Научная статья на тему 'РАЗЛИЧНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗЛИЧНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
224
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Руденко А.И.

В статье рассматриваются вопросы латерализации функций головного мозга младших школьников. В современной концепции образования, в центре внимания находится личность учащегося и его индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Руденко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

ISSN 2223-4047

УДК 378

А.И. Руденко

РАЗЛИЧНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы латерализации функций головного мозга младших школьников. В современной концепции образования, в центре внимания находится личность учащегося и его индивидуальность.

Ключевые слова: индивидуальный латеральный профиль, функциональная асимметрия мозга, типы организации мозга.

До сих пор многие специалисты недооценивают роль индивидуального латерального профиля в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка.

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Самый сензитивный возраст человека для интеллектуального развития - до 10 лет, когда кора больших полушарий ребенка еще окончательно не сформирована. Поэтому результативность обучения детей будет зависеть от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии.

Функциональная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется -происходит латерализация функций головного мозга. Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) - индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию.

Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека, что, в свою очередь, влияет на его стиль учения.

Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный. Таким образом, латеральный профиль - это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка, это явление фенотипическое.

Для повышения эффективности обучения младших школьников необходимо как можно чаще обращаться к возможностям ведущего полушария. У маленьких детей асимметрия мозга еще полностью не сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому часто возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения являются зеркальные письмо, чтение, рисование, восприятие. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей зрелости.

© Руденко А.И., 2018.

Научный руководитель: Панкова Елена Степановна - кандидат биологических наук, доцент кафедры ЕМиЧМ, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Трудности письма. Тула: Арктоус. 1998. 51 с.43.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. 176 с.

3. Сиротюк А.Л., Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

РУДЕНКО АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.