КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 4 • апрель 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Возможности интернационализации в интеграционном процессе сферы образовательных услуг
Романова А.И. 1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В современной погоне за конкурентоспособностью в сфере образовательных услуг актуальность приобретает необходимость сохранения традиций отечественного образования в части подготовки отраслевых специалистов, упрочения их конкурентоспособности среди выпускников других вузов в регионе и за рубежом. Совершенствование системы взаимодействия производства и вузовской науки, поиск оптимального учебного плана подготовки бакалавров менеджмента в отраслевом региональном вузе - основная идея данной статьи. При этом под интеграцией в статье понимается более адекватная требованиям международного рынка труда (запросам и прогнозам работодателей) подготовка и/или переподготовка основных контрагентов образовательного рынка (слушателей и преподавателей). В статье рассмотрена также интернационализация образования как взаимопроникновение учебных технологий и результатов научных исследований в международную деятельность, ее перспективы для развития региона и регионального отраслевого вуза.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные услуги, интеграция с производством, интернационализация образования, креативность в образовании.
Opportunities for the internationalisation in the integration process of educational services
Romanova A.I. 1
1 Kazan State Architectural and Construction University, Russia
Введение
Активно внедряемая в отечественный локомотив образования новая (западноориентированная) система не во всех вузах способна быть реализованной: нет понимания количественных пропорций между студентами и преподавателями, завышены требования к количеству публикаций в системе Scopus и Web of Science, несмотря на то, что «российский индекс научного цитирования - будущий инструмент государственной кадровой политики»[1] (Belskikh, 2011), не актуализирована вторая часть рабочего времени преподавателя, завышен требуемый объем хоздоговорных работ вуза и т.д. Разрушена сегодня и система дополнительного образования: периодическая смена форм и объема рабочих программ в системе дополнительного профессио-
нального образования и необязательность аккредитации не приводят к улучшению качества образовательных услуг, а способствуют неконтролируемой их коммерциализации. Между тем один из восьми основополагающих принципов качества менеджмента организации - «постоянное повышение компетентности сотрудников» [2, стр. 11] (Lukmanova, Nezhnikova, Aksenova, 2014).
Еще в 2007 году Брекоткина Е.С. утверждала: «В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между требованиями работодателей к уровню квалификации трудящихся и уровнем подготовки выпускников вузов. Следует отметить, что при высоких темпах экономического развития не только заметно изменяются пропорции трудовых ресурсов, но и возрастает необходимость увеличения расходов на их переподготовку по сравнению с их первичным обучением» [3] (Brekotkina, 2007).
Есть также мнение о наличии экономической и социальной эффективности образования [4, 5] через связь системы образовательных услуг с производством. Сегодня эта связь практически разорвана, восстановление ее идет крайне медленно и иногда фиктивно: в связи с постоянно меняющимися тенденциями высшего образования проблема кадрового дефицита специалистов (знакомых с реальным производством) в области высшего образования стоит достаточно остро во многих вузах страны. Так, в статье Ощепкова А.Ю. [6] (Oschepkov, 2010) в уравнение «отдачи от образования» не вводится переменная эффекта для региона (рост валового продукта, например). Но ведь не только ради роста заработной платы отдельного индивида дается образова-
ABSTRACT:_
Today, in the pursuit of competitiveness in the educational services, there is an urgent need for preservation of traditions of national education in training specialists, strengthening their competitiveness among graduates of other universities in the region and abroad. The main idea of this article lies in improving the system of interactions between production and science, in the search for the optimal training syllabus for bachelor of management in the regional University. At the same time, we consider the integration as a training and/or retraining of the main contractors of the educational market (students and professors) which is a more adequate for the requirements of the international labor market (demands and forecasts of employers). The article also examines the internationalization of education as the interpenetration of educational technologies and results of scientific research into the international activity, its prospects for the development of the region and regional industrial institution.
KEYWORDS: educational services, production integration, internationalization of education, creativity in education.
Received: 24/03/2017 / published: 30.04.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Romanova A.I. (aisofi0kgasu.ru)
CITATION:_
Romanova A.I. (2017) Vozmozhnosti internatsionalizatsii v integratsionnom protsesse sfery obrazovatelnyh uslug [Opportunities for the internationalisation in the integration process of educational services]. Kreativnaya ekonomika. 11. (4). - 419-430. doi: 10.18334/ce.1 1.4.37733
ние?! Где же рост отдачи для производственного сектора? Получается: региональный отраслевой вуз в этой системе - тяжелое финансовое бремя, как для государства, так и для бизнеса.
Совершенствование системы кластерного взаимодействия производства и вузовской науки, поиск оптимальной финансово-экономической модели функционирования регионального вуза - основная цель перспективных исследований проблем выживаемости отраслевых вузов. Основными исследовательскими вопросами видим:
1) перспективы управления региональным вузом на основе интеграционных процессов;
2) развитие интернационализации вузов.
В связи с вышеизложенным, стоит согласиться с необходимостью постоянного повышения креативности новейшего образования. «Основным вектором российского высшего профессионального образования до недавнего времени была подготовка специалистов широкого профиля. Видимо, сегодня это и является одной из причин того, что мы занимаем последние места на международных тестированиях, оценивающих креативность и способность обучающихся использовать на практике фундаментальность знания. Новое содержание стандартов высшего образования третьего поколения предполагает развитие студента как личности, умеющей решать непарадигмальные проблемы», - справедливо утверждают Мельников О.Н., Горелов Н.А., Синов В.В. [7] (Melnikov, Gorelov, Sinov, 2011).
В проведенных авторами [8] (Melnikov, Chibisova, 2015) исследованиях установлено, что при подготовке студентов в рамках бакалавриата и специалитета дисциплин, прививающих в различных технических вузах творческие (созидательные) способности, всего от 6 до 13%. А это означает, что подготовка специалистов высшей квалификации в России требует решительного изменения.
Проблему некачественного кадрового состава отечественной промышленности до сих пор «усугубляет сформировавшийся разрыв квалификационных требований работодателей и образовательных стандартов, а также рост на рынке труда диспропорции спроса и предложения кадров» [9].
Грустно, что в современных условиях перманентного преобразования в системе высшей школы не все российские вузы успевают внести креатив в обучение, что, к сожалению, приводит к потере комплексности в подготовке выпускников и нарушает саму идею качественного образовательного процесса - подготовку разносторонне раз-
ОБ АВТОРЕ:_
Романова Анна Ильинична, профессор кафедры муниципального менеджмента, доктор экономических наук, профессор (aisofi0kgasu.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Романова А.И. Возможности интернационализации в интеграционном процессе сферы образовательных услуг // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 4. - С. 419-430. doi: 10.18334/ce.11.4.37733
витого, творческого специалиста, в то время как современный отечественный выпускник может и должен быть конкурентоспособен, в том числе среди западных специалистов.
В целях поднятия престижа страны государство старается уделять большое внимание развитию одновременно всех сфер жизни и производства. Но чтобы сделать грамотный расчет модернизации промышленности, необходимо обучить и подготовить определенное количество кадров. Естественно, у нас нет определенных гарантий, что выпущенные специалисты будут трудиться «на благо Родины». В этом и заключается главный парадокс системы высшего образования, не гарантирующего дальнейшее трудоустройство путем закрепления выпускника вуза за определенным производством. За счет этого процесс интеграции замедляется и переходит в режим стагнации, что пагубно сказывается на процессе внедрения современных технологий в промышленность.
Однако, многие вузы готовы ломать стереотипы, подходя к вопросам обучения будущих специалистов многосторонне. Политика обучения, направленная прежде всего на будущую модернизацию производства в целях увеличения объема производимых товаров и услуг, несомненно, приносит свои плоды. Ранее мало кем обсуждаемая и поддерживаемая российская система образования набирает обороты на международной арене, привлекая тем самым заграничных специалистов для обмена опытом. Естественно, как и во всех новых сферах глобализации, в процессе интернационализации существуют свои подводные камни, и «...основной барьер, который ограничивает более активное участие преподавателей в международной деятельности, связан с отсутствием единого определения интернационализации и понимания ее сути» [11] (Tadaki, Tremewan, 2013). Барьеров такого характера избежать было невозможно, потому что интернационализация является довольно молодой для российского рынка образовательных услуг сферой, не имеющей четкой модели действий. Важно, чтобы задачи интернационализации не шли в рознь с идеями глобализации рынка образовательных услуг и исключали возможность социальной стратификации.
В связи с этим актуальность темы данной статьи обусловлена необходимостью учета тенденций интернационализации при сохранении традиций отечественного образования в подготовке отраслевых специалистов, упрочению их конкурентоспособности среди «обезличенных» выпускников других вузов в регионе и за рубежом.
Под интернационализацией высшего образования принято понимать взаимопроникновение учебных технологий и результатов научных исследований в международную деятельность. В связи с этим она является, по мнению некоторых ученых, «... одним из наиболее значимых процессов в образовательной и научной среде, так как воздействует не только на все сферы деятельности внутри вуза, но и на его внешнюю систему, включая партнерство и внешние связи» [11] (Tadaki, Tremewan, 2013).
По итогам изучения публикаций [12-18] (Rambley, Altbach, Reisberg, 2012; Soria, Troisi, 2014; George, 2006; Bentao, 2011; Egron-Polak, 2016) высшие учебные заведения являются:
• одним из основных предприятий, генерирующих налоговые и иные поступления;
• глобальными шлюзами с точки зрения маркетинга и привлечения внутренних инвестиций в частный сектор;
• генераторами новых предприятий и источников консультаций существующих предприятий;
• усилителями местного человеческого капитала путем удержания талантливых выпускников в регионе и профессионального обновления существующей рабочей силы;
поставщиками контента и аудитории для местных культурных программ.
Многие страны имеют весьма разнообразные системы высшего образования со сложными смесями университетов и региональных колледжей, гуманитарных, политехнических, профессионально-технических учебных заведений. Роль региона - в дифференциации между различными типами учреждений. Таким образом, распределение вузов структурировано для удовлетворения проблем сбалансированного регионального развития в высоко конкурентной глобальной экономике.
К сожалению, искаженное понимание новинок из-за рубежа не всегда приводит к росту результативности механизма подготовки кадров для конкретной отрасли и под конкретные задачи. Сегодня готовится «интернациональный специалист», владеющий иностранным языком, прослушавший курсы привлеченных западных преподавателей, способный решать задачи международного уровня. Все в большем количестве с креативными компетенциями. Но оторванный от производства.
Будучи озабоченным поднятием престижа отечественного образования, государство «оптимизирует» вузы. Инвестируется строительство «Иннополисов», 1Т-университетов, и наши выпускники бегут за рубеж, при этом растет трудовая миграция из соседних, небогатых на «интернационализацию образования», но давших работоспособному населению профессиональные знания стран. Таким образом, проблема недостаточной интеграции вуза с производством косвенно приводит к росту нежелательной трудовой миграции. Специалист с высшим образованием, не готовый к реалиям производственного процесса, явно неконкурентен с мигрантом без претензий на высокий чин и заоблачную зарплату, при этом обладающим развитыми практическими навыками производства.
Аналогично ситуация повторяется в странах зарубежья. Например, «согласно опросам, британцы больше озабочены притоком беженцев и нелегалов, чем иностранных студентов, но при этом влиять на снижение численности иностранных студентов -самый простой способ повлиять на общее снижение численности мигрантов» [19] (РовНЬпе, 2016). Отсюда следует тезис о необходимости рассчитанного расширения интернационализационных процессов вузов, которое бы не нарушало баланс трудовых сил локального рынка, при этом эффективно повышая уровень образования в самом вузе и мобильность научно-педагогических кадров.
Полагаем, китайская система высшего образования, которая будет состоять из двух параллельных и разделенных секторов: классические гуманитарные, для клонирования ученых, университеты и прикладные (в нашем случае - отраслевые) вузы, весьма привлекательна и оправдана для целей развития как науки, так и производства. «Если они и занимаются какими-то исследованиями, то это исследования прикладного характера» [20] (Belskikh, 2009). Проблемным видится масштабное закрытие (варианты: слияние, «оптимизация», сокращение контингента и финансирования) отечественных отраслевых вузов: региональная экономика в этом случае может вернуться в зародышевый период существования.
Следует также задуматься: насыщенные финансированием федеральные университеты не способствуют ли «утечке мозгов», а преподаватель нищего сегодня отраслевого вуза не может не только ознакомиться с новинками западного производства (чтобы научить российского бакалавра поднять российскую промышленность), но и не имеет средств на выход в пресловутую систему Scopus для ознакомления со статьями «высокого международного уровня».
Безусловно, нельзя отрицать положительного эффекта интернационализации вузов. Смена старой концепции «жить, чтобы учиться» на кардинально противоположную «учиться, чтобы жить» - главное достижение интеграционных процессов в мире образования. Сегодня мы констатируем: рост зарубежных грантов, качественно новый уровень фундаментальных исследований, вовлечение преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность так же, как это делается во всех зарубежных вузах (ведущим преподавателям предлагается стартовый пакет, который включает в себя возможности проведения исследовательской работы с привлечением студентов, аспирантов и сотрудников, а в дальнейшем преподаватель уже самостоятельно привлекает финансирование по своим тематикам НИР) [21] (Maksimchuk, Tsybina, 2006). Полагаем, только сбалансированное финансирование отечественных вузов может способствовать развитию полезной интернационализации. Тогда основными результатами использования возможностей интернационализации в решении интеграционных процессов отраслевого регионального вуза можно ожидать следующие
качественные критерии:
• наличие оптимального алгоритма валидации программ российского и западного вуза,
• разработка программы «двойных дипломов» как инструмента интеграции в международное образовательное пространство,
• обмен технологиями обучения и производства;
• количественные критерии:
• финансирование обучения отечественных ведущих преподавателей в западном промышленном секторе и научных лабораториях,
• финансовая поддержка отраслевых вузов в части пользования системами международных баз цитирования,
• рост количества западных публикаций в ведущих отечественных журналах (а не наоборот, как сейчас).
Исследование интеграционного процесса регионального вуза в части стратегии интернационализации может быть наполнено за счет решения следующих задач:
• изучение международного и российского опыта интеграционных процессов в управлении вузами, имеющего целью оптимизацию финансирования, на основе комбинированных подходов;
• привлечение и использование новых технологий образования на основе сотрудничества с научно-исследовательскими коллективами интернациональных вузов;
• анализ и расширение основных источников стимулирования эффективной деятельности вузов в части интернационализации на основе расширения интеграционных процессов;
• подготовка и переподготовка кадров, максимально ориентированных на развитие высокого уровня профессиональных компетенций согласно интернациональным стандартам.
Основными возможностями интернационализации вузов, которые могут быть использованы для решения данных исследовательских вопросов, мы видим:
• определение четких перспектив саморазвития преподавателей в рамках меж-страновой мобильности на основе интеграционных процессов;
• совершенствование учебных планов подготовки в региональном отраслевом вузе согласно международным стандартам;
• развитие интеграционных процессов зарубежных вузов и отечественного производства.
Проектирование интеграционного процесса регионального вуза может быть обеспечено за счет решения следующих задач:
• изучение международного и российского опыта интеграционных процессов в управлении вузами, имеющего целью оптимизацию финансирования, на основе комбинированных подходов;
• привлечение и использование новых технологий образования на основе сотрудничества с научно-исследовательскими коллективами; анализ и проектирование основных источников стимулирования эффективной деятельности вузов на основе расширения интеграционных процессов;
• решение на базе образовательного кластера задачи кадрового обеспечения отрасли посредством подготовки и переподготовки кадров, максимально ориентированных на развитие высокого уровня профессиональных компетенций;
• постоянное совершенствование системы интеграции производства и вузовской науки.
Заключение
1. Для отраслевого вуза региона интеграция с производством может оказаться фактором дальнейшего выживания и весомым конкурентным преимуществом в борьбе за сохранение автономности [22-24]. В связи с этим решение проблемы развития системы интеграции производства и сферы высшего образования позволит обосновать необходимость создания единой отраслевой системы повышения уровня квалификации кадров высшего образования, направленной на решение прикладных задач конкретной организации/отрасли и включающей в себя оптимизацию качества образования по уровню научной эффективности вузовской науки и практики.
2. Освоение новых (профильных!) программ в «непрофильных» вузах окажет существенное влияние на результативность проводимых в этой сфере преобразований, будет способствовать успешной адаптации вузов к меняющимся условиям их функционирования, к новым задачам и приоритетам их образовательной деятельности.
3. Развитие технических средств и политических свобод выводит новую социальную задачу для университетов - развитие иностранных инвестиционных проектов, которые основываются на политике вуза и привлечении в регион научно-практических проектов. В этой связи интернационализация университетов является важной задачей для регионального развития. В некоторых странах географическое рассредоточение высшего образования формирует часть сознательной кадровой политики и стремится сохранить пространственное распределение населения, чтобы добиться сбалансированного регионального развития с учетом региональных различий (вклад университетов в укрепление регионального человеческого капитала).
4. Роль вуза в развитии региона на базе интеграционных процессов состоит в следующем:
- реализация программ для обучения нужных/востребованных специалистов исключительно под нужды региона. Это возможно только при наличии эффективного взаимовыгодного диалога между вузом и заинтересованными сторонами региона;
- сокращение неравенства между центральными и периферийными областями регионов. Государственное вмешательство принимает обычно форму финансовой поддержки созданных отраслей промышленности, чтобы поглотить избыточную рабочую силу. Вузы могут регулировать вопрос появления «качественной» рабочей силы;
- нивелирование уровня жизненных стандартов между регионами, в том числе стандартами первичного и вторичного образования; сохранение и приумножение культурного потенциала региона путем концентрации высокоразвитых индивидов внутри региона.
5. Условиями для реализации иностранных инвестпроектов могут быть:
- принятие вузами на себя роли предпринимателей (на всем протяжении жизненного цикла проекта, от идеи до реализации/внедрения проекта);
- окружение университетов необходимыми научными парками и множеством спе-
циальных организаций для поддержки тесного сотрудничества с промышленностью (интеграцией с производством). В некоторых случаях они будут служить буфером для вузов от внешнего давления, защищая от перипетий бесконечных нововведений и потрясений системы управления вузами в стране;
- принятие промышленностью роли вузов в оказании ей помощи в диверсификации существующих предприятий, производстве новых продуктов и услуг, модернизации действующих, с использованием новой волны выпускников университетов, их креатива и компетенций. Другими словами: привлечение и удержание глобального бизнеса в регионе необходимо и возможно через наличие качественных исследовательских связей и поставок хорошо подготовленных выпускников.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бельских И.Е. Российский индекс научного цитирования как фактор роста качест-
ва национального управления в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 37. - с. 9-12.
2. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В., Аксенова А.А. Создание системы менеджмента
качества, охраны здоровья, безопасности и экологии в строительной отрасли. / монография / М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ). - М.: МГСУ, 2014. - 136 с.
3. Брекоткина Е.С. // Российское предпринимательство. - 2007. - № 10-2(100). - с. 129-
134. - url: http://bgscience.ru/lib/2532/.
4. Деркачев П.В. Оценка эффективности мероприятий Приоритетного националь-
ного проекта. Публикации. [Электронный ресурс]. URL: http://publications.hse.ru/ chapters/98084811.
5. Заир-Бек С. И., Митрофанов К.Г., Блинов В. Интеграция учебно-воспитательно-
го процесса в условиях муниципальной сети образовательных учреждений и организаций. Публикации. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/ chapters/135836794.
6. Ощепков А.Ю. Отдача от высшего образования в российских региона // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2010. - № 4. - c. 468-491.
7. Мельников О.Н., Горелов Н.А., Синов В.В. Образовательные стандарты высше-
го профессионального образования третьего поколения - условие становления наукоемкой экономики // Креативная экономика. - 2011. - № 3(51). - url: http:// bgscience.ru/lib/4490/.
8. Мельников О.Н., Чибисова В.Г. Насколько эффективно формирование творческой
активности студентов в процессе обучения в высшей школе // Креативная экономика. - 2015. - № 4(100). - c. 539-552. - url: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.4.211.
9. Международное высшее образование / №83 / Интернационализация учебного пла-
на/Преподаватели вузов и международные связи: повлияла ли интернационализация на академическую профессию? / Реакция НПР на интернационализацию)
10. Денисов А.Р., Степанова М.М. Разработка системы индикаторов уровня интернационализации вуза // Управление образованием. - 2015. - № 9(128). - с. 17.
11. Tadaki M., Tremewan C. Reimagining internationalization in higher education: international consortia as a transformative space? // Studies in Higher Education. - 2013.
- № 3. - p. 367-387.
12. Creso M. Sa'. Redefining university roles in regional economies: a case study of university-industry relations and academic organization in nanotechnology// High Educ (2011) 61:193-208
13. Laura E. Rambley, Philip G. Altbach, Liz Reisberg Internationalization within the Higher education Context // Sage Handbook of International higher education. - 2012.
14. Ka Ho Mok. The quest for an entrepreneurial university in East Asia: impact
15. Krista M. Soria, Jordan Troisi Internationalization at Home Alternatives to Study Abroad: Implications for Students' Development of Global, International, and Intercultural Competencies // Journal of Studies in International Education. - 2014. - № 18(3). -p. 261-280.
16. Elizabeth St. GeorgeReviewed // Higher Education. - 2006. - url: http://www.jstor.org/ stable/29735030.
17. Yuan Bentao Internationalization at Home // Chinese Education and Society. - 2011. -№ 5. - p. 84-96.
18. Эгрон-Полак Э. Интернационализация высшего образования: тенденция на сближение или на расхождение? // Международное высшее образование. - 2016. - № 76.
19. Джерард А. Постильоне Китай: реформа «гаокао» (национальной системы всеобщих выпускных экзаменов) // Международное высшее образование. - 2016. - № 76.
20. Бельских И.Е. Стратегия и задачи общественных связей бизнеса из регионов России в условиях глобализации // Региональная экономика: теория и практика.
- 2009. - № 3. - c. 15-22.
21. Максимчук О.В., Цыбина Е.Н. Оценка интеллектуального капитала и его влияние на конкурентоспособность региональных предприятий // Современное состояние и перспективы развития экономики России. - 2006. - c. 189-191.
22. Минаев Н.Н., Елисеев А.М., Кудяков В.А., Устинова М.В., Рюмина Ю.А., Волчкова И.В. Организация системы мониторинга и регулирования инновационного развития региона: отраслевой аспект. / Под ред. Н. Н. Минаева. - Томск: Томский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2008.
REFERENCES:
Belskikh I.E. (2009). Strategiya i zadachi obschestvennyh svyazey biznesa iz regionov Rossii v usloviyakh globalizatsii [Strategy and tasks of public relations of business from Russian regions under conditions of globalization]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. (3). 15-22. (in Russian).
Belskikh I.E. (2011). Rossiyskiy indeks nauchnogo tsitirovaniya kak faktor rosta kachestva natsionalnogo upravleniya v Rossii [Russian Science Citation Index as a growth factor in the quality of national governance in Russia]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost. (37). 9-12. (in Russian).
Brekotkina E.S. (2007). Sotsialno-ekonomicheskie problemy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Socio-economic problems of development of higher education in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (10-2(100)). 129-134. (in Russian).
Denisov A.R., Stepanova M.M. (2015). Razrabotka sistemy indikatorov urovnya internatsionalizatsii vuza [Design of the system of indicators for measuring the University internationalization level]. Upravlenie obrazovaniem. (9(128)). 17. (in Russian).
Dzherard A. Postilone (2016). Kitay: reforma «gaokao» (natsionalnoy sistemy vseobschikh vypusknyh ekzamenov) [China: Gaocao reform (national system of universal final exams)]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. (76). (in Russian).
Egron-Polak E. (2016). Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: tendentsiya na sblizhenie ili na raskhozhdenie? [Internationalization of higher education: tendency to convergence or divergence?].Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. (76). (in Russian).
Elizabeth St. GeorgeReviewed (2006). Positioning higher education for the knowledge based economy Higher Education.
Krista M. Soria, Jordan Troisi (2014). Internationalization at Home Alternatives to Study Abroad: Implications for Students' Development of Global, International, and Intercultural Competencies Journal of Studies in International Education. (18(3)). 261-280.
Laura E. Rambley, Philip G. Altbach, Liz Reisberg (2012). Internationalization within the Higher education Context Sage Handbook of International higher education.
Lukmanova I.G., Nezhnikova E.V., Aksenova A.A. (2014). Sozdanie sistemy menedzhmenta kachestva, okhrany zdorovya, bezopasnosti i ekologii v stroitelnoy otrasli [Creation of a system of quality management, health protection, safety and ecology in the construction industry] M.: MGSU. (in Russian).
Maksimchuk O.V., Tsybina E.N. (2006). Otsenka intellektualnogo kapitala i ego vliyanie na konkurentosposobnost regionalnyh predpriyatiy [Assessment of intellectual capital and its impact on the competitiveness of regional enterprises]. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya ekonomiki Rossii. 189-191. (in Russian).
Melnikov O.N., Chibisova V.G. (2015). Naskolko effektivno formirovanie tvorcheskoy aktivnosti studentov v protsesse obucheniya v vysshey shkole [How effective is the formation of students' creative activity in the process of their studying in higher educational institutions]. Kreativnaya ekonomika. (4(100)). 539-552. (in Russian).
Melnikov O.N., Gorelov N.A., Sinov V.V. (2011). Obrazovatelnye standarty vysshego professionalnogo obrazovaniya tretego pokoleniya - uslovie stanovleniya naukoemkoy ekonomiki [Educational standards of higher professional education of third generation - condition for creation of knowledge-intensive economy]. Kreativnaya ekonomika. (3(51)). (in Russian).
Minaev N.N., Eliseev A.M., Kudyakov V.A., Ustinova M.V., Ryumina Yu.A., Volchkova I.V. (2008). Organizatsiya sistemy monitoringa i regulirovaniya innovatsionnogo razvitiya regiona: otraslevoy aspekt [Design of a system for monitoring and regulating the innovative development of the region: the sectoral aspect] Tomsk: Tomskiy gos. arkhitekturno-stroit. un-t. (in Russian).
Oschepkov A.Yu. (2010). Otdacha ot vysshego obrazovaniya v rossiyskikh regiona [The return to higher education in Russian region]. Ekonomicheskiy zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 14 (4). 468-491. (in Russian).
Tadaki M., Tremewan C. (2013). Reimagining internationalization in higher education: international consortia as a transformative space? Studies in Higher Education. 38 (3). 367-387.
Yuan Bentao (2011). Internationalization at Home Chinese Education and Society. 44 (5). 84-96.