Научная статья на тему 'Разновидности корпоративных блогов и аспекты их применения в бизнесе компании'

Разновидности корпоративных блогов и аспекты их применения в бизнесе компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1323
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / КОРПОРАТИВНЫЙ БЛОГ / БИЗНЕС / РАСКРУТКА САЙТА / ПРЕИМУЩЕСТВА БЛОГА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Алексей Сергеевич, Карпович Елена Евгеньевна

Рассмотрено понятие блога, как относительно недавно появившийся интернет-ресурс, представлена классификация блогов «рунета», подробно рассмотрены разновидности корпоративных блогов, их применение в развитии бизнеса компании, влияние на основной сайт и имидж компании, а также все плюсы и минусы ведения корпоративного блога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разновидности корпоративных блогов и аспекты их применения в бизнесе компании»

А.С. Андреев

РАЗНОВИДНОСТИ КОРПОРА ТИВНЫХ БЛОГОВ И АСПЕКТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В БИЗНЕСЕ КОМПАНИИ

Рассмотрено понятие блога, как относительно недавно появившийся интернет-ресурс, представлена классификация блогов «рунета», подробно рассмотрены разновидности корпоративных блогов, их применение в развитии бизнеса компании, влияние на основной сайт и имидж компании, а также все плюсы и минусы ведения корпоративного блога.

Ключевые слова: блог, корпоративный блог, бизнес, раскрутка сайта, преимущества блога.

У^азберем, что же такое блог вообще? Это относительно не-JT давнее понятие в интернет-индустрии.

Если посмотреть определение в интернет-энциклопедии «Википедия», мы найдем следующее:

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Существует большое количество разновидностей блогов, перечислим основные:

■ Личный (персональный, авторский, частный) блог — ведётся одним лицом (как правило, его владельцем).

■ Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами.

■ Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.

■ Рекламный блог или пиар-блог — спланированное мероприятие от какой-либо компании, частного лица или группы заинтересованных лиц по завуалированной рекламе того или иного продукта и услуг через социальные сети интернета.

Также блоги различают по тематической направленности (политика, быт, путешествия, образование, мода и т.д.), по особенностям контента, по технической особенности.

Остановимся и рассмотрим подробнее корпоративный блог и его влияние на развитие бизнеса.

Корпоративный блог — блог, издаваемый организацией и используемый как для связей с общественностью, так и для внутренней организации её работы. Либо полностью подконтрольный организации, координируемый и наполняемый ею контентом, но формально с ней не связанный.

Внутренний корпоративный блог — важное средство коммуникации, особенно в крупных компаниях. Некоторые преимущества:

■ Блог поможет улучшить взаимодействие сотрудников, предоставляет возможности для обучения. Он хорошо подходит для запуска новых проектов, для работы в неоднородных, больших коллективах.

■ Блог помогает выявить различные взгляды на какой-либо вопрос. Открытость для публикации постов и комментариев — хорошая возможность высказаться всем членам коллектива.

■ Путём дискуссий на заданную тему блог помогает найти компромисс при наличии разных точек зрения.

■ Для руководителей блог — возможность наладить взаимодействие с сотрудниками.

■ Блог — это своеобразная «история фирмы», архив идей и обсуждений.

Чаще всего каждый сотрудник может оставить комментарий к любому посту. Круг авторов блога определяется политикой компании, часто написать пост может любой сотрудник.

Блог имеет определённые преимущества перед такими внутрикорпоративными коммуникациями, как, например, переписка по email.

Причины:

■ когда писем становится слишком много, это затрудняет общение;

■ не все сотрудники умеют правильно архивировать письма, в результате чего они не смогут впоследствии найти требуемую информацию.

Внутренний блог — альтернатива или дополнение к корпоративным собраниям, совещаниям. Сотрудники крупных компаний часто не имеют возможность проводить совещания (например, из-за дальности расстояний между филиалами или занятости).

Публичный блог

Одна из основных целей компаний — налаживание коммуникаций с клиентами (как настоящими, так и потенциальными). Благодаря оперативности публикации постов и возможности комментирования, публичный корпоративный блог очень важен для достижения этой цели.

Блоги являются ценным дополнением к корпоративному сайту, так как в них может быть представлена альтернативная точка зрения на тот или иной вопрос, те или иные продукты компании могут быть описаны более простым и доступным языком.

Корпоративный блог — это собственное СМИ компании, через которое она может влиять на своих клиентов, партнёров или деловое сообщество. Наполнением блога могут быть новости компании, описания событий из её жизни. Блог также выступает в роли инструмента HR, с его помощью можно найти сотрудников. Читатели из блога узнают о жизни компании и «примеряют на себя» корпоративную культуру. При наличии подходящих вакансий читатель сделает выбор в пользу компании, о которой он знает больше и которой больше доверяет.

Учитывая российскую специфику, когда технологии черного политпиара нередко переносят в бизнес, корпоративный блог позволяет решать ряд специфических задач. Как было сказано в статье Евгения Ющука и Александра Кузина «Корпоративный блог: взгляд на „теневую сторону Луны“»: «Обратную связь и диалог могут обеспечить, помимо блога, и другие инструменты. А вот выступать авторитетным и быстрым неформальным „информацион-

ным шлюзом“ между предприятием и блогосферой по силам, пожалуй, только корпоративному блогу».

Поэтому можно констатировать, что открытый корпоративный блог уникален или, как минимум, очень эффективен для решения таких задач:

■ Площадка, с которой можно делать неформальные заявления, способные активно повлиять на мнение участников рынка и всё деловое окружение компании.

■ Инструмент информационной войны, обеспечивающий возможность открыто обнародовать неофициальную, но важную для имиджа компании информацию о положении на рынке, в том числе у конкурентов.

■ Корпоративный блог может участвовать в преодолении информационной блокады, которую в случае развития конфликта местные администрации могут устанавливать для предприятия в традиционных СМИ.

■ Корпоративный блог очень эффективен при использовании его вместе с так называемыми «боевыми блогами» — блогами, внешне не имеющими связи с предприятием и замаскированными под блоги обычных людей, но созданными по решению руководства предприятия и проводящими в жизнь его волю.

■ Корпоративный блог — площадка, с которой можно делать «случайные утечки информации», например, о новых продуктах, что можно активно использовать в маркетинге.

Ситуация с правами создавать посты в открытом корпоративном блоге сложнее, чем с внутрикорпоративным блогом, ввиду высокой опасности урона имиджу или финансовым интересам компании. Специалисты, имеющие реальный опыт работы с корпоративными блогами в крупных организациях, придерживаются точки зрения, что сообщения, попадающие в блог, должны проходить премодерацию. Если премодерации нет, то, во-первых, может быть случайно рассекречена коммерческая тайна предприятия, а, во-вторых, далеко не все сотрудники предприятия осведомлены о планах руководства и могут просто испортить проведение в жизнь политики руководителей предприятия, помешав тем самым его скоординированному развитию. Да и адекватными могут оказаться не все сотрудники. Поэтому тотальный доступ каждого к фактически еще одному СМИ предприятия — не лучшая идея.

В специальной литературе [1, 2], посвященной корпоративным блогам, проведено значительное количество исследований практики корпоративного блоггинга. Существует точка зрения, что формально независимый корпоративный блог создается организацией подобно публичному корпоративному блогу, но, в отличие от последнего, формально с ней никак не связан. Данный вид блога относится к корпоративным на том основании, что его создание и ведение полностью подконтрольно организации, которой он де-факто принадлежит. Привлечение авторов к ведению такого рода блогов происходит аналогично привлечению авторов для ведения публичного корпоративного блога.

Это инструмент доведения информации до целевой аудитории под углом зрения, выгодным фактическому владельцу. Чаще всего такие блоги ведутся под вымышленными именами или вообще анонимно. Иногда такие корпоративные блоги рассказывают информацию о положении дел на рынке, которая нигде не публиковалась и, вероятно, не будет опубликована.

Подобные блоги обычно читаются участниками рынка и журналистами, пишущими на соответствующие темы, и, благодаря этому, организация получает прямой коммуникативный канал с целевой аудиторией. Поскольку прямая связь с предприятием отсутствует, имиджевые риски для организации минимизируются, а степень свободы выражения мнения не так скована «политическими» причинами.

«Формально независимые корпоративные блоги» — инструмент повседневных коммуникаций компании, который используется относительно продолжительное время и работает в рамках долгосрочной стратегии организации. При наступлении неблагоприятной для предприятия ситуации, функции таких блогов полностью или в значительной части передаются «блогам-инсайдерам» [3].

Блог-инсайдер

В современных публикациях на тему корпоративного блоггин-га, которые выходят в рецензируемых и редактируемых журналах и деловой литературе, встречается точка зрения, что «Блоги-инсайдеры» можно считать одной из разновидностей «Формально независимых корпоративных блогов». Такие блоги используются, как правило, в кризисные для организации периоды, когда есть необходимость информационных вбросов какой-либо существенной информации, могущей повлиять на общественное мнение или

участников рынка, вызвать повышенный интерес средств массовой информации или «компетентных органов» и т. д.

«Блоги-инсайдеры» всегда анонимны и никак не комментируют источники публикуемой информации. Однако информация, появляющаяся на таких блогах, всегда имеет весьма высокую степень достоверности и актуальности. У получателей информации создается впечатление, что владелец блога, если не работник руководящего уровня, по каким-либо личным причинам решивший сделать служебную информацию общедоступной, то, как минимум, человек, допущенный ко многим корпоративным секретам, но не очень умеющий или желающий их хранить.

Разумеется, такой «имидж блога» только подогревает интерес к его содержимому и позволяет заинтересованным лицам регулярно распространять дезинформацию или управляющую информацию, маскируя ее в общем потоке «инсайда».

Подведем итоги:

Если у компании есть свой интернет-сайт по продажам товаров и услуг, если есть бизнес в реальной жизни, то хорошим помощником в продвижении сайта и в качестве рекламы будет корпоративный блог. Блог поможет в таком деле, как раскрутка сайтов, позволит потребителям лучше узнать о товарах, услугах, самой компании, ознакомиться с новостями, оставить свои комментарии.

Перечислим плюсы ведения корпоративного блога:

1. Он позволяет продвигать основной сайт, давая на него ссылки, цитируя важную информацию.

2. Блог дает возможность обзаводиться друзьями и, соответственно, потенциальными клиентами.

3. В своем блоге можно давать рекламу, при этом не только своего сайта, но и других ресурсов, получая за это денежные средства.

4. Посетители могут оставлять комментарии, пожелания, выражать недовольство и благодарности, в связи с этим можно корректировать деятельность сайта, деятельность всего бизнеса, ориентируясь на пожелания клиентуры, на спрос и предложения.

5. В блоге посетители могут познакомиться с компанией, с каждым ее представителем, директором, узнать подробности деятельности, цели, принципы.

6. Блог может сообщать о важных мероприятиях, акциях, скидках.

7. В блоге может быть использована не только информация об основной деятельности компании, но и напечатаны различные статьи на другие тематики, способные привлечь потенциальных клиентов.

8. Блог можно интересно и красочно оформить, привлекая тем самым посетителей, сделать оригинальные надписи, интересный дизайн, который бы запомнился.

9. К блогу предъявляется гораздо меньше требований, чем к сайту, здесь может использоваться не только строгий стиль написания текстов.

10. В настоящее время блоги становятся все популярнее, к ним появляется интерес, увеличивается посещаемость, следовательно, компания с корпоративным блогом имеет больший имидж.

11. Блог и сайт могут дополнять друг друга и влиять на продвижение бизнеса в целом.

12. Блог позволяет проводить различные опросы, которые интересуют компанию, делать выводы и подводить итоги голосований на различные темы, связанные с бизнесом.

------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов А. «Блоги. Новая сфера влияния» — М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008. ISBN 978-5-902862-68-0

2. Ющук Е., Кузин А. «Противодействие черному PR в Интернете» — М.Издательство деловой литературы «Вершина», 2008. ISBN 978-5-9626-0424-4

3. Журнал «Банковское Обозрение» № 8/14 (127) август 2009. шгд=1

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------

Андреев Алексей Сергеевич - факультет АИ, 5 курс,

Научный руководитель: Карпович Елена Евгеньевна, доцент, Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.