гнёзд серой вороны Corvus cornix, расположенное на липе примерно в 10 м от земли. При последующих посещениях гнезда 9 июня отмечена сидящая в гнезде птица, 23 июня — птенцы, которые 29 июня уже постоянно выходили из гнезда на соседние ветки, но возвращались обратно. 4 июля выводок был обнаружен на соседней улице, молодые птицы держались на высоких деревьях и крыше трёхэтажного дома.
Литератур а
Шепель А.И., Матвеева Г.К. 2014. Птицы города Перми. Пермь: 1-344.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1529: 4932-4937
Размещение водоплавающих птиц на Белом море в летний период
В.В.Бианки
Второе издание. Первая публикация в 1968*
В 1956-1964 годах мы обследовали внутренние части Белого моря для выяснения состояния гнездовий и мест линьки обыкновенной гаги Somateria mollissima. Одновременно проводился учёт других видов морских птиц. Собранные материалы позволяют охарактеризовать общую картину размещения на островах Белого моря большинства птиц. Материалы по обыкновенной гаге, куликам, чайкам и чистиковым птицам использованы раньше (Бианки 1963; Бианки, Герасимова Карпович 1967; Бианки, Карпович, Макаров, Татаринкова 1967). Мы остановимся на размещении и численности других видов водоплавающих птиц.
На основании орнитологического материала Белое море можно разделить на районы: 1) Западный, или шхерный, лежащий западнее Турьего мыса острова Жижгин; 2) Центральный, или открытый район Бассейн, восточнее шхерного района, и Двинский залив; 3) Северный, или внешний район, в который входит Воронка Белого моря, Горло и Мезенский залив. В шхерном районе находится масса мелких островков, обширные площади мелководий и обнажающейся в отлив литорали. Береговая линия материка изрезана многочисленными губами. Здесь гнездится большинство морских птиц Белого моря. В остальных двух районах берег материка изрезан слабо, островов совсем мало, птицы, связанные с морем, вынужденно селятся на материке. Естественно,
* Бианки В.В. 1968. Летнее размещение водоплавающих птиц на Белом море II Орнитология 9: 73-76. 4932 Рус. орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1529
что водоплавающие птицы находят для себя наиболее благоприятные условия в мелководной шхерной части Белого моря. Одни из них охотно гнездятся на островах разных типов, другие собираются на после-брачную линьку, третьи в массе останавливаются на отдых и кормёжку в период миграций. Рассмотрим размещение отдельных видов и групп видов более подробно.
В наименьшем количестве встречаются летом на Белом море гагары, бакланы, лебеди и гуси. Краснозобая Gavia stellata и чернозобая G. arctica гагары обычны на гнездовании на небольших лесных озёрах у морских побережий. В виде исключения гнездо чернозобой гагары было обнаружено на берегу острова в губе Бабье море (А.И.Флеров, устн. сообщ.), где колебания приливно-отливных уровней воды значительно сглажены. Гнездящиеся на озёрах гагары летают кормиться на море. Сюда же они переселяются, когда молодые начнут летать.
Большие бакланы Phalacrocorax carbo изредка встречаются поодиночке или по нескольку особей. Обычно их приходилось наблюдать на голых скалистых берегах островов, удалённых от материка. В августе 1962 года на Средних лудах в Кандалакшском заливе найдено 2 пустых гнезда бакланов. Они были разорены, по-видимому, человеком.
Отдельные пары лебедей-кликунов Cygnus cygnus, гнездящиеся вблизи берега, иногда кормятся в тихих мелких морских заливах.
Неполовозрелые гуси-гуменники Anser fabalis, кочующие в районе Белого моря стайками по нескольку особей, залетают на вороничники и приморские луга островов.
Из речных уток на морских островах гнездятся кряква Anas platy-rhynchos, шилохвость A. acuta, свиязь A. penelope и чирок-свистунок A. crecca. Все речные утки предпочитают селиться около пресных озёр или на приморских лугах, реже они устраивают гнёзда среди воронич-ника. Строже других видов придерживаются близости пресных водоёмов кряква и чирок-свистунок. На маленьких, почти лишённых древесной растительности островах, где отсутствуют постоянные водоёмы, часто гнездится шилохвость и не редка свиязь. Выводки речных уток кормятся и прячутся от врагов на приморских лугах, зарастающих берегах озёр, в заболоченных участках леса и иногда в ельниках-черничниках. На литорали и морских мелководьях шхер их наблюдали только в виде исключения. Однако небольшие пролётные стайки кряквы, шилохвости и чирка-свистунка здесь останавливаются постоянно. В глубоко вдающихся в материк опреснённых губах западного побережья материка выводки речных уток обычны.
О численности размножающихся на морских островах речных уток судить довольно трудно. На островах Северного архипелага заповедника в вершине Кандалакшского залива ежегодно бывает не меньше 20 гнёзд, т.е. в среднем 1 гнездо приходится на 2-3 острова. В западной
части Белого моря насчитывается около 2 тыс. островов и островков. Учитывая численность речных уток, размножающихся в заповеднике в районе острова Великого — Кемь-Луд, а также встречаемость их в губах и на островах у Карельского и Поморского берегов, можно приближённо оценить количество ежегодно гнездящихся на Белом море речных уток в 1 тыс. самок.
Соотношение разных видов колеблется по годам, но, судя по материалам последних 5 лет, полученным на Северном архипелаге заповедника, шилохвость составляет около 45%, кряква — 25%, свиязь — 20% и чирок-свистунок — около 10%. На соседнем побережье материка преобладают на гнездовании кряква и чирок-свистунок, а самая малочисленная речная утка - свиязь.
Во время послебрачной линьки речные утки не образуют на Белом море больших скоплений. Линяющие кряквы, свиязи и свистунки держатся поодиночке и маленькими стайками на зарастающих лесных озёрах с болотистыми травянистыми берегами. Такие озёра встречаются как на островах, так и на побережье материка. Отдельные кряковые селезни линяют даже на маленьких, почти лишённых древесной растительности островках, где озерко имеет размер всего в несколько десятков квадратных метров при глубине около одного метра. Богатая луговая растительность, развивающаяся вокруг такого водоёма, служит достаточно хорошим укрытием для нелетающей птицы. Линяющие шилохвости встречаются на Белом море реже других речных уток.
Из нырковых уток в наибольшем количестве на островах гнездится турпан Melanitta fusca. Этот вид одинаково охотно селится как на островах, покрытых лесом, так и под прикрытием отдельных кустов и деревьев среди вороничника. Реже его гнёзда помещаются среди скальной растительности и на приморских лугах. В значительно меньшем количестве гнездятся на островах морская Aythya marila и хохлатая A. fuligula чернети, гоголь Bucephala clangula и синьга Melanitta nigra. Морская чернеть устраивает гнёзда среди приморско-луговой растительности. Хохлатая чернеть селится на берегах лесных озёр, реже в вороничниках на безлесных островах. Оба вида малочисленны. В Кандалакшском заливе размножаются только отдельные пары их. Гоголь почти не находит на островах естественных дупел, подходящих для его гнёзд. При развешивании искусственных гнездовий на берегах озёр и моря он охотно селится на островах. Самая редкая утка в западной части Белого моря — синьга. Она предпочитает гнездиться среди берёзового криволесья и в вороничнике. К.Н.Благосклонов (1960) сообщает, что нашёл гнездо и наблюдал выводки на острове Лодейном.
Всего нырковых уток, не считая обыкновенных гаг, гнездится на островах Белого моря по крайней мере вдвое меньше, чем речных. На Северном архипелаге ежегодно находят 10-15 гнёзд и выводков этих
уток, не считая гоголей, заселяющих искусственные гнездовья. В районе острова Великого — Кемь-Луд и в Онежском заливе численность нырковых уток тоже заметно уступает речным уткам. Общее количество гнездящихся на островах нырковых уток, кроме обыкновенных гаг, по-видимому, не превышает 0.5 тыс. пар.
Послебрачная линька гоголей и турпанов проходит в шхерах на морских мелководьях, удалённых от материка. Здесь нелетающие птицы легко находят заветренные участки, богатые кормами. Линяющих гоголей мы встречали в шхерах вдоль всего западного побережья материка. Они держатся здесь большей частью небольшими стайками до нескольких десятков особей. В наиболее благоприятных местах, как например у Роговой луды в Кандалакшском заливе, их собирается до несколько сотен. Общее количество гоголей, линяющих в шхерах Белого моря, определяется не менее чем 10 тыс.
Численность линяющих турпанов намного уступает гоголю и едва ли превышает 0.5-1.0 тыс. селезней. Они держатся стайками от нескольких особей до сотни птиц. При этом маленькие стайки отмечали в закрытых заливах (например, на Бабьем море у острова Великого), а более крупные — на удалённых от материка мелководьях.
Другие виды нырковых уток не встречены на Белом море во время линьки маховых перьев. Только селезни сибирских гаг Polysticta stelleri сменяют оперение в октябре-ноябре у Терского берега Горла Белого моря. В 1961 году у устья реки Сосновки их держалось не менее 100 экземпляров.
Во второй половине июля происходит значительная миграция синьги. Это селезни и небольшое количество неполовозрелых птиц летят к местам линьки на Балтийском море. В Карском море В.Н.Карпович и В.Д.Коханов (1964) наблюдали пролёт синьги в западном направлении у посёлка Амдерма. Массовая миграция там шла в первой половине июля. Миновав пролив Югорский Шар, птицы направляются через Печорское море к Чёшской губе. Затем они пересекают Канин полуостров и через Горло Белого моря, районы острова Жижгин и Ун-ской губы вылетают к Онежскому заливу. Затем стаи пересекают юго-западную часть Поморского берега и направляются к Финскому заливу Балтийского моря. Там их наблюдали около западных берегов Эс-
и
тонии (Иыги 1959). Над Белым морем синьга летит стаями по нескольку десятков — сотен птиц над самой водой. Отдыхающие и кормящиеся стаи приходилось встречать в Двинском заливе вблизи Летнего берега около Унской губы и в юго-западной части Онежского залива от острова Большой Жужмуй до Нименьгской губы. Незначительное количество этих уток залетает и в Кандалакшский залив. Общее число синьги, пролетающей к местам линьки через Белое море в июле — начале августа, исчисляется, по-видимому, десятками тысяч.
Наиболее многочисленным видом гусеобразных, гнездящихся на Белом море, после обыкновенной гаги является длинноносый крохаль Mergus serrator. Он заселяет острова, покрытые тайгой, криволесьем и растительностью тундрового типа: скалистые, каменистые и песчаные. Однако предпочтение отдаётся так называемым лудам — мелким островам, не покрытым лесом. Размещение гнездящихся длинноносых крохалей по шхерам, начиная от Кандалакши и кончая Онегой, довольно равномерно. Общее количество гнездящихся на островах Белого моря длинноносых крохалей, по всей видимости, определяется 1.0-1.5 тыс.
Луток Mergus albellus гнездится на море отдельными парами. На заповедных островах его удаётся наблюдать не ежегодно. Общая численность его на Белом море ничтожна.
Большой крохаль Mergus merganser не гнездится на море.
Послебрачная линька длинноносых и больших крохалей проходит на море. Оба вида держатся самостоятельными стаями большей частью по нескольку десятков, реже до 150-200 особей. Большие крохали встречаются в Кандалакшском заливе и вдоль западного побережья материка до северной части Онежского залива. Как правило, их наблюдали около удалённых от материка островов или мелей. Вспугнутые птицы разбегались веером по чистому зеркалу воды. «Бегут» они, помогая себе крыльями, со скоростью 8-9 км/ч и ныряют при приближении опасности только в последний момент. В западной части Белого моря собирается не менее 1.0-1.5 тыс. селезней. Линяющих позже самок мы встречали мало.
Основная масса длинноносых крохалей собирается в середине июля в Онежском заливе юго-восточнее острова Большой Жужмуй. Здесь, по-видимому, они меняют маховые перья. Незначительное количество селезней линяет также в Кандалакшском заливе и у Терского берега. Всего на Белом море в июле собираются линять не менее 3 тыс. самцов длинноносых крохалей.
Таким образом, на островах Белого моря, кроме обыкновенной гаги, сейчас гнездится около 2.5-3.0 тыс. водоплавающих птиц, относящихся к отряду пластинчатоклювых; проходит послебрачную линьку минимум 15 тыс. и десятки тысяч пролетают к местам линьки, расположенным на Балтийском море. Все эти виды достаточно хорошо приспособились к гнездованию в местах, где есть четвероногие хищники.
Литератур а
Бианки В.В., Герасимова Т.Д., Карпович В.Н. 1967. Современное состояние гнездовий обыкновенной гаги на европейском Севере СССР // Проблемы Севера 11: 218223.
Бианки В.В., Карпович В.Н., Макаров В.В., Татаринкова И.П. 1967. Экология обыкновенной гаги во внегнездовой период // Тр. Кандалакшского заповедника 5: 539.
Благосклонов К.Н. 1960. Птицы Кандалакшского заповедника и окрестностей Беломорской биологической станции Московского университета // Тр. Кандалакшского заповедника 2: 5-104.
и
Иыги А.И. 1959. Пролёт некоторых водоплавающих птиц в области пролива Суурвяйн
Эстонской ССР // Тр. 3-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 127-133. Карпович В.Н., Коханов В.Д. 1964. Орнитофауна острова Вайгач и окрестностей пос. Амдерма // Охот. хоз-во и заповедники СССР 1.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1529: 4937
Залёты гоголя-головастика Bucephala albeola на Камчатку
Н.Н.Герасимов
Второе издание. Первая публикация в 1968*
Американский, малый, или гоголь-головастик Bucephala albeola неоднократно добывался на зимовках лишь на Командорских островах. Теперь американский гоголь найден на Камчатке за 650 км юго-западнее прежних мест находок. 14 декабря 1964 охотник Ю.К.Посто-латий в устье реки Вахиль, по восточному берегу Камчатки (Елизов-ский район), добыл утку с американским кольцом. Кольцо было послано нами в Бюро кольцевания АН СССР. Получен ответ, что этим кольцом «был помечен взрослый самец малого гоголя 8 августа 1964 г. на оз. Такслеслук, в 40 милях северо-западнее г. Бетель, Аляска». По словам охотника, он таких уток раньше здесь не встречал.
10 ноября 1965 нами обследовалась с лодки лайда Авачинской бухты от посёлка Авача до реки Хламовитки. Устья рек чисты ото льда лишь на 50-100 м, выше стоит лёд. При устье Хламовитки в проточке на пресной воде нами были замечены две утки, одна из них была добыта. Это был взрослый самец гоголя-головастика. Вес птицы 510 г, размеры, мм: общая длина 359, крыло 177, цевка 33.5, клюв 25.4 и хвост — 93.7. Рулевых 9 пар. Упитанность хорошая, в желудке остатки бокоплавов и камешки. Нами было опрошено более десяти охотников, однако никто из них раньше такой утки здесь не встречал.
* Герасимов Н.Н. 1968. Залёты американского гоголя на Камчатку // Орнитология 9: 345. Рус. орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1529
4937