренде недвижимости, в том числе за счет стимулирования масштабного строительства коммерческой недвижимости эконом-класса; введение упрощенной налоговой отчетности.

Минэкономразвития разработало 96 мер, существенно облегчающих деятельность малого и среднего предпринимательства. Одной из таких мер является улучшение условий по подключению объектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктурным сетям - энерго- и газовым системам, коммунальному хо-зяйству14. Высокая плата за присоединение является серьезным препятствием на пути предпринимателей15. В связи с этим государство примет участие в субсидировании затрат предпринимателей по присоединению к сетям.

Решение жилищной проблемы связано с обеспечением предпринимателей офисами и производственными площадями. Так, две трети малых предприятий, арендующих в настоящее время государственную и муниципальную недвижимость, отмечают риски при долгосрочной аренде и непрозрачность доступа к аренде. В этом направлении предусматривается предоставление права выкупа арендуемой недвижимости без конкурса. Предлагается также формирование на местном уровне фондов целевого имущества для передачи площадей субъектам малого предпринимательства. В соответствии с концепцией социально-экономического развития страны к 2020 г. каждое малое предприятие должно быть обеспечено помещениями площадью не менее 150 м2.

Несомненно, что развитие малого и среднего предпринимательства - масштабная государственная задача, требующая не локального, а многоаспектного подхода к ее решению, успех которой зависит от нормативного правового обеспечения, отвечающего современным требованиям; реальных, масштабных, прозрачных программ развития и стимулирования; совершенствования финансово-

кредитной инфраструктуры; адекватных действий государственных структур всех уровней; координации усилий не только государственных, но и различных общественных объединений; участия крупных предпринимательских структур, а также повышения экономической и юридической грамотности самих предпринимателей.

Примечания

1 Российская газета. 2008. 15 марта.

2 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 44.

3 Положение ЦБ РФ № 254-П // Вестник Банка России. 2004. № 28.

4 Программы для таких субъектов у банков начинают появляться, например, в Собинбанке и Росбанке.

5 Так, к требуемой для получения кредита документации Рагех Балка относятся: заявление, регистрационное удостоверение предпринимателя, годовые отчеты за два предыдущих года либо с момента основания предприятия, финансовый отчет за текущий год; расшифровка основных статей баланса (в том числе дебиторы, накопления, основные средства, кредиторы), бизнес-план, в том числе описание бизнес-проекта; оценка залога, проведенная утвержденным банком оценщиком; удостоверяющие собственность документы на залог, декларация НДС и др.

6 Например, ИМПЭКСБАНК, Московский кредитный банк, Международный московский банк и др.

7 Процентные ставки по кредитам для малых и средних предпринимателей начинаются с 15 до 19% (исключением из общего правила является Банк Москвы, предлагающий 10% годовых).

8 Подобный договор Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы заключил с десятью кредитными организациями (Росбанк, Уралсиб, МДМ-Банк и др.)

9 Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» // Российская газета. 2007. 24 мая.

10 СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 2). Ст. 5504.

11 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3995.

12 Под бизнес-инкубаторами понимаются организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

13 См.: Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятель-

14 В 2007 г. около 60% малых и средних предпринимателей получили отказ на подключение к энергоносителям, а совокупные издержки при присоединении составили 43 млрд руб.

15 В Москве плата за присоединение в среднем превышает 102 тыс руб., в Лондоне - менее 300 долл. Так, подключение к энергетическим и коммунальным сетям ресторана в Москве обойдется в 4 млн руб., а небольшого завода в южном регионе - в 30 млн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.