Научная статья на тему 'Размышления над статьей Т. В. Бордачёва «Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект» (Христианское чтение. 2023. № 3. С. 253–268)'

Размышления над статьей Т. В. Бордачёва «Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект» (Христианское чтение. 2023. № 3. С. 253–268) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
история русской общественной мысли / православие / национальная идея / рождение русского богословия / национальная исключительность / history of Russian public thought / Orthodoxy / national idea / birth of Russian theology / national exclusivity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игорь Олегович Тюменцев

В целом высоко оценивая труд Т. В. Бордачёва и поддерживая его наблюдение о значительной роли внешнего фактора в истории нашей страны, автор заметки отмечает, что нужно было бы проанализировать идею «братолюбствия» прп. Сергия Радонежского, установление фактической автокефалии Великого княжества Московского после Флорентийской унии (1438) и падение Константинополя (1453), а также рождение русского богословия в конце XV— начале XVI столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections on the Article by T. V. Bordachev “The Concept of the God-Chosen Russian Land during Formation of United State Centered in Moscow: Foreign Policy Aspect” (Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 253–268)

Generally appreciating the work of T. V. Bordachev and supporting his observation about the significant role of the external factor in the history of our country, it should be noted that it should be necessary to analyze the idea of “brotherly love” of St. Sergius of Radonezh, the establishment of real autocephaly of the Grand Principality of Moscow after the Union of Florence (1438) and the fall of Constantinople (1453), as well as the birth of Russian theology in the late 15th–early 16th centuries.

Текст научной работы на тему «Размышления над статьей Т. В. Бордачёва «Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект» (Христианское чтение. 2023. № 3. С. 253–268)»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 2024

И. О. Тюменцев

Размышления над статьей Т. В. Бордачёва «Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект» (Христианское чтение. 2023. №3. С.253-268)

УДК [94(470):930](049.32) DOI 10.47132/1814-5574_2024_1_363 EDN FFULPK

Аннотация: В целом высоко оценивая труд Т. В. Бордачёва и поддерживая его наблюдение о значительной роли внешнего фактора в истории нашей страны, автор заметки отмечает, что нужно было бы проанализировать идею «братолюбствия» прп. Сергия Радонежского, установление фактической автокефалии Великого княжества Московского после Флорентийской унии (1438) и падение Константинополя (1453), а также рождение русского богословия в конце XV— начале XVI столетий.

Ключевые слова: история русской общественной мысли, православие, национальная идея, рождение русского богословия, национальная исключительность.

Об авторе: Игорь Олегович Тюменцев

Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, Заслуженный и Почетный работник высшего образования Российской Федерации; ответственный исполнитель ГЗ ЮНЦ РАН на 2022 г. (00-22-15, № гр. проекта АААА-А20-120122990111-9» направления ПФНИ 21-2030гг. 6.1.2.8. «Формы социальной организации и социальные группы в прошлом и настоящем», ОЭСР 6.1.1 «История»). E-mail: tijumencev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9308

Для цитирования: Тюменцев И. О. Размышления над статьей Т. В. Бордачёва «Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект» (Христианское чтение. 2023. № 3. С. 253-268) // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 363-366.

Статья поступила в редакцию 05.10.2023; одобрена после рецензирования 12.11.2023; принята к публикации 14.12.2023.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 2024

Igor O. Tyumentsev

Reflections on the Article by T.V. Bordachev "The Concept of the God-Chosen Russian Land during Formation of United State Centered in Moscow: Foreign Policy Aspect" (Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 253-268)

UDK [94(470):930](049.32) DOI 10.47132/1814-5574_2024_1_363 EDN FFULPK

Abstract: Generally appreciating the work of T. V. Bordachev and supporting his observation about the significant role of the external factor in the history of our country, it should be noted that it should be necessary to analyze the idea of "brotherly love" of St. Sergius of Radonezh, the establishment of real autocephaly of the Grand Principality of Moscow after the Union of Florence (1438) and the fall of Constantinople (1453), as well as the birth of Russian theology in the late 15th-early 16th centuries.

Keywords: history of Russian public thought, Orthodoxy, national idea, birth of Russian theology, national exclusivity.

About the author: Igor Olegovich Tyumentsev

Doctor of Historical Sciences, Professor, Chief Researcher at the Southern Scientific Center of the Russian

Academy of Sciences, Honored and Honorary Worker of the Higher Education of the Russian Federation;

responsible executor of GO YUNTS RAS for 2022 (00-22-15, project gr. AAAAA20-120122990111-9"

Directions of the PFNI 21-2030 6.1.2.8. "Forms of social organization and social groups in the past

and present", OECD 6.1.1 "History").

E-mail: tijumencev@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9308

For citation: Tyumentsev I. O. Reflections on the Article by T. V. Bordachev "The Concept of the God-Chosen Russian Land during Formation of a United State Centered in Moscow: Foreign Policy Aspect" (Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 253-268). Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 1, pp. 363-366.

The article was submitted 05.10.2023; approved after reviewing 12.11.2023; accepted for publication 14.12.2023.

364

Христианское umeHue № 1, 2024

В своей статье доктор политических наук Тимофей Вячеславович Бордачёв поднимает весьма актуальную ныне тему: формирование идеи богоизбранности русского народа, созданных им государства и страны. В появлении такой идеи нет ничего необычного. Она проистекает из первобытного деления человеческого общества на «мы» и «они», с приходом цивилизации трансформировавшегося в «мы» — цивилизация, а «они» — «варвары». Для русских это — принятие православия в 988 г. и приобщение к христианской цивилизации, включая католический мир (разрыв и противостояние между православием и католицизмом произойдут только в 1054 г.), в противовес «варварскому» языческому степному миру. Автор во многом прав, что противопоставление углубляется, а общество объединяется вокруг идеи религиозной, а затем национальной исключительности в период обострения внешней опасности и это явление ослабевает по мере затухания внешнего противостояния.

Предпосылки возникновения идеи исключительности Т. В. Бордачёв видит еще в Древней Руси. Монгольское завоевание, наступление на русские земли литовцев и поляков, немецких и шведских рыцарей, по мнению исследователя, привели к тому, что русский народ был вынужден объединиться вокруг Москвы, так как в XV в. вел войну сразу на «три фронта»: с агонизирующей Золотой Ордой, Литвой и Польшей, Ливонским орденом и Швецией. Внешний фактор, по мнению, Тимофея Вячеславовича, сыграл решающую роль в усвоении библейской идеи богоизбранного народа, православного царства и, в конечном счете, теории «Москва — Третий Рим».

Автор прав, что внешний фактор сыграл исключительно важную роль в процессе единения русского народа и в образовании русского централизованного государства в условиях, когда для этого еще не вызрели экономические условия. Однако значение этого фактора не следует преувеличивать. Он «определял» развитие русской общественной мысли, а не непосредственно на нее воздействовал. На наш взгляд, автор упустил из виду несколько судьбоносных сдвигов в русской общественной мысли. Прежде всего — призыв прп. Сергия Радонежского к русским людям «к братолюбствию», утраченному после монгольского завоевания, когда во имя спасения себя, своей семьи, своего княжества не считалось аморальным предать ради прихоти иноземца брата, сестру, отца и т. д. Именно проповедь прп. Сергия Радонежского способствовала пробуждению русского народа и формированию его новой национальной идеи.

Второе поворотное событие для русской общественной мысли, которое Т. В. Бордачёв упускает из виду, — заключение Флорентийской унии между Греческой Православной и Римской Католической Церквами в 1439 г. Как известно, Московская Русь унию не признала. Русская митрополия перестала подчиняться Константинопольскому патриархату, посчитав, что греки, заключив унию с еретиками, порушили истинную православную веру, и фактически положила тем начало автокефалии Русской Православной Церкви. Падение Константинополя в 1453 г. на Москве сочли явным проявлением гнева Божия за измену истинной вере, что и привело к падению Второго Рима. Неслучайно в «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера благодать Божия покидает Константинополь в виде столпа огненного, уходящего в небо.

Нашествие монголов на Руси восприняли как попущение Богом нашествия варваров-язычников в наказание русскому народу за грехи. И. Я. Фроянов неоднократно отмечал, что одним из ключевых последствий нашествия явилось изживание двоеверия в народной среде. Свержение же власти золотоордынских ханов в результате стояния на Угре в 1480 г. привело к освобождению Московского государства от власти «неверных» и утверждению «самодержавия», но не в том позднем смысле Х1Х-ХХ вв. тоталитаризма и угнетения народа, а в смысле независимости от византийских и золотоордынских царей или кого бы то ни было. Самодержавие превратило Московию в единственное в тогдашней ойкумене свободное православное государство. Обращение русского народа к православной вере и твердое отстаивание ее догматов привели его к освобождению и исключительному положению в мире. Следовательно, путь духовных исканий, избранный русским духовенством и ведомым им народом, — верный!

Третий момент, который, на наш взгляд, автор упустил из виду, — указанные выше тектонические сдвиги в самосознании русского народа в XV в. привели к рождению русского богословия, которое усвоило идеи «братолюбствия», правильности, чистоты и исключительной ценности русского православия и «автокефалии», независимости от других Православных Церквей и равноправия с ними. В полной мере это проявилось в идеях архиеп. Геннадия (Гонзова), прпп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, подготовивших появление теории «Москва — Третий Рим».

Еще один момент в статье Т. В. Бордачёва выглядит весьма спорным: утверждение, что русская духовная мысль черпала свои идеи из библеистики. Полный текст Библии, как известно, появился лишь на рубеже XV-XVI в., благодаря подвижнической деятельности архиеп. Геннадия (Гонзова) в связи с непримиримой борьбой этого архиепископа Новгородского с ересью жидовствующих. На наш взгляд, основные идеи русская православная мысль черпала из византийского богословия — из Второго Рима, на отрицании «заблуждений» которого и строилась теория «Москва — Третий Рим» с гордым утверждением «а четвертому не бывать!».

366

Христианское чтение № 1, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.