Научная статья на тему 'Размышления о диалектике совести как нравственной ценности личности и общества'

Размышления о диалектике совести как нравственной ценности личности и общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIALECTICS / DIALECTICS OF CONSCIENCE / CONSCIENCE / CULTURE OF CONSCIENCE / ДИАЛЕКТИКА / ДИАЛЕКТИКА СОВЕСТИ / СОВЕСТЬ / КУЛЬТУРА СОВЕСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров Александр Владимирович

В статье рассматриваются функциональные особенности диалектики и её роль в становлении и развитии содержания совести. Автор обосновывает необходимость культуры совести в жизни общества и личности, как культурно-нравственную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIONS ABOUT DIALECTICS OF CONSCIENCE AS MORAL VALUE OF AN INDIVIDUAL AND SOCIETY

The article deals with the functional features of dialectics and its role in the formation and the content of conscience development. The author substantiates the necessity of conscience culture in the life of society and an individual as a cultural and moral value.

Текст научной работы на тему «Размышления о диалектике совести как нравственной ценности личности и общества»

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

УДК 177 ББК 87.7

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДИАЛЕКТИКЕ СОВЕСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Александр Владимирович Егоров кандидат философских наук, доцент доцент кафедры Философии и социально-гуманитарных наук Иркутский государственный университет путей сообщения

Иркутск, Россия egorov.aleksandr39@mail.ru

В статье рассматриваются функциональные особенности диалектики и её роль в становлении и развитии содержания совести. Автор обосновывает необходимость культуры совести в жизни общества и личности, как культурно-нравственную ценность.

Ключевые слова: диалектика, диалектика совести, совесть, культура совести.

REFLECTIONS ABOUT DIALECTICS OF CONSCIENCE AS MORAL VALUE OF AN INDIVIDUAL AND SOCIETY

Alexander Vladimirovich Egorov Candidate of philosophical sciences, associate professor

Irkutsk State Transport University

Irkutsk, Russia egorov.aleksandr39@mail.ru

The article deals with the functional features of dialectics and its role in the formation and the content of conscience development. The author substantiates the necessity of conscience culture in the life of society and an individual as a cultural and moral value.

Keywords: dialectics, dialectics of conscience, conscience, culture of conscience.

Какое место занимает в жизни человека диалектика совести? Диалектика - это форма теоретического мышления, способная увидеть мир, находящийся в постоянном становлении и развитии, как единое целое. Причину обновления мира, его источник развития способна раскрыть диалектика. Причина изменения явлений происходит благодаря тому, что в единой материальной оболочке находятся противоположные силы, способные оказывать влияние друг на друга, и та сила побеждает, которая в количественном отношении преобладает над первой. В результате этой борьбы происходит количественное накопление до определенного предела-скачка. Скачок в развитии знаменует изменение прежнего качества и переход явления в новое качество. Качественные изменения осуществляются, не отрицая начисто всё и вся, а сохраняют всеобщее положительное, созданное предшествующими поколениями. Так, например, в рамках дворянского общества зарождаются новые силы молодой буржуазии, которые переустраивают общество на основе нового материального производства, более производительного и, в конце концов, преодолевают старые общественные отношения. Количественные изменения и революционные преобразования - это не одноактный процесс, он занимает многие десятилетия. Диалектика - это идеальное отражение и метод познания реального мира в понятиях, принципах, объективных законах. Она позволяет человеку заглянуть в тайны мирового процесса и учитывать их в своей преобразующей практике. Диалектика позволяет выявить глубинные основы и формы изменения мира. К диалектике приобщен весь

мир, но познать её и жить в согласии с ней, предназначено только деятельному человеку.

Диалектика, как метод мышления и познания [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2005, с. 224], учит рассматривать явления мира в их противоречивом единстве. Она способна идеально дифференцировать мир на составные части, уметь видеть их в единстве и противоречивом развитии, видеть мир в целом, как качественно отличительное от суммы его частей, учит видеть объективные части этого мира, убеждаться в том, что все в мире находится в становлении и развитии, благодаря противоположным частям этого мира. Диалектика не могла возникнуть из чистого разума, она возникла благодаря умопостижению человеческим разумом бытия жизни. Она есть результат интеллектуального удивления и размышления над тем миром, в котором живет человек. Диалектика - это душа жизни, как нет тела без души, так нет диалектики без материальнойи духовной формы своего проявления. С помощью диалектики мы находим связь мышления и бытия, единство человека и природы.

Диалектика позволила открыть у разных народов мира наиболее общий регулятор отношений, сосуществования и деятельности людей - это совесть и ее нравственную культуру. Совесть находит необходимость своего проявления в совокупности всех общественных отношений. Осознавая себя как равного среди равных, человек приобрел самоуважение, осознал правила общежития, приобрел личные достоинства в той или иной общности. Жить в обществе совсем не значит, что можно жить за счет лжи и жизни другого. Совесть, как культурное явление, требует реальных доброжелательных, честных отношений, она как свет изгоняет темные дела. Принцип культуры совести направлен только к самосохранению, выживанию, самоорганизации общества.

Диалектика - это интернациональный язык познания, она поднимает до абстрактного уровня мышление, выявляет наиболее общие «чистые» или всеобщие понятия. К одному из таких понятий можно отнести культуру со-

вести, которая является предметом науки совестологии [Егоров, 2018]. Сове-стология - область знаний о культуре совести. Культура совести как принцип жизнедеятельности, основанный на самосознании, ответственности, самоорганизации личности и общества, присуща в целом всем народам. Культура совести возникает как способ выживания, существования, а затем становится необходимой нормой жизни общества. Жизнь общества без воли подчинения, воли доверия, без воли свободы опровергается самой жизнью. Содержание культуры совести, ее нормы общежития наполняются, по мере поступательного развития общества, все новым содержанием. Однако, одним из важных первых принципов является требование: «кто не работает, да не ест», отраженный во Втором послании к фессалоникийцам Святого апостола Павла [Библия, с. 1102].

Совесть представляет собой нравственное повеление и умение жить в любом историческом обществе, соблюдать общечеловеческие нормы жизнедеятельности. Где бы человек не жил, каким бы он не владел языком, а язык совести един для всех, его содержание сводится к тому, чтобы человек сознательно творил добро, и не только для себя. Разумный человек прошлого мыслил понятиями родового языка, еще не было личного «Я». На первых порах древнего общества человек мыслил себя как нечто коллективное, целое. Коллективное и необходимое руководило человеком, и он не мог быть вне его. Так рождается совесть, как элемент коллективного сознательного. Коллективное сознательное в процессе трудовой деятельности породило индивидуальное самосознание, совесть человека. Только в исторической общности, в роде, племени человек осознавал свою причастность и значимость в коллективном труде. Разумный человек прошлого мыслил понятиями родового языка, еще не было личного «Я». «Я» - это уже моя ответственность, мое душевное и духовное сознание, это основа душевного равновесия человека, посредством которого живет и переживает человек. Качество, выработанное в родовой общности, сохраняется с переходом человека на моногамный образ жизни семьи.

Совесть как мера справедливости, гуманности формируется самой сложившейся системой общественных отношений. Культура совести поддерживается самим обществом. Безусловно, все это происходит не так быстро, как пишется. Совесть - это дар общества, его голос возникает как необходимость, его надо слышать, иметь и научиться говорить языком совести. Она дозволена каждому, но не каждый ее уважает. Для человека первобытного уклада был только один авторитет, авторитет рода, для которого он добывал пищу и был полностью зависим от него. Можно сказать, что и культура совести была единой, не разделенной. С ростом материального производства, с общественным разделением труда, с появлением частной собственности и государства происходят изменения и в содержании культуры совести. Возникают различные отношения к совести. Совесть становится привилегией имущего класса, рабы юридически лишаются совести. Но совесть - элемент общественного самосознания, она рассматривается не как случайное явление, а как необходимое нравственное качество общества и личности, как результат жизнедеятельности жизни людей, как плод борьбы, добра и зла. Совесть общества, как культурное явление, есть не нечто что-то обособленное, не имеющее связи одного с другим, она есть связующее звено между добром и злом, ее содержание и явление в общем связано с утверждением справедливости того или иного народа, с сохранением исторических традиций своей этнической общности. Совесть становится символом, мерой борьбы за свой суверенитет, духовным элементом коллективного сознательного. В нравственных отношениях совесть есть наиболее общая категория, на основе которой строится взаимоотношение людей, их обычаи и традиции.

С принятием христианства изменилось и содержание совести. Князь Владимир Красное Солнышко принимает приемлемую религию для русской души. Славить и поддерживать традиции, обычаи стало православие как духовное чистилище русской души - совести. Православие не перечеркнуло традиции и обычаи русского народа. Языческая культура стала преемственной основой для новой духовной культуры. Романтическая религия уступила

место религии более близкой для души человека. В «Поучениях» Владимира Мономаха мы находим кодекс высокой нравственности, необходимый для современной молодежи. В «Поучениях» мы читаем: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящему беззаконие, ибо лукавые буду истреблены, послушные же Господу будут владеть землей», «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Кодекс нравственности учит: «при старых молчать, при мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, стыдиться старших, избегать суеты» [Изборник, 1986, с. 59-61].

«Поучение» учит: «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело» [Изборник, 1986, с. 63]. Только благодаря трудовой деятельности, развитию мышления, понятий человек создает диалектику, которая имеет способность обобщать явления мира, приписывать ей живую волю и соединять все это в универсальном существе - человеке. Человек, с развитием своего интеллекта, поднялся до уровня абстрактного, общего понятия, спор о котором продолжался на протяжении всего средневековья. Диалектика, вооружаясь понятием общего, стала всеобщей формой теоретического мышления, появился принцип «всеобщего» в лексиконе языка, как элемент, объединяющий предметы и явления реального мира. Диалектика совершила великий скачок в развитии человеческой речи, мышления и языка. «Всеобщее», как важный элемент диалектики приобрел самостоятельное существование. Диалектика, возвышая человека, наделяет его интеллектуальной способностью благоустраивать свой материальный и духовный мир.

Диалектика - мать познания души человеческой, это форма мышления в понятиях, суждениях и принципах. Она как форма абстрактного мышления в предельных понятиях позволяет увидеть процесс в целом, найти важные составляющие, определить связующее звено, позволяющее удерживать противоположности, т.е. такие силы, которые позволяют явлению изменяться, становиться и развиваться. Нет развития без противоречивого становления как процесса, и нет становления без изменения.

Культура совести, ее содержание развивается по принципу диалектики человеческого разума. Диалектика позволяет выявить, что ядром совести является добро, присущее обществу, как целому. Добро, как явление, имеет такие силы, которые противостоят злу, и они являются источником дальнейшего совершенствования этого явления. В исторической мысли совесть считали Божьим даром. Совестью наделялся новорожденный, по Платону. В эпоху Нового времени, Просвещения совесть рассматривается как светское явление, рожденное самим обществом, как организующее свойство самого общества, социальной системы. Совесть, как социальное явление, рожденное самим обществом, стала способом нравственного сосуществования, необходимой нормой жизни. Содержание совести и ее проявление - не застывшее явление, а предмет постоянного обновления и обращения к ней, но с учетом развития его материального и духовного производства. Культура совести обосновывается на общих нравственных принципах, на общечеловеческих ценностях: «не убей», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие. То, что было по суровой необходимости в далекие времена, например, могли освободиться от больных детей, ушло в прошлое - возник принцип: не убей, не навреди. Так, например, в период языческой культуры соблюдался принцип жертвоприношения молодых людей, девушку и юношу приносили в жертву. А теперь то, что было в прошлом необходимым, сегодня стало уголовным злом.

Очеловечивание общественных отношений - это длительный процесс становления культуры совести. Рядовому человеку в античные времена запрещалось пользоваться свободой воли, она наказывалась богами. Миф об «Арахне», лидийской девушке, искусной рукодельнице, дерзнувшей вызвать богиню Афину на состязание в ткачестве, которая была превращена за это в паука. В том же плане, если человек нарушал заведенный порядок, то он терял человеческий облик. Нарцисс, отказавшись от земной любви, данной самой природой и богами, превращается в лиловый цветок, который не всем по душе.

Диалектика культуры совести, в чем она? Культура совести за всю свою историю сосуществования шла и идет к светлому маяку, который указывает и проливает свет на пути к человечности, гуманности, дает понять сущность человеческих отношений и помогает понять объективный путь его развития. Культура совести человечества не должна уничтожить себя. Этот путь не линейный, с превращениями, дающий нам понять, что такое добро и зло. Диалектика совести - это постоянно обновляющийся процесс, наполняющий совесть новым содержанием. Исторические письменные памятники дают нам картину развития культуры совести. Какие наиболее общие принципы в общении, деятельности людей дошли до нас из письменных памятников Древней Руси. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха мы находим: «Научись очам управления, языка воздержанию, умасмирению, телаподчи-нению, гневаподавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради». Владимир Мономах наставляет: «Бога ради не ленитесь, не пропустите человека не поприветствовать его, и доброе слово ему молвите. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее» [Изборник, 1986, с. 63]. Общество вырабатывало такие духовные качества в человеке, которые помогали его выживанию, таким феноменом является совесть, она продукт исторического становления и развития общества. Совесть выступала как способ существования общества, как принцип, диктовала необходимость сохранения государственности, централизованности его управления. Модель управления государством, обществом нашла свое отражение в семье и в ее устройстве. Важные принципы мы находим в «Домострое», как строгость и глубокое уважение к старшим соблюдались не только в своем доме, но и за его стенами. «Домострой» определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого от мала до велика. Отец - глава, его слово - закон. Мать его помощница. Авторами «Домостроя» к категории высокой нравственности, причем в число важнейших ее сторон, был отнесен честный, добросовестнейший труд. «Трудиться надо с чистыми помыслами,

осознанно, целеустремленно, с сознанием дела и радостью» [Пилипов, 1994, с. 17].

В «Домострое» мы находим советы, как подобает жить: «Да самому тебе, господину и жене, и детям, и домочадцам - не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним -дружелюбным, к младшим и убогим приветливым и милостивым» [Пилипов, 1994, с. 24]. И только с накоплением общественного продукта, которое приходит с повышением производительности труда и дальнейшим становлением общества, связано развитие самосознания человека. С появлением малой общности, семьи возрастает самосознание и ответственность человека. Совесть, как нечто коллективное сознательное приходит в сознание отдельного человека. Коллективное сознательное - совесть и ее обостренное чувствование становится необходимой нравственной нормой и силой, обязывающей каждого. Совесть становится методом мышления, способом и нормой жизнедеятельности человека. Совесть человека искала свободы, боролась за полноправное признание и уважение себя в общественных отношениях. Совесть общества в нашем государстве нашла свое признанное право в статье № 28 Конституции Российской Федерации, где говорится: «каждому гарантируется свобода совести...» [Конституция Российской Федерации, 2006, с. 11].

Таким образом, диалектика совести позволяет вскрыть реальные противоречия в становлении личности и общества, она источник развития нравственного феномена. Диалектика позволяет рассматривать социальные явления как системное целое, найти составляющие связи этого явления с объективным общественным процессом. Совесть - идеальное душевное состояние человека, его характеристика, но это не предмет, который можно взять, перекинуть с руки на руку ближнего. Совесть - это не вещь, которую можно выставить в витрине музея, продать ее, показать, что это совесть древнего общества, средних веков, современного общества. Однако, совесть - это не

рудимент, а живая душа человечества. Сегодня уже можно говорить о такой науке как совестология, предметом которой является культура совести. Культура совести личности является отражением общественных отношений, требованием культуры самой жизни. Но совесть можно предать, что особенно беспокоит современное общество.

Сегодня в мире идет процесс интернационализации капитала, слияние его в более крупные олигархические образования. Конкуренция - объективный процесс, его не остановишь. Сегодня отечественный капитал выходит за национальные границы. Капитал ищет свободы, реализации, высокого процента своего роста. Спрашивается, в силах ли противостоять культуре совести перед мировым капиталом, которому все дозволено: «Не убей», но убивают, «не лги», но ложь становится инструментом политики, важным средством информационной манипуляции сознания. Остается сказать: Метеп-1;овтёегев1в - помните о совести!

Библиографический список

1. Библия. Современный перевод библейских текстов. М.: Корпорация «ПИКОРП», 1993. 1150 с.

2. Егоров А. В. Совестология как область знаний о культуре совести / А. В. Егоров // Культура Наука Образование. 2018. № 4. С. 80-85.

3. Изборник: повести Древней Руси сост. и примеч. Л. Дмитриева, И. Н По-пырко: Вступ. ст. Д. Лихачева. М.: Худож. лит., 1986. 447 с.

4. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2006. 48 с.

5. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И Боро-дулина, А. П. Горкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 912 с.

6. Пилипов В. М. Так ли плох был Домострой? / В. М. Пилипов. М.: Панорама, 1994. 48 с.

References

1. Anthology: stories of Ancient Russia/ Comp. and notes by L. Dmitriyeva, I.N. Popyrko: Introd. article of D. Likhachev. M.: Literary Publisher, 1986,447 p. (In Russian).

2. Bible. Modern translation of bible texts/ M.: PIKORP corporation, 1993, 1150 p. (In Russian).

3. Constitution of the Russian Federation/ M.: Yurayt-Izdat, 2006, 48 p. (In Russian).

4. EgorovA.V. (2018) Sovestologiya as field of knowledge about the culture of conscience / A.V. Egorov // Culture Science Education. 2018. No. 4, pp. 80-85. (In Russian).

5. Pilipov V.M. (1994) Whether the Domestic tyranny was so bad? / V.M. Pilipov. M.: Panorama, 1994, 48 p. (In Russian).

6. The new illustrated encyclopedic dictionary / by V.I Borodulin, A.P Gorkin, etc. M.: Great Russian Encyclopedia, 2005, 912 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.