ИДЕИ И ПОЛИТИКА В ИСТОРИИ
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ФРАНКМАСОНСТВА*
А.Л. Энсинас Мораль
Кафедра романской филологии, славистики и общей лингвистики Университет Компгутенсе ул. проф. Ара Игурена, б/н, Мадрид, Испания, 280040
В статье показаны исторические корни спекулятивного масонства, причем особое внимание уделено истории ордена Испании в Новое и Новейшее время.
Ключевые слова: масонство, масоны оперативные, масоны спекулятивные, легенды о происхождении масонов, масоны во Франции, Англии, Германии, Испании.
Зарождение спекулятивного масонства. Вместе с окончанием работ по реконструкции Лондона в начале XVIII в. исчезли и многие оперативные масонские группы - только Йоркская ложа и четыре ложи на юге Англии сохранили достаточно символическое значение.
Во время правления королевы Анны Великобритания получила новый импульс для развития, экономического и политического преобладания в мире. С 1714 г. в английском обществе, прежде всего в Лондоне, зародилась идея объединить людей благородных идеалов и безупречной репутации, политических и религиозных взглядов в новую организацию франкмасонов. С этой целью после смерти в 1716 г. Великого Мастера Кристофера Рена сын эмигрантов-гугенотов, французский инженер, известный физик, член Королевской академии наук Джон Теофил Дезагюлье, а также пресвитерианский пастор, доктор богословия и капеллан ложи Святого Павла Джеймс Андерсон, антрополог и антиквар Джордж Пейн начали формировать то, что является современным масонством.
* Продолжение. Начало см.: Вестник РУДН, сер. Всеобщая история. - № 1. - 2010. -С. 21-37.
Такова предыстория исторического события, произошедшего 24 июня 1717 г., в день Святого Иоанна Крестителя, когда в лондонской таверне «Яблоня» представители четырех лондонских лож - «Гуся и вертела», «Короны», «Яблони» и «Виноградной кисти» (по названиям таверн, в которых они собирались) - задумали объединиться в одну Великую ложу Англии. Для этого были учреждены две ступени посвящения: ученик и подмастерье (степень мастера появилась только в 1738 г.), а Великим Мастером был избран дворянин сэр Энтони Сэйер. Капитан Джозеф Эллиотт и плотник Джекоб Лэмболл заняли должности Великих Смотрителей.
С этого времени характер этих организаций изменился принципиальным образом: речь уже не шла о деятельности и этике сугубо профессиональных организаций - они превратились в объединения надцеховые, включавшие в свой состав уже не только представителей дворянства, но и буржуазии, и интеллектуалов. Цели вновь созданных лож от защиты интересов какой-либо конкретной профессиональной группы расширились до выражения и распространения идеалов религиозно-нравственного характера представителей различных профессий, религиозных убеждений, политических партий и социальных групп. Они больше не формировали ремесленников высокого уровня - они должны были принимать в свои ряды всех достойных людей, чтобы совершенствовать их еще больше. И это стало главной целью зарождавшегося спекулятивного масонства.
Избранный 24 июня 1718 г. вторым Великим Мастером ордена Джордж Пейн занялся кропотливой работой по выявлению и собиранию всех известных к тому времени документов, принадлежавших оперативным ложам. В 1723 г. эти поиски завершились созданием Общего регламента, превратившегося в один из важнейших документов франкмасонства. На заседании Великой Ложи под руководством Великого Мастера герцога Монтагю в день Святого Иоанна Крестителя общий регламент был одобрен, он стал основой для кодекса масонских уставов и правил под названием «Новой книги уставов», составленной Джеймсом Андерсоном (2).
Третьим Великим Мастером Великой Ложи Англии стал Джон Теофил Дезагюлье, который был избран 24 июля 1719 г. Ему наследовал Джон Пейн, который в свою очередь 24 июня 1722 г. был заменен герцогом Монтагю.
Когда приблизился конец полномочий герцога Монтагю, влиятельнейшие масоны подняли вопрос об их продлении еще на один год, но герцог Уортон, выказав недовольство, самовольно созвал общее собрание под председательством старейшего мастера, которое без соблюдения установленных церемоний объявило Великим мастером его самого. Те члены, которые не желали нарушения устава, отказались признать законность этих выборов. Только после того как сам герцог Монтагю созвал Великую Ложу, и с целью избежать раскола предложил избрать Уортона уже по правилам устава, последний, который по возрасту и малому жизненному опыту, а также из-за эксцентричности своего
характера мало подходил для этого поста, был признан всеми. На том же собрании был утвержден окончательный текст «Уставов» Джеймса Андерсона, который был одобрен и подписан представителями двадцати лож (3).
В документе излагались условия вступления в ложу, права и обязанности «вольных каменщиков», нормы поведения в ложе и вне ее, взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Основная мысль «Книги уставов» 1723 г. - это утверждение религиозно-нравственного характера масонства.
25 апреля 1723 г. Уортон внезапно и «без каких-либо церемоний» оставил свой пост, и его занял лояльный к Ганноверской династии Фрэнсис Скотт, 2-й герцог Бакклейх, сын графа Далкейта. Его сменил Чарльз Леннокс, 2-й герцог Ричмондский, который содействовал созданию в 1724 г. Благотворительного комитета. С 1729 г. комитет стал именоваться Благотворительным институтом, превратившимся в одно из наиболее популярных и влиятельных подразделений Великой Ложи Англии.
27 ноября 1725 г. новый великий мастер Джордж Гамильтон, лорд Пейсли, принимает следующее решение: «Мастер при участии смотрителей и определенного числа членов ложи, созданной в соответствии с уставом, имеет право принимать в ложу новых учеников и подмастерьев» (4). Таким образом, появляется степень мастера, которая, однако, официально была зафиксирована только в издании «Уставов» в 1738 г.
Великая Ложа Англии активизировала свою деятельность и за границей, с 1725 г. выдавая патенты на создание национальных лож на континенте. Первая ложа в Париже была образована в 1732 г. и сразу же была признана англичанами. Несколько раньше, в 1728 г., ложи английского образца появились в Мадриде, в 1733 г. - в Германии (Гамбург). Потом грянул первый кризис.
17 июля 1751 г. представители пяти лож, недовольных тем, по какому пути развивается деятельность Великой Ложи, начиная с 1717 г., собрались в таверне «Голова индейки» на Греек Стрит в лондонском Сохо, где задумали создать «Великую Английскую Ложу Старых Уставов», которую называли полностью «Великая Ложа Вольных и Принятых каменщиков Англии (5) по Старым Уставам» (6). Они решили называть себя «старыми» (7). Подобное положение сохранялось до 1813 г., когда обе ложи решили объединиться в Объединенную Великую Ложу Англии (8), которая существует до сегодняшнего дня и является головной организацией обычного масонства.
Современное испанское масонство. Начиная с 1727 г. в Испании были основаны ложи в Гибралтаре, Кадисе, Севилье, Малаге и Кордове. Ложа Гибралтара находилась под управлением Великой ложи Англии. 15 февраля 1728 г. английский дворянин, вынужденный бежать из родной страны, бывший Гроссмейстер Великой ложи Англии Филипп Уортон, первый герцог Уортон, сформировал Мадридскую ложу. Ее учредительные документы были подписаны 17 апреля 1728 г. Генри Хэйром, третьим лордом Колерейном,
а с 29 декабря 1727 г. Гроссмейстером (Великим Мастером) Великой ложи Англии. Эта ложа функционировала также под названием «Три Гербовые Лилии и Французское Оружие» (Tres Flores de Lys y French Arms). Ее члены собирались в таверне «Гербовая лилия», расположенной в доме № 17 по улице Анча де Сан Бернардо.
24 апреля 1738 г. папа Климент XII издал Апостольскую Конституцию In eminenti, в которой резко осудил масонство. «Мы узнали, - говорилось в ней, - даже через народную молву, что с каждым днем с все новыми успехами широко распространяются определенные общества, ассамблеи, объединения, скопища или собрания, называемые обычно Вольными Каменщиками или Франкмасонами (или под иным наименованием, согласно разнообразию языков), в коих люди всех религий и всех сект, принимающие внешний облик истинной честности, соединяются между собою связью столь же тесной, сколь и непроницаемой, согласно законам и уставам, кои они себе создали, и вступающие через присягу, приносимую на Священной Библии, и под страхом тяжких наказаний для сокрытия через нерушимое молчание всего того, что они делают во мраке тайны.
Но поскольку природа преступления такова, что оно само обнаруживает себя, испуская вопли, раскрывающие и изобличающие его, вышеназванные общества и собрания породили столь сильное подозрение в умах верных, что примкнуть к этим обществам значит, для лиц порядочных и благоразумных, запятнать себя знаком извращения и злобы; ибо если они не делали бы вовсе зла, то не имели бы такой ненависти к свету; и подобные слухи так усилились, что в некоторых государствах сии названные общества были уже давно запрещены и изгнаны, как вредные для безопасности царств.
...Мы... повелели осудить и запретить сии названные общества, ассамблеи, объединения, скопища или собрания, именуемые Вольными Каменщиками или Франкмасонами, либо известные под всякими иными названиями. Мы запрещаем самым решительным образом, в силу святого послушания, всем и каждому верному во Христе, всякого сословия, чина, состояния, звания, достоинства и отличия, мирянам или клирикам, епархиальным или монашествующим, включая всех, удостоенных отдельных и особых наименований, дерзать или попускать, под каким-либо предлогом и какой бы характер сие не носило, вступать в названные общества Вольных Каменщиков либо Франкмасонов, или иначе поименованных, либо распространять их, поддерживать их, принимать их у себя; или давать им приют в ином месте и укрывать их, быть туда записанными, принятыми, там присутствовать, или давать им средства и возможность собираться, предоставлять им что-либо, давать им совет, помощь или покровительство, явное либо тайное, прямое либо косвенное, через себя или через иных, каким бы образом это ни было, как равно увещевать других, подстрекать, склонять записываться в общества сего рода, стать их членами, присутствовать там, помогать им и
поддерживать, каким бы образом это ни было, или им советовать: и Мы предписываем совершенно и безусловно воздерживаться от сих обществ, ассамблей, объединений, скопищ или собраний, и сие под угрозой отлучения, коему подвергаются все, как выше сказано, нарушители, в силу самого факта и без необходимости иного объявления» (10).
В 1739 г. Гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Лоуэлл назначил Джейкоба Коммерфорда Провинциальным Великим Мастером Андалузской ложи, а всего год спустя Филипп V утвердил буллу Климента XII и провозгласил указ, запрещавший деятельность Ордена. Вслед за ним последовали аресты и заточение в тюрьмах инквизиции некоторых наиболее активных членов Мадридской ложи, которых впоследствии приговорили к отправке на галеры. Несмотря на репрессии Двора и Церкви, масонство продолжало распространяться, и вскоре были тайно созданы ложи в Барселоне (11), Бильбао, Галисии, Мурсии, Овьедо, Сантандере, Вальядолиде и др.
Подобная ситуация сохранялась до 1751 г., когда папа Бенедикт XIV 18 мая 1751 г. огласил Апостолькое послание Providas, которое подтвердило послание Климента XII. « Мы не только его одобряем, утверждаем, возобновляем, говорилось в документе, - ...но еще Мы лично... призываем Нашим настоящим Посланием и требуем со всей Нашей настойчивостью содействия и помощи с целью их наказания у всех государей и всех католических светских властей». 2 июля 1751 г. новый испанский монарх Фердинанд VI запретил своим декретом деятельность масонских конгрегаций.
Для оправдания антимасонской деятельности Фердинанда VI (12) аббат Эрвас-и-Пандуро сочинил историю о том, что это решение короля исходило из того, что якобы еще «в 1748 г. испанский посол в Вене предупреждал, что в одной из немецких масонских лож был найден манускрипт «Пылающий факел», в котором были перечислены ложи других стран, и среди них была упомянута Кадисская ложа, которая насчитывала до 800 членов» (13).
Таким образом, Церковь в борьбе с масонством стала последним идеологическим бастионом феодальной и абсолютистской реакции. Иезуит отец Торрубиа, проникший в члены Ордена, передал Священному суду инквизиции в Мадриде обвинение против «мерзкого масонского общества» и выдал 97 человек, членов различных лож, которые были подвергнуты пыткам и отправлены в тюрьмы.
Первым Великим Мастером Мадридской ложи был выдающийся испанский просветитель, Педро Болеа-и-Абарка, граф де Аранда. В годы, когда он исполнял эти обязанности, управление Великой Мадридской провинциальной ложей отделилось от Великой ложи Англии, и в результате совместно с другими испанскими ложами в 1780 г. была создана ложа Великий Восток. Девять лет спустя графа Аранду на посту Гроссмейстера Великого Востока сменил граф де Монтихо. В 1809 г. по примеру французских масонов, деятельность которых широко развернулась в годы правления Наполео-
на Бонапарта, испанцы создали Национальную ложу, охватывавшую всю территорию страны. Она существовала до окончания французской оккупации Испании и завершения войны за независимость в 1814 г. Документальным подтверждением ее деятельности стало создание Верховного совета 33 градуса по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, образованного 4 июля 1811 г. в Мадриде герцогом Грассе, который получил одобрение Верховного совета Чарльстона 21 февраля 1802 г.
Среди известных масонов начала XIX в. было немало депутатов Кадисских кортесов и авторов Конституции 1812 г. (14), среди них: Антонио Алькала Гальяно, Агустин Аргуэльес, Хосе Мария Калатрава, Исидоро Ан-тильон, Антонио Порсела, граф де Торено, Хосе Мария Кейпо де Льяно, Хосе Мехия, Диего Муньос Торреро, Хоакин Лоренсо Вильянуэва, Франсиско Мартинес де ла Роса, Мануэль Хосе Кинтана, Хосе Хоакин де Олмедо, Висенте Моралес Дуарес, Франсиско Лопес Лисгер, Мануэль Родриго, Луис Веласко, Хосе Мигель Гуриди, священники Диего Муньос Торрес, Антонио Оливерос, Хуан Никасио Гальего и Хосе Эспига (15).
В марте 1814 г. Фердинанд VII вернул себе трон после падения Наполеона и тут же предал своих сторонников-либералов. Опираясь на армию и консервативное духовенство, король ликвидировал Кадисскую конституцию, начал преследования либеральных лидеров и направил в Америку войска на подавление национально-освободительного движения. По королевскому указу от 24 мая 1814 г., запрещавшему франкмасонство и подпольные организации, многие масоны подверглись преследованиям и заточению. 21 июля 1814 г. был восстановлен трибунал Святой инквизиции, а уже 2 января 1815 г. Главный инквизитор издал «новый эдикт, запрещавший и осуждавший масонские ложи как организации, которые секретно, без законного разрешения, создавали люди различных вероисповеданий, социального положения и национальностей для пропаганды деизма, пантеизма, эспиносизма, материализма и атеизма» (16).
В 1819 г. были арестованы почти все члены ложи Мурсии. Большинство из них, кроме адвоката Ромеро Апуленте, освобожденного либералами в результате победы восстания полковника Рафаэля Риего в январе 1820 г., были замучены в тюрьмах инквизиции в ходе пыток, которым их подвергли, чтобы узнать «секреты» Ордена. В 1821 г. ставший уже генералом Риего сменил на посту гроссмейстера Великого Востока графа де Монтихо. В сентябре того же года папа Пий VII обнародовал Апостольское послание Eccle-siam a Jesu Chisto, в котором запрещал франкмасонство и увязывал его с организациями итальянских карбонариев. «С целью расшатывания власти Церкви, - говорилось в документе, - они создают секретные организации и подпольные секты, пытаясь таким образом расширить свое влияние на тех, кто нацелен на восстания и преступления» (17).
В марте 1823 г. Священный союз послал в Испанию на подавление революции войска. Конституционное правительство переместилось в Кадис,
насильно захватив с собой Фердинанда VII. В октябре 1823 г. королю в обмен на обещание о всеобщем помиловании предоставили свободу.
Однако Фердинанд, как только вышел на волю, нарушил слово: многие либералы, не успевшие эмигрировать, были казнены. После падения режима либералов и казни Рафаэля Риего на мадридской площади Себада в 1823 г. Фердинанд VII возвращается к запрету Ордена и репрессиям против его членов.
В 1824 г., сразу после того, как испанский инфант Франсиско де Паула Бурбон был назначен Гроссмейстером, Великий Восточный орден прекратил свое существование. 13 марта 1825 г. папа Лев XII издал послание Quo graviora, которое подтверждало положения всех предшествующих папских посланий и в котором говорилось: «Из старинных масонских сект, чья активность еще не угасла, выросли новые, гораздо более опасные и гораздо более дерзкие.. Секта карбонариев, считающаяся в настоящее время основной в Италии и других странах, вобравшая в себя многочисленные организации с различными наименованиями, поставила своей целью борьбу с Католической Религией, а в миру - с законной властью». Эти слова стали наиболее ярким примером переплетения интересов высших иерархов Ватикана с абсолютистскими монархиями феодальной Европы в XIX в. В 1828 г. в Гранаде были повешены маркиз де Лабрильяна и капитан Альварес де Сотомайор. В 1829 г. были арестованы и заключены в застенок члены Барселонской ложи. Двое из них были приговорены к пожизненному заключению, а ее Мастер, генерал-лейтенант Гальвес, окончил свою жизнь на виселице. Только нескольким из них удалось бежать за границу.
В 1833 г. Фердинанд VII умер. Наследницей была провозглашена его малолетняя дочь Изабелла, регентшей - вдовствующая королева Мария Кристина. 24 октября 1833 г. все масоны получили амнистию. К дате 20 апреля 1843 г. относится новая попытка реорганизации испанского масонства. Это вылилось в создание нового ордена Великий Восток, который по одним данным назвали Эсперико, а по другим - Эспаньол. Вновь созданный орден попытался сразу связаться с масонскими орденами во Франции и Великобритании. В учредительных документах говорилось, что он будет иметь 33 градуса по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. Испания была разделена на четыре департамента, каждый из которых в свою очередь делился на три округа.
Таким образом, в стране были созданы 12 местных лож. Папа Пий IX в первой же энциклике от 9 ноября 1846 г. Qui pluribus осудил масонство и тайные организации, которые «противопоставляют разум вере и приводят к безразличию в религиозной сфере». Энергичный тон энциклики предвосхищал заявления, которые позднее стали известны под названием Syllabus (1864), где были собраны декларации папы по разным поводам, а также были озвучены в проповеди, произнесенной в Консистории 25 сентября
1865 г. Эти документы были направлены против либеральной философии, ее принципов и практического применения.
В 1850 г. депутатом кортесов в Ильдефонсо стал инженер и мастер масонской ложи, автор городской застройки некоторых районов Барселоны, Серда Суньер. Он сотрудничал с такими известными масонами, как Гауди, Маргаль, Фердинанд де Лессепс, Виктор Гюго. Его дочь Клотильда была принята в Барселонскую ложу в 1880 г. и вскоре стала Мастером этой ложи.
В 1852 г. была основана ложа в Хихоне, однако по прошествии совсем короткого времени ее Мастер Кабрера и некоторые члены были арестованы. Тогда же один итальянец донес на братьев ложи «Грасия» в Барселоне, в которую входили испанцы, французы и итальянцы. Четырнадцать ее членов были арестованы и приговорены либо к 5 годам заключения, либо к ссылке. Лучшая участь постигла братьев Барселонской ложи «Сабидурия», которые сумели скрыться во Франции, за исключением трех человек, которые были арестованы и осуждены военным трибуналом. Позже благодаря заступничеству Гроссмейстера Французского ордена испанское правительство освободило их, как и членов ложи «Грасия».
Лучшие годы испанского франкмасонства пришлись на годы правления генерала Балдомеро Эспартеро, который стал членом ордена еще во время своего пребывания в Южной Америке. В 1840 г. он заставил королеву Марию Кристину отказаться от регентства в его пользу и захватил власть. Летом 1843 г. в ходе придворного переворота Эспартеро был свергнут. В июне 1854 г. власть в стране захватил генерал О’Доннель, лидер либералов Испании. Тогда же О’Доннель и Эспартеро заключили союз прогрессистов и либералов, получают большинство в Кортесах и руководство над армией.
14 июля 1856 г. О’Доннель провозглашает себя диктатором и отстраняет Эспартеро от власти. После его отставки для масонов вновь наступили сложные времена: нарушились связи между различными испанскими ложами, а ложа Великого Востока «Эсперико» и Верховный совет просто исчезли. После прихода к власти генерала Нарваэса, заключившего союз с О’Доннелем, многие испанские масоны бежали на Филиппины. Этой ситуацией воспользовалась ложа Великий Восток Лузитании, которая включила в свой состав большинство лож Пиренейского полуострова, за исключением тех, которые находились под юрисдикцией Великого Востока Франции, Великого Востока Италии, Великого Востока Бельгии или Великой Ложи Англии.
В 1868 г. в результате победы Славной революции, которая свергла королеву Изабеллу II и до коронации нового монарха назначила регентом одного из лидеров мятежа, генерала Серрано, начался новый этап в развитии испанского масонства, в ходе которого были сформированы три основные группы: первая находилась под юрисдикцией Великого Востока Лузитании, вторая стала называться Национальный Великий Восток Испании под руководством Рамона Марии Калатравы, третья - Великий Восток
Испании, во главе которой стоял торговец Карлос Маньян. Национальный Великий Восток Испании «погряз» в рутине и формализме, приняв конституцию, противоречившую законам и принципам франкмасонства, которая лишила мастерские автономности и превратила Великих Мастеров в собственников этих мастерских, в настоящих феодальных сеньоров.
Со своей стороны, Великий Восток Испании, вдохновленный истинными принципами масонства, выработал конституцию рациональную, адекватную демократическому духу Ордена, и создал единую организацию на всем Пиренейском полуострове.
В 1870 г. Великим Мастером ложи стал адвокат Мануэль Руис Сори-лья, а двумя годами позже другой адвокат - Хосе де Карвахаль. В этом же году был выбран и новый король Испании - Амадео Савойский, герцог де Аоста, известный франкмасон. Начиная с этого времени по всей стране появляются масонские организации. В 1873 г. Амадео I Савойский отрекся от престола, а 11 февраля в Испании была провозглашена Первая республика. Республика просуществовала недолго. В январе 1874 г. войска генерала Па-виа заняли Мадрид и разогнали кортесы. А через год королем Испании под именем Альфонса XII был провозглашен сын королевы Изабеллы.
Несмотря на столь бурное развитие событий, в годы Первой республики масонство неуклонно продолжало развиваться во многом благодаря тому, что ее президенты - Эмилио Кастелар, Эстанислао Фигерас, Пи-и-Маргаль, Николас Сальмерон и Алонсо - были масонами.
В 1874 г. Великим Мастером был избран военный Хуан де Сомера. В период, когда он осуществлял руководство, в Великом Востоке Испании произошел раскол. Его, как не справившегося с управлением, через год сменил его заместитель Хуан Утор. Однако на собрании 3 июля 1875 г. некоторые ее члены потребовали, чтобы Хуан Утор покинул здание ложи, поскольку они собирались обсуждать проблемы, касавшиеся его лично. Когда он удалился, они обвинили его во многих вымышленных проступках, зачитали против него и других масонов 33 градуса обвинение, присвоили себе этот самый градус и, опубликовав 14 декабря 1875 г. манифест, объявили о создании Великого Востока Испании.
В сентябре того же года в ходе Всеобщего собрания Верховных Советов, действовавших по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, было сделано следующее заявление: «Масонство - это общая школа, программу которой можно озвучить следующим образом: жить честно, подчиняться законам собственной страны, быть справедливым, любить себе подобных, неустанно работать на благо человечества и пытаться мирными и прогрессивными мерами добиться его освобождения».
7 января 1876 г. Великим Мастером Великого Востока Испании был избран инженер, депутат и бывший премьер-министр страны Пракседес Матео Сагаста. 24 января 1876 г. Прадо, избранный упомянутыми выше рас-
кольниками Верховным Командором, объявил Сагасте о своей отставке. Несмотря на это, 1 января 1876 г. раскольники опубликовали манифест, по которому Великим Мастером Великого Востока Испании назначался теперь Хуан Антонио Перес. А на банкете по случаю дня летнего солнцестояния 27 июня 1876 г. представители 46 лож выбрали Великим Мастером адвоката и сенатора маркиза де Сеона. В остальных Великих Востоках Испании Сагаста был заменен бывшим министром и управляющим Банка Испании Антонио Ромеро Ортисом, а Хуан Антонио Перес - Франсиско Пансано-и-Алмиралем.
Пока продолжалась эта склока, в Севилье был создан новый центр -«Масонская Конфедерация Конгресса Севильи», который 7 февраля 1881 г. провозгласил создание «Великой Символической Независимой ложи Испании» со штаб-квартирой в Севилье.
Реставрация монархии не привела к репрессиям против масонов - напротив, во время недолгого правления молодого Альфонса XII, про которого поговаривали, что он также принадлежал Ордену, они получили некоторые послабления и возможности для активизации своей деятельности. Доказательством этого мог бы стать «Масонский календарь Испании на 1883-1884 гг.», в котором говорилось: «В настоящее время в Испании на регулярной основе функционируют 486 лож, членами которых состоят 19 440 человек». В 1883 г. в ложу «Вердад» вступил молодой педагог Франсиско Ферер Гуардиа, который вскоре достиг 32 градуса. Но жизнь его трагически оборвалась: правительство Альфонса XIII безо всяких на то оснований обвинило его в том, что он был идейным вдохновителем событий в Барселоне в 1909 г. (известных под названием «Трагическая неделя»), и он был расстрелян.
Альфонс XII умер от чахотки, так и не увидев наследника (Альфонса XIII), который родился уже после смерти отца. Регентство Марии-Кристины до совершеннолетия сына стало этапом новых репрессий против масонов со стороны верхушки иезуитов и других церковных иерархов. Прак-седесу Матео Сагасте, которого в эти годы несколько раз избирали премьер-министром страны, с трудом удавалось сдерживать этот натиск Цервки, подкрепленный очередной папской энцикликой - на этот раз ею стала Humanum Genus, обнародованная папой Львом XIII 20 апреля 1884 г. В поддержку национально-ортодоксальной католической антимасонской позиции в 1892 г. выходит первый труд по истории испанского масонства «Масонство в Испании. Исторический очерк, написанный Мариано Тирадо-и-Рохасом» (18).
Следует также отметить, что в 1898 г. лидер испанских анархистов, Ансельмо Лоренсо, типограф и последователь русского анархиста и масона Михаила Бакунина, в период своей ссылки в Париж в ходе разговора с Хуаном Монтсени проговорился о своей причастности к масонству (19).
Когда в 1902 г. началось правление Альфонса XIII, Орден, несмотря на активное сопротивление Церкви, вновь вернулся к своему безбедному существованию. Правда, принявший понтификат в годы Первой мировой войны папа
Бенедикт XIV продолжил линию своих предшественников по отношению к масонам. 27 мая 1917 г. выходит Codex Iuris Canonici (Кодекс канонического права), в главе XIII которого «О преступлениях против власти, личности и церкви» говорилось: «Те, кто причисляют себя к масонам и другим подобным организациям, осуществляющим деятельность, направленную против Церкви или против законной гражданской власти, будут подвергнуты отлучению» (20).
Положение Ордена изменилось после того, как 14 сентября 1923 г. генерал Мигель Примо де Ривера поднял антиправительственный мятеж и захватил власть в Каталонии. Было объявлено о создании нового правительства «военной директории», введении в стране военного положения, отмены конституции, роспуске кортесов.
Именно тогда многие именитые франкмасоны выступили против ограничения диктатором либеральных свобод и перешли на позиции защиты республиканизма, что вылилось в создании фронтальной оппозиции против диктатуры и монархии. В 1930 г. эти оппозиционные настроения вылились в попытку антимонархического восстания в Хаке под руководством капитанов Галана и Гарсия Эрнандеса, которые также принадлежали масонам. Восстание провалилось, а руководители восстания были расстреляны. Вскоре их имена стали символом борьбы за республиканскую идею.
В 1930 г. генерал Примо де Ривера подал в отставку с поста премьер-министра и покинул страну. На его место был назначен генерал Бергадер, также не справившийся со своими обязанностями. А 14 апреля 1931 г. в Испании была провозглашена Вторая республика. Этот акт означал не только то, что испанцы из «подданных» превратились в «граждан», но и то, что испанское масонство вступило в «золотой век» своей истории: большое число масонов было избрано в кортесы, теперь они могли играть важную роль во всех институтах нового государства и имели возможность модернизировать Испанию, вырвать ее из состояния невежества, нищеты и застоя, в котором она пребывала в течение долгих веков монархического правления.
Закономерно, что в ответ на эту активизацию деятельности масонов последовала очередная энциклика: 8 мая 1932 г. папа Пий XI в Charitate Christi Compulsi утверждал следующее: «Эти секретные общества, которые всегда поддерживают борьбу против Бога и против Церкви, от кого бы она ни исходила, приведут, в конце концов, свои государства к печальному концу». Его воинственная антимасонская деятельность усиливалась все больше и больше и оборвалась только с его смертью 10 февраля 1939 г. Одновременно с этим папа активно поддерживал деятельность Муссолини, Гитлера и Франко, за что «Латеранским пактом» от 1929 г. признавался суверенитет папы над территорией Ватикана. В 1933 г. он подписал конкордат с Германией, который защищал права церкви в Третьем Рейхе. При этом ни одного фашистского диктатора за совершенные преступления Пий XI не отлучил от церкви.
«Золотой век» испанского масонства завершился 18 июля 1936 г. после мятежа генерала Франко. С установлением франкистской диктатуры масонов вновь подвергли политическому давлению, преследованиям, арестам, ссылкам и расправам. С 1939 г. большинство из них имело возможность осуществлять легальную деятельность только в ссылке - в Европе или Америке.
Франкисты преследовали Орден до самой смерти Ф. Франко, последовавшей 20 ноября 1975 г. 1 марта 1940 г. он издал закон, согласно которому в стране создавался «Специальный Трибунал для борьбы с масонством и коммунизмом». Трибунал имел право налагать различные виды наказания: от конфискации имущества до ареста. Если выявляли, что человек принадлежит масонам, его увольняли с гражданской службы. Высших руководителей приговаривали к 20-30 годам заключения, тогда как рядовых членов - к 12-20 годам. Казалось, в Испанию вернулись мрачные времена инквизиции с ее жестокими методами расправы с еретиками. «Сон разума» вновь стал «рождать чудовищ».
Одновременно с мерами, которые франкисты применяли против отдельных масонов, они начали деятельность по дискредитации самого Ордена (21). Здесь особо выделился Эдуардо Комин Коломер, состоявший в политической полиции Франко (которая называлась «социально-политическая бригада») и являвшийся одним из основных публицистов режима. О его политической позиции можно судить уже по заголовкам его работ: «Масонство действует. Как его изучать», «Коммунизм и масонство», «Чем Испания обязана масонству» и др. (22).
Еще одним автором того периода, активно выступавшим с антимасон-ских позиций, был Маурисио Карл (псевдоним Хулиана Маурисио Карлави-льи дель Баррио) (23), личность довольно одиозная: он был сотрудником генерала Молы (24), комиссаром полиции и агентом-провокатором, внедренным в республиканские круги (25). После того как он принял участие в заговоре против президента республики Мануэля Асаньи в 1935 г., его выгнали из полиции, и он был вынужден скрываться во Франции. Во время и после гражданской войны прославился активный борец с масонством священник Хуан Тускетс Терратс, автор нескольких книг (26) и организатор пожара в ложе Каррер д’ Авиньо, во время которого он выкрал хранившиеся в здании ложи документы (27). Следует назвать и Франсиско Феррари Бильоча, явного фашиста и антимасона (28).
Сам Франко не «побрезговал» подписать псевдонимом работу, 40 параграфов которой были направлены против масонства. Она публиковалась в ежедневной газете Арриба с 14 декабря 1946 г. до 3 мая 1951 г. (29).
Трибунал для борьбы с масонством и коммунизмом был распущен
8 февраля 1964 г., а его полномочия переданы Трибуналу общественного порядка, созданному в еще 1963 г. с целью демонстрации «обновленного» облика франкизма, который мог претендовать на вступление в демократи-
ческие организации послевоенной Европы, только публично открестившись от фашистской партии - Фаланги, сотрудничавшей с вермахтом в годы Второй мировой войны, и свести ее роль в Испании к чисто формальным моментам.
9 августа 1966 г. Женевский Журнал опубликовал Молитвенную формулу папы Иоанна XXIII, рекомендованную им католикам в августе 1961 г., в которой среди прочего говорилось: «Господь и Великий Творец, мы преклоняем пред тобой колени и молим о прощении за наши давние заблуждения, и мы желаем объявить наших братьев, франкмасонов, твоими верными слугами... Мы преследовали их только за то, что сойдя с истинного пути, они объединялись в ложи.».
Это настолько диссонировало со всеми предыдущими папским посланиями, что в 1976 г. вышла книга итальянца-масона по фамилии Капри, который утверждал, что кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли, впоследствии папа Иоанн XXIII, был посвящен в масоны в 1935 г., когда был архиепископом в Ме-сембрии в и папским нунцием в Турции (30). Мнение, схожее с Капри, высказал в работе, изданной в 1983 г., еще один автор-масон из Мексики (31), который так объяснял позицию Иоанна XXIII: «Во время понтификата Иоанна XXIII ходил документ, в котором говорилось о незаконности избрания его папой, поскольку, будучи еще кардиналом Ронкалли во время своей нунциатуры в Турции, он вступил в эту секту и впоследствии потворствовал масонам» (32). Исследователи также изучали вопрос взаимоотношений масонов и Ватикана и проникновения масонства в Римскую курию в те годы (33).
Новые веяния католической церкви в отношении масонов заметно повлияли и на настрой исследователей: в последние годы франкизма вышли труды о масонах, принадлежавшие перу иезуита Хосе Антонио Феррера Бе-нимели (34), профессора Саламанкского университета Марии Долорес Гомес Молледы (35) и священника Виктора Мануэля Арбелоа (36).
Смерть Франко и восстановление демократии в Испании стали тем поворотным моментом, с которого началось возрождение испанского масонства, более 40 лет находившегося под запретом. В 1974 г. на базе Барселонской постоянной ложи начались работы по строительству Великой ложи Испании. В нее могли вступать те, кто не был подчинен никакой другой ложе, но строго соблюдал древние масонские ритуалы. Инициатором этого деяния, который после успешного его завершения и легализации ложи стал ее первым Великим Мастером, был Луис Салат Гусилс. В 1975 г. несколько жителей каталонского города Жерона были посвящены в члены Тулузской ложи во Франции. Начиная со следующего года Великая Национальная ложа Франции дозволила принятие кандидатов-испанцев в Каталонскую постоянную ложу № 186. Тогда же под сенью Барселонской постоянной ложи начались серьезные разногласия между Луисом Салатом и Луисом Вилапланой. Последний покинул ее и 2 февраля 1977 г. основал в Барселоне ложу Ми-
нерва-Льельтат № 3, из которой, в свою очередь, выросла Великая Символическая ложа Испании, зарегистрированная в 1980 г. в Министерстве внутренних дел. Луис Вилаплана стал ее первым Великим Мастером. 14 мая 1977 г. состоялось освящение первой Испанской регулярной ложи, которая получила название Каталонская ложа Сан Хуан № 208 и основывалась на принципах Древнего Принятого Шотландского Устава и юридически через посредничество Великой Национальной ложи Франции подчинялась Провинциальному Великому Востоку.
18 марта 1977 г. в стране возобновил свою деятельность Великий Восток Испании, во главе которого встал Антонио Вилар Масо, но деятельность этой ложи не имела успеха, и в сентябре 2001 г. она была поглощена Великой ложей Испании.
15 октября 1978 г. была освящена вторая Испанская регулярная ложа, называвшаяся Сан Жорди № 227, занесенная в регистр Великой Национальной ложи Франции и подчинявшаяся также Провинциальному Великому Востоку. Ее Великим Мастером стал Август Луис Дерозиер. Барселонская постоянная ложа была освящена в октябре 1979 г., что позволило вскоре трем ложам объединиться в ложу Дистрикта. 21 сентября 1980 г. Великий Восток Испании и Великий Объединенный Восток Испании наконец были зарегистрированы в Министерстве внутренних дел страны, что означало их официальное признание. 30 сентября 1980 г. прошло первое заседание Мадридской ложи Конкордия IV, № 40, которая была сформирована на принципах Древнего Принятого Шотландского Устава и, соответственно, подчинялась Великой Национальной ложе Франции. Вскоре, правда, она разошлась с регулярным масонством, подписав договор с Великой Символической ложей Испании. С 1997 г. она начала принимать в свои члены женщин.
16 июня 1980 г. под сенью Великой Национальной ложи Франции была основана Великая ложа Дистрикта Испании, в которую входили четыре ложи, включавшие в свой состав 70 членов.
Великая ложа Испании была внесена в регистр МВД Испании 18 октября 1980 г. С момента своего создания она осуществляла свою деятельность на базе разных масонских ритуалов: Эмуляции, Древнего Принятого Шотландского Устава, Шотландского Ректифицированного Устава, Французского, Французского Современного Устава, Шведского, Йоркского и Устава Шредера. 20 декабря 1980 г. Луис Салат Гусилс стал Великим Мастером Великой ложи Дистрикта Испании.
12 февраля 1981 г. Великий Приорат Галлии, действовавший на основе Шотландского Ректифицированного Устава, через своего магистра в Лангедоке рекомендовал Луису Салату установить в Великой ложе Дистрикта Испании ритуал на основе Шотландского Ректифицированного Устава и включить в состав Великой ложи Дистрикта Арагонскую провинциальную ложу. Тогда же Великий Мастер Великого Объединенного Востока Испании, по-
лучив предварительное разрешение от Великого Мастера Великой Национальной ложи Франции, просил Луиса Салата о включении ложи в Великую ложу Дистрикта Испании.
Великая ложа Испании была сформирована Хуаном Монсом 6 ноября 1982 г., а ее первое заседание состоялось 19 марта 1983 г. 16 сентября 1987 г. она была признана Великой Объединенной ложей Англии. 31 марта 2001 г. состоялось совместное заседание Великой ложи Испании и Великого Востока Испании.
В настоящее время Великая ложа Испании насчитывает около 3000 членов и состоит из семи провинциальных лож: Андалусийской, Балеарской, Канарской, Кастильской, Каталонской, Мадридской и Валенсийской. Всего же по стране в нее входят около 200 местных лож. Ее деятельность сосредоточена на помощи больницам и другим учреждениям социальной направленности. После Луиса Салата ее Великими Мастерами были: инженер Томас Саробе Пиньеро (1994-2002); доктор психиатрии, специалист по клинической психологии, профессор медицинского факультета Барселонского университета и депутат кортесов от социалистической партии на выборах 1986 и 1996 г. Йосеп Короминас-и-Бускетс (2002-2006). С 2006 г. им является инженер Хосе Карретеро Доменек.
В течение этого времени Великая ложа Испании переживала периоды взлетов и падений, но шаг за шагом все больше расширяла свое присутствие в демократических структурах испанского государства, хотя в настоящем она играет в общественной жизни страны роль гораздо меньшую, чем имело испанское масонство до 1939 г. Тем не менее, некоторые идеологические наследники антимасонской послевоенной фашистской традиции, религиозного франкистского мировоззрения, национал-католического интегризма, сосредоточившиеся среди испанских традиционалистов и ультраправых (37), приписывают ей всемогущее влияние, которое на самом деле является плодом их воспаленного воображения, нежели истинного научного исследования, базирующегося на исторических документах. Необходимо, чтобы Великая ложа Испании совместно с другими масонскими объединениями, общественными и частными институтами и испанскими учеными способствовала проведению серьезных научных исследований, чтобы испанцы и жители испаноговорящего мира узнали историю организации, которая имела такое влияние в их недавней истории.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Anderson J. The Constitutions of Freemasons, containing the History, Charges, Régulations & e. of the most Ancient and Right Worshipful Fraternity. - Lnd.: Thomas Aris, 1738, Old Regulation XIII.
(2) Anderson J. The Constitutions of Freemasons, containing the History, Charges, Regulations & e. of the most Ancient and Right Worshipful Fraternity. For the Use of the Lodges. - Lnd.: Brethren, 1723.
(3) Kloss G.B. Geschichte der Freimaurer in England, Ireland und Schottland aus achten Urkunden dargestellt. - Leipzig, 1847. - P. 45 y sigs.
(4) Ibid. - P. 58.
(5) Antient Grand Lodge of England.
(6) Grand Lodge of Free and Accepted Masons of England, according to the Old Constitutions. Эта ложа была также известна под названием Atholl Grand Lodge, поскольку в течение тридцати одного года из шестидесяти двух лет ее существования Великими Мастерами были третий и четвертый герцоги Атоллы.
(7) Antients.
(8) United Grand Lodge of England (UGLE).
(9) García León J.M. En torno a las Cortes de Cádiz. - Cádiz: Quorum, 2007. - Р. 183.
(10) Перевод на русский папских посланий здесь и далее приводится по: http://www.tra-ducionalist.info/blog/papa_benedikt_xiv_okruzhnoe_poslanie_quotprovidasquot_pro_m asoniv/2009-11-17-405
(11) Она была создана Хуаном Грау и другими военными (Archico Histórico Nacional, Inquisición, Leg. 3724, exp. 169), который был основателем ордена в Ницце. Она существовала до 1750 г., когда была распущена инквизицией Барселоны (Pérez Millán J.A. Sociología de los masones españoles a través de las relaciones de causas inquisitoriales: 1740-1820, en La Masonería en la historia de España. Ferrer Benimeli J.A. coordinador. - Zaragoza: Diputación General de Aragón, 1985. - Р. 25-26.).
(12) Ferrer Benimeli J.A. «Un caso de políntica interior: Fernando VI y la Masonería», en La época de Fernando VI. - Oviedo: Cátedra Feijoo, 1981. - Р. 57-138.
(13) Hervás y Panduro L. Causas de la Revolución de Francia en el año de 1789, y medios de que se han valido para efectuarla los enemigos de la religión y del Estado. - Vol. I. -Madrid, 1807. - Р. 400-401.
(14) Las Cortes de Cádiz, en Boletín Oficial del Grande Oriente Español (Madrid), XVIII, № 221 (27 de septiembre 1910). - Р. 148-149.
(15)MoraytaM. Masonería Española. - Madrid: Establecimiento Tipográfico, 1915. - P. 37.
(16) Ferrer Benimeli J.A. La Masonería. - Madrid: Alianza, 2002. - P. 44.
(17) Colosenses XI, 8.
(18) Masonería en España. Ensayo histórico por D. Mariano Tirado y Rojas. Madrid, Imprenta de Enrique Maroto y Hermano. Появилось новое издание этой работы: Valladolid, Maxtor, 2005, которое является переизданием предыдущей работы и не содержит ни комментариев, ни критического аппарата.
(19) Ferrer Benimeli J.A. Op. cit. - P. 105.
(20) http://www.mercaba.org/Codigo/1917_0001-0086.htm
(21) González Quintana A. ¿Una logia masónica? La Masonería vista por el Franquismo. -Salamanca: Ministerio de Cultura, 1993.
(22) La Masonería en acción. ¿Cómo exterminarla?. - Madrid, 1942; La Masonería en España. - Madrid, 1942; La Masonería en España: (apuntes para una interpretación masónica de la historia patria). - (Madrid): Editoria Nacional, 1944; Comunismo y Masonería. - Segovia, 1951; Lo que España debe a la Masonería. - Madrid: Editoria Nacional, 1952; Existe una segunda edición de esta obra. - Madrid: Editora Nacional, 1956; Historia secreta de la Segunda República. - Madrid: Nos, 1954-1955; Crónicas sobre Masonería. - Madrid, 1958.
(23) El enemigo. Marxismo. Anarquismo. Masonería. - Madrid: Imprenta Sáez Hermanos, 1934. Существуют и более поздние ее издания: Juan Bergua, 1934 y 1935; Asesinos de España. Marxismo. Anrquismo. Masonería. - Madrid: Imprenta Sáez Hermanos, 1936. У этой работы также есть более позднее издание: Santiago de Chile. - Erci-lla,1937; Técnica del Komintern en España. - Badajoz: Gráfica Corporativa, 1937. Она была переиздана в 1959 г. и, например, Национальный Фронт называет «левым объединением коммунистов и масонов под эгидой Израиля» (1959, p. 15-18); Masonería española: páginas de su historia // Miguel Morayta; ampliaciones y refutaciones de Mauricio Carlavilla «Mauricio Karl». - Madrid: Nos, 1956.
(24) Mola E. Obras completas. - Valladolid: Librería Santarén, 1940. - P. 624.
(25) Ibíd. - P. 758.
(26) Orígenes de la revolución española. - Barcelona: Vilarnala, 1932; Los poderes ocultos en España: Los Protocolos y su aplicación a España - Infiltraciones masónicas en el catalanismo ¿El señor Maciá es masón? - Barcelona: Vilarnala, 1932; La Francmasonería, crimen de lesa patria. - Burgos: Ediciones Antisectarias, 1936; Masonería y separatismo. -Burgos: Ediciones Antisectarias, 1937; Masones y pacifistas. - Burgos: Ediciones Antisectarias, 1939.
(27) Preston P. Una contribuxión catalana al mito del contubernio judeo-masónico-bolche-vique // Hispania Nova. Revista de Historia Contemporánea. - 2007. - № 7. - P. 6.
(28) La masonería al desnudo: las logias desenmascaradas. Prólogo de Antonio Goicoechea y Cosculluela. - Madrid: Bergua, (1936); ¡¡Masones!!: Así es la secta. Las logias de Palma e Ibiza (Palma de Mallorca), Tip. - Nueva Balear, 1937; Entre masones y marxistas: (confesiones de una rosa-cruz). - Madrid: Ediciones Españolas, 1939. Esta obra es la segunda parte de La masonería al desnudo: las logias desenmascaradas (nota del Autor); Andanzas del bulo: apuntes para su historia.
(29) Jakin Boor (это псевдоним Ф. Франко. - прим. авт.). Masonería. - Madrid, 1952. Франко сам подумывал о вступлении в масонскую ложу. Масоном был его брат Рамон, тоже военный. Но он не был посвящен, поскольку его кандидатура была
отвергнута во время голосования в ложе Лукус Лараче. Он никогда не простил этого масонам, которые за этот поступок заплатили своими жизнями. По этой причине читателю будет любопытно ознакомиться со вступлением к его книге «Масонство», которую можно найти на сайте: http://personal.telefonica.terra.es/web/ logiahermes13/ biblioteca.htm на веб-странице: Logia Hermes № 13, de Madrid
(30) Carpi P. Las Profecías del Papa Juan XXIII, Pier Carpi. Descripción. Autor: Pier Carpi. Editorial. - Barcelona: Martinez Roca, 1976.
(31) Ayala Ponce J. Introducción a la Francmasonería. - 3 vols. - México D.F.: Ediciones Valle de México, 1983. Su autor se definía como «Iniciado en el grado 33 del rito escocés, miembro activo del consejo supremo, primer escritor masónico mejicano».
(32) Bellegrandi F. Nichitaroncalli, Editions Eiles. - Roma, 1994. - P. 176.
(33) RodríguezP. Masonería al descubierto. - Barcelona: Temas de Hoy, 2006. - Р. 377-385.
(34) Ferrer Benimeli J.A. Bibliografía de la masonería: introducción histórico-crítica. Universidad de Zaragoza. - Facultad de Medicina, 1974.
(35) Gómez MolledaM.D. La Masonería en la crisis española del siglo XX. - Madrid: Editorial Universitaria, 1998.
(36) ArbeloaMuru V.M. La Masonería en Navarra (I), en Scriptorium victoriense. - Vol. 22. -1975. - №. 3. - Р. 329-340.
(37) Cierva R. de la. La Masonería invisible. Una investigación en internet sobre la Masonería moderna. - Madrid: Fénix, 2002; Vidal C. Los masones: la historia secreta de la sociedad más poderosa. - Barcelona: Planeta, 2004; Urbano P. La reina muy de cerca. - Barcelona: Planeta, 2008.
AN INTRODUCTION TO THE FREEMASONRY HISTORY
Ángel Luis Encinas Moral
Romanic Philology, Slavonic Philology and General Linguistic Department Complutense University of Madrid C. Profesor Aranguren S/N, Ciudad Universitaria, Madrid, Spain, 280040
This is a historical work about the Freemasonry history, the origins of speculative masonry, the actuality in Western Europe and more detailed and concreted in the history of Spain until the actual times.
Key words: Freemasonry, origins of Freemasonry, speculative masonry, masons of France, England, Germany, Spain.