Научная статья на тему 'Размышления о том, кто есть менеджер? Или линейный менеджер, офис-менеджер, управляющий вообще: сходства и отличия'

Размышления о том, кто есть менеджер? Или линейный менеджер, офис-менеджер, управляющий вообще: сходства и отличия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Склярова Е.Е.

В статье рассматривается история происхождения слова «менеджер», дается понятие менеджера как представителя определенного вида дея­тельности, приводятся виды менеджеров, встречающихся на практике. Рассматриваются уровни управления в организации, что позволяет уточнить, какие функции выполняет управленец каждого из этих уров ней. Дается сравнительная характеристика представителей всех уровней управления: функции, обязанности, круг решаемых задач, требования, предъявляемые к менеджерам того или иного уровня управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о том, кто есть менеджер? Или линейный менеджер, офис-менеджер, управляющий вообще: сходства и отличия»

Список литературы:

1. Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана / В.В. Знаков // Вопросы психологии. - № 2. - С. 95.

2. www. community. livejournal.com/ru_pelevin.

3. www.malib.ru/bulgakov_master/15/11.

4. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психологи манипулирования) / В.П. Шейнов. - М.: ООО «Издательство ACT»; Мн.: Харвест, 2001. - 848 с. - (Библиотека практической психологии).

5.Экман П. Психология лжи / П. Экман. - СПб.: Питер, 2010.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КТО ЕСТЬ МЕНЕДЖЕР?

ИЛИ

ЛИНЕЙНЫЙ МЕНЕДЖЕР, ОФИС-МЕНЕДЖЕР, УПРАВЛЯЮЩИЙ ВООБЩЕ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ

© Склярова Е.Е.*

Воронежский государственный промышленно-экономический колледж,

г. Воронеж

В статье рассматривается история происхождения слова «менеджер», дается понятие менеджера как представителя определенного вида деятельности, приводятся виды менеджеров, встречающихся на практике. Рассматриваются уровни управления в организации, что позволяет уточнить, какие функции выполняет управленец каждого из этих уров -ней. Дается сравнительная характеристика представителей всех уровней управления: функции, обязанности, круг решаемых задач, требования, предъявляемые к менеджерам того или иного уровня управления.

В последнее время среди абитуриентов возрос интерес к гуманитарным профессиям. Среди них есть и профессия менеджера. Зачастую бывшие школьники поступают на эту специальность, не понимая сути этой профессии, а только потому, что это модно, сулит высокой зарплатой и газетные объявления просто пестрят: всем требуется менеджер! И неправильность этого выбора является результатом не только того, что среди выпускников школ не проводят профессиональной ориентации или проводят ее не верно, ограничиваясь лишь небольшим тестом на определение склонностей школьников. В этом виноваты и СМИ, и сами работодатели. Слово «менеджер» за последние годы стало очень популярным среди ра-

* Преподаватель специальных дисциплин, аспирант Международного института компьютерных технологий.

ботодателей. Вернее даже модным. Это привело к тому, что «менеджера» вставляют везде, где только можно, а чаще нельзя. Каких только «менеджеров» не бывает. При этом люди, которые «сочиняют» (а по другому это не назовешь) названия должностей, даже не задумываются над тем, насколько точно это название будет отражать содержание и функции, выполняемые в этой должности. Из этого можно заключить, что большинство просто не понимают значения этого слова. Поэтому пора разобраться, кто есть кто и расставить все точки над «i». Что и попробуем сделать.

Прежде чем рассмотреть тот или иной вид менеджер, упомянутых в названии данной статьи, и установить их сходства и различия между ними следует определиться с тем, что следует понимать под словом «менеджер».

Единственное, что может понять человек далекий от этой сферы деятельности, так это то, что слово «менеджер» имеет иностранное происхождение. Если быть более точным, то менеджер пришел к нам из английского языка. Интересно, какой смысл вкладывали в это слово англичане? Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Причем не только к истории развития мира (хотя и этот момент затронем), а обратимся к истории появления слова, к истории его происхождения (все мы прекрасно знаем, что языки, с помощью которых мы общаемся и взаимодействуем, не стоят на месте и со временем видоизменяются вместе и нами, иногда даже до неузнаваемости).

Итак, слово «менеджер» происходит от англ. manager (управлять) -чаще всего его переводят как управляющий. А управляющий - это тот, кто осуществляет процесс управления. А что же тогда представляет собой процесс управления? Управление тождественно понятию менеджмент. И опять-таки слово менеджмент пришло к нам из английского языка - management, - где изначально «искусство объезжать (держать в руках) лошадей». В свою очередь оно восходит к латинскому слову «manus» (что означает «рука»). Сегодня смысл этого понятия трансформировался и наиболее точно может быть переведен на русский язык термином «руководство» [3, 8].

Жизнь менеджменту дала промышленная революция XVIII-X1X вв., послужившая толчком к образованию крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить разросшимся «хозяйством» и вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих - менеджеров. Это было вполне естественно. Ведь собственники были, прежде всего, предпринимателями. В их задачу входило создание фирмы, определение основных направлений ее деятельности и развития, обеспечение необходимыми ресурсами. Для этого нужны были особые свойства характера: активность, смелость, напористость, изобретательность, творческий подход, независимость и т.п. Однако для повседневной работы по управлению действующим предприятием они не годились. Здесь требовалось иное, что у самых талантливых предпринимателей обычно отсутствовало: методичность, пунктуальность, ак-

куратность, исполнительность, общительность, высокая личная дисциплина. Именно такими чертами и обладают в отличие от предпринимателей менеджеры. Их группы получили название «менеджмент» («руководство»). Таким образом, менеджментом называется и деятельность по управлению, и те, кто ее осуществляет. Такая же ситуация имеет место и в русском языке относительно термина «руководство». Им обозначаются и процесс управления, и те, кого «пяте называть начальством» [3, 8].

Теперь мы знаем историю слово «менеджер» и самое время подумать над тем, кто же такой менеджер как представитель определенного вида деятельности? Какие функции он выполняет, и кто может выполнять обязанности менеджера?

Менеджер - это наемные работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, наделенный определенными полномочиями.

Менеджер - наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурными подразделениями, направлением, обладающий в пределах своей компетенции исполнительной властью.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Если конкретизировать эти понятия, то менеджер - это руководитель или управляющий, отвечающий за определенное направление деятельности предприятия (например, менеджер по персоналу, менеджер по связям с общественностью, инвестиционный менеджер, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаутинг-менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер).

Как видим, существует множество видов менеджера. Но не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, а задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Поэтому не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

В соответствии с этой иерархией в организации выделяют три уровня управления: - высший; - средний; - низший или первичный.

Этот факт можно проиллюстрировать пирамидой Парсонс, представленной нарис. 1 [8].

Рассмотрим уровни управления подробнее. Это поможет выяснить, кто и какие функции выполняет.

Представителями низшего (первичного) уровня управления являются мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники. Задачи, которые они выполняют, и особенности их работы приведены в табл. 1.

/ TOP MANAGEMENT \ Институциональный уровень Высшие руководители

MIDDLE MANAGEMENT Управленческий уровень Функциональные руководители

SUPERVISORS Технический уровень управления Младшие начальники

Рис. 1. Пирамида Парсонса [8]

Управленцы этого уровня являются яркими представителями линейного менеджера (line manager). В бизнес-словаре этот термин имеет двойную трактовку [1]:

1. менеджер из любой группы, которая фактически занята в производстве продукта или услуги;

2. функциональный менеджер.

Хотя, как мне кажется, второе определение линейного менеджера несколько неуместно. Линейные менеджеры - это руководители первого уровня управления и все их усилия уходят на то, чтобы управлять непосредственными исполнителями, т.е. рабочими или специалистами [5]. К этим управленцам предъявляются определенные требования (рис. 2).

Что же касается функционального менеджера, то это ярко выраженные представители среднего уровня управления. К этому звену относятся широкий спектр управленцев, список которых приведен на рис. 1. Выделение менеджеров среднего звена связанно с горизонтальным характером разделения труда, в основе которого лежит функциональный принцип. Такие руководители отвечают за реализацию определенных функций управления, которые находят свое отражение в соответствующих сферах деятельности предприятия, и возглавляют те или иные функциональные подразделения, созданные с целью эффективного осуществления конкретной функции управления.

Задачи, которые выполняют такие управленцы, и требования к ним приведены на рис. 2. Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой - дают информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству [8].

Представителями высшего звена управления являются президент компании, вице-президент, директор и его заместители.

Таблица

Сравнительная характеристика менеджеров различных уровней управления в организации

Уровень управления Виды руководителей Представители Требования к руководителям Решаемые задачи Особенности работы

Высший Топ-менеджмент президент компании, вице-президент, директор и его заместители гибкость в принятии решений; учет макросреды; способность предвидения; способность к новаторству; адаптация к переменам. текущее и стратегическое планирование и управление Высокий уровень ответственности за принимаемые решения -ошибки в управлении грозят огромными негативными последствиями для организации в целом.

Средний Функциональны е руководители начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, менеджер по персоналу, по продажам, по связям с общественностью, инвестиционный, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаутинг-менеджер владение различными методиками анализа с использован ием компьютерных средств; знание научных методов управления и принятия решений; владение методами в области психологии управления; умение мотивировать труд. координирование работы младших начальников; подготовка необходимой информации для высшего звена; представление решений высшего звена управления в виде конкретных заданий младшим начальникам; анализ и т.д. отвечают за реализацию определенных функций управления и возглавляют те или иные фу нк цио нал ьные подразделения.

Низший Линейные руководители мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства; умение предотвращать конфликты; рациональное распределение заданий, закрепление ответственности за работниками; мотивация распределение заданий, контроль за ходом их выполнения и ответственность за рациональное использование ресурсов частая смена заданий (оперативная работа), короткие периоды выполнения текущих решений, и большими контактами с исполнителями, чем с начальством.

Это так называемый топ-менеджмент. К задачам топ-менеджеров относят текущее и стратегическое планирование и управление. Менеджеры высшего звена должны соответствовать специфическим требованиям (рис. 2).

Чтобы лучше понять, чем занимается высшее руководство, рассмотрим структуру затрат их времени [8], т.е. сколько по объему в процентах затрачивается времени на то или иной вид работ (рис. 3).

□ в реме ни за ним акут заседания и встречи

□ работа с документами и корреспонденцией

□ телефонны е разговоры

□ поездки, осмотры

■ незаплани ров анны е встречи

Рис. 2. Структура затрат времени менеджеров высшего звена

Итак, изучение уровней управления позволило четко разграничить, кто есть линейный менеджер, а кто есть управляющий вообще.

А кто же такой офис-менеджер? Почему он не отражен на ступенях пирамиды управления?

Если отталкиваться от английского «office», то перевод этого слова следующий: 1. а) пост, должность, служба; б) долг, обязанность, функция; 2. а) контора, канцелярия, офис; б) ведомство, министерство; управление; в) кабинет, служебное помещение, офис. С экономической точки зрения в словаре дается трактовка контора, канцелярия, а с точки зрения менеджмента должность, служба, пост. А сочетание office-manager переводится как администратор, офис-менеджер или как руководитель конторы [6].

В современном толковании офис-менеджер - это настоящий хозяин офиса (звучит гордо, не правда ли?), т.к. в его ведении все процессы, связанные с функционированием организации. В зависимости от величины компании и принятых там моделей управления и делопроизводства обязанности его могут быть различным. В большинстве случаев именно офис-менеджер регистрирует корреспонденцию, распределяет документацию по отделам, ведет учет звонков и обращений, следит за снабжением работников офиса всем необходимым, встречает посетителей, организовывает совещания и брифинги. Ему надо уметь обращаться с офисной техникой (телефоном, факсом, ксероксом), знать основы делопроизводства, компьютер на уровне пользователя, обладать чувством такта. Считается, что это профессия не требует специальных знаний [7]. Ничего не на-

поминает? Есть такая профессия с идентичными функциями - секретарь называется. Ведь за письма, звонки, встречи и совещания на протяжении многих лет отвечает именно он. А за снабжение других сотрудников офиса канцелярскими товарами отвечает начальник АХО. Стоит ли офис-менеджера в таком понимании приравнивать к типичным представителям управленцев? Думаю, что нет.

А вот если понимать офис-менеджера как работника офиса, в обязанности которого входит обеспечение работы офиса, включая руководство секретарями на телефоне и в приемной, водителями, курьерами, организацию и ведение делопроизводства, вызов специалистов для ремонта оргтехники, организацию и контроль закупки расходных материалов и пр. Такую трактовку дает электронный профессиональный переводчик, который давно зарекомендовал себя на рынке. В этом случае, офис-менеджер -это управленец. Причем управленец среднего звена - функциональный менеджер, в руках которого все информационные потоки предприятия. А это уже совсем другой уровень управления и ответственности. Такая должность будет требовать совершенной другой, более высокий уровень образования, чем должность секретаря. И это надо понимать и не перемешивать.

Такое непонимание в наше время встречается очень часто. Иногда модно увидеть парадоксальные сочетания. Например, чем занимается клинин-менеджер? Это что шеф по чистоте? Или топ-уборщица? Не проще и понятнее написать начальник АХО? А кто знает, чем занимается клиент-менеджер? Скорее всего, в его функции входит работа с клиентами, прием заказов, ведение базы данных по клиентам и пр. (важная должность в крупной организации). А на практике это простой агент, работающий на сетевой маркетинг, который «бегает» и предлагает всем подряд свой товар. Хотя руководство такими агентами должно входить в обязанности менеджера по работе с клиентами.

А если взять современный справочник должностных инструкций, то там можно найти только три должностных инструкции: для менеджера, для менеджера по персоналу и для менеджера по рекламе. Вот так и работаем.

Вообще, менеджер - это не тот, кто управляет каким-то механизмом или агрегатом. Менеджер - это профессия социальная, т.к. огромную роль в ней играет человеческий фактор (а в противном случае и водителя общественного автобуса можно считать Ьш-менеджером). Во-первых, менеджер любого уровня имеет дело с людьми - с подчиненными, с вышестоящими руководителями, с клиентами и т.д., - к каждому из них надо найти индивидуальный подход. Во-вторых, уровень профессионализма менеджера зависит от субъективных факторов: менеджер тоже человек, а значит, обладает определенным набором личностных черт, которые влияют на качество его работы, стиль управления и принятия решений. Ведь главная отличительная черта менеджера заключается в том, что он управляет людьми и процесса-

ми, возникающими при их взаимодействии. Если у менеджера нет подчиненных, деятельность которых он должен координировать для достижения целей фирмы, то это не менеджер. Это уже «генерал без армии». А руководить машинами может инженер (у него это даже лучше получится).

Таким образом, с полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. В зависимости от уровня иерархии и функций, которые выполняют менеджеры, выделяют множество их видов. Это обуславливает различия менеджеров. Принадлежность к тому или иному уровню управления будет определять не только различия в решаемых задач, но и сложность выполняемой работы, и уровень ответственности за принятые решений. Так, чем выше иерархический статус менеджера, тем больше вероятность того, что неверно принятое решение может повлечь за собой более разрушительные последствия для предприятия и поставить его существование под угрозу. А это в свою очередь может вызвать серьезные социальные последствия. Поэтому к менеджерам разного звена управления предъявляются различные специфические требования. Однако, не зависимо от уровню управления, сложности решаемых проблем и разнообразия выполняемых функций, всех менеджеров объединяет, то что они являются сотрудниками организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи, и их работа имеет социальный характер, потому что менеджер управляет людьми и процессами, возникающими при их взаимодействии.

Список литературы:

1. Бизнес словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.busi-nessvoc.ru.

2. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2008. - 120 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент персонала (для СПО) [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТД «Элит-2000», 2002. - 304 с.

4. Глоссарий.ги: Менеджеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.glossariy.ru.

5. Линейные менеджеры - кто они? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.blitz.kiev.ua.

6. Менеджер (значения) [Электронный ресурс] // Википедия: электронная энциклопедия. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org.

7. Описание профессии. Офис-менеджер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ucheba.ru /profi/253.html.

8. Управление организацией [Текст] / Под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Омега-Л, 2007. - 360 с.

9. Управляющий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wi-kipedia. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.