Научная статья на тему 'Размышления о метаморфозах бытия (о работах Алтайского керамиста Евгения Скурихина)'

Размышления о метаморфозах бытия (о работах Алтайского керамиста Евгения Скурихина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о метаморфозах бытия (о работах Алтайского керамиста Евгения Скурихина)»

Размышления о метаморфозах бытия

(О РАБОТАХ АЛТАЙСКОГО КЕРАМИСТА ЕВГЕНИЯ СКУРИХИНА) [1]

Л. И. Лихацкая Барнаул

«Мысль изреченная есть ложь», - неожиданно вспоминается эта, ставшая крылатой строчка из стихотворения Ф.Тютчева, при созерцании произведений художника-керамиста Евгения Скурихина.

Главный принцип художественных концепций автора - взаимодействие ассоциаций. Работы этого художника красивы в декоративном отношении и одновременно сложны. Их характеризует содержательное наслоение, и эти тонкие слои легко разрушить, переводя их на язык словесной образности.

Работы выполнены в ныне необычном для скульптуры материале - керамике, в технике лепки, с использованием сложных технологий (обжиг с применением ангоба, солей, эмалей, глазури и т.д.).

Произведения Е.Скурихина заметно изменяются в стилистическом отношении. В 1989 и 1990 годах в скульптуре, отмеченной социальной направленностью, керамист использует, в основном, природные цвета материала и скупое тонирование (цвет терракоты, темная глазурь, металический блеск и т.д. в работах «Фрагмент»,

1989 г., «Собственность автора», 1990 г., «Конструкция»,

1990 г. и др.). В работах 1992-1993 годов иная система образов и характер композиции: появляются языческие мотивы, наблюдается еще большее усложнение формы, более активное введение цвета.

Художественная идея произведения продолжает занимать автора и после завершения творения. Не случайно, работа «Аминь» (декабрь 1993) спустя

несколько лет была переименована автором, и в каталоге выставки «Учитель и ученики» (Барнаул, 1996 г.) эта работа представлена под названием «Шаминь» (ошибочно датирована 1992 годом).

Это произведение, на первый взгляд, - странная композиция, отдаленно напоминающая фигуру человека или статую почти в человеческий рост, стоящую на высоком подиуме. Это сложное антропоморфическое образование постепенно овладевает вниманием: от

деталей к целому и от целого к деталям. Венчает скульптуру лебедь в сложном движении расправляющихся крыльев. Апофеоз скульптуры, ее кульминация - в этих крыльях, в замедленном и остановленном в Фазах движении. Кульминация подготавливается другим движением: от основания скульптуры - вверх. Нижняя и средняя ее части - монолит, как бы медленно оплывающая масса, тяжесть которой подчеркивается горизонтальными членениями, одновременно воспринимающимися спиралью. Основание постепенно преобразуется в подобие человеческой фигуры: торс, шея, голова, увенчанная убором, отдаленно напоминающая шляпу с плюмажем или султаном, все то, что мы воспринимали лебедем с расправляющимися крыльями. Но и это впечатление скоро распадается. Усиливается египетское звучание, что проявляется в характере головного убора. Новая грань концепции реализуется в сакральности тайны, многослойной завуалированности.

Фигура то ли женская, то ли мужская... Большой синий, Х-образный крест на груди напоминает мундир воина наполеоновских времен или буквицу-символ Христа? Скульптура в целом похожа на стелу, обелиск, подобный тем, что установлены на Бородинском поле... Здесь присутствует идея России? Идея Ее Возрождения?

Одновременно скульптура эта представляет

матаморфозу духовного преображения человеческой личности... Есть ощущение, что нижнее, тяжеловесное уходит, спрессовываясь в годовые кольца времени. А духовное в основании скульптуры - легкое на мощных крыльях - вздымается, отделяясь от бренного, и существует вечно.

Скульптура - суть образа времени, образ культуры, может быть, русской культуры XIX и XX веков в диалоге культур.

Это образ судьбы. В ее первоначальном названии «Аминь» - заклинание чего-то. В позднем названии «Шаминь» - отражена идея загадочности русской души и особого пути России. В этом названии соотнесенность с поэтическим образом России А. Блока, Ф. Тютчева и др. При всей завершенности скульптуры «Шаминь» (первоначальное название «Аминь») в ней содержится вопрос автора, обращенный к себе и к зрителю. Можно считать итоговой, завершающей серию скульптур, связанных, если можно так сказать идеей крыла.

Концепция полета присутствует в названиях таких произведений Е. Скурихина, как «Звездница» (1993г.), «Ночной перелет» (1993г.), «Перволет» (1993г.), «Летатлин» (1993г.), «Человек-крыло» (1992г)[3]-

В деталях очень многих других работах есть намек на присутствие «крыла» в прямом и переносном смыслах (эскиз парковой культуры «Двое», 1992. Собственность ГМАХК). В этой круглой скульптуре два персонажа - в монолите. Именно в таком композиционном решении нашла выражение идея покровительства, защиты, идея духовного единства. Если в композиции вычленять две фигуры, то у каждой из них по крылу, если воспринимать как одну, то фигура двукрыла. Цветовой декор символичен: у той, чье крыло - опора, оно же и часть однажды, затканной узором теплых оттенков цветов

земли. Тот, чье крыло, дерзкое, взметнулось ввысь, сродни небу и наполнено его цветом. В скульптуре заметен древнеегипетский мотив. Здесь узнается древнеегипетское божество Гор с человеческим телом и головой птицы, несущее человеческую душу. «Идея крыла», таким образом, трансформируется в «культ птицы», связанный с мыслью о спасении и возвышении духа. Человек-крыло -это пик, стела. «Крыло» здесь - одновременно туловище человека и его духовная сущность. Человек-крыло шагает, и мы вдруг открываем, что движение вперед и есть движение вверх к идеалу.

Есть в мировой культуре избранные предметы, которые человек наделил определенным смыслом, кочующим во времени, неизменным. Один из таких предметов - растущее дерево.

Образ дерева в работе Е.Скурихина «Древо» (1993 г.) прочитывается в контексте творчества скульптора, рядом с другой его работой «Летатлин» (1993 г.). «Летатлин» Скурихина напоминает по форме какой-то звездолет на старте, но вместе ожидаемого конуса на вершине звездолета - плоский диск срезан. Скульптура располагается так, чтобы ее было видно поверху: на диске изображены спирали. Рядом скульптура «Древо» (сходные размеры и композиция) - скульптура в виде звездолета с вершиной-конусом, смотрящим в небо. Если и этот конус сделать усеченным, то на диске среза мы должны увидеть изображение спирали, пружину - символ - мощный духовный двигатель на пути к совершенству. Таков масштаб сопоставления - Дерево и Космос.

Из разных работ художник по своему усмотрению может строить разнообразные скульптурные композиции, изменяя, дополняя, усложняя тем самым первоначальные смыслы этих работ. Так, на персональной выставке в ГХМАК в Барнауле в 1993 г. по-особому была решена в

экспозиции композиция с «Посохом» (1990 г.).

Керамический «Посох» высотой более двух метров (в диаметре около десяти сантиметров) расположен в центре обширного квадратного подиума, по углам которого размещены работы «Древо» (1993 г.), «Столп» (1993 г.), «Путник» (1993 г.), «Летатлин» (1993 г.). В таком контексте «Посох», образ, сам по себе многозначный, прочитывается иначе, чем на других выставках. Он парит над подиумом, прикрепленный к невидимой нити, отражаясь снизу в золотистом диске ... Это и посох Грозного, и Дамоклов меч ... Он символ пути. Он -духовный водитель. На его белой поверхности - синие знаки - знаки судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.