Научная статья на тему 'Современные подходы к понятию «Менеджер организации»'

Современные подходы к понятию «Менеджер организации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1471
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЯЮЩИЙ / АДМИНИСТРАТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рындач М.А., Царан Д.Д.

В статье приводится анализ проблемы современного подхода к пониманию понятия менеджер. Анализируется ряд отечественных и зарубежных мнений относительно исследуемой категории. Рассмотрены спецификации подходов, функциональных особенностей и методов управления современных менеджеров. Сделаны заключения относительно современной трактовки менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к понятию «Менеджер организации»»

УДК: 331.103.3

Рындач М. А.

к. э. н., доцент

кафедра менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогическая академия Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Царан Д. Д.

обучающаяся III курса, направления подготовки «Менеджмент»

Гуманитарно-педагогическая академия Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «МЕНЕДЖЕР ОРГАНИЗАЦИИ»

В статье приводится анализ проблемы современного подхода к пониманию понятия менеджер. Анализируется ряд отечественных и зарубежных мнений относительно исследуемой категории. Рассмотрены спецификации подходов, функциональных особенностей и методов управления современных менеджеров. Сделаны заключения относительно современной трактовки менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, управления организацией, менеджер, управляющий, администратор, эффективность руководства, управленческий труд.

Менеджмент как отрасль науки непрерывно связан с процессом управления в организации. Особенности деятельности менеджера вытекают из сущности управления как направления деятельности, которая нацелена на совокупность целей для эффективного решения управленческих функций предприятия.

Функциональные особенности менеджеров сопряжены с рядом нерешённых проблем. Однако вопрос понимания понятия «менеджер» также актуален на сегодняшний день [5].

Профессия «Менеджер организации» — сравнительно молодая. Появилась она в отечественной высшей школе в 90-е годы. Само ее название отражает смысл деятельности особой категории специалистов — управленцев всех уровней, которые эффективными экономическими, социальными, психологическими и административными методами направляют работу своих подчиненных на достижение поставленной перед ними цели.

Употребление понятия «профессия менеджер организации» довольно широко и чаще всего относится к:

1. организатору определённых видов работ в разрезе отдельных отделений или целевых групп;

2. руководителю предприятия или его отдельных частей, филиалов;

3. руководителю трудовых ресурсов предприятия [1].

К вопросу понятия «менеджер организации» обращалось множество российских и зарубежных ученых и практиков. В той или иной степени, их мнения сходятся, но в то же время имеют особенности.

Проанализируем мнения современных учёных относительно проблемы понимание понятия «профессия менеджер организации».

В наши дни в российской практике и науке управления организациями обильно используются такие иностранные понятия, как «менеджер» и «менеджмент». Само понятие «менеджмент» российскими исследователями обозначается как «управление» или «новы тип управления», но иногда оно отрицается как понятие.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.).

Как утверждал В. В. Уваров [4], управление как самостоятельная точная наука не может существовать, ввиду того, что оно существует в условиях значительной неопределенности.

Необходим переход к новой категории управления, ввиду того, что сейчас наблюдается активное развитие рынка в экономике России. Но это не должно являться фактором для появления новых и необоснованных понятий. Многие российские исследователи сделали по-простому. Они взяли за основу иностранные исследования и стали широко применять по своему усмотрению понятия «менеджер» и «менеджмент», несмотря на то, что смысл этих понятий они не могут объяснить.

Стоит отметить, что большинство книг по менеджменту иностранного происхождения. Но российским читателям необходимо получать информацию, соответствующую российскому законодательству и нормативным актам, основанным на реалиях российского рынка. Это невозможно найти в книгах, которые были переведены на русский язык. К тому же российский читатель пытается найти ответы на вопросы с более практической составляющей, в то время как в таких книгах в основном материал носит теоретический и абстрактный характер. Такие книги трудно воспринимаются к прочитыванию и запоминанию. Все это привело к ситуации, когда нужно понять, что именно является отечественной управленческой наукой: наука управления или наука менеджмента.

В «Международном справочнике по менеджменту» дается следующее определение менеджмента: «Менеджмент — это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью». Следовательно, менеджмент — это наиболее эффективное использование всех ресурсов организаций для достижения наивысшего в конкретных условиях экономического результата [3].

Используя системный подход к менеджменту, можно отметить важность всех входящих ресурсов. Но основным, как по теории, так и по практике менеджмента, является персонал. Так, например, В. Р. Веснин считает, что «менеджер в обычном словоупотреблении означает следующее: руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя» [5].

Менеджером называют тех, кто управляет персоналом, т.е. добивается поставленной цели, использую человеческий потенциал, знания, навыки, умения и опыт своих подчиненных.

Так, например, В. А. Абчук наделяет менеджера всеми возможными достоинствами: «Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт. Первая черта — кардинально новая цель деятельности... Второе отличие — переход к экономическим методам управления организацией..., пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду... Еще одна, третья отличительная черта менеджера — способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер — новатор по природе.» Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность [2].

К сожалению, в отечественной практике редко встречаются такие руководители, которые готовы набирать специалистов энергичных, креативных, стремящихся идти на риск, использующих инновации. В большинстве случаев из двух кандидатов выбирают более исполнительного, неконфликтного, обязательного. Нет сомнения, что это отличные качества. Но выиграть в конкурентной борьбе, найти новые подходы к созданию товаров, к сервисным услугам, к эффективному и результативному продвижению, и, таким образом, получению большей прибыли на вложенные ресурсы, способны «неудобные» сотрудники. Если высшее руководство компании имеет навыки распознавать таких специалистов, то ресурсы

организации могут значительно приумножиться. Возможность формирования и управления таким «сложным» коллективом — это показатель эффективности менеджмента.

Проведя анализ международных рейтингов эффективности менеджеров, следует отметить, что они нацелены на увеличение объема продаж на основе точных прогнозов и знания рынка. Большое значение имеет умение правильно составлять отчеты и на их основе проводить корректирующие действия.

Ричард Брэксон считает, что все успешные управляющие занимаются любимым делом, делают то, что хочется: «Живи, радуясь, работай от души, а деньги придут сами» — утверждает он.

Знакомство с разнообразными печатными изданиями, предлагающими работу, позволяет сделать ряд наблюдений о наиболее частотном термине в списке востребованных профессий. Так, «менеджер» в современной рекламе, как правило, окружен статусом престижности, привлекательности и известность. Правда, на "ярмарке вакансий" можно найти менеджеров среди представителей практически всех профессий, что затрудняет понимание служебных требований, предъявляемых к соискателю, дает совершенно не точную информацию о характере предлагаемой работы. Для уточнения специализации используются разнообразные термины и сочетания: топ-менеджер, менеджер по закупкам, логистик, таможенный менеджер, по рекламе, по работе с клиентами, офис-менеджер, менеджер-аналитик, менеджер-администратор, менеджер-координатор, менеджер по развитию сети, менеджер-консультант, менеджер-оператор [5].

Чтобы управлять предприятием индустрии туризма, руководитель должен обладать богатым опытом работы, для этого ему требуется пройти все звенья организационной структуры управления, начиная с самых низших должностей.

Успех предприятия во многом зависит от того, обладает ли управляющий такими чертами характера как: умение и желание добиваться результатов; желание и способность нести ответственность и принимать рискованные решения; готовность к изменениям; готовность к сотрудничеству; коммуникативные способности; широкий кругозор; чувство ситуации; знание психологии; уважение к другим; высокие моральные ценности.

Например, специфическими требованиями к менеджерам туристского бизнеса являются — знания и умения, личностные качества, преодоление ограничений в саморазвитии, знания иностранных языков, знания особенностей национальных менталитетов, умение управлять собой, умение определить темперамент и характер подчиненных, умение работать с людьми.

Большую роль в творческом профессиональном становлении менеджера в туризме играет знание сущности и природы человеческого общения, умение использовать закономерности коммуникационного процесса. Качество в туризме в значительной степени зависит от качества работы персонала с клиентом. Работая с широким кругом людей, менеджер туристского бизнеса должен не только выполнять должностную инструкцию, квалификационные требования, но и быть великолепным психологом, как в отношении подчиненных, так и в отношении с клиентом.

Обеспечение качества — генеральное требование реализации стратегии экономического роста организации. Стратегия улучшения качества должна объединить работников для решения главной цели предприятия, его миссии [6]. Направленность работы на клиента — показатель профессионализма менеджера не только сферы туризма, но и любой другой организации отрасли экономики.

Как подчеркивают все авторы, любой руководитель по своей сути является менеджером, но не любой менеджер — руководителем. Эффективный менеджер — это лидер, стремящийся повысить эффективность организации, личную эффективность, а также эффективность и мотивацию всех работников.

Таким образом, менеджмент необходимо считать важнейшим разделом науки и практики управления организациями всех направлений народного хозяйства. Менеджмент

позволяет рассматривать, изучать и находить наиболее результативные способы использования разнообразных ресурсов в интересах обеспечения необходимого организациям уровня их конкурентоспособности. В условиях, когда работники не на словах, а на деле становятся профессионалами в своей области, это увеличивает конкурентоспособность организации и самого работника. Эффективные и результативные менеджеры используют инновации, как в процессах, так и продуктах, идут на риск, умело его просчитывая, выводя свои организации в лидеры на рынке.

Литература

1. Герасимов, Б. Н. Оценка деятельности менеджера по персоналу / Б. Н. Герасимов. — М. : Инфра-М; Вузовский Учебник, 2015. — 12 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526866

2. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / Тихомирова О. Г., Варламов Б. А. — М.: нИц ИНФРА-М, 2015. — 256 с.

3. Организационное поведение: Учебник / С. Д. Резник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 463 с.

4. Основы теории управления: Учебное пособие / А. П.Балашов — М. : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 280 с.

5. Современный менеджер: учеб. пособие / А. Т. Стадник, Т. М. Рябухина, Т. А. Стадник. — Новосиб. : Золотой колос, 2015. — 171 с.

6. Рындач М. А. Повышение конкурентоспособности организаций туристской индустрии: аспекты информатизации / М. А. Рындач. — Крымский научный вестник. — №51, 2015. — С. 111-121. [Электронный ресурс. — Режим доступа : http://elibгaгy.гu/item.asp?id=24415640

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.