Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА С БОЕВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ИХ АГРЕГАТОВ'

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА С БОЕВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ИХ АГРЕГАТОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушное судно / система / агрегат / техническое состояние / алгоритм / боевая живучесть / aircraft / system / unit / technical condition / algorithm / combat survivability

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Березовский Д.В., Шевцов С.А.

Выбраны технические состояния агрегатов на основе существующих подходов и актуальных нормативных документов в данной области исследования. На основе предельных значений определяющих параметров и индикаторов состояний представлена процедура перехода и нахождения агрегатов в одном из выбранных технических состояний при воздействии факторов внешней среды (средств поражения). Построен алгоритм определения технического состояния систем воздушного судна в зависимости от технического состояния их агрегатов, имеющих боевые повреждения. На основе технических состояний и индикаторов состояний агрегатов определены технические состояния систем и воздушного судна в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Березовский Д.В., Шевцов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ALGORITHM FOR DETERMINING THE TECHNICAL CONDITION OF AIRCRAFT SYSTEMS WITH COMBAT DAMAGE TO THEIR UNITS

The technical conditions of the units are selected on the basis of existing approaches and current regulatory documents in this field of research. The procedure for the transition and finding of aggregates in one of the selected technical states under the influence of environmental factors (means of destruction) is presented on the basis of the limit values of the determining parameters and indicators of states. An algorithm for determining the technical condition of aircraft systems, depending on the technical condition of their units with combat damage, has been built. The technical conditions of the systems and the aircraft as a whole are determined on the basis of technical conditions and indicators of the units state.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА С БОЕВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ИХ АГРЕГАТОВ»

УДК 629.7.017

ГРНТИ 78.25.13

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА С БОЕВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ИХ АГРЕГАТОВ

Д.В. БЕРЕЗОВСКИЙ, кандидат технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

С.А. ШЕВЦОВ, доктор технических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Выбраны технические состояния агрегатов на основе существующих подходов и актуальных нормативных документов в данной области исследования. На основе предельных значений определяющих параметров и индикаторов состояний представлена процедура перехода и нахождения агрегатов в одном из выбранных технических состояний при воздействии факторов внешней среды (средств поражения). Построен алгоритм определения технического состояния систем воздушного судна в зависимости от технического состояния их агрегатов, имеющих боевые повреждения. На основе технических состояний и индикаторов состояний агрегатов определены технические состояния систем и воздушного судна в целом.

Ключевые слова: воздушное судно, система, агрегат, техническое состояние, алгоритм, боевая живучесть.

Введение. Воздушное судно (ВС) военного назначения как объект исследования характеризуется совокупностью свойств. Для ВС военного назначения одним из основных свойств является его боевая эффективность, которая зависит от функциональных, эксплуатационных, технологических, технических и экономических свойств [1]. Некоторые из этих свойств наиболее ярко выражены в процессе жизненного цикла ВС. В процессе эксплуатации одной из основных стадий жизненного цикла особенно важны эксплуатационные свойства (технологичность, надежность, боевая живучесть, стандартизация и унификация, прочность, транспортабельность и т.д.). При непосредственном использовании ВС по назначению под воздействием различных эксплуатационных и других факторов изменяется его техническое состояние (ТС). Одним из основных эксплуатационных свойств ВС при его непосредственном применении по назначению, выполнении им боевых задач является боевая живучесть (БЖ) [2]. При воздействии внешних факторов (средств поражения вероятного противника) агрегаты систем ВС изменяют свое ТС, соответственно изменяется ТС систем и самого ВС.

Актуальность. В настоящее время существует множество научных подходов к оценке ТС ВС и соответственно к оценке его БЖ (авторы этих работ: Подоляк М.П., Мышкин Л.В., Болховитинов О.В., Гостев А.В., Беляев В.П., Корень Г.П., Агаев Р.Н., Трофимчук М.В. и другие). Все эти алгоритмы, модели и методики оценки ТС и БЖ ВС основаны на подходах с использованием двух состояний (работоспособно и неработоспособно) [1] и (или) трех состояний (работоспособно, повреждено и уничтожено) [3]. Реалии современной науки, развитие комплексов и систем вооружения и военной техники, усложнение их конструкции, появление новых средств поражения, изменение нормативных документов - все это требует развития существующих подходов к оценке ТС агрегатов и систем, БЖ ВС в целом. Современное ВС относится к сложным техническим системам, в котором агрегаты, подсистемы и системы ВС выполняют набор определенных функций в соответствии со своим предназначением. При этом агрегат может быть одновременно работоспособен для одной подсистемы (системы) и неработоспособен (частично работоспособен) для другой подсистемы (системы) ВС.

Следовательно требуется разработка алгоритма определения ТС систем ВС в зависимости от ТС агрегатов после состоявшегося воздействия средств поражения (СП) с учетом современных достижений науки.

Прежде чем приступить к разработке алгоритма определения ТС систем ВС, необходимо определить в каких ТС могут находиться агрегаты подсистем и систем до воздействия СП и после. Для определения ТС агрегатов, подсистем и систем, всего ВС в целом воспользуемся существующим ГОСТом по надежности [4]. В ГОСТе 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» представлены состояния технических объектов: исправное состояние (исправность), неисправное состояние (неисправность), работоспособное состояние, частично работоспособное состояние, неработоспособное состояние, частично неработоспособное состояние, рабочее состояние, нерабочее состояние, предельное состояние, опасное состояние и предотказное состояние, а так же даны их определения.

На основе ГОСТа, а также анализа работ выполненных в данной области исследования определим ТС, которые будем рассматривать в работе: исправное ТС, работоспособное ТС, частично работоспособное ТС (частично неработоспособное ТС), неработоспособное ТС (пораженное ТС), уничтоженное ТС (опасное и предельное ТС). Данные ТС относятся как к агрегатам, так и к системам и ВС в целом. Рабочее и нерабочее состояние указывает на то, включен агрегат или система в работу или нет.

При оценке БЖ с рассмотрением пяти состояний агрегатов и систем ВС для каждой причины поражения и типа поражающего воздействия необходимо выбрать определяющие параметры (ОП), имеющие уровни предельных значений (ПЗ), показывающих переход агрегата из состояния в состояние. При воздействии средств поражения по ВС агрегаты получают боевые повреждения и, как следствие, изменяются собственные параметры агрегатов. В случае, когда текущее значение параметра ТС агрегата ниже или равно ПЗ ОП, агрегат переходит в низшее по уровню ТС, если текущее значение параметра ТС агрегата выше ПЗ ОП, то агрегат переходит в высшее ТС [5].

Опишем состояния агрегатов и переходы их из одного ТС в другое с помощью ПЗ ОП. В том случае, когда текущее значение параметра ТС агрегата выше или равно ПЗ ОПз, агрегат находится в ТС исправен - 5. Если значение параметра ТС агрегата ниже ПЗ ОПз, но выше или равно ПЗ ОП4, агрегат переходит из ТС исправен - 5 в ТС работоспособен - 4. Если значение параметра ТС агрегата ниже ПЗ ОП4, но выше или равно ПЗ ОПз, агрегат переходит из ТС работоспособен - 4 в ТС частично работоспособен - 3. Если значение параметра ТС агрегата ниже ПЗ ОПз, но выше или равно ПЗ ОП2, агрегат переходит из ТС частично работоспособен - 3 в ТС неработоспособен - 2. Если значение параметра ТС агрегата ниже ПЗ ОП2, то агрегат переходит из ТС неработоспособен в ТС уничтожен - 1.

Рассмотрим определение ТС агрегата на примере гидравлического насоса НП-103А. Исправное ТС насоса, когда его параметры соответствуют всем требованиям документации или ПЗ ОП выше ПЗ ОПз. При несоответствии одного из требований агрегат переходит в работоспособное ТС, встает вопрос о возможности выполнять требуемые функции по предназначению, ОП является давление, для насоса НП-103А давление в пределах от ПЗ ОП4 равном или больше 203 кгс/см2 до ПЗ ОПз не выше 220 кгс/см2. При несоответствии давления требуемым значениям агрегат переходит в частично работоспособное ТС, для насоса НП-103А давление в пределах от ПЗ ОПз равном или выше 90 кгс/см2 до ПЗ ОП4 меньше 203 кгс/см2. Данное давление, для одних потребителей гидравлической системы, будет достаточным, для других нет. При несоответствии давления требуемым значениям ОП для частично работоспособного ТС, агрегат переходит в неработоспособное ТС. Для насоса НП-103А давление в пределах от ПЗ ОП2 равном или выше 0 кгс/см2 до ПЗ ОПз ниже 90 кгс/см2. Во всех остальных случаях, когда значение любого ОП ниже ПЗ ОП2, насос считается уничтоженным. Для контроля работоспособности и параметров работы гидравлической системы на самолете установлены речевой информатор, индикатор давления гидравлической системы и световое табло.

Представим графически процедуру переходов агрегатов систем ВС в разных ТС и их нахождение в этих состояниях с учетом ПЗ ОП (рисунок 1).

исправное ТС работоспособное ТС частично работоспособное ТС неработоспособное ТС уничтоженное ТС

ОП.

ОПл

ОП

ОП

Рисунок 1 - Технические состояния агрегатов и уровни предельных значений

определяющих параметров

Опишем математически процедуру переходов агрегатов в разные ТС и нахождения их в этих состояниях с учетом ПЗ ОП и текущего параметра (признака) состояния

П_< ОП2, то Ся1 „= 1, СП2 „= 0, Сиз ^ = 0, СИ4 ^ = 0, Сп5 „ = 0;

ОП2 < Пя„< ОП3, то Ся1 ^ = 0, С„21, С„з^ = 0, С„4^ = 0, С„5^ = 0; ОПз < ПП81< ОП4, то С„1 ^ = 0, С„20, С„з^ = 1, С„4^ = 0, С„5^ = 0; ОП4 < ПЯ11< ОЩ, то СЯ1 „ = 0, Сп2« = 0, Спз0, С„4^ = 1, С„5^ = 0; П_> ОПЬ, то СЯ1 ,„ = 0, Сп2,/ = 0, Спз,„ = 0, Сп4„= 0, Сп5,„ = 1;

(1)

где Пnsi - текущий параметр (признак) ТС п-го агрегата 5-ой системы в /-ой реализации;

Сп15/, Сп25/, СпЪ5/, Сп45/, Сп5- индикаторы состояния п-го агрегата 5-ой системы в ТС

уничтожен - 1, неработоспособен - 2, частично работоспособен - 3, работоспособен - 4 и исправен - 5 соответственно.

Если индикатор ТС п-го агрегата 5-ой системы в /-ой реализации равен 1, то агрегат находится в этом состоянии, если же равен 0, то агрегат не находится в этом состоянии, такой же подход относится и к системам ВС и к ВС в целом.

Определим возможность выполнять свои функции агрегатом в разных ТС в соответствии со своим предназначением и с учетом взаимосвязей со смежными и соседними агрегатами в рамках одной системы или нескольких. Выбираем определенный агрегат в системе и рассматриваем его технические взаимосвязи с другими агрегатами систем ВС и их взаимовлияние. Определяем возможность его рабочего ТС, так как сам рассматриваемый агрегат может быть исправен, но соседние или смежные с ним агрегаты находятся в других ТС и оказывают на него влияние. Запишем математически данную процедуру

Сп5 ~ Хп5 0 Уп5 0 , ап5 , 2т ,

(2)

где хш - индикатор исправности п-го агрегата 5-ой системы; ут - индикатор работоспособности п-го агрегата 5-ой системы; \т - индикатор неработоспособности п-го

агрегата 5-ой системы; ат - индикатор рабочего состояния на п-го агрегата 5-ой системы; - индикатор воздействия внешней среды (СП) на п-ый агрегат 5-ой системы.

Следующим этапом определим ТС систем ВС с учетом ТС их агрегатов на основе индикаторов состояний. Здесь также следует учесть тот факт, что для определения ТС систем ВС нужно четко определять ТС их агрегатов, а в частности знать входные, собственные и выходные параметры агрегатов систем, параметры воздействия внешней среды (средств поражения), технические взаимосвязи между агрегатами систем и их взаимное влияние друг на друга в конкретный момент времени [6]. Для описания данных процессов можно воспользоваться А - схемами (агрегатными) или комбинированными моделями описания процессов функционирования систем [7]. Построим алгоритм определения ТС систем ВС.

На рисунке 2 представлен алгоритм определения ТС систем ВС в зависимости от ТС их агрегатов, где Нп 15, Нп25, Нп35, Нп42, Нп55 - количество п-ых агрегатов 5-ой системы ВС из

общего количества N агрегатов данной системы, находящихся в ТС уничтожен - 1, неработоспособен - 2, частично работоспособен - 3, работоспособен - 4 и исправен - 5 соответственно; Ся 11, Ся21, Ся31, Ся41, Ся51 - индикаторы состояния 5-ой системы ВС в /-ой

реализации в ТС исправна - 5, работоспособна - 4, частично работоспособна - 3, неработоспособна - 2 и уничтожена - 1 соответственно.

На основе индикаторов состояний систем определяем ТС систем ВС по такому же принципу как и с агрегатами: индикатор равен 1 - система находится в данном ТС, равен 0 - система не находится в данном ТС.

Алгоритм определения ТС систем ВС построен, опишем математически процедуру определения ТС систем ВС в зависимости от индикаторов состояний агрегатов.

Определяем индикатор состояний 5-ой системы ВС, соответствующий ТС исправна - 5 в /-ой реализации С55 i, после воздействия СП

Nn,J

С = П С

^5 / , п55 /'

П,5=1

(3)

Следует обратить внимание на следующее, агрегаты систем могут находиться в разных ТС. При определении работоспособного состояния нужно понимать, что все текущие значения параметра агрегата выше ПЗ ОП4, это не только работоспособное, но и исправное состояние, т.е. исправное состояние само по себе работоспособное. Такой подход относится и к другим ТС агрегатов и к системам ВС. Определяем индикатор состояния 5-ой системы ВС, соответствующий ТС работоспособна - 4 в /-ой реализации С!14 /, после воздействия СП

К, 5

С54/ = П Сп 45/ ^ Сп 55/ .

П,5=1

(4)

Определяем индикатор состояния 5-ой системы ВС, соответствующий ТС частично работоспособна - 3 в /-ой реализации С53 /, после воздействия СП

С53/ П Сп35 / ^ Сп 45 / ^ Сп 55 / .

п, 5=1

(5)

Определяем индикатор состояния 5-ой системы ВС, соответствующий ТС неработоспособна - 2 в /-ой реализации С5 2 /, после воздействия СП

Э1

и

С52/ П Сп 25/ ^ Сп35/ ^ Сп 45/ ^ Сп 55/ . п, 5=1

(6)

пИ ' п2../ ' п3../ ' п4../ ' п5./

N = N +1

N - N +1

С = ОС = ОС = 1С = ОС = О

СпШ = О, Сп2.н = О, Сп3.1/ = О, Сп4.1/ = 1 Сп5./ = 0

N = N +1

«4. «4.

N = N +1

система уничтожена

система неработоспособна

система частично работоспособна

С.1/= О, С.2/= О, С.3/ = 1, С.4/= О, С.5/= О

система работоспособна

С.1/= О, С.2/ = О, С.3/ = О, С.4/= 1, С.5/= О

система исправна

Сщ= О, С.2/ = О, С.3/ = О, С.4/= О, С.5/= 1

Рисунок 2 - Алгоритм определения технического состояния систем воздушного судна в зависимости от технического состояния их агрегатов

Крайним этапом определяем индикатор состояния 5-ой системы ВС, соответствующий ТС уничтожена - 1 в /-ой реализации С51 {, после воздействия СП

С.1/ П Сп15 / ^ Сп 2 5 / ^ Сп 3 5 / ^ Сп 4 5 / ^ Сп 5 5 / .

И,5=1

(7)

Э1

и

Существующие подходы, модели и алгоритмы функционирования систем ВС определяют ТС систем в данный момент времени без развития последствий и перехода агрегатов и систем в более низкое по уровню ТС. Соответственно встает вопрос об оценке ТС агрегатов и систем с течением времени в процессе выполнения боевого задания (БЗ) или жизненного цикла, причем процессы перехода из состояния в состояние могут проходить как мгновенно, так и в течение длительного периода времени.

Модель функционирования агрегатов и систем ВС в новом ТС рассматривает процесс функционирования агрегатов и систем ВС с течением времени, т.е. в процессе выполнения всех этапов БЗ. Причем этапов БЗ может быть множество, в зависимости от типа ВС, решаемых задач и уровня дефрагментации и детализации.

Модель реализуется набором алгоритмов. Принцип построения алгоритмов функционирования систем ВС в разных ТС является комбинированным и учитывает включение в работу отдельных подсистем (срабатывание предохранительных устройств, дублирование, резервирование этих систем и т.п.), и определение последовательных состояний процесса функционирования систем ВС с их агрегатами через определенные интервалы времени.

Моделирование процесса функционирования агрегатов и систем ВС при боевых повреждениях состоит из ряда этапов:

- на первом этапе определяем значение расстояния, которое необходимо преодолеть ВС для завершения всех этапов (отдельного этапа) БЗ после состоявшегося воздействия по нему СП. Данному текущему значению расстояния необходимого ВС для завершения всех этапов (отдельного этапа) БЗ присваивается нулевое начальное значение;

- на втором этапе используем математический аппарат определения текущего параметра ТС агрегатов ПпН и соответствие его условию работоспособности (исправности) агрегатов и

систем;

- на третьем этапе определяем расстояние, преодолеваемое самолетом за единицу модельного времени, секунды, минуты, часы;

- на четвертом этапе определяем текущее значение расстояния необходимого ВС для завершения всех этапов (отдельного этапа) БЗ после воздействия по нему СП;

- на пятом этапе проверяем условие выполнения всех и текущего (отдельного) этапа выполнения БЗ. При выполнении данного условия системы ВС в данной реализации будут считаться работоспособными или частично работоспособными (не уничтоженными), в зависимости от своих функций, при этом происходит переход на следующую реализацию статистического моделирования;

- на шестом этапе при невыполнении условий пятого этапа и условий второго этапа системы ВС в данной реализации будут считаться уничтоженными, при этом происходит переход на следующую реализацию статистического моделирования;

- на седьмом этапе счетчик модельного времени увеличивается на единицу, и происходит переход на второй этап алгоритма.

После определения ТС систем ВС по аналогии определяем ТС ВС в зависимости от состояния систем ВС с помощью индикаторов состояния ВС.

Определяем индикатор состояния ВС, соответствующий ТС исправно - 5 в /-ой реализации, после воздействия СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N

С = П С

^ВС 5 г , 5 /■

5=1

(8)

Определяем индикатор состояния ВС, соответствующий ТС работоспособно - 4 в /-ой реализации, после воздействия СП

N5

СВС 4 г = П С 5 4 / ^ С5 5 /.

5=1

(9)

Определяем индикатор состояния ВС, соответствующий ТС частично работоспособно - 3 в г-ой реализации, после воздействия СП

СВС3, = П С^ г П С84 г П Са5г.

5=1

(10)

Определяем индикатор состояния ВС, соответствующий ТС неработоспособно - 2 в г-ой реализации, после воздействия СП

СВС2, = П С52 г п С53 г ^ С54 г ^ С55 г.

5=1

(11)

Определяем индикатор состояния ВС, соответствующий ТС уничтожено - 1 в г-ой реализации, после воздействия СП

СВС1, = П С51 г П С5 2 г П С5 3 г ^ С5 4 г ^ С5 5 г.

5=1

(12)

После определения индикаторов состояний и ТС ВС в каждой реализации статистического моделирования проводится машинный эксперимент с моделью ВС для получения информации о вероятности нахождения ВС в каком-либо из выбранных в работе ТС, а также о весомости различных причин поражения агрегатов и систем, а также их влияние на ТС ВС в целом. Полученную информацию о ТС агрегатов, систем и ВС в целом используем для выбора рационального комплекса мероприятий и способов по повышению БЖ ВС.

Выводы. Были выбраны основные ТС агрегатов, в которых они могут находиться после воздействия СП. Определены ПЗ ОП и индикаторы состояний агрегатов, которые позволяют определять ТС агрегатов при переходе их из состояния в состояние в зависимости от имеющихся боевых повреждений. Разработанный алгоритм позволяет оценить ТС систем ВС в зависимости от ТС их агрегатов, которые изменяют свое ТС в зависимости от воздействия внешних факторов (СП). Представлена математическая процедура определения ТС систем и ВС в целом на основе индикаторов состояний агрегатов и систем. Применение разработанного алгоритма, процедур определения ТС агрегатов, систем и ВС позволит более точно определять ТС ВС в процессе его эксплуатации при постоянном воздействии эксплуатационных и других факторов (СП). Применение представленного алгоритма и математических процедур определения ТС позволят повысить точность оценки БЖ ВС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конструкция и прочность летательного аппарата: учебник для вузов ВВС / О.В. Болховитинов и др. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2004. 678 с.

2. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика. М.: Издательский Дом «Наука», 2017. 480 с.

3. Березовский Д.В., Агаев З.Н., Головизнин К.А. Разработка алгоритма динамической модели функционирования систем воздушного судна с боевыми повреждениями // Академические Жуковские чтения. Современное состояние и перспективы развития авиационных комплексов и силовых установок в 2-х ч. : сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции Воронеж, 25-27 ноября 2014 г. / Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. Ч. 1. 296 с.

4. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения. Взамен ГОСТ 27.002-89. Введ. с 01.03.2017. М.: Изд-во Стандартинформ, 2016. 24 с.

5. Проников А.С. Параметрическая надежность машин. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2002. 560 с.

6. Ковальчук Д.В. Основное содержание методики оценки живучести самолета с высоконагруженными элементами планера из композиционных материалов при воздействии средств поражения // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 88-98. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.академия-ввс.рф/images/docs/vks/15-2020/88-98.pdf (дата обращения 18.03.2021).

7. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2005. 343 с.

REFERENCES

1. Konstrukciya i prochnost' letatel'nogo apparata: uchebnik dlya vuzov VVS / O.V. Bolhovitinov i dr. M.: VVIA im. prof. N.E. Zhukovskogo, 2004. 678 p.

2. Myshkin L.V. Prognozirovanie razvitiya aviacionnoj tehniki: teoriya i praktika. M.: Izdatel'skij Dom «Nauka», 2017. 480 p.

3. Berezovskij D.V., Agaev Z.N., Goloviznin K.A. Razrabotka algoritma dinamicheskoj modeli funkcionirovaniya sistem vozdushnogo sudna s boevymi povrezhdeniyami // Akademicheskie Zhukovskie chteniya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya aviacionnyh kompleksov i silovyh ustanovok v 2-h ch.: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Voronezh, 25-27 noyabrya 2014 g. / Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2015. Ch. 1. 296 p.

4. GOST 27.002-2015. Nadezhnost' v tehnike. Terminy i opredeleniya. Vzamen GOST 27.002-89. Vved. s 01.03.2017. M.: Izd-vo Standartinform, 2016. 24 p.

5. Pronikov A.S. Parametricheskaya nadezhnost' mashin. M.: Izd-vo MGTU imeni N/E. Baumana, 2002. 560 p.

6. Koval'chuk D.V. Osnovnoe soderzhanie metodiki ocenki zhivuchesti samoleta s vysokonagruzhennymi 'elementami planera iz kompozicionnyh materialov pri vozdejstvii sredstv porazheniya // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 15. pp. 88-98. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/15-2020/88-98.pdf (data obrascheniya 18.03.2021).

7. Sovetov B.Ya., Yakovlev S.A. Modelirovanie sistem: uchebnik dlya vuzov. M.: Vysshaya shkola, 2005. 343 p.

© Березовский Д.В., Шевцов С.А., 2021

Березовский Дмитрий Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации авиационной техники, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, berezovsk-mig@mail.ru.

Шевцов Сергей Александрович, доктор технических наук, доцент, доцент кафедры эксплуатации авиационной техники, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

g' и

UDK 629.7.017 GRNTI 78.25.13

development of an algorithm for determining the technical condition of aircraft systems with combat damage to their units

D.V. BEREZOVSKIY, Candidate of Technical sciences MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) S.A. SHEVTSOV, Doctor of Technical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The technical conditions of the units are selected on the basis of existing approaches and current regulatory documents in this field of research. The procedure for the transition and finding of aggregates in one of the selected technical states under the influence of environmental factors (means of destruction) is presented on the basis of the limit values of the determining parameters and indicators of states. An algorithm for determining the technical condition of aircraft systems, depending on the technical condition of their units with combat damage, has been built. The technical conditions of the systems and the aircraft as a whole are determined on the basis of technical conditions and indicators of the units state.

Keywords: aircraft, system, unit, technical condition, algorithm, combat survivability.

DOI: 10.24412/2500-4352-2021-20-140-148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.