Научная статья на тему 'Феномен совести в контекстах полипарадигмального похода: к вопросудуховно-нравственного воспитания студентов университета'

Феномен совести в контекстах полипарадигмального похода: к вопросудуховно-нравственного воспитания студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / CONSCIENCE / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / POLIPARADIGMAL APPROACH / STUDENT / SUBJECT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венидиктова Е.А., Яруллина А.Ш., Мухаметзянова Ф.Г.

В статье обсуждаются представления о феномене совести в полипарадигмальном пространстве различных научных контекстов. Совесть рассматривается как фактор духовно-нравственного воспитания современных детей и студенческой молодежи. Авторами представлен экскурс в различные контексты изучаемого феномена совести: исторический, психолингвистический, философский, психологически и педагогический. Авторы считают, что в образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания современных детей и студенческой молодежи, совесть выступает внутренним императивом, детерминирующем поведение человека при достижении различных целей. Работа представляет интерес как в методологическом, так и в практико-ориентированном значении духовно-нравственного воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Венидиктова Е.А., Яруллина А.Ш., Мухаметзянова Ф.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CONSCIENCE IN THE CONTEXTS OF A POLYPARADIGMAL APPROACH: TO THE QUESTION OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the concept of the phenomenon of conscience in the polyparadigmatic approach of various scientific contexts. Conscience is regarded as a factor in the spiritual and moral education of modern children and students. The authors present an excursion into various contexts of the studied phenomenon of conscience as historical, psycholinguistic, philosophical, psychological and pedagogical. The authors believe that in the training space of the spiritual and moral education of modern children and students, conscience is an internal imperative that determines the behavior of a person when achieving various goals. The work is of interest both in the methodological and in the practice-oriented sense of the spiritual and moral education of students.

Текст научной работы на тему «Феномен совести в контекстах полипарадигмального похода: к вопросудуховно-нравственного воспитания студентов университета»

УДК 378

ФЕНОМЕН СОВЕСТИ В КОНТЕКСТАХ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО

ПОХОДА: К ВОПРОСУДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Е.А. Венидиктова, А.Ш. Яруллина, Ф.Г. Мухаметзянова1

'Статья написана в рамках ВНИК АНО «Университет Талантов 2.0.»

Аннотация. В статье обсуждаются представления о феномене совести в полипарадигмальном пространстве различных научных контекстов. Совесть рассматривается как фактор духовно-нравственного воспитания современных детей и студенческой молодежи. Авторами представлен экскурс в различные контексты изучаемого феномена совести: исторический, психолингвистический, философский, психологически и педагогический. Авторы считают, что в образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания современных детей и студенческой молодежи, совесть выступает внутренним императивом, детерминирующем поведение человека при достижении различных целей. Работа представляет интерес как в методологическом, так и в практико-ориентированном значении духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: совесть, духовно-нравственное воспитание, полипарадигмальный подход, студент, субъект, личность.

THE PHENOMENON OF CONSCIENCE IN THE CONTEXTS

OF A POLYPARADIGMAL APPROACH: TO THE QUESTION

OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

E. Venikdictova, A. Yarullina, F. Mukhametzyanova

Abstract. The article discusses the concept of the phenomenon of conscience in the polyparadigmatic approach of various scientific contexts. Conscience is regarded as a factor in the spiritual and moral education of modern children and students. The authors present an excursion into various contexts of the studied phenomenon of conscience as historical, psycholinguistic, philosophical, psychological and pedagogical. The authors believe that in the training space of the spiritual and moral education of modern children and students, conscience is an internal imperative that determines the behavior of a person when achieving various goals. The work is of interest both in the methodological and in the practice-oriented sense of the spiritual and moral education of students.

Keywords: conscience, spiritual and moral education, poliparadigmal approach, student, subject, personality.

В современной системе образования в целом, и в высшем образовании в частности, особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и студенческой молодежи как педагогическому явлению и процессу, ориентированному на результат. Одним их таких результатов являются воспитание и формирование совести как нравственного императива личности.

Анализ теоретических источников показал, что проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков в различных контекстах исторического и педагогического образования через призму феномена совести. В историческом контексте особая значимость формирования у детей и молодежи в системе образования необходимых нравственных качеств признавалась такими выдающимися личностями, как В.В. Мономах, Петр I, Екатерина II, Н.И. Лобачевский и др. [5].

Принципиальное значение для решения проблемы духовно-нравственного воспитания обучающейся молодежи имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых времен С.И. Гессена, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, В.В. Розанова, К.Д. Ушинского, Г.И. Челпанова, А.А. Ухтомского и др. В педагогической науке и психологии актуализируются вопросы о необходимости духовно-нравственного воспитания в светском его понимании (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Е.П. Ильин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков, И.А. Якиманская и др.). Тем не менее, исследованию проблемы формирования духовно-нравственного потенциала современного университетского студенчества посвящено недостаточно работ, в особенности в контекстах сопряженности с феноменом совести.

Феномен совести является многогранным, и его целостное изучение на примере

формирования его у студентов университета может быть построено на основе полипарадигмального подхода. Это, в свою очередь, требует исследования феномена совести с опорой на лингвистические, философские, психологические, и педагогические исследования. Мы считаем, что исследование проблем духовно-нравственного воспитания современных студентов университета, необходимо выстраивать на основе обращения к проблематике гуманитарного знания как системообразующего фактора в высшем образовании, на что указывают исследования О.В. Стукаловой, А.Р. Масалимовй и А.Р. Шайдуллиной [6]. Мы так же, как и эти авторы, ищем ответы на вопросы о необходимости и роли гуманитарного знания при подготовке будущих специалистов в университете [6].

Проведем экскурс в основы лингвистического анализа феномена совести. В этом контексте для нашего исследования представляет интерес работа М.В. Рукавишниковой об изучении совести как многогранного феномена в контекстах этимологического и лексического анализов [3]. Как известно, впервые термин совести появился еще у древних греков, начиная с работ Демокрита, который понимал совесть как нравственный императив долга и совести человека. Для современной студенческой молодежи университета и сегодня актуальны высказывания философа Демокрита о том, что в душе каждого должен быть прописан закон: «Не делай ничего непристойного» [1]. В трудах архимандрита Платона совесть рассматривалась как детерминатор нравственной оценки личностью своих поступков, в первую очередь злых, ибо они всегда заметнее, и их влияние на субъект отрицательное. Друг и соратник Демокрита, Сократ, императивы совести отразил через понятия демона как нравственной оценки поступков человека. Сократ требовал от своих учеников не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя». Высказывания Сократа о самом себе в контекстах феномена его бесед с молодежью и его вопросы представляли собой экстериоризованный вариант контрольного механизма, или рефлексии, который и получил название совести. Учитель Александра Македонского - Аристотель основой всякой деятельности человека считал разум, и отличительным признаком человека выделял мышление. Аристотель считал, что именно мышление детерминирует правильный выбор субъектом своих действий, и при этом ему надо

обладать добродетелями и стремиться к их воплощению [1]. Проявления человеком добра у Аристотеля связано именно с наличием у него совести или совестливости, как совести, которая правильно судит о том, что есть доброе. Рассуждая о совести у человека, Аристотель считал, что совесть является свойством добродетельного человека [1]. При этом он был убежден в том, что совесть и ум заданы человеку от природы, и с возрастом они проявляются. Как сказали бы современные психологии, для проявления совести, вероятно, есть свои сензитивные периоды. На этот же феномен совести указывал и А.А. Ухтомский, когда писал об «интуиции совести», раскрывая теорию доминанты [10].

Резюмируя исторический экскурс в понимание совести, можно отметить, что древние греки считали, что наряду с ней существуют и ошибки совести. Однако только в христианстве и его учениях были подготовлены теософская и далее философская основы для учения о совести. В посланиях Павла римлянам отмечается необходимость послушания властям не только из страха наказания, но ради самой совести и проявления нравственности человеком. Иоанн Златоуст постоянно указывал на то, что именно совесть должна быть путеводителем человека как неподкупного судьи для достижения добродетелей, как: мудрость (разумную и практическую), умеренность, щедрость, правдивость, мужество, справедливость, дружба.

Исследователи феномена совести в лингвистическом контексте, даже более в психолингвистическом, для определения феномена совести начинают использовать понятие осознание и ведание совести. В древнерусском языке слово совесть начинает использоваться в переводных памятниках и понимается как сложный феномен. Общеславянский феномен совести понимается как совместное знание или знание, получаемое вместе с кем-то. В наших рассуждениях о феномене совести в контексте субъектности человека, мы назвали бы совесть как весть для коллективного субъекта. При этом, в западноевропейских языках термин «совесть» отсутствует в данном понимании. В индоевропейских языках выделяется общий корень, как «ведать» или «знать». Не случайно народная мудрость ставит рядом понятия совести и сознания. Слово совесть в русском языке является словообразовательной калькой греческого. В словаре С.И. Ожегова, совесть представлена как чувство нравственной

ответственности за свое поведение перед людьми и обществом [4].

В контекстах современной философии феномен совести также рассматривается как многозначное явление. Сегодня в философии совесть рассматривают как категорию этики с точки зрения релятивисткого происхождения совести у субъекта, т.к. она не порождает, а закрепляет ценности, вырабатываемые в современном обществе, и рассматривается как общественно воспитуемая способность человека и как элемент духовно-нравственного побуждения личности как субъекта деятельности. В связи с чем, повышается роль изучения вопросов духовно-нравственного воспитания детей и студенческой молодежи. В контекстах партистики совесть рассматривается как голос Божий, нравственный Божественный закон и как врожденное чувство, данное Богом, как учитель и обличитель.

В целом лингвистический и философский контексты свидетельствуют о понимании совести как феномена нравственности и как явления внутреннего состояния человека.

В современной психологии понимание феномена совести представлено в фундаментальных работах В.Д. Шадрикова [7-9], который выделяет, что совесть является одним из важнейших понятий, характеризующих духовную сущность человека [7-9]. Им изучена и разработана интраиндивидуальная структура совести, определяющая нравственное поведение человека. Мы согласны с В.Д. Шадриковым, что это понятие не представлено в учебниках по психологии, и воспитательные функции образовательного процесса лишь декларируются, в то время как воспитание совести является центральным моментом воспитания детей и молодежи. В.Д. Шадриков рассматривает

фактором формирования совести именно покаяние [9]. В.Д. Шадриков отмечает, что совесть светского человека формируется на основе общественной морали и закона [9].

Е.П. Ильин считает, что наличие совести у человека проявляется в способности личности проводить нравственный контроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производя оценку совершаемых поступков, понимая вину, проявляя стыд и раскаяние [2]. Формирование совести у студентов университета как императива духовно-нравственного воспитания спряжено с созданием педагогических условий. Среди них, следует уделить особое внимание таким вопросам, как «взращивание субъектности студента», фасилитация, формирование субъектно-ориентированной образовательной среды, цифровизация образовательного пространства.

Итак, краткий экскурс в полипарадигмальное поле и контексты изучения феномена совести, позволили нам сделать выводы о том, что в образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания современных детей и студенческой молодежи совесть выступает внутренним императивом, детерминирующем поведение человека при достижении различных целей [6-8]. При этом проявление совести у человека всегда субъективно и индивидуально. Совесть субъекта деятельности проявляется не только на основе рационального осознания нравственного значения совершаемых поступков, но и эмоциональной оценки своих действий [6-8]. Изучение данного феномена требует дальнейшего изучения как с точки зрения методологии вопроса, так и практической значимости его в духовно-нравственном воспитании детей и студенческой молодежи.

1. Аристотель. Этика / Аристотель. - М., 2016. - 492 с.

2. Ильин И.А. Психология совести: вина, стыд, раскаяние / И.А. Ильин. - Санкт-Петербург. - 2017. - 175 с.

3. Рукавишникова М.В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ / М.В. Рукавишникова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2009. - № 2(14). - С. 121-126.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; ок. 53 000 слов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.

5. Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Сидорчук. - Рязань, 2008. - 235 с.

6. Стукалова О.В. Методология современного гуманитарного знания как основа высшего образования: специфика и основные принципы / О.В. Стукалова, А.Р. Масалимова, А.Р. Шайдуллина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №2 2. - С. 7-11.

7. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. -2018. - Т. 39. - № 1. - С. 5-14.

8. Шадриков В.Д. Воспитание совести / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 6. - С. 35-44.

9. Шадриков В.Д. Покаяние как фактор формирования совести / В.Д. Шадриков // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2006. - Т.3. - № 4.

- С. 3-13.

10. Ухтомский А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский.

- М.-Л., 1966. - С. 264.

Сведения об авторах:

Венидиктова Елена Александровна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: e_venidiktova@mail.ru

Яруллина Альфия Шаукатовна (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: yarullina-74@mail.ru

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет), e-mail: florans955@mail.ru

Data about the authors:

E. Venidiktova (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, associate professor, deputy director of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, e_venidiktova@mail.ru

A. Yarullina (Elabuga, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of Elabuga Institute, Kazan Federal University, e-mail: yarullina-74@mail.ru

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, e-mail: florans955@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.