внедрение технологических инноваций, в то время как они дают технологическую базу продуктовым инновациям. Это объясняется низким уровнем заработной платы в стране - разработка, производство, внедрение и эксплуатация новой техники становятся невыгодными по сравнению с использованием живого труда.
Таким образом, основной задачей при проведении оценки и сравнительного анализа деятельности ТИК является выбор адекватной системы измерителей, отвечающей как возможностям объектов управления, так и задачам субъектов управления.
Список литературы:
1. Измерение экономики знаний: теория и практика / [Сост. и общ. ред. Л.К. Пипия]. - М.: Ин-т проблем развития науки РАН, 2008.
2. International Review of statistics and indicators on science and technology (2002) UNESCO Institute for Statistics, Montreal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uis.unesco.oig/TEMPLATE/pdf/sc/RUSS_Backgroundpaper.pdf.
3. Казанцев А.К., Никитина И.А., Леора Т.Н., Фирсова С.А. Региональные научно-технологические комплексы: индикаторы оценки и методика сравнительного анализа. Монография. Бюллетень ЦИСН №1. Серия «Экономика и менеджмент в сфере науки и инноваций». - М.: ЦИСН, 2009.
4. «Инновационная Россия - 2020». Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. - М., 2010.
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
© Хавин Д.В.*, Шашкин А.В.*
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Нижний Новгород
В статье описаны проблемы строительного комплекса и разработан алгоритм формирования системы управления инновационным развитием строительного комплекса.
Ключевые слова строительный комплекс, проблемы развития, система управления, инновационное развитие.
* Заведующий кафедрой Экономического анализа и управления недвижимостью, доктор экономических наук.
* Ассистент кафедры Экономического анализа и управления недвижимостью.
В соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года», разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации в 2011 году, в строительном комплексе России необходимо решить следующие системные проблемы:
- технологическое отставание российской промышленности строительных материалов от аналогичного производства в ведущих странах мира;
- физическая изношенность основных производственных фондов предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения;
- неудовлетворительная транспортабельность продукции предприятий строительного комплекса, ухудшающая мобильность строительства;
- недостаточная инновационная активность российских коммерческих структур.
Инструментарий по анализу состояния дел в отрасли и постановке задач продемонстрирован во многих программных документах, касающихся выработки стратегии развития строительных комплексов регионов, например, в документе «Стратегия развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года» [1]. Уязвимым местом подобных стратегических планов развития строительного комплекса является отсутствие механизмов их реализации, в частности, отсутствие систем управления различными аспектами модернизации строительного комплекса.
Указанные предпосылки легли в основу разработки алгоритма формирования системы управления инновационным развитием строительного комплекса (рис. 1) посредством решения проблемы практического стимулирования модернизации строительного комплекса, не способного отвечать как на вызовы возрастающей конкуренции с мировой экономики. С этой целью предлагается разработать систему управления инновационным развитием строительного комплекса, которая складывается из таких элементов как: формирование перечня факторов стимулирования модернизации участников строительного комплекса; разработка методического подхода к стимулированию модернизации строительного комплекса региона; проектирование функциональных подсистем системы управления инновационным развитием строительного комплекса: финансовый блок, маркетинговый блок, ресурсный блок, контрольный блок; формирование алгоритма принятия управленческих решений по инновационному развитию строительного комплекса; проектирование модели системы управления инновационным развитием строительного комплекса; разработка модели оценки эффективности системы управления инновационным развитием строительного комплекса региона.
Рис. 1. Алгоритм формирования системы управления инновационным развитием строительного комплекса
Строительный комплекс Нижегородской области в свою очередь является составной частью общероссийского строительного комплекса, поэтому целесообразно рассмотреть некоторые общероссийские факторы, влияющие на состояние строительной сферы. Во-первых, Правительством РФ поставлена задача достигнуть к 2020 году ежегодного объема ввода жилья в разме-
ре 1 м2 на человека [2]. Проанализируем динамику объемов ввода жилья за 2008-2013 гг. по Нижегородской области (табл. 1).стройиндустрией, так и на вызовы процесса модернизации отечественной экономики.
Таблица 1
Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в Нижегородской области (по данным Нижегородстата) [3]
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Справочно
Количество введенных зданий - всего, единиц 6048 10954 11240 11497 9713 8383
в том числе:
жилого назначения 5485 10518 10759 11071 9231 7782
нежилого назначения 563 436 481 426 482 601
Общий строительный объем зданий - всего, тыс. м3 13802,2 9352,9 9243,3 11032,1 13878,6 10455,0 Целевой показатель объема Прогноз ввода жилья на 2013
в том числе: ввода жилья
жилого назначения 7002,7 6025,6 6525,5 6283,2 9417,9 6326,5 3281 тыс. м2 2050 тыс. м2
нежилого назначения 6799,5 3327,3 2717,8 4748.9 4460,7 4128,5
Общая площадь зданий - всего, тыс. м 2 2485,8 2150,1 2228,5 2191,0 2892,9 2372,7
в том числе:
жилого назначения 1683,3 1631,1 1747,0 1641,1 2325,1 1748,7
нежилого назначения 802,5 519,0 481,5 549.9 567,8 624,0
Из таблицы видно, что объемы ввода жилья существенно уступают целевому показателю, который составляет 3281 тыс. м2 зданий жилого назначения в год и рассчитан, исходя из численности населения, проживающего в области. Не удалось выйти и на прогнозные значения ввода в эксплуатацию жилья, соответствующие текущему моменту и указанные в Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года [1]. Это создает нишу для поиска и применения инновационных решений, ведущих к наращиванию темпов жилищного строительства. При этом следует отметить наличие резерва производственных мощностей строительных организаций, способного прирастить на 30 % объемы вводимого в эксплуатацию жилья без дополнительных инвестиций в развитие производственной базы и при соответствующем кадровом и финансовом обеспечении проектов строительства. Динамика использования производственных мощностей в строительных организациях Нижегородской области приведена в табл. 2.
Таблица 2
Использование производственных мощностей в строительных организациях Нижегородской области (в процентах) (по данным Нижегородстата)
Средний уровень использования производственных мощностей 2011 2012 2013
I квартал 59 60 68
II квартал 59 61 68
III квартал 63 65 71
IV квартал 66 65 70
Во-вторых, важным общероссийским и общеэкономическим фактором является задача, поставленная Президентом РФ, создать к 2020 году 25 млн. квалифицированных рабочих мест [4]. Необходимо учитывать емкость строительной сферы для занятости населения, например, в 2013 году в Нижегородской области в сфере строительства было занято около 7 % трудоспособного населения или 118,2 тыс. чел. Логично предположить, что реализация плана по созданию новых рабочих мест коснется и строительной сферы, поэтому данный фактор необходимо принимать в расчет при пересмотре Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области, в соответствии с которой сделан прогноз на последовательное сокращение численности работников данной сферы, так, например, по состоянию на 2013 год сделан прогноз численности работников на уровне 90 тыс. чел., что уже имеет существенное расхождение с реальным положением дел.
В-третьих, важным общероссийским фактором развития строительного комплекса является реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», включая решение проблемы ветхого жилья. Специалисты и ряд чиновников отмечают необходимость реализации ситуационного подхода при принятии решений о развертывании программ жилищного строительства в различных регионах страны. Так, в северных регионах, не имеющих перспектив для постоянного проживания работающего там населения после завершения выработки месторождений полезных ископаемых, не целесообразно доводить годовые темпы ввода жилья в эксплуатацию до 1 м2/чел. [5]. В этом случае необходимо предлагать механизмы перераспределения усилий по вводу жилья в эксплуатацию среди регионов южной и средней полосы. Решение данного вопроса требует нестандартных решений в сфере реформирования системы управления строительным сектором и, в частности, его инновационным развитием.
В-четвертых, по данным Российского союза строителей износ основных фондов предприятий стройиндустрии составляет 60-70 % [6], например, в Нижегородской области с начала года и до текущего момента не было введено ни одного объекта производственных мощностей, относящегося к строительному комплексу (по данным Нижегородстата), в том числе уровень износа основных фондов на предприятиях, производящих ЖБИ (железо-бетонные изделия) и КПД (крупно-панельное домостроение), составляет 80 %. Объемы производства основных видов строительной продукции в натуральном выражении в 2008-2013 гг. представлены в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 показывает, что большинство предприятий строй-индустрии не восстановили объемы производства до уровня, характерного для докризисного периода. Другой существенной проблемой стройиндуст-рии в России в целом специалисты указывают крайне низкий уровень качества производимых стройматериалов и несоответствие структуры производства потребностям современного строительства: в России практически
отсутствует производство качественного керамического кирпича; только зарождается производство витринного стекла, составляющего основу фасадов современных зданий; резко сократилось число заводов, производящих железобетонные конструкции (с 1400 заводов до менее 400), использование которых лежит в основе повышения качества и надежности и сокращения сроков и стоимости строительства; проблемы с производством теплотехнических материалов.
Таблица 3
Производство основных видов строительной продукции в натуральном выражении в 2008-2013 гг. (по данным Нижегородстата)
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Пиломатериалы (включая шпалы), тыс. м3 346,8 268,0 277,7 287,5 279,8 262,9
Клееная фанера, м3 24000,1 24835,5 48017,6 55417,6 55510,0 60881,0
Стеклопластики и изделия из них, тонн 372,0 881,5 1582,0 - - -
Кирпич строительный, млн шт.усл. кирпичей 494,4 321,6 264,6 287,2 311,4 332,4
Конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс. м3 346,2 188,6 280,5 317,0 323,0 318,1
Проблема качества строительных материалов во многом не поддается анализу с помощью сложившейся системы статистического наблюдения за предприятиями, работающими в данной сфере. Это обстоятельство требует тщательного анализа проблемы качества отечественных строительных материалов на основе опроса представителей профессионального сообщества. Косвенным показателем, свидетельствующим о востребованности, а, следовательно, и о качестве строительных материалов, является показатель загруженности производственных мощностей предприятий стройиндустрии. В табл. 4 приведена динамика использования среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции.
Таблица 4
Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции в 2008-2013 гг. (в процентах) (по данным Нижегородстата)
Продукция 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Материалы строительные нерудные 35,7 29,3 26,7 30,3 43,9 40,9
Стекло листовое термополированное (в натуральном исчислении) 99,0 96,6 95,8 86,7 100,0 90,9
Конструкции и изделия (детали) сборные железобетонные 47,5 31,8 46,0 56,9 60,2 59,6
Кирпич строительный (включая камни) 58,4 51,9 53,0 57,5 62,4 67,2
Минеральная вата и изделия из нее 46,4 0,8 - - - -
Материалы мягкие кровельные и изоляционные 76,1 69,1 100,0 58,9 99,8 88,3
К региональным факторам, оказывающим влияние на состояние и развитие строительного комплекса Нижегородской области, в первую очередь необходимо отнести ситуацию энергодифицита в области (табл. 5).
Табл. 5 показывает ситуацию, сложившуюся в Нижегородской области и нехарактерную для ПФО или России в целом: потребление электроэнергии в области в 2,7 раза превосходит ее производство, - данное обстоятельство не может не тормозить процесс одобрения инвестиционных проектов, как в жилом, так и нежилом строительстве. Реальное изменение ситуации в лучшую сторону станет возможным не ранее 2019-2021 гг., в связи с плановым вводом в действие Нижегородской АЭС [7]. Следовательно, реализация планов по наращиванию жилищного строительства в области должна осуществляться с учетом условий энергодефицита.
Таблица 5
Электробаланс 2013 года (млн. кВт.час)
Р в том числе
Произведено электроэнергии Потреблено электроэнергии всег Обрабатывающие производства Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство строительство оптовая и розничная торговля Транспорт и связь другие виды экономической деятельности Городское и сельское население потери в электросетях
Российская Федерация 1059092 1054823 564987 15287 12294 30066 90378 98650 140971 102190
Приволжский федеральный округ 195040 196987 103917 3371 1790 5840 21568 19573 25055 15870
Нижегородская область 8758 23888 10010 269 156 221 4542 3080 3201 2407
Другие факторы, ограничивающие деловую и инновационную активность строительных организаций, приведены в табл. 6.
Таблица 6
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (в процентах от общего числа строительных организаций) (по данным Нижегородстата)
Факторы 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Высокий уровень налогов 42 39 37 56 52 46
Неплатежеспособность заказчиков 16 37 36 22 21 17
Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 41 33 34 39 44 17
Недостаток заказов на работы 5 27 37 24 25 12
Конкуренция со стороны других строительных фирм 37 34 34 36 35 33
Нехватка и изношенность машин и механизмов 3 3 5 4 1 2
Высокий процент коммерческого кредита 11 14 20 12 13 15
Список литературы:
1. Стратегия развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/do-cument/944944827.
2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru.
4. Путин: в РФ необходимо создать 25 млн новых рабочих мест [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itar-tass.com/obschestvo/1574141.
5. Илья Пономарев. Аналитический журнал СНИП (Строительство. Недвижимость. Инвестиции. Проекты) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indpg.ru/snip/2011/11/50498.html.
6. Доклад вице-президента РСС Сергея Кучихина о развитии строительной индустрии на современном этапе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omorrss.ru/press_center/regional_news/doklad-vitse-prezidenta-^^е^еуа-кисЫЫпа-па.
7. Нижегородская АЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: т^ь kipedia.org/wiki/Нижегородская_АЭС.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ИННOВAЦИOННOМУ PAЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
© Шашкин А.В.*
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Нижний Новгород
В статье описаны проблемы строительного комплекса и выполнен анализ управленческих решений по инновационному развитию промышленности строительных материалов.
Ключевые слова строительный комплекс, проблемы развития, система управления, инновационное развитие.
Приоритетами инновационного развития промышленности строительных материалов можно полагать:
- совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей производство и внедрение инновационных материалов и технологий;
- разработку мер государственного принуждения для предприятий, не отвечающих требованиям энерго- и ресурсопотребления (в том числе рабочей силы), экологической безопасности;
* Ассистент кафедры Экономического анализа и управления недвижимостью.