Научная статья на тему 'Разновидности речевого воздействия и условия его успешности'

Разновидности речевого воздействия и условия его успешности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2063
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАНТ / СТРАТЕГИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / SPEECH COMMUNICATION / SPEECH INFLUENCE / ADDRESSER / PRAGMATIC EFFECT / SITUATION OF COMMUNICATION / COMMUNICANT / STRATEGY / LANGUAGE MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баскакова Виктория Александровна

В статье рассматриваются такие виды речевого воздействия, как прямое и скрытое. Называются факторы успешности с учетом ситуации общения и роли адресанта (говорящего) и адресата (слушающего). В качестве особой разновидности речевого воздействия приведен прием иронии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETIES OF SPEECH INFLUENCE AND CONDITIONS OF ITS SUCCESS

In the article we consider such types of speech influence as direct and hidden ones; define successful factors taking into consideration the situation of communication and addresser (speaker) and addressee (listener)’s roles. Irony is used as a special method of speech influence.

Текст научной работы на тему «Разновидности речевого воздействия и условия его успешности»

II. проблемы коммуникации и дискурса

разновидности речевого воздействия и условия его успешности

В.А. БАСКАКОВА

VARIETIES OF SPEECH INFLUENCE AND CONDITIONS OF ITS SUCCESS

V.A. BASKAKOVA

В статье рассматриваются такие виды речевого воздействия, как прямое и скрытое. Называются факторы успешности с учетом ситуации общения и роли адресанта (говорящего) и адресата (слушающего). В качестве особой разновидности речевого воздействия приведен прием иронии.

Ключевые слова: речевое общение, речевое воздействие, адресант, адресат, прагматический эффект, ситуация общения, коммуникант, стратегия, языковые средства.

In the article we consider such types of speech influence as direct and hidden ones; define successful factors taking into consideration the situation of communication and addresser (speaker) and addressee (listener)’s roles. Irony is used as a special method of speech influence.

Keywords: speech communication, speech influence, addresser, pragmatic effect, situation of communication, communicant, strategy, language means.

В статье будут рассмотрены такие понятия прагмалингвистики, как речевое общение и речевое воздействие, условия успешности речевого воздействия с учетом ситуации общения и ее компонентов - адресанта, адресата, текста, возможности скрытого речевого воздействия и его речевые сигналы, пример актуализации такого средства речевого воздействия, как ирония.

Существует мнение [5:7], что речь служит в первую очередь не передаче информации, а средством воздействия, управления деятельностью людей. Передача информации, безусловно, присутствует в речевом сообщении, но не является самоцелью. Каждый человек в момент общения подвергается речевому воздействию. Понятия речевого общения и речевого воздействия относятся к основным понятиям прагмалингвистики.

В связи с этим можно дать определение речевого воздействия в широком и узком смыслах. В широком смысле речевым воздействием можно считать любое речевое общение, так как оно целенаправленно [5:3]. В узком смысле под речевым воздействием понимается управление человеческим поведением при помощи речи [3:3].

Посредством речевого воздействия можно побудить человека начать или закончить какую-либо деятельность, расширить его информированность, изменить эмоциональное состояние и жизненные установки.

Речевое воздействие принято считать эффективным в том случае, когда не только состоялось понимание знаков речи, но когда это понимание сопровождается достижением запланированной цели, воздействием на адресата. Это явление получило название «положительного прагматического эффекта» [3:5]. Осмысленное, целенаправленное воздействие называется прямым речевым воздействием и рассматривается в рамках функциональной прагмалингвистики.

Успешность воздействия зависит от многих факторов. Одно и то же высказывание может произвести разный прагматический эффект на разных слушателей или на одного слушателя, но в различных ситуациях. К факторам, определяющим успешность речевого воздействия, можно отнести жизненный и социальный опыт, интеллектуальное и культурное развитие, уровень владения языковым кодом, психо-эмоциональное состояние обоих коммуникантов, а также ситуацию общения. Учитывая данные факторы, адресант выбирает, какой речевой стратегией он будет пользоваться для достижения наибольшего успеха.

Поскольку адресант является субъектом речевого воздействия, - он порождает текст, он активен и задает тон в общении - можно сказать, что от него в большей степени зависит успешность воздействия. Он выбирает тактику ведения общения. В случае распределения социальных ролей в общении по принципу субординации (начальник - подчиненный, родители - ребенок) речевое воздействие может быть сведено к императиву. Если коммуниканты имеют одинаковый социальный статус, то приказ или указание вызовут, скорее, негативную реакцию адресата. Адресант должен владеть информацией об адресате своего высказывания и выбрать такой стиль общения, который будет приемлем для адресата и который будет иметь большую силу воздействия, другими словами, «найти общий язык» со слушающим. Здесь уместно упомянуть понятие «языковой вариативности», когда язык предлагает возможность выбора. То есть говорящий выбирает из всех имеющихся средств языка такие, которые способствуют эффективной реализации его коммуникативного намерения. Адекватный выбор гарантирует успешность. У адресата возникает доверие к говорящему, потребность в эмоциональном участии, затем следует совершение конкретных действий, ожидаемых от него адресантом.

Не менее важна в речевом воздействии роль адресата. Если адресант проявляет внешнюю активность, то адресат активен внутренне - он воспринимает и интерпретирует речевое сообщение. Его «мир» обусловливает многозначность речевого воздействия [1:43]. Н.Д. Арутюнова отмечает, что «при интерпретации высказывания отправной точкой служит фактор адресата» [2:358]. Адресат представляет собой неотделимую и важную часть речевого высказывания, так как именно он является показателем перлокутивного эффекта. Речевой акт принадлежит к сфере межличностных отношений, что предполагает наличие двух сторон - говорящего и слушающего. Кроме того, игровой принцип речи предполагает постоянную смену ролей говорящего и слушающего в процессе общения. Адресат, реагирующий на высказывание адресанта, сам становится субъектом речевого сообщения [2:362].

Не только от адресата зависит интерпретация речевого сообщения. Сам говорящий прогнозирует прагматический эффект своим высказыванием, своей личностью. Это прогнозирование может быть неосознанным, так как в самом языке и в языковом опыте говорящего заложены определенные средства речевого воздействия. В таком случае речь идет о скрытом речевом воздействии, которое изучается в рамках скрытой прагмалингвистики. Скрытое речевое воздействие характеризу-

ет, прежде всего, самого говорящего как личность и используется исследователями для составления речевых портретов авторов текстов. В языковом опыте каждого человека имеются языковые навыки, которые заавтоматизировались и ушли в область подсознания из-за частого употребления в типичных ситуациях. Эти навыки остаются индивидуальными для каждого говорящего. Языковые навыки реализуются через языковые единицы. Такие языковые единицы скрыты от говорящего и от слушающего, но говорящий машинально актуализует их в речи, а слушающий их неосознанно воспринимает и интерпретирует. Распознавание скрытых значений происходит на лингвистическом и экстралингвистическом уровнях. На лингвистическом уровне они актуализируются отправителем текста в его выборе скрытых грамматических категорий, которые выявляются при помощи объективного прагма-лингвистического анализа. «Так, если автор часто употребляет фразы с авторитарным «я», то в голове у получателя происходит статистический подсчет этого «я». И у получателя накапливается незаметно для него самого соответствующее отношение к автору...» [4:44]. Таким образом, говорящего, который в своей речи постоянно использует местоимение «я» и его слова-заменители, можно характеризовать, как человека эгоцентричного.

Были выделены [4:45] речевые стратегии скрытого воздействия автора текста на его получателя. Эти стратегии скрытого воздействия разделяются на те, которые связаны с отправителем текста (эмотивно-ориентированные) и те, которые связаны с получателем текста (конативно-ориентированные). При реализации определенной скрытой воздействующей стратегии адресант ненамеренно передает адресату свою точку зрения, свои установки, свое мнение.

Достижению положительного прагматического эффекта служат в том числе различные речевые сигналы, которые имеют для собеседника эмоциональное значение. При использовании эмоционально окрашенной речи можно активизировать внимание слушающего и создать необходимую атмосферу общения.

Рассмотрим на примере иронии воздействие на эмоциональное состояние адресата и отметим позитивные стороны этого приема в достижении нужного эффекта. Ирония, как смягченная оценка, способствует снятию эмоционального стресса и созданию непринужденной обстановки разговора [6:66]. Важно, однако, чтобы адресант, употребляя ироничное высказывание, не нарушал принципы вежливости и сотрудничества, тогда ирония не будет восприниматься слушающим как злая насмешка. К обязательным условиям успешности приема иронии относится наличие чувства юмора у слушающего - это является залогом того, что высказывание будет воспринято именно как ироничное, а не буквальное и интерпретировано правильно.

Существует много различных способов воздействовать на состояние и поведение адресата высказывания. Такое воздействие может быть прямым и скрытым. Для наибольшей эффективности воздействия адресат осуществляет выбор речевых средств из имеющихся в языке и его личном языковом опыте. В рассмотрении этого вопроса нужно учитывать роли как адресата, так и адресанта.

Выводы: Таким образом, в статье показана тесная связь речевого общения и речевого воздействия. К условиям успешности речевого воздействия отнесены учет ситуации и свойства ее компонентов: адресат, который внутренне активен и тем самым влияет на адресанта, адресант, который выбирает тактику ведения общения для достижения положительного эффекта. А также в статье подчеркнута зависимость достижения эффективного речевого воздействия от учета социальных ролей

адресата и адресанта и умение найти общий язык. Большую роль в реализации речевого воздействия играет скрытое речевое воздействие, которое проявляется в выборе речевых сигналов, свидетельствующих о речевом опыте коммуникантов. Они выявляются методом объективного прагмалингвистического анализа и актуализируются говорящим для ненамеренной передачи адресату.

Литература

1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (англ. яз.) / Серия «Высшее образование». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с.

2. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР, серия Литературы и языка. Т. 40. №4. 1981. - С. 356-367.

3. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. - Ленинград: Изд-во ленинградского ун-та, 1978. - 158 с.

4. Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1999. - 82 с.

5. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения. // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - С. 3-14.

6. Трошина Н.Н. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - С. 6269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.