Научная статья на тему 'Размышления о будущем России и мира'

Размышления о будущем России и мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
507
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о будущем России и мира»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 3

ТЕКСТ

H.H. Моисеев

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ РОССИИ И МИРА*

О необходимых чертах цивилизации будущего

...Уже сейчас начался разговор о "золотом миллиарде" — группе развитых стран, которые будут жить в довольстве, в условиях демократии, за счет остального мира, остальных миллиардов, которые будут оплачивать благополучие золотого миллиарда своими жизнями прежде всего.

И ведь такое уже случалось в истории человечества. Вспомним ту же Спарту, где благополучие и жизнь граждан в условиях демократии обеспечивались жизнью неграждан-илотов. Вот и сейчас одна из возможных альтернатив развития планетарного сообщества — утверждение нового тоталитаризма и обеспечение благосостояния "золотого миллиарда". Для него будет и демократия, и права человека, и жандарм, готовый в любой момент пресечь самодеятельность остальных народов, их попытку войти на рубеж благосостояния. И что греха таить — тенденция такого хода событий просматривается невооруженным глазом...

Но ведь этот путь в конечном итоге ведет к гибели не только тех, кому суждено играть роль илотов в обществе ближайших десятилетий. И этот факт тоже просматривается достаточно отчетливо. Вот почему столь актуален вопрос: а есть ли у человечества альтернатива развития?

Я не могу ответить на поставленный мной же вопрос. Но в одном я убежден: человек не имеет права отказываться от попыток найти эту альтернативу. Сегодня, быть может, мы открываем самую драматичную страницу истории человечества. Все отчетливее вырисовывается невозможность, абсолютная тупиковость того естественного пути общественного развития, той "извилистой тропы самоорганизации", которой шло человечество до сих пор (хотя и достигло удивительных успехов). Такое понимание становится достоянием не только отдельных ученых, как это было четверть века тому назад. Оно постепенно становится достоянием миллиардов людей, живущих на Земле.

Человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал, подобно тому как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эво-

* Подборка текстов составлена А.Г. Сытиным. Название подборки дано составителем как обобщающее для основной смысловой направленности работ, представленных в ней.

люции к эволюции общественной. Но каким буцет теперь этот новый канал — никому пока не известно. Хочется думать, и я в этом убежден, что выбор пути развития немыслим без участия Коллективного Интеллекта человечества. Не утопии, которая является плодом размышления того или иного мыслителя, а именно Коллективного Интеллекта. Значит, вопрос состоит не в том, чтобы пытаться создать конструкцию, подобно миру Кампанеллы или Маркса, а в том, чтобы "запустить" Коллективный Интеллект — направить его усилия на поиск необходимых компонентов тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую "парадигму развития".

Она возникнет не из пустоты. Она может развиться только из того, что уже есть внутри нас, подобно тому как человечество, и ранее переживавшее кризисы, находило выход в той потенции, которая была заложена Природой в "природу наших предков".

Размышления о рациональном обществе

Мы — свидетели и участники формирования единого планетарного экономического и политического организма. Зависимость людей друг от друга при всей их внешней разобщенности становится пугающей: они уже не могут жить друг без друга. Конец XX века подвел человечество к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель, которую, может быть, пока далеко не все осознают. Эту цель я предлагаю формулировать следующим образом: "утверждение и сохранение планетарного гомеостаза1 популяции homo sapiens". Никакое отдельное государство, даже такое могучее, как США, самостоятельно не сможет обеспечить собственную стабильность, не говоря о планетарном гомеостазе.

...То обстоятельство, что ойкуменой сделалась вся планета и что человечество обретает черты организма, т.е. у людей возникает общая цель и определенная потенция для ее достижения, позволяет говорить об экологическом императиве как о некой планетарной системе запретов и о желаемой организации общества, способной в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Планетарное сообщество должно обрести некое новое состояние, и в этом новом состоянии оно должно не содействовать деградации тех или иных цивилизаций, а, наоборот, поддерживать и развивать их многообразие (подобно биоразнообразию) и их способность к адаптации, т.е. обеспечивать их sustainability2.

Такое планетарное общество я и буду называть рационально организованным.

Это еще не общество ноосферы, и тем более не социализм, каким он представлялся мыслителям XIX и XX веков. Но я думаю, что общество эпохи ноосферы, если эта эпоха состоится, обязательно должно обладать рациональной организацией. Без нее невозможно организовать режима коэволюции! Таким образом, основной смысл

4 ВМУ, политические науки, № 3

49

моей утопии — это вера в то, что может существовать общество, способное следовать принципам экологического императива, и что оно не будет противоречить логике развития Природы и природе человека.

...Предельная открытость общества к восприятию новых вдей и потенциальных способностей нации — вот, вероятно, та истинная или основная цель, к которой будет вынуждено стремиться любое государство. В конечном счете сейчас все зависит от общей культуры и образованности народа, рождающих необходимое качество и дисциплину труда, от способностей социума раскрыть творческие возможности его граждан. Вот где и в чем должна проявляться истинная свобода! Такая ситуация не обеспечит равенства, но и не станет ущемлять достоинство и самоуважение любого человека.

...Такой особенностью должно обладать рационально организованное общество. Если оно возникнет, то обязательно утвердится и некоторый компромисс между свободой и равенством. ...Каким бы такой компромисс ни был, он должен быть в состоянии снимать опасный уровень социальной напряженности, которая не дает полностью использовать потенциальные возможности человека для преодоления трудностей в развитии общества. Этот компромисс мне и хочется называть социализмом. Лучше сказать — "экологическим социализмом", поскольку своим истоком он имеет экологические проблемы и помогает устроить благополучную жизнь человека в его собственном доме, в биосфере.

Можно ли говорить о России в будущем времени?

Я вижу ...возможности, которые позволили бы моей СТРАНЕ и моему НАРОДУ подняться с колен и сбросить ту шкуру побитой собаки, в которую мы оказались одетыми накануне нового века. Но у меня нет, к сожалению, уверенности в том, что мы сумеем воспользоваться этими возможностями...

История показывает, что энергия и воля людей, устремленных к некой общей цели, может решающим образом, в определенных условиях, изменить весь ход событий.

Развитие общества и "история людей" не следуют строгим законам, подобным законам Ньютона. Но на больших интервалах времени проявляются некоторые общие тенденции и обстоятельства, которые их определяют. Разумное использование этих тенденций нам может помочь избежать катастрофического расклада событий.

...История рода человеческого — это цепь трагедий, каждая из которых ставила наших предков на край пропасти. Но потенциал нашего развития был таков, что каждый раз люди находили исход и не срывались в пропасть. И не просто выход из кризиса, а находили исход, открывавший новые перспективы, в результате чего трагедия оборачивалась стимулом, причиной, качественно изменявшей характер развития человечества, поднимающей его на новую ступень развития. Если угодно — на новую ступень "Восхождения к Разуму".

...По мере развития НТП происходила монополизация капитала, превращение его в коллективную собственность (акционирование, кооперирование, появление госсобственности и т.д.), возникали корпорации. В XX веке они начали приобретать международный характер, особенно организации финансового капитала. В результате естественной эволюции капитализм стал приобретал» черты "мира ТНК" — транснациональных корпораций. Это не совсем точное выражение: в основе нынешней мировой системы лежит финансовый капитал, именно он определяет потоки деловой активности. Причем объемы финансовых сделок резко опережают объемы реальной торговли. Этот факт, который впервые заметил Вильфредо Парето еще на грани нынешнего века, в настоящее время превратился в монстра, способного разрушить финансовую стабильность планеты. ..."Мир ТНК" постепенно превращает планету в единую экономическую и политическую систему. Но это уже совсем не мир Pax Americana3. В нем Америка лишь один из действующих персонажей. Более того, возникает международная финансовая элита, действия которой далеко не всегда можно идентифицировать с чьими-либо национальными интересами. Они определяются в первую очередь корпоративными интересами самой элиты.

...Быть вне мира ТНК сегодня не может ни одна страна. Вопрос в том, как это сделать наиболее безболезненно. И как обеспечить собственным корпорациям, а, следовательно, и стране, наиболее достойное положение в этом мире. Сейчас и происходит реализация одного из возможных вариантов конвергенции, но в условиях куда менее благоприятных, чем это могло быть в начале перестроечного процесса, когда мы имели возможность опереться на работающую промышленность и дееспособное правительство. Тем не менее и сегодня нам необходимо сформировать государственную политику конвергенции. Но мы должны сделать еще и выбор пути. И это не только экономический, но и эмоциональный акт, он должен основываться на ясном понимании динамики мира ТНК, том раскладе политических сил, который определяет процессы, происходящие в нашей стране, и тех потенциальных возможностях, которыми располагает наша страна.

Не сделав выбора пути, основанного на современных реалиях, погружаясь в хаос противостояний финансовых групп, решая отдельные экономические, социальные, правовые и прочие задачи, мы неизбежно останемся в тупике продолжающейся стагнации.

Отчетливо просматриваются два механизма развития мира ТНК. Первый — формирование международной финансовой элиты, некоего "надкласса", разделяющего между собой "планетарный доход". Обычная рыночная конкуренция отступает на второй план. Основу составляют картельные соглашения о разделении мирового дохода — не столько рынков сбыта, как в стародавние времена, и даже не соглашения о шкале цен, а о разделе мирового дохода в целом. Мы в этом процессе пока не участвуем. Или почти не участвуем.

Именно международная финансовая элита, целенаправленно или нет, определяет рождение идеологии "золотого миллиарда", утверждение которой может иметь для человечества самые трагичные последствия.

Второй механизм — формирование полицентричности экономической и политической силы. Во всяком случае, три центра такой силы уже реально существуют. Это США, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Их взаимодействия и противоречия во многом определяются национальными и государственными интересами и далеко не всегда совпадают с интересами международного "надкласса".

Игра этих интересов и будет определять климат мира ТНК. Каково же место России в этом новом постиндустриальном мире? И что она способна внести в смягчение неотвратимой экологической катастрофы? Но, прежде всего, каковы перспективы России обеспечить более или менее приемлемое существование собственному народу в ближайшие десятилетия?

Конечно, мы не окажемся в стане стран золотого миллиарда — туда нас не пустят победители в холодной войне! И все же рано говорить о конце российской истории.

...Наша страна стоит на развилке, и ее будущее зависит от тех политиков, которые придут к власти после очередных президентских выборов.

...Сегодня множество ...путей сводится практически к двум вариантам.

Первый — путь компрадорского капитала и подчинение производственного и ресурсного потенциала существующим ТНК. Перед нами много образцов такого пути...

Второй сценарий — переход на "японский путь развития". Вспомним некоторые факты. В 1945 г. и мы, и японцы начинали практически с нуля. Нам было даже хуже — пахали на коровах и одновременно должны были создавать ядерное оружие. А для Японии был и план Маршалла, и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. И тем не менее в начале 60-х годов наш удельный ВНП был выше, чем в Японии. Но уже через полтора десятка лет ситуация оказалась обратной. В чем же дело, в чем причина подобной инверсии?

В те годы к руководству Японии пришли умные и волевые люди. Они не выдвигали лозунгов, а тихо и незаметно, поблагодарив низким поклоном и за конституцию, которую отложили на полку, и за экономические советы, совершили тихую революцию, проведя переориентацию экономики на внутренний рынок. Результат известен.

А какой же путь выберет наша страна?

Если сохранится режим, который естественно называть компрадорским, то следует ...приготовить себя к роли хранителей складов радиоактивных отходов экологически чистых демократических деревень, расположенных в странах "золотого миллиарда", и поставщиков для них необходимых ресурсов — не только минеральных, но и

интеллектуального характера, компенсирующего нарастающую ущербность евроамериканской культуры.

Но теоретически может произойти и поворот на путь развития национальной экономики, как это произошло в Японии, которая от экспортноориентированной экономической политики перешла к ориентации на внутренний рынок. Это привело к необходимости повышения жизненного уровня, обеспечивающего емкость рынка, и протекционистской политики для деятельности национальных корпораций. Последнее, в свою очередь, потребовало серьезно усилить роль государства в управлении экономической деятельностью. Пример Японии назидателен. Но у нас ситуация куда более сложная, чем в Японии. У нас нет и не может быть плана Маршалла и благожелательной международной обстановки. Япония все послевоенные годы была опорой США на Тихом океане, а мы? Другими словами — наше положение чем-то напоминает положение австралопитеков, которые • оказались вынужденными покинуть зону тропических лесов. Мы тоже выброшены из мира развитых стран на периферию планеты! И их общий интерес — нас и дальше держать в таком же состоянии.

Но вспомним судьбу австралопитеков! Она оказалась не столь уж печальной!

Я не зря начал разговор с утверждения о том, что не следует забывать уроки истории. Не всегда в условиях катастрофы, а Россия оказалась в условиях катастрофы, которую, по большому счету, переживает и весь мир, перспективой дальнейшего развития обладали те, которые в то время, когда она происходила, оказывались в более благоприятных условиях. Результат преодоления катастрофического кризиса определялся тем потенциалом развития, который был заложен Природой и соответствовал ее современному состоянию. Но раньше этот принцип срабатывал в силу естественных механизмов самоорганизации, на него уходили века и тысячелетия. Сегодня для этого времени у нас нет! Все решается в ближайших десятилетиях. В этих условиях решающую роль должны сыграть интеллект и энергия нации! Поняв и оценив те возможности, которые открываются перед страной, он может оказаться способным найти пути использования наших потенциальных возможностей и преодоления кризиса.

Россия занимает самую суровую и трудную для жизни часть планеты. Вегетационный период5 у нас на 100 дней короче, чем в Западной Европе', и почти все сельскохозяйственные угодья лежат в зоне рискованного земледелия. И, несмотря на это, народы нашей страны сумели создать удивительную цивилизацию, малопохожую на другие мировые цивилизации. И уже этим она представляет самоценность, ибо ей обязан наш народ тем, что не только смог выжить на этой территории, но создал литературу, музыку, науку... И все высочайшей пробы! Использование веками приобретенных правил общежития в нашей суровой стране — один из важнейших залогов нашего будущего.

Производственная квалификация и образованность людей в постиндустриальную эпоху — основная опора люббго народа и ключ от

нашего будущего. Все силы нации должны быть направлены на сохранение уровня образованности. Если угодно — это основной принцип "сохранения посевного материала": как бы ни было голодно зимой, сохрани его до весны! И одновременно — ориентация на высшие технологии. Прежде всего — на решение проблем конверсии существующих очагов высоких технологий. Люди, создавшие ядерные и космические технологии, способны на все! Они способны создавать любую продукцию — была бы возможность работать. А для этого нужна лишь соответствующая государственная политика и политики, понимающие, какое богатство, какой потенциал находится в их распоряжении.

...Тогда может встать вопрос о необходимости ...программы, управляемой государством. Для ее создания необходимо на профессиональном уровне оценить возможности нашего потенциала развития, найти главные опоры, оценить их реальность, чтобы не впасть еще один раз в мир опасных иллюзий. О двух из этих опор я уже сказал — это цивилизационные особенности и научный потенциал, особенно потенциал "очагов высших технологий", разбросанных по всей стране.

Еще одна из составляющих нашего национального потенциала — геополитическое положение России, занимающей север Евразийского суперконтинента. Огромность территории — это, конечно, и огромное бремя нации. Но ничто в этом мире не имеет однозначных оценок. И в каждом трудном и плохом надо стараться увидеть залог хорошего будущего.

Обратим внимание на то, что самые короткие и дешевые пути, связывающие два самых быстро развивающихся экономических региона мира, — Западноевропейский и Тихоокеанский, проходят через Россию. Это не только источник капиталов, но и возможность использовать достижения цивилизаций, которые связывает "Евразийский мост". Он чем-то подобен пути "из варяг в греки", который, объединив Киев и Новгород, превратил Киевскую Русь в первоклассное средневековое государство. Развитие инфраструктуры этого "моста", не только железнодорожного и шоссейного транспорта, но и Северного Морского Пути, даст возможность эффективного доступа к кладовым Сибири и северного шельфа. Создание транспортной инфраструктуры "Евразийского моста" и организация его эксплуатации — еще одна из центральных опор будущего ПЛАНА ГОЭЛРО-2, если таковой состоится.

...Таким образом, у России есть на что опереться. Но необходима национальная воля!

...Особенность русской цивилизации — необходимость ПОРЫВА и КОЛЛЕКТИВНОГО НАЧАЛА. Россия и вообще славянские племена Восточной Европы были всегда эмоциональной и духовной альтернативой Западу: педантичному индивидуализму, размеренному образу деятельности противопоставлялся порыв коллективных усилий. Этого требовали безграничные просторы с их суровым климатом. Без подобных особенностей нашей цивилизации народы евразийских степей и

лесов не смогли бы выжить. И всякий раз, когда Россия оказывалась в кризисной ситуации, ее спасал порыв общенациональной энергии. Так было в Смутное время XVII века, так случилось во время наполеоновского вторжения и в Великую Отечественную войну. Вот и сегодня, для того чтобы свернуть с компрадорско-криминального пути, ведущего к деградации нации, на путь национального развития по типу японского, необходима не просто программа, но необходимо на базе программы организовать ПОРЫВ!

Если в былые времена порыв порождался внешними завоевателями, возможностью уничтожения собственной Родины, то сегодня он должен иметь совсем иные причины. России и русскому менталитету уже давно чужды любые имперские притязания, которые нам все время приписывают. Но одну истину нам надо усвоить — Природой и Судьбой нам дана самая трудная и суровая часть планеты. Это наша ниша, и другой страны у нас не будет. Жизненно важно, чтобы народ усвоил эту истину, чтобы он осознал, что только в обустройстве этой ниши и организации в ней благополучной жизни и есть его будущее, что это и есть основная национальная цель! Но это невозможно без целенаправленной деятельности СМИ, как в Японии, и энергичной государственной политики, тоже как в Японии. План ГОЭЛРО-2 — лишь один из вариантов достижения этой цели.

Таким образом, переход на национальный путь развития, который только и способен обеспечить нашему народу достойное существование, не может произойти сам по себе в рамках неконтролируемого рынка. Рынок необходим, но на него должны быть надеты крепкие наручники. Переход, ориентированный на развитие национального капитала и национальной экономики, потребует энергичных и целенаправленных действий правительства и создания необходимого общественного мнения...

Мы действительно отвергнуты и "выброшены из леса", мы оказались на задворках промышленно развитого мира. Но потенциал нашего развития не исчерпан. Более того, грядущий экологический кризис и вселенское потепление климата может оказаться той очистительной купелью, которая нам поможет сыграть не последнюю роль в преодолении тех трудностей, которые ожидают человечество. Если... если к власти придут умные, любящие свою страну люди. А они у нас есть! В этом залог моего оптимизма. И я уверен — зря на Западе хоронят Россию!

"Размышления о современной политологии

...Политика — это сфера деятельности разума человека, которая оказывает особое воздействие на процесс самоорганизации, придавая ему определенное направляющее, если угодно — очеловечивающее начало. И нам предстоит его пощть и использовать! Самоорганизация общества — это природный процесс, но в него вторгается Разум с его способностью к предвидению и к выбору образа действий. Естественным образом рождается стремление познать механизмы процесса самоорганизации общества и роль коллективного Разума в этом про-

цессе и поставить полученное знание на службу целенаправленной деятельности Разума. В общественной жизни на высшем этаже целенаправленной деятельности находятся политика и политология. Политология как наука, изучающая особенности этой деятельности, не может оставить в стороне проблемы, возникающие в процессе изучения механизмов самоорганизации.

...В своей основе любая научная дисциплина опирается на некоторые "идеальные" конструкции, которые позволяют разглядеть интересующие нас ("основные") характеристики изучаемых явлений или процессов. И, что может быть самым важным, — дать их наглядную интерпретацию. Эти идеальные конструкции принято называть моделями...

В политической науке одной из таких идеальных конструкций должно быть представление об "идеальной власти" как общественном явлении. То есть власти "в чистом виде", абстрагирующей себя от интересов элит, отдельных классов, корпораций и т.д. Идеальная власть принимает на себя ответственность за судьбу народа, за судьбы отдельных групп или нации в целом, стремясь обеспечить их благополучие.

...У каждой нации, живущей на одной территории, всегда существуют некоторые доминирующие цели, доминирующие стремления. И "идеальная власть" должна их использовать, должна на них опираться и предлагать программу действий, им отвечающую. В этом случае, как говорилось в старину, народ блаженствует и к никаким смутам не склонен. А власть на века вспоминается в народе добрым словом.

...Вряд ли без порыва нации любая власть способна добиться настоящего успеха ... Конечно, не всегда, но для большого успеха порыв нации необходим! ...Идеальная власть должна уметь упредить этот порыв, должна стать его носителем. Поэтому важнейший элемент ее политики — угадать рождение порыва. Не изобрести его, а почувствовать, угадать. И использовать. В этом и состоит величие политика государственного масштаба!

...Конечно, политические науки должны изучать и идеи, и порывы, но главное, опираясь на них, изучать возможные стратегии и пути русского развития, размышлять о тех целях и о том строительстве, которые могут вызвать порыв, энергию и энтузиазм народа, о том, на что должна опираться власть.

...Для того, чтобы остановить сползание в небытие, граждане нашей страны однажды будут вынуждены осознать ожидающую нас бездну, заглянуть в нее и увидеть реальность. Итак, прежде всего — осознать реальность!

Но одновременно и поверить в то, что не все еще потеряно. Поверить в себя, в то, что у нас есть еще опоры. ...Людям необходимо почувствовать свою общность, почувствовать, что мы не одни, нас много, что мы единый народ, понять, что у нас есть и общая судьба, и то, ради чего имеет смысл идти на жертвы, которые нам предстоят и которые неизбежны. ...Нужны по-настоящему новые идеи. Потому начинать надо со СЛОВА. На Руси оно всегда играло особую роль!

Нужны дискуссии о путях рождения ...новой России, наследницы той, которую мы безвозвратно потеряли. И уважение к ее прошлому, каким бы тяжелым и горестным оно ни было.

...Истинный патриотизм я вижу в том, чтобы в нынешних конкретных, неблагоприятных и трудных условиях искать для страны и ее народа возможности достойной жизни в мировом сообществе и такой организации собственного общества, которая позволила бы следовать выбранному пути.

...Необходим общенародный разговор, необходима дискуссия, способная затронуть широкие слои граждан. И не только умы, но и сердца. Вот такая всенародная дискуссия и выявит нужное СЛОВО. Оно должно родиться из мыслей и чувств простого человека-труженика.

...Должен быть создан общий план действий, план развития страны. Это станет важнейшим шагом к созданию той общности, которую мы называем нацией. Если угодно, необходим новый план ГОЭЛРО° ~~ план ГОЭЛРО-2! План, который вся нация, или во всяком случае большинство ее, воспримет как национальную цель, ради которой она способна пойти на жертвы.

...Итак, важнейший принцип политической науки — понять, что необходимо для будущего. И, прежде всего, что необходимо для того, чтобы сохранить себя как целостность, как нацию, чтобы имело какой-либо смысл вообще говорить о будущем.

ЛИТЕРАТУРА

Моисеев H.H. О необходимых чертах цивилизации будущего // Моисеев H.H. Время определять национальные цели. М., 1997.

Моисеев H.H. Размышления о рациональном обществе // Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

Моисеев H.H. Можно ли говорить о России в будущем времени? Россия в контексте "судьба цивилизации" // Моисеев H.H. В раздумьях о будущем. М., 1998.

Моисеев H.H. Размышления о современной политологии. М., 1999.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гомеостаз (биол.) — относительное динамическое постоянство состава, свойств внутренней среды и устойчивость физиологических функций организма или биоценоза.

2 Устойчивость, поддержание в жизнеспособном состоянии {англ.).

3 Мир по-американски (лат.).

4 Валовой национальный продукт.

5 Период года, в который возможны рост и развитие (вегетация) растений.

6 Первый единый государственный перспективный план восстановления и развития Советской России был разработан в 1920 г. по заданию и под руководством В. И. Ленина и рассчитан на 10—15 лет.

Публикацию и примечания подготовил А.Г. Сытин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.