Научная статья на тему 'Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг'

Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМ-НЫЙ ПОДХОД / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ / УСЛУГА / ALGORITHM / INTELLECTUAL CAPACITY / QUALITY / COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM APPROACH / IMPROVING THE ORGANIZATION / SOCIO-ECONOMIC SPACE / MANAGEMENT IN THE SERVICE SECTOR / SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров Андрей Юрьевич

Введение: статья посвящена разработке алгоритма совершенствования образовательных процессов образовательной организации высшего образования через призму современных условий развития социально-экономического пространства региона. Материалы и методы: обоснована необходимость применения цикла Деминга (Plan-Do-Check-Act) в менеджменте образовательной организации высшего образования как одного из инструментов качества, направленного на совершенствование образовательной деятельности. Изучены различные подходы к пониманию термина «конкурентоспособность вуза». Определены роль и место конкурентоспособности вуза в развитии региональной экономики. Результаты: алгоритм совершенствования образовательной деятельности образовательной организации высшего образования представляет собой концептуальную схему, в которой раскрыт механизм поэтапной реализации взаимосвязанных между собой основных работ, направленных на улучшение основополагающих образовательных процессов вуза в рамках существующих ресурсов и возможностей, учитывающих достоинства и недостатки менеджмента. Конечным результатом алгоритма является приращение интеллектуального потенциала образовательного пространства региона, которое достигается за счет учета в образовательной деятельности вуза требований региональных работодателей, отражающих особенности социально-экономического развития региона. Обсуждение: на основе разработанного алгоритма выделены направления совершенствования образовательной деятельности образовательной организации высшего образования на примере ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», по которым происходит корректировка сбалансированного роста образовательной организации с учетом особенностей собственного развития, требований Министерства образования и науки Российской Федерации и социально-экономического пространства региона. Заключение: предложенный алгоритм совершенствования образовательных процессов образовательной организации высшего образования учитывает особенности социально-экономического развития региона, уникальные характеристики самой образовательной организации и является основой устойчивого улучшения параметров образовательной деятельности в условиях функционирующего образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AN ALGORITHM TO IMPROVE EDUCATIONAL ACTIVITIES AS A WAY OF IMPROVING COMPETITIVENESS ON THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Introduction: the article is devoted to the development of an algorithm for improving the educational processes of educational organizations of higher education through the prism of modern conditions of development of the socio-economic space of a region. Materials and methods: the necessity of application of the Deming cycle (Plan-Do-Check-Act) in the management of the educational organization of higher education as one of the quality tools aimed at the improvement of educational activities is justified. Various approaches to the understanding of the term «competitiveness of a university» are studied. The role and place of competitiveness of the a university in the development of the regional economy are defined. Results: the algorithm of improvement of educational activities of an educational institution of higher education is a conceptual diagram where the mechanism for the gradual implementation of interrelated major works is aimed at the improvement of the fundamental educational processes of a university within the existing resources and capabilities, taking into account the advantages and disadvantages of management. The final result of the algorithm is the increment of the intellectual potential of the educational space of the region, which is achieved by taking into account in educational activities of the university the requirements of regional employers, reflecting the characteristics of the socio-economic development of the region. Discussion: on the basis of the developed algorithm areas of improvement of educational activities of educational organizations of higher education are highlighted on the example of the «Chuvash state University named after I.N. Ulyanov». These areas adjust the balanced growth of educational organizations, taking into account peculiarities of its development, the requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation and the socio-economic space of a region. Conclusion: the proposed algorithm for improving the educational processes of the educational organization of higher education takes into account the peculiarities of socio-economic development of the region, the unique characteristics of an educational organization and it is the basis for sustainable improvements in aspects of educational activity in the conditions of functioning of the educational space.

Текст научной работы на тему «Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг»

17. Kulikov Ju. A. Instrumenty upravlenija organizacijami sfery uslug [Management tools services], Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2007, No. 6, pp. 32-40.

18. Lehto A., Matveenko A. Jeffektivnost' upravlenija i vozmozhnosti rossijskih predprijatij [Management efficiency and the ability of Russian companies], Problemy teorii ipraktiki upravlenija [Problems of Management Theory and Practice], 2003, No. 5, pp. 86-91.

19. Maslov D., Vatson P., Chilishi D. Primenenie funkcional'noj modeli ocenki menedzhmenta dlja dostizhenija ustojchivyh konkurentnyh preimushhestv [The application of functional assessment models of management to achieve a sustainable competitive advantage], Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2007, No. 3, pp. 10-23.

20. Matveeva S. Diagnostika predprijatija i ee modeli [Diagnostics of the enterprise and its models], Problemy teorii i praktiki upravlenija [Problems of Management Theory and Practice], 1999, No. 5, pp. 112-120.

21. Karlina T.N. Restrukturizacija kompanij v uslovijah krizisa [Restructuring of companies in crisis], Problemy teorii i praktiki upravlenija [Problems of Management Theory and Practice], 2010, No. 4, pp. 128-133.

Submitted 13.09.2017; revised 20.11.2017.

About the authors:

Anastasia V. Moryakova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Finance and credit» Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatty, Ushakova Str., 59 E-mail: a.v.moryakova@yandex.ru Spin-code: 2788-1306

Vladimir D. Bogatyrev, Dr. Sci. (Economy), professor

Адрес: Samara State Aerospace University them. Academician S.P. Queen (National Research University), 443086, Russia, Samara, Moscow freeway, 34 E-mail: metodist903@yandex.ru Spin-code: 3870-8325

Contribution of the authors: Anastasia V. Moryakova: collection and processing of materials, writing the final text. Vladimir D. Bogatyrev: participation in the discussion on topic of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

08.00.05.

УДК 378.4(470.344)

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2017

Андрей Юрьевич Александров, кандидат экономических наук, заведующий кафедой «Публичное право», доцент Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,Чебоксары (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена разработке алгоритма совершенствования образовательных процессов образовательной организации высшего образования через призму современных условий развития социально-экономического пространства региона.

Материалы и методы: обоснована необходимость применения цикла Деминга (Plan-Do-Check-Act) в менеджменте образовательной организации высшего образования как одного из инструментов качества, направленного на совершенствование образовательной деятельности. Изучены различные подходы к пониманию термина «конкурентоспособность вуза». Определены роль и место конкурентоспособности вуза в развитии региональной экономики.

Результаты: алгоритм совершенствования образовательной деятельности образовательной организации высшего образования представляет собой концептуальную схему, в которой раскрыт механизм поэтапной реализации взаимосвязанных между собой основных работ, направленных на улучшение основополагающих образовательных процессов вуза в рамках существующих ресурсов и возможностей, учитывающих достоинства и недостатки менеджмента. Конечным результатом алгоритма является приращение интеллектуального потенциала образовательного пространства региона, которое достигается за счет учета в образовательной деятельности вуза требований региональных работодателей, отражающих особенности социально-экономического развития региона.

Обсуждение: на основе разработанного алгоритма выделены направления совершенствования образовательной деятельности образовательной организации высшего образования на примере ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», по которым происходит корректировка сбалансированного роста образовательной организации с учетом особенностей собственного развития, требований Министерства образования и науки Российской Федерации и социально-экономического пространства региона. Заключение: предложенный алгоритм совершенствования образовательных процессов образовательной организации высшего образования учитывает особенности социально-экономического развития региона, уникальные характеристики самой образовательной организации и является основой устойчивого улучшения параметров образовательной деятельности в условиях функционирующего образовательного пространства. Ключевые слова: алгоритм, интеллектуальный потенциал, качество, конкурентоспособность вуза, образовательная организация высшего образования, образовательное пространство, образовательный процесс, системный подход, совершенствование организации, социально-экономическое пространство, управление в сфере услуг, услуга.

Для цитирования: Александров А. Ю. Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2017. № 12 (79). С. 127-136.

THE DEVELOPMENT OF AN ALGORITHM TO IMPROVE EDUCATIONAL ACTIVITIES AS A WAY OF IMPROVING COMPETITIVENESS ON THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

© 2017

Andrey Yuryevich Aleksandrov, Ph. D. (Economy), head of the chair «Public Law», associate professor

Chuvash State University, Cheboksary (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to the development of an algorithm for improving the educational processes of educational organizations of higher education through the prism of modern conditions of development of the socioeconomic space of a region.

Materials and methods: the necessity of application of the Deming cycle (Plan-Do-Check-Act) in the management of the educational organization of higher education as one of the quality tools aimed at the improvement of educational activities is justified. Various approaches to the understanding of the term «competitiveness of a university» are studied. The role and place of competitiveness of the a university in the development of the regional economy are defined. Results: the algorithm of improvement of educational activities of an educational institution of higher education is a conceptual diagram where the mechanism for the gradual implementation of interrelated major works is aimed at the improvement of the fundamental educational processes of a university within the existing resources and capabilities, taking into account the advantages and disadvantages of management. The final result of the algorithm is the increment of the intellectual potential of the educational space of the region, which is achieved by taking into account in educational activities of the university the requirements of regional employers, reflecting the characteristics of the socio-economic development of the region.

Discussion: on the basis of the developed algorithm areas of improvement of educational activities of educational organizations of higher education are highlighted on the example of the «Chuvash state University named after I.N. Ulyanov». These areas adjust the balanced growth of educational organizations, taking into account peculiarities of its development, the requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation and the socioeconomic space of a region.

Conclusion: the proposed algorithm for improving the educational processes of the educational organization of higher education takes into account the peculiarities of socio-economic development of the region, the unique characteristics of an educational organization and it is the basis for sustainable improvements in aspects of educational activity in the conditions of functioning of the educational space.

Key words: algorithm, intellectual capacity, quality, competitiveness of a university, educational organization of higher education, educational environment, educational process, system approach, improving the organization, socioeconomic space, management in the service sector, service.

For citation: Aleksandrov A. Y. The development of an algorithm to improve educational activities as a way of improving competitiveness on the market of educational services // Bulletin NGIEI. 2017. № 12 (79). P. 127-136.

Введение

В современных условиях дальнейшей модернизации высшего образования в Российской Федерации остро встает вопрос поступательного развития региональных образовательных организаций высшего образования [1, с. 16; 2, с. 746; 3, с. 601; 4, с. 6; 5, с. 32 и др.], эффективность деятельности которых определяет степень развития социально-экономического пространства региона. Возникает осознание того, что деятельность высших учебных заведений как организаций сферы услуг напрямую влияет на экономическую стабильность хозяйствующих субъектов региона [6, с. 5]. Образовательные организации высшего образования являются источником интеллектуального потенциала отраслей региона, так как поставляют высококвалифицированных специалистов [7, с. 76], способных решить существующие проблемы повышения конкурентоспособности организаций и предприятий региона. Следует отметить, что в сложившихся условиях высшие учебные заведения должны находить эффективные механизмы интеграции с потенциальными работодателями, т.е. хозяйствующими субъектами, в результате реализации которых обеспечивается полное удовлетворение запросов социально-экономического пространства в нужных кадрах [8, с. 126].

Существующая практика убедительно указывает на необходимость применения инструментов качества [9, с. 206; 10, с. 6; 11, с. 11; 12, с. 473 и др.], позволяющих правильно сформировать цели и задачи дальнейшего развития, разработать эффективные планы реализации основных технологий обучения, организовать правильно образовательный процесс [13, с. 295; 14, с. 27; 15, с. 11] и т. д.

В настоящее время применяются многообразие инструментов качества, которые достойно занимают свою нишу в соответствующих направлениях реализации функций менеджмента. Следует отметить, что существуют базовые инструменты качества, которые формируют основу механизмов реализации принципов менеджмента качества в рамках стратегического развития образовательной организации высшего образования.

Материалы и методы

В глобальном рыночном пространстве конкурентоспособность развивающейся экономики Российской Федерации всё в большей степени определяется качественным уровнем подготовки профессиональных кадров, осуществляемой образовательными организациями высшего образования страны. Одним из направлений инвестиционной привлекательности высших учебных заведений является формирование высокого уровня их конкурентоспособности. Реализация активной инвестиционной политики привлечения вложений в вузы включает в себя, в первую очередь, широкую рекламу тех конкурентных преимуществ, которые гарантируются инвестору при внедрении инвестиционных проектов и программ. Главное конкурентное преимущество инвесторов заключается в том, что они получают квалифицированных молодых специалистов, способных освоить новые технологии наукоемких производств экономики регионов и государства в целом. В сложившихся условиях важную роль приобретает совершенствование и развитие методологии формирования понятия «конкурентоспособность вуза».

В экономической литературе известно определение понятия «конкурентоспособность вуза» [16, с. 375; 17, с. 56 и др.]. Так, авторы работы [16, с. 375] формируют его как комплексную характеристику за определенный период времени в условиях конкретных рынков образовательных услуг, отражающих превосходство перед вузами-конкурентами по качеству образовательных услуг, способность успешно реализовывать существующие и внедрять новые образовательные программы, использовать современные технологии и своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Одним из инструментов повышения конкурентоспособности вуза является применение в его деятельности инструментов качества, которые позволяют существенно повысить эффективность менеджмента организации в условиях ориентации на запросы социально-экономического пространства региона.

Менеджмент образовательной организации высшего образования в первую очередь должен строиться на применении цикла Деминга (рис. 1). Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) - это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов. Этот круг часто называют циклом PDCA [18, с. 29]. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act: планирование - осуществление - проверка - претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода - цикл

Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. С точки зрения образовательной организации высшего образования цикл Деминга позволяет эффективно контролировать образовательные процессы на разных стадиях жизненного цикла образовательного продукта, воспитывать ответственность за качество образовательного процесса посредством постоянного его аудита, выявлять слабые места в образовательной деятельности с последующей разработкой алгоритмов и механизмов, позволяющих устранить существующие недостатки.

Аудит

образовательных процессов / Audit of educational processes

Претворение в жизнь:

Результаты документируются и внедряются на практике / Implementation: The results are documented and implemented in practice

Контроль, проверка:

Проведение контроля Оценка результатов контроля / Control, check: Control

Evaluation of the inspection results

Планирование:

Раскрыть проблемы Найти пути их решения Запланировать меры / Planning: To reveal problems To find solutions to them To schedule measures

Осуществление: Принятие мер / Realisation:

Measures

Рис.1. Круг качества (цикл Деминга) / Fig. 1. The quality cycle (Deming cycle)

Круг качества в рамках образовательной организации высшего образования включает следующие шаги:

1. Планирование. Действия по совершенствованию образовательной деятельности должны планироваться перед началом преобразований. Данный шаг охватывает анализ фактического состояния, сведения о потенциале улучшения, а также разработку плановой концепции в рамках менеджмента образовательной организации.

2. Осуществление. Данный шаг предполагает многообразие строго выстроенных действий по апробированию, тестированию и оптимизации принятой на этапе планирования концепции совершенствования образовательной деятельности с помощью быстро реализуемых и простых инструментов качества. Таким образом, процесс осуществления намного шире, чем понятие преобразования.

3. Контроль. Содержание шага раскрывает контроль и тщательную проверку реализованного в образовательном процессе результата - приращения интеллектуального потенциала образовательной организации высшего образования, который предопределяет широкое перемещение улучшений как нового стандарта.

4. Претворение в жизнь. В рамках данного шага происходит внедрение, документирование и регулярная оценка результативности новой концепции, раскрывающей совершенствование деятельности образовательной организации высшего образования в рамках требований социально-экономического развития региона.

Эти действия могут охватывать большие изменения в области структуры и хода процессов. Улучшения начинаются снова с шага планирования.

Вышеуказанный цикл Деминга обеспечивает повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования на рынке образовательных услуг с учетом адаптации существующих механизмов интеграции образовательных процессов в деятельность организаций реального сектора экономики. Такой подход с учетом анализа

современных тенденций формирования социально-экономического пространства региона и его прогнозов развития позволяет совершенствовать методы управления и регулирования высшим учебным заведением, который полностью ориентирован на запросы потенциальных и реальных потребителей образовательной услуги.

Рис. 2. Концептуальная схема улучшения деятельности вуза / Fig. 2. Conceptual scheme to improve the activities of the University

Результаты

С учетом принципов менеджмента качества и необходимости повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг в существующих условиях трансформации социально-экономического пространства региона предлагается концептуальная схема улучшения деятельности образовательной организации высшего образования на примере ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» (рис. 2), которая представляет собой развернутый алгоритм поэтапной реализации основных работ, направленных на улучшение отдельных процессов в образовательной деятельности образовательной организации в рамках существующих ресурсов и возможностей, учитывающих как недостатки, так и достоинства в менеджменте. В целом предложенный алгоритм представляет собой универсальный механизм социально-экономического развития образовательной организации. Отличие в улучшении деятельности различных образовательных организаций в рамках предложенного алгоритма будет заключаться только в собственном, уникальном выборе высшими учебными заведениями направлений дальнейшего поступательного развития.

Обсуждение

Реализация концептуальной схемы улучшения деятельности вуза начинается с формирования рабочей группы по развитию (рис. 2), количественный и качественный состав которой определяется ректором согласно выстроенных целей и задач стратегического развития образовательной организации. В состав рабочей группы должны входить проректоры, руководители отделов и подразделений, члены профессорско-преподавательского состава, которые обладают необходимыми компетенциями и большим стажем работы. Руководителем данной рабочей группы должен быть непосредственно ректор образовательной организации высшего образования. На выходе этапа формируется утвержденный приказом ректора список рабочей группы с назначением ответственных лиц по отдельным проектным направлениям.

В рамках второго этапа реализации алгоритма (рис. 2) рабочей группой выполняется анализ существующей ситуации в вузе с точки зрения реализации образовательных процессов и менеджмента в целом. Для этих целей анализируются отчеты, подготовленные структурными подразделениями образовательной организации высшего образования. Рабочей группой заранее могут быть подготовлены шаблоны и формы отчетов для удобства предстоя-

щего анализа и более эффективного использования времени. Особое внимание необходимо уделить вопросам реализации и оценки качества основных образовательных программ высшего образования, а также реализации общей концепции развития вуза, принятой коллективом образовательной организации в предыдущем отчетном периоде. В ходе реализации данного этапа рабочей группой будет разработана и принята общая скорректированная концепция развития вуза, в которой будут учтены как существующие возможности, так и имеющиеся недостатки в деятельности образовательной организации высшего образования. Разработанную концепцию необходимо обсудить и утвердить на Ученом совете университета с целью масштабного донесения необходимой информации членами Ученого совета до сотрудников образовательной организации, что обеспечит эффективную реализацию требований принятой концепции.

На третьем этапе реализации алгоритма (рис. 2) предлагается уточнить сильные и слабые стороны образовательной организации высшего образования как необходимого условия для более эффективного внедрения принятой концепции развития. Для достижения указанной цели следует воспользоваться методом SWOT-анализа [19, с. 53], самого распространенного метода, позволяющего оценить комплексно внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие организации. В нашем случае SWOT-анализ ориентирован на оценку сильных и слабых сторон образовательной организации высшего образования (<^» и <^»), а также выявление возможностей и угроз, исходящих со стороны внешней среды («О» и «Т»). SWOT-анализ является предварительным исследовательским этапом при разработке и уточнении стратегических целей и задач организации. Для проведения SWOT-анализа необходимо использовать имеющиеся отчеты структурных подразделений вуза, например, отчет о научной деятельности факультетов, отчет загруженности профессорско-преподавательского состава, отчет финансово-хозяйственной деятельности и т. п. Эффективная реализация данного этапа алгоритма требует применения принципов системности, комплексности, целенаправленности, единства, синергии, информативности, интегративности. Таким образом, члены рабочей группы должны обладать соответствующими компетенциями в вопросах системного подхода [20, с. 17] и правильно акцентировать внимание на применение соответствующих методов и инструментов при анализе образовательных процессов внутри образовательной организации высшего образования.

Четвертый этап реализации алгоритма (рис. 2) в рамках разработанной концепции дальнейшего развития образовательной организации высшего образования ориентирован на уточнение отдельных направлений совершенствования менеджмента вуза с учетом полученных результатов SWOT-анализа. В рамках ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» предлагается выбрать три направления («Наука», «Образовательная деятельность» и «Опорный университет»), по которым необходимо разработать скорректированные и сбалансированные планы развития вуза с учетом существующих возможностей и требований Министерства образования и науки Российской Федерации. Выбранные направления обеспечат необходимый синергетический эффект менеджменту образовательной организации и дадут образовательный продукт, максимально приближенный к особенностям и требованиям развития социально-экономического пространства региона.

Направление «Наука» обеспечит реализацию программы развития регионального малого бизнеса в рамках научных разработок в вузе. Образовательная организация высшего образования в рамках выполнения грантов разного уровня, РИД, хозяйственных договоров и т. п. сформирует фундамент для дальнейшего инновационного развития экономики региона с учетом анализа востребованности существующих открытий, разработок, технологий и т. д. В рамках данного направления вуз будет выступать в роли бизнес-инкубатора, на площадках которого будут появляться конкурентоспособные малые инновационные предприятия, нацеленные на удовлетворение требований общества.

Направление «Образовательная деятельность» предполагает дальнейшее улучшение образовательных процессов внутри образовательной организации высшего образования в рамках удовлетворения требований бизнес-сообщества, окружающего социума и государства в целом. Эффективная реализация основных параметров данного направления сформирует такие образовательные процессы, которые обеспечат подготовку и выпуск востребованных на рынке труда высококвалифицированных специалистов, четко ориентированных на запросы соответствующих отраслей региональной экономики, способных постоянно обучаться и самосовершенствоваться с учетом изменений условий внешней среды.

Направление «Опорный университет» предполагает подготовку образовательной организации высшего образования к участию в одноименном конкурсе, реализуемо Министерством образования

и науки Российской Федерации. Выполнение основных требований данного конкурса обеспечат вузу ориентацию на стандарты образования федерального уровня и создадут условия, когда вокруг образовательной организации как инновационного образовательного центра будут объединяться заинтересованные хозяйствующие субъекты, которые в единстве сформируют эффективное социально-экономическое пространство.

Реализация четвертого этапа по каждому направлению («Наука», «Образовательная деятельность», «Опорный университет») происходит с учетом применения цикла Деминга (рис. 2). В рамках первого шага по каждому направлению разрабатываются планы по эффективному внедрению инструментов, механизмов, алгоритмов реализации проектных работ, которые с учетом возможностей и результатов, достоинств и недостатков деятельности вуза будут адаптированы в общий менеджмент образовательной организации высшего образования [21, с. 57]. Например, в рамках направления «Опорный университет» необходимо разработать такие планы, как повышение эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава по подготовке научных работ в базах данных Scopus, Web of Science и т. п., дополнительного привлечения абитуриентов по очной форме обучения и т. п. Второй шаг реализации цикла Деминга (рис. 1) ориентирован на формирование по каждому структурному подразделению вуза рабочей группы по внедрению требований утвержденных планов. Общий контроль за выполнением данного шага оставляется за рабочей группой, сформированной на первом этапе реализации алгоритма (рис. 2). На третьем шаге цикла Деминга проводится детальный анализ реализации принятых планов в рамках менеджмента образовательной организации высшего образования. Анализ направлен на выявление «узких мест» в реализации разработанных планов, так как в рамках менеджмента необходимо осознавать невозможность выполнения отдельных работ правильно с первого раза. Поэтому четвертый шаг цикла Деминга ориентирован на корректировку отдельных требований разработанных планов по совершенствованию образовательной деятельности вуза с асимптотическим приближением к установленным результатам.

Каждое направление улучшения («Наука», «Образовательная деятельность» и «Опорный университет») вносит свой уникальный вклад в синер-гетический эффект образовательной деятельности вуза, поэтому в рамках пятого этапа реализации алгоритма (рис. 2) предлагается рабочей группой про-

вести общий анализ улучшения в управлении образовательной организацией высшего образования. Анализ предполагает выявление степени влияния каждого выбранного направления на общее позитивное насыщение деятельности вуза, поэтому в рамках данного этапа происходит определение количественных и качественных показателей, по которым будет вестись оценка. В целях упрощения процедуры оценки необходимо подобрать такие показатели, которые будут универсальными и интегральными, для чего предлагается воспользоваться стандартными схемами и методами квалиметрии, которые в первом приближении обеспечат получение необходимого и объективного результата и позволят в дальнейшем подобрать соответствующие методы и формы улучшений. На ход реализации данного этапа будут влиять имеющиеся ресурсы образовательной организации высшего образования, что требует необходимости прогнозирования параметров предстоящих улучшений.

На последнем этапе реализации алгоритма рабочей группой разрабатывается дальнейший план развития вуза с учетом всех имеющихся возможностей, с применением научного подхода, в целях адаптации конечного результата запросам бизнес-сообщества, социума и государства. Такой подход обеспечит системное улучшение существующих процессов внутри образовательной организации высшего образования, позволит объективно про-ранжировать процессы, для того чтобы более адрес-

но выделить имеющиеся ресурсы. Рабочей группе следует обратить внимание, что без всестороннего подхода к изучению поставленной проблемы решить частные, и на первый взгляд, несущественные задачи невозможно. Необходимо помнить, что образовательная организация высшего образования имеет свои уникальные характеристики, поэтому менеджмент в образовательной организации будет отличаться от стандартов обычного бизнеса.

Заключение Таким образом, предложенный алгоритм совершенствования образовательной деятельности вуза представляет собой комплексный механизм реализации дальнейшего улучшения отдельных направлений деятельности образовательной организации высшего образования с учетом всестороннего применения системно-процессного подхода, позволяющего не только улучшить отдельные образовательные процессы внутри вуза, но и прогнозировать необходимые условия выживаемости с учетом воздействия внешней среды. Реализация механизма требует ответственного подхода со стороны руководства всех уровней управления и дает положительный результат лишь при строгом соблюдении вышеуказанных предложений. Необходимо осознавать, что в механизме реализуются принципы, методы, инструменты менеджмента качества, поэтому эффект будет наблюдаться лишь при условии строгого соблюдения требований идеологии «тотального качества».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев Н. Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. М. : МГИУ, 2006. 308 с.

2. Бурко Р. А., Тимофеева С. В. Современные проблемы науки и образования в России // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 745-747.

3. Смирнова Т. В. Роль российского образования в современных условиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 3 (2). С. 599-602.

4. Иванов С. Ю., Иванов А. С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 2. С. 5-9.

5. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М. : Наука, 2008. 359 с.

6. Шамин А. Е. Интеграция вуза в региональную систему непрерывного образования // Социально-экономические проблемы развития Нижегородской области: материалы XI научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Княгинино. 2007. С. 4-11.

7. Щедрин В. А. Инженерное образование для инновационного развития экономики (взгляд «изнутри») // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 74-81.

8. Костишко Б. М., Костишко А. Е. Университет как стратегический партнер в развитии информационного общества в регионе // Формирование современного информационного общества: проблемы, перспективы, инновационные подходы: материалы XVI международного форума. 2015. С. 126-131.

9. Мазитов М. А., Сагитов Р. Ф. Система менеджмента качества в образовании // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 205-208.

10. Тимченко В. В., Трапицын С. Ю., ЖароваМ. В. Системы менеджмента качества в образовании. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 170 с.

11. Ганжа О. А., Кулик О. Г., Рогозин Н. А., Чмак О. В. Управление качеством в высшем образовании: монография. Волгоград : ВолгГАСУ, 2014. 152 с.

12. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 471-474.

13. Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. 1998. Vol. 4. No. 4. рр. 295-301.

14. Harvey L. External quality monitoring in the market place // Tertiary Education and Management. 1997. Vol. 3. No. 1. рр. 25-35.

15. Ерунов В. П. Квалиметрическая основа системы качества вуза: монография. Оренбург: ОГУ, 2009.

313 с.

16. Беляева Ю. В., Говорухина Е. Г., Двойных Т. В., Чекмарёв В. В. Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета (серия гуманитарных наук). 2009. № 4 (72). С. 373-385.

17. Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2010. № 10. С. 53-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Пер. с англ. 5-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2012. 419 с.

19. Молоткова Н. В., Мищенко Е. С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профори-ентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3 (65). С. 52-57.

20. Малин А. С., Мухин В. И. Исследование систем управления: учебник для вузов. М. : ГУ ВШЭ, 2002.

400 с.

21. Гаффорова Е. Планирование в системе менеджмента качества вуза // Высшее образование в России. 2005. № 5. C. 56-59.

Дата поступления статьи в редакцию 14.09.2017, принята к публикации 02.11.2017.

Информация об авторе: Александров Андрей Юрьевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Публичное право», доцент Адрес: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 428000, Россия, Чебоксары, Московский проспект, 15. E-mail: alexandre66@rambler.ru Spin-код: 2788-7770

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Avdeev N. F. Vzgljad neravnodushnogo professora na problemy vysshej shkoly [A look of an indifferent professor at the Higher School problems], Moscow: MGIU, 2006, р. 308.

2. Burko R. A., Timofeeva S. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija v Rossii [Modern problems of science and education in Russia], Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2013, No. 11, рр. 745-747.

3. Smirnova T. V. Rol' rossijskogo obrazovanija v sovremennyh uslovijah [The role of Russian education in modern conditions]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. NILobachevsky], 2010, No. 3 (2), рр. 599-602.

4. Ivanov S. Ju., Ivanov A. S. Osnovnye tendencii i perspektivy razvitija sistemy vysshego obrazovanija v Rossii [The basic tendencies and prospects of development of higher education in Russia]. Alma mater [Vestnik vysshej shkoly], 2009, No. 2, рр. 5-9.

5. Andreev A. L. Rossijskoe obrazovanie: social'no-istoricheskie konteksty [Russian education: social and historical contexts]. Moscow: Nauka, 2008, 359 p.

6. Shamin A. E. Integracija vuza v regional'nuju sistemu nepreryvnogo obrazovanija [The university's integration into the regional system of continuous education], Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija Nizhegorodskoj oblasti, materialy XI nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh, Knjaginino, 2007, pp. 4-11.

7. Shhedrin V. A. Inzhenernoe obrazovanie dlja innovacionnogo razvitija jekonomiki (vzgljad «iznutri») [Engineering education for innovative development of the economy (the view «from within»)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, No. 11, pp. 74-81.

8. Kostishko B. M., Kostishko A. E. Universitet kak strategicheskij partner v razvitii informacionnogo obshhestva v regione [University as a strategic partner in the development of information society in the region]. Formirovanie sovremennogo informacionnogo obshhestva, problemy, perspektivy, innovacionnye podhody, materialy XVI mezhdunarodnogo foruma [Formation of the modern information society: problems, perspectives, innovative approaches: materials of the XVIth International Forum], 2015, pp. 126-131.

9. Mazitov M. A., Sagitov R. F. Sistema menedzhmenta kachestva v obrazovanii [The quality management system in education]. Vestnik OGU [Bulletin of the OSU], 2011, No. 2 (121), pp. 205-208.

10. Timchenko V. V., Trapicyn S. Ju., Zharova M. V. Sistemy menedzhmenta kachestva v obrazovanii [The quality management system in education]. Saint-Peterburg: Publ. RGPU im. A. I. Gercena, 2008, 170 p.

11. Ganzha O. A., Kulik O. G., Rogozin N. A., Chmak O. V. Upravlenie kachestvom v vysshem obrazovanii: monografija [Quality management in higher education: monography]. Volgograd, VolgGASU, 2014, 152 p.

12. Varchenko E. I. Upravlenie kachestvom obrazovanija v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Quality management of education in an educational institution]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2013, No. 3, pp. 471-474.

13. Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis. Tertiary Education and Management, 1998, Vol. 4, No. 4, pp. 295-301.

14. Harvey L. External quality monitoring in the market place. Tertiary Education and Management. 1997, Vol. 3, No. 1, pp. 25-35.

15. Erunov V. P. Kvalimetricheskaja osnova sistemy kachestva vuza: monografija [Qualimetric basis of quality system of a university: monography]. Orenburg, OGU, 2009, 313 p.

16. Beljaeva Ju.V., Govoruhina E. G., Dvojnyh T. V., Chekmarjov V. V. Konkurentosposobnost' vuzov kak rezul'tat innovacionnoj dejatel'nosti [Competitiveness of universities as a result of innovation]. Vestnik Tambovskogo universiteta (serija gumanitarnyh nauk) [Bulletin of Tambov University (series of humanities)], 2009, No. 4 (72), pp.373-385.

17. Batalova O. S. Konkurentosposobnost' vuza na rynke obrazovatel'nyh uslug [Competitiveness of the university in the market of educational services]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2010, No. 10, pp. 53-58.

18. Deming Je. Vyhod iz krizisa: Novaja paradigma upravlenija ljud'mi, sistemami i processami [Out of the crisis: A new paradigm of managing people, systems and processes], Per. s angl., 5-e izd., Moscow, Al'pina Pablisher, 2012, p. 419.

19. Molotkova N. V., Mishhenko E. S. SWOT-analiz kak osnova razrabotki strategii razvitija proforientacionnoj raboty obrazovatel'noj organizacii v uslovijah konkurentnoj sredy [SWOT-analysis as basis for strategy development of professional orientation work of educational organization in competitive environment]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Samara State Economic University], 2010, No. 3 (65), pp. 52-57.

20. Malin A. S., Muhin V. I. Issledovanie sistem upravlenija: uchebnik dlja vuzov [Research of management systems]. Moscow, GU VShJe, 2002, 400 p.

21. Gafforova E. Planirovanie v sisteme menedzhmenta kachestva vuza [Planning the quality management system of a university]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2005, No. 5, pp. 56-59.

Submitted 14.09.2017; revised 02.11.2017.

Contribution of the author: Andrey Y. Aleksandrov, Ph. D. (Economy), head of the chair «Public Law», associate professor Address: Chuvash state University named after I. N. Ulyanov, 428000, Russia, Cheboksary, Moskovsky Prospekt, 15. E-mail: alexandre66@rambler.ru Spin-code: 8516-3420

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.