разными традициями, профессиями славится русская изба!
Методическая разработка урока-экскурсии для обучающихся начальной школы и воспитанников детских садов
Е. А. Равковская, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум» О. А. украенко, педагог-психолог
Актуальность профориентационной работы с учащимися начальных классов и воспитанниками детских садов
В настоящее время очень быстро развиваются отрасли хозяйства, на производстве применяются современные технологии, меняется экономическая и социальная ситуация. Выпускнику школы очень важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути — получения образования с учетом всех этих изменений. В настоящее время очень часто мы слышим с экранов телевизора, а также на различных областных мероприятиях, что профориентационной работой профессиональным образовательным организациям необходимо заниматься, начиная с начальной школы, так как именно в дошкольном возрасте закладывается мотивация на получение той или иной профессии. И поэтому считаем, что важно организовать целенаправленную систематическую профориентационную работу с обучающимися на протяжении всего периода обучения в школе.
В нашей профессиональной образовательной организации накоплен большой опыт применения различных форм и методов профориен-тационной работы с обучающимися общеобразовательных школ и лицеев города, причем как в старшем, так и в среднем звене. Кроме этого, студенты техникума — частые гости в детских садах нашего города. Так, например, сварщики на уроках учебной практики изготавливают для воспитанников детских садов лавочки, качели, автомеханики — скворечники.
С января 2015 года учащиеся начальных классов и воспитанники детских садов города «Уголек», «Росинка», «Березка» впервые пришли на экскурсию в музей техникума «Виражи времени» и посетили экспозицию «Русская изба». Мы уверены, что чем больше профессий будет знакомо ребенку, тем шире у него будут представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем процессе своего профессионального выбора.
Методическая разработка урока-экскурсии для обучающихся начальной школы и воспитанников детских садов
Тема: «Разными традициями, профессиями славится русская изба!»
Цель: знакомство участников экскурсии с профессиями и некоторыми традициями русского народа. Задачи:
1. Дать представление о семейных традициях русского народа, традициях, связанных с обустройством русской избы.
2. Рассказать о значимости профессий «повар», «шахтер», «сварщик», «швея» в жизни человека.
Экскурсия проходит в музее техникума «Русская изба», оснащенном предметами быта русского народа.
Экскурсию проводит педагог-психолог, помогают ей обучающиеся техникума, получающие профессии «повар», «кондитер»; «электрослесарь подземный», «портной», «сварщик». Все обучающиеся одеты в спецодежду.
ход экскурсии
I этап — организационный
Встреча участников экскурсии. Елена-повар:
Мне начинать досталась роль, Я принесла ВАМ хлеб да соль. Вот он, хлебушко — душистый, В каждый дом, на каждый стол. В нем — здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло Отведайте хлеб-соль по-старинному. Испекли его для ВАС наши пекари! (гости отщипывают от каравая кусочек, макают его в солонку и съедают).
II этап — основной
Педагог: Гости дорогие! Милости прошу. Прошу в избу, во светлицу. Проходите, осмотритесь!
Сегодня мы познакомим вас с бытом и традициями русских людей, покажем и расскажем, как жил русский народ в древности, чем занимался. А помогут мне в этом студенты техникума: Елена — будущий повар, Анна — в будущем швея, Иван — сварщик, Петр — шахтер.
Участники экскурсии проходят и рассаживаются по лавкам.
Педагог: Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Вот мы открыли дверь. Входя избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. Вошли в избу, переступили порог, что может быть проще! Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог проходить в дом без приглашения хозяев. Гость на порог — хозяину радость! Полы в комнате были деревянные. На полу стелили дорожки. Везде чистота, да красота. Уютно. Солнце в доме играет — к радости! Особенно в избе хорошо зимой, когда за окном мороз, вьюга снежные бураны крутит. А в доме тепло и радостно. Входящий в дом перед собой всегда видел печь. Без печи изба — не изба! Печь не только обогревала избу. Она лечила людей, на ней спали старики да ребятишки, а еще сушили одежду, обувь, грибы, ягоды.
Елена-повар: В русской печи готовили очень вкусные щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Только раньше этому не учили в школе, техникуме. Рецепты и мастерство передавалось от матери к детям. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища — это основа жизни, здоровья, благополучия. Обучаясь на третьем курсе, я могу готовить разнообразные блюда, кулинарные изделия, накрыть праздничный стол, украсить любое блюдо, чтобы оно было не только вкусным, но и красивым. Ребята, в настоящее время поварскому искусству можно обучиться в нашем техникуме.
Педагог: Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь. От печи теплый жар струится, угольки светятся да горницу освещают. В печи русские люди сжигали сор, т. к. верили, что его нельзя выносить из избы. А топили эти печи дровами.
Петр-шахтер: Ребята, а знаете ли вы, что и сегодня в некоторых деревнях все еще топят печи дровами, но большая часть домов отапливается углем. Я — будущий шахтер. Моя профессия опасная, я каждый день буду спускаться под землю, чтобы добывать уголь и приносить тепло в ваши дома.
Педагог: От расположения печи зависела внутренняя планировка дома, потому и возникла поговорка: плясать от печи. По диагонали от нее располагался красный угол с иконами, библией, молитвенными книгами. Название «красный» означает красивый, торжественный, светлый и праздничный. Красный угол — это священное место в доме. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Здесь трапезничали, молились, благословляли. Напротив красного угла располагается бабий угол (кут). Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Вы только представьте себе: мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину, перед нею — прялка с куделью, в руке — веретено.
Анна-швея: Ребята, обратите внимание на прялку. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. Прясть пряжу — исконно женский труд. С осени до Великого поста в избах при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Анна тихо напевает:
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русская коса.
Конечно, в настоящее время в швейном производстве используются швейные машины, оверлоки, современные ткацкие станки. Эта профессия очень востребована. Я обучаюсь на швею, буду работать на фабрике либо в ателье. Учусь шить не только одежду, но также обувь, автомобильные чехлы, сумочки и многие другие вещи. Платья, пальто, брюки, шубы — все это труд швеи. И вот эти народные костюмы (показывает русские народные костюмы) сшили мы с подружками, обучаясь в нашем техникуме.
Педагог: Любили русские люди почаевничать, т. е. чай из самовара попить за массивным деревянным столом, за которым каждый член семьи сидел на своем месте. Хозяин сидел под образами. Его старший сын по правую руку от отца, второй сын по левую, третий — рядом со старшим братом. Женщины и девушки сидели на приставных скамейках. Стол во время обеда накрывали скатертью, а после еды ее или снимали, или покрывали ею хлеб, который оставался на столе. «хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска». Нарушать эту традицию в доме не полагалось без крайней необходимости. Крестьянская изба отличалась чистотой и простотой. Люди в старину всегда старались, чтобы предметы быта были красивыми, со вкусом и от души изготовленные. Это свидетельствует о стремлении русского народа к прекрасному.
Иван-сварщик: Ребята, ранее в русских избах все предметы быта, мебель были сделаны в основном из дерева. Вот посмотрите: массивный деревянный стол с приставными скамейками, резная этажерка, ложки да миски деревянные. В современном мире много вещей сделано как из дерева, так и из пластика, железа. Я учусь на сварщика. Свариваю, соединяю
железные детали, чтобы получились вот такие красивые предметы быта (показывает сварные изделия: подставка под цветы, дровница, подсвечник и т. д.). Главным моим инструментом является сварочный аппарат, еще мне нужна защитная маска для глаз от летящих при сварке искр (показывает). Благодаря труду сварщика, люди пользуются удобствами в собственных домах. Умело сваренные трубы доставляют в дома воду, газ. А какой красивый можно изготовить забор вокруг избы всем на загляденье. А для того чтобы стать хорошим сварщиком необходимо получить знания в школе, а затем пойти учиться в техникум.
Елена-повар: Частыми у русского народа были деревенские посиделки, где каждый занимался любимым делом: кто вышивал, кто прял пряжу, а после, отложив все дела, начинали веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, сказки-небылицы сказывать.
Студентки исполняют русскою народную песню «В горнице моей светло...»
III этап — заключительный
Педагог: Русская старина вся пронизана добром, а это важно в наши дни. Шли столетия, а изба с ее домашней утварью, традициями оставалась. Наша экспозиция соответствует описаниям избы прошлого. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Ребята, какие предметы в нашей избе вам понравились (прялка, ложки, самовар, чугунок и т. д.)? О каких профессиях мы сегодня поговорили (швея, повар, шахтер, сварщик)? А какая профессия вам больше всего понравилась?
Да, ребята, все профессии важны, все профессии нужны. Молодцы! А сейчас приглашаем всех отведать чая на травах с пирогами и булками, которые испекли для вас наши пекари и повара.