Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИИ'

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризис в психологии в «сетевой век» / прикладная наука / теоретические проблемы психологии / понятийный аппарат в социальной психологии / ключевые проблемы детской и педагогической психологии / биопсихосоциальная модель в клинической психологии

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафиева Эльнара Ибрагим Кызы

В статье раскрываются современные теоретические и практические проблемы психологической науки. Подчеркивается, что в последние десятилетия значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Также говортся о совершенствовании понятийного аппарата психологической науки, о новых гипотезах и концепциях социальной, детской и клинической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИИ»

References:

1. Bayramov 9.S., Glizads 9.9. Sosial psixologiya, Baki, Qarr-poliqraf, 2003.

2. Vsliyev M., Mu&afayev A. inki§af vs ya§ psixologiyasi. Baki, 2015.

3. Halawah. B., The Role of Parents in their Children's Social and Personality Development , Damascus University Journal, 27(4), 2011.

4. Huwaywah. Malika, Behavioral Problems of Children Deprived of Family Care from the Perspective of Teachers. University of Mohamed Khider, Biskra, Algeria, Unpublished MA Thesis, 2015.

5. Killian B. Risk and Resilience: A Generation at Risk? HIV/AIDS, Vulnerable Children and Security in Southern Africa, 2007.

6. Luthar SS. The con&ruct of resilience: Implications for interventions and social policies. New York Columbia University, 2007.

7. Margaret B, Ted T, John D. Resilience in Response to Life Stress: The Effects of Coping Style and Cognitive Hardiness, 2001.

8. McLeod. S. A., Theories of personality, 2017.

9. Tatyana. I. Shulgaa. Daria D. Savchenkoa & Evgeniya. B. Filinkovaa, Psychological Characteri&ics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family, International Journal of Environmental & Science Education, 11(17), 2016.

10. UNICEF. Inve&ing in people: caring for vulnerable children and their families, 2012.

https://www.researchgate.net/publication/342212025_Personality_Traits_and_ their_Relationship_to_Some_Variables_in_Orphan_Children_m_the_We& _Bank

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ

ПСИХОЛОГИИ

Шафиева Эльнара Ибрагим кызы

Бакинский государственный университет,

факультет психологии, д.п.н., профессор Азербайджан, Баку

Аннотация: В статье раскрываются современные теоретические и практические проблемы психологической науки. Подчеркивается, что в последние десятилетия значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Также говортся о совершенствовании понятийного аппарата психологической науки, о новых гипотезах и концепциях социальной, детской и клинической психологии.

Ключевые слова: кризис в психологии в «сетевой век», прикладная наука, теоретические проблемы психологии, понятийный аппарат в социальной психологии, ключевые проблемы детской и педагогической психологии, биопсихосоциальная модель в клинической психологии

В настоящее время человечество перешло в информационное общество. За короткий промежуток времени произошли многочисленные, как правило, неожиданные технологические изменения. Наблюдается нестабильность социальной, экономической, идеологической среды, изменение нравственных ценностей, мировоззрения. В инновационных областях «человеческий капитал» считается самым важным активом. Важнейшим источником экономического и социального развития является человеческий талант, творчество и инициатива.

Массовость творческих или творческих способностей очень важна для развития современного общества. В современный «сетевой век» в психологии наблюдаются определенные кризисы:

- ^изис, наблюдаемый в развитии профессиональных психологов, то есть,

а) преобладание «вербализма», б) наличие практики, не основанной на научных достижениях; в) кризис профессиональной идентичности психологов. Если рассматривать мировой опыт, то, для работы психоаналитиком требуется наряду с дипломом специалиста с академическим образованием около 3600 часов диплома о практическом опыте деятельности.

- Существует кризис научных школ, т.к. а) деятельность этих школ ограничивается вокруг небольших тем и повторных психологических работ,

б) отсутствуют новаторство в результатах, полученных в ходе проведенных исследований.

- Несмотря на увеличение количества публикаций, статей они мало способствуют развитию науки.

- Отсутствуют предложения в психологии в соответствии с требованиями общества (в настоящее время пакет предложений специалистов должен быть улучшен и расширен при наличии большой потребности в психологической помощи и психопрофилактических мероприятиях в условиях безопасности, войны, терроризма, различных видов зависимостей, кризисных ситуаций и т.д.).То есть наблюдается запоздалая реакция психологов на широкие запросы общества.

- Должна быть создана тесная связь между фундаментальной наукой, прикладной наукой и практикой.

- В психологии иногда имеет место излишнее «медицинское»описание и психологический подход остается в тени. Иногда происходит искусственное усугубление временных поведенческих изменений социального происхождения путем постановки врачебного диагноза.

- На фоне резкого увеличения числа практиков происходит серьезное изменение количества исследователей, проводящих качественные, серьезные и нужные научные исследования. В настоящее время привлекают внимание подходы в соответствии с требованиями времени в таких областях, как социальная психология, детская и возрастная психология, клиническая психология.

В современных условиях глубокие изменения в детстве и психолого-педагогические проблемы образовательного развития создают качественный скачок и свидетельствуют о переходе человечества в новое состояние.

В новом поколении изменились не только условия жизни, социальное

пространство, система отношений, но и сам человек в «информационном обществе» и «сетевом веке». Сегодня дети объективно предпочитают виртуальный контакт и общение в виртуальном мире системе постоянного реального контакта со взрослыми. Реальные активные игры также заменяются играми виртуальными. Они держатся в стороне от семейного пространства, которое является «малым обществом», и предпочитают оставаться наедине с компьютерными играми, которые являются «информационно-социальным пространством». Под влиянием компьютерных игр, снижающих контроль за поведением детей и формирующих привыкание, происходит усиление агрессии, тревожности и страха, формирование неформальных асоциальных объединений и асоциальных подростков.

В настоящее время в мировой социальной психологии формируется новая концепция изучения человека и общества, основанная на универсальных закономерностях, исторических и культурных особенностях каждого общества. Во-вторых, современная социальная реальность, безусловно, требует осмысления таких явлений, как новые социально-психологические межэтнические отношения, политические процессы, новые экономические отношения, масштабные межэтнические конфликты, массовая миграция. Поэтому в настоящее время психология наций и народов - этнопсихология является наиболее динамично развивающейся областью социальной психологии.

Также, отвечая требованиям практики, развивается политическая психология, бизнес и предпринимательство становится самостоятельной областью. Большая часть современной социально-психологической теории и экспериментальных методов заимствована из зарубежного опыта. Поэтому важно переосмыслить такие направления, как психология рекламы, психология имиджа, психология связей с общественностью (паблик рилейшнз) с позиции психологии нашего общества. В настоящее время появляются новые содержательные формы известных понятий. Например, совместная жизнедеятельность; групповая субъективность; саморефлексия; социальное, экономическое и нравственное самоопределение индивидов и групп; бойцовское поведение; коллективная борьба; психологическая дистанция; социально-психологическое пространство; морально-психологическая регуляция социального поведения; корпоративная (организационная) культура; межличностное, внутригрупповое и межгрупповое доверие; корпоративное доверие; социально-психологическая зрелость; субъективное качество жизни; субъективно-психологическое самочувствие; отношение личности и группы ко времени и др.

Всвязисперечисленнымипонятиямивозниклинекоторыесовременныенаучные направления: психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия; морально-психологические детерминанты социально-экономического поведения человека, группы; изучение социально-психологического пространства личности и группы; социально-психологические проблемы управления, в том числе информационного обмена в организации; социальная психология времени (отношения личности и группы во времени); изучение организационной культуры, социально-психологическое исследование терроризма и др.

Что касается места социальной психологии в системе наук, то она до сих пор рассматривается как междисциплинарная область науки. Например, социологическая психология и психологическая социология, микросоциальная и макросоциальная психология. Социальная психология включает в себя психологию личности, психологию труда и управления, педагогическую психологию, психолингвистику и др.

Клиническая психология - молодая отрасль психологии широкого профиля, занимающаясярешениемсложных проблем в области здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Неслучайно клинические психологи составляют основную группу психологов в развитых странах мир.

В США, например, 60% членов Национальной психологической ассоциации являются клиническими психологами, что означает около 100 000 профессионалов. В системе здравоохранения клинические психологи привлекаются к решению широкого спектра проблем. То есть клинические психологи очень успешно работают в области психиатрии и наркологии, онкологии, кардиологии, хирургии, неврологии, нейрохирургии. Клинические психологи принимают активное участие в решении многочисленных проблем психического здоровья, в том числе в дошкольных учреждениях, школах, санаторно-профилактических учреждениях для детей и молодежи, интернатах для умственно отсталых и слаборазвитых детей, лечебно-коррекционных учреждениях, семейных и детских психологических центрах.

Сегодня клинические психологи работают в службах социального обеспечения, центрах судебной психологии и занятости, службах занятости, социальных организациях, планировании семьи, стихийных бедствиях, кризисных службах и психологической реабилитации ветеранов и инвалидов войны. Потребность населения в помощи клинических психологов ярко выражается в массовых обращениях.

В состав современной клинической психологии входят расстройства психических процессов и патология личности (патопсихология), нейропсихология, психосоматика, детская клиническая психология, психокоррекционно-восстановительное обучение, психотерапия, психогигиена и психопрофилактика и др. В клинической психологии разработаны методологические основы научных исследований, психологической диагностики и оказания психологической помощи (научные парадигмы и модели).

В современное время клиническая психология должна относиться к биопсихосоциальной модели. Имеются модель и определение психического расстройства, конкретные клинико-психологические отношения, модели (психоаналитические, поведенчески-когнитивные, гуманистические,

межличностные и др.). Структура клинической психологии и, в частности, определение места психотерапии и психологии является одной из основных проблем.

На сегодняшний день вопрос о том, является ли психотерапия частью клинической психологии, остается спорным вопросом, и по этой причине в

науке ведется полемика по вопросу о том, может ли клинический психолог заниматься психотерапией. Не мало специалистов, которые говорят, что и те, и другие могут заниматься психотерапией и могут делать эту работу успешно. В настоящее время в психотерапевтическом образовании и его применении создается «немедицинская психотерапия». Этот проект уже несколько лет обсуждается медико-психологическим сообществом, и есть надежда, что соответствующий закон будет принят.

Другая проблема клинической психологии связана с совершенствованием аппарата понятий, решением терминологических проблем («клиническая психология», «медицинская психология», «патологическая психология», «аномальная психология» и др.). Написание учебников с учетом новых требований и научных достижений в области клинической психологии, расширение и совершенствование базы диагностических шкал, восстановительных и коррекционных методик также является одним из приоритетных вопросов. Помощь, оказываемую психологами, можно сделать эффективной и качественной за счет строгого соблюдения этических принципов в клинической психологии, обеспечения того, чтобы работающие в этой области становились квалифицированными специалистами, участия в курсах повышения квалификации, программах обмена, психологического оздоровления самих психологов путем личного посещения психотерапевтов.

Таким образом, в современном мире психологическая наука в целом, имеет ряд теоретических и практических проблем, которые ждут своего решения.

Литература

1. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. - СПб, 1998.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М., 2000.

3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. - СПб, 1998.

4. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. - М., 1998.

5. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. -СПб, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.