Научная статья на тему 'Различные подходы к реконструкции площади Восстания'

Различные подходы к реконструкции площади Восстания Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
306
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ушакова А. И.

В статье рассмотрены варианты создания подземного пространства на привокзальной территории центра Санкт-Петербурга, на площади Восстания. Показаны различные типы вариантов проектных решений: один – учитывает транспортную составляющую, другой – чисто коммерческий, предусматривает создание подземных парковок; и третий – полностью исключает размещение автотранспорта под землей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различные подходы к реконструкции площади Восстания»

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕКОНСТРУКЦИИ ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ

© Ушакова А.И.*

Петербургский государственный университет путей сообщения, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены варианты создания подземного пространства на привокзальной территории центра Санкт-Петербурга, на площади Восстания. Показаны различные типы вариантов проектных решений: один - учитывает транспортную составляющую, другой - чисто коммерческий, предусматривает создание подземных парковок; и третий -полностью исключает размещение автотранспорта под землей.

Ключевые слова: подземное строительство, многофункциональные комплексы, транспортные тоннели, безопасность движения, пешеходные пространства, разделение транспортных и пешеходных потоков.

Введение

Идея подземного строительства открывает простор для решения многих транспортных, социальных и экологических задач центра Санкт-Петербурга. Одна из задач для сформировавшегося исторического ядра в условиях увеличения скоростей и мобильности населения - развитие территорий вокзалов и прилегающей транспортной инфраструктуры с повышением безопасности и комфорта. Актуальность этого вопроса подтверждают темы проходящих в Петербурге ежегодных международных научно-практических конференций «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов»: «Площадь Восстания» (2011 г.), «Площадь Балтийского вокзала» (2012 г.), и «Узел Ладожского вокзала» (2013 г.).

Развитие территорий вокзалов центра города усложняется ограниченностью исторически сложившегося околовокзального пространства. В этой статье показаны проектные предложения по решению задач одной из болевых точек Санкт-Петербурга - площади Восстания. Можно выделить транспортные, экологические, социальные и градостроительные задачи развития данного узла.

- Транспортные проблемы:

• В этом узле часты Д ТП - необходимо повышение безопасности дорожного движения;

• Высокая плотность движения;

• Острая нехватка парковочных мест на привокзальной территории;

• Пешеходное движение транспортного узла организовано неудобно и усугубляет ситуацию дорожного движения;

* Аспирант кафедры «Здания».

- Экологические проблемы:

• Торможения и запуск двигателей способствуют большему, чем при непрерывном движении выбросу в атмосферу загрязнений;

• Выше допустимого уровень шумового загрязнения;

- Социальные и градостроительные проблемы:

• Пространство площади загружено припаркованными машинами, что мешает восприятию архитектурного ансамбля площади и Невской перспективы;

• Пешеходам приходится огибать площадь по периметру, нет кратчайших пешеходных путей;

• Функции досуговых предприятий в зоне влияния площади Восстания ограничены развлекательной, торговой и общественного питания. Нет образовательной и оздоровительной составляющих. Ближайшее оздоровительное предприятие - Литовский бассейн, в 700 м.

Транспортные задачи, связанные с дефицитом площадей центра города, были сформулированы уже в 60-е годы XX века, были предложены концепции развития городской транспортной инфраструктуры.

1. Создание подземного пространства на площади Восстания, с учетом транспортных задач города

1.1. Теоретический подход

На протяжении ряда лет кафедры «Тоннели и метрополитены» и «Здания» ЛИИЖТа-ПГУПСа участвуют в разработке проектных предложений по комплексному освоению подземного пространства Ленинграда - Санкт-Петербурга. Среди этих разработок можно назвать проект 6-типолосного автотранспортного тоннеля под Невой, который соединил бы Суворовский проспект с шоссе Революций (так называемый Орловский створ). Ученые работали над проектом решения транспортной задачи города, включая задачи развития узла площади Восстания, что нашло отражение в «Генеральной схеме планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда» (1979 г.), в рабочих материалах научно-исследовательской темы «Разработка схемы размещения объектов городской инфраструктуры и многофункциональных комплексов при освоении подземного пространства СПб», выполняемой совместно с проблемным советом Академии технологических наук РФ по комплексному использованию подземного пространства С-З региона, диссертационной работе А. П. Ледяева [1], и ряде статей [2, 3, 5].

Один из крупнейших подземных многоуровневых комплексов планировалось в соответствии с Генеральной схемой создать перед Московским вокзалом.

а) б)

Рис. 1. Реконструкция площади Восстания - проектное предложение кафедр «Здания» и «Тоннели и метрополитены» ЛИИЖТа - 1980-е годы: а) вид с южной стороны; б) вид с северной стороны

На рис. 1а-б, приведен пример возможного использования над и при-тоннельного пространства на базе сооружения автотранспортного тоннеля в створе Лиговского проспекта в месте пересечения с Невским проспектом. «Здесь необходимо было решать проблемы развития всего пассажирского транспортного узла с учетом широких социальных и градостроительных проблем, проявляя максимум дальновидности» [2].

Решение предусматривало прежде всего развязку автомобильного и трамвайного движения по Невскому и Лиговскому проспектам путем сооружения подземной автомагистрали 1 по трассе Лиговского проспекта с организацией подземной остановки трамвая 2. Подходы к остановке намечено было осуществить через подземные пешеходные переходы 3. Под самой площадью Восстания проектом предусмотрено подземное четырехэтажное многофункциональное сооружение, непосредственно примыкающее к тоннелю. Верхние 2 этажа предлагалось сделать своеобразными подземными вестибюлями Петербурга. Здесь были предусмотрены помещения для спра-вочно-информационного центра, выставочных залов, предприятий торговли и общественного питания, залов для обслуживания пассажиров Московского вокзала. При необходимости последние могли быть связаны с самим Московским вокзалом подземными переходами.

С уровня 1-го этажа было предусмотрено сооружение эскалаторного спуска 8 на третью станцию метрополитена - Знаменскую. Впоследствии, от создания этой станции отказались.

Подземная автомагистраль связанная с самим подземным комплексом в уровне второго этажа 9 разделила бы транспортные и пешеходные потоки в этом чрезвычайно напряженном городском узле. Суточный оборот, которого превышает 600 000 чел.

На третьем и четвертом этажах была предусмотрена стоянка 6 на 500 легковых автомобилей. Въезд и выезд с автостоянки мог быть осуществлен по двум спиралевидным пандусам 7 из уровня 2-го этажа, связанного с автотранспортным тоннелем 1 посредством выделения дополнительной полосы 5. Общая полезная площадь указанного транспортного многофункционального комплекса могла достигнуть 50000 кв. м.

Таково первое по хронологии проектное предложение реконструкции площади Восстания. Тот же авторский коллектив продолжал работу над комплексной реконструкцией площади Восстания. Был проработан проект 6-тиуровнего подземного сооружения, предусматривающий:

- подземную 3-хуровневую автостоянку, на каждом (3, 4, 5) уровне предусмотрено 268 машиномест. Въезд и выезд на 3-м уровне.

Рис. 2. Проект реконструкции площади Восстания. ПГУПС (2010 г.) а) 3 уровень. Автостоянка на уровне тоннеля транзитного потока по Литовскому проспекту; б) Габаритная схема 1-го уровня

- Расположение на 6-м уровне технических помещений, трансформаторной подстанции, вентиляционных камер, а также защитного сооружения на 1000 человек для персонала и посетителей. 6-й уровень - расположен на отметке -21,5 м.

Рис. 3. Разрез по оси Невского проспекта. ПГУПС (2010 г.)

Данный проект предусматривает решение многих задач. В проекте хорошо организовано движение, как покупателей, так и обычных пешеходов, в подземное пространство можно попасть с любой стороны. Большое внимание уделено организации подземных переходов и парковки интуитивно понятной для посетителей и удобной для маломобильных групп людей.

Предлагаемая технология сооружения комплекса на базе метода «стена в грунте» - позволяет в отличие от предлагаемых другими авторами способов (например, опускной колодец) выполнять практически все строительные работы без полного закрытия движения транспорта со стороны Невского проспекта через площадь Восстания, что сведет к минимуму неизбежное ухудшение транспортной ситуации в этом районе.

1.2. Практический подход

В 1993 г. Архитетурное бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» получило заказ от правительства города на создание подземного Торгового Центра на пл. Восстания. Впервые в стране ставилась задача развития подземного пространства не военного назначения. Под решение этой задачи был создан Подземстрой. На тот момент ближайшим к пл. Восстания универмагом был Гостиный Двор; по Лиговскому пр. ходили трамваи. Уводить Литовский проспект вод землю отказались, т.к. для трамвая надо меньший угол (4 %) и рампа уходила очень далеко. Были определены 14-15 точек, из которых планировался вход-выход пешеходов.

Рис. 4. Проект подземного ТЦ. ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»» (1993 г.)

Запроектирован был 5-тиэтажный подземный торговый центр. Идея -создать комфортное пространство. В центре кафе, живые зеленые насаждения, атриум на все 5 уровней. Предполагалось вернуть памятник Александру ш.

Около 2006 г. работа над проектом возобновилась. К тому времени были сняты трамвайные пути и появилась историческая возможность пустить Литовский пр. в тоннель. Благодаря уводу пешеходов и Литовского пр. под землю на площади остался бы один светофор.

Были разработаны схемы производства строительных работ, схемы перекрытия полос движения и перенаправления движения. На всем протяжении строительства движение на площади ограничено, но сохранялось.

Окончательный вариант создания подземного ТЦ представляет собой подземный 3-хэтажный ТЦ, с нижним уровнем целиком занятым автостоянкой. Изначальная концепция комфортного пространства сохранена.

Рис. 5. Проект подземного ТЦ. Разрез. ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»» (2011 г.)

2. Создание коммерческого подземного пространства на площади Восстания

Начиная с 2000 года вопрос создания подземного комплекса на площади Восстания широко освещается и обсуждается городскими властями, инвесторами и другими заинтересованными лицами. Количество публикаций в газетах и журналах о том, насколько дорого, целесообразно и как будет финансироваться, кем реализовываться этот масштабный проект в течении нескольких лет, то останавливаемый, то запускаемый вновь, показывает важность реконструкции этого узла.

2.1. Варианты проектов, предусматривающие создание подземных парковок

В 2007 году ОАО КБ ВиПС разработало проектное предложение, предусматривавшее строительство способом опускного колодца. Первые три эта-

жа 5-тиэтажного комплекса предусматривали создание торгово-развлека-тельных учреждений. Последние 2 этажа предназначались для автопарковки, въезд и выезд из которой осуществлялся бы по спиралевидным пандусам. Интересным предложением является создание трехъярусного атриума вокруг сохраняемого обелиска, с организацией верхнего естественного света. Загрузка-разгрузка предприятий торговли производится с помощью тоннеля, уровень которого приходится на 2-й этаж.

Рис. 6. Проект строительства подземного торгового комплекса способом опускного колодца. Разрез. ОАО КБ ВиПС (2007 г.)

А

б)

а)

Рис. 7. Проект подземного торгового комплекса. ОАО КБ ВиПС (2007 г.): а) третий уровень; б) пятый уровень, стоянка на 445 м/мест

В 2008 году было разработано предложение от инвестора - ООО «Ади-тум», который предполагал строительство многофункционального комплекса, включающего в себя: систему подземных пешеходных переходов; двухуровневый паркинг на 1200 машиномест; общественную зону отдыха с фонтанами и 2-хуровневым атриумом; предприятия торговли и питания [7]. Планировалось использовать при строительстве способ «стена в грунте».

1 ^ 1ЦII яг 1 •

тТМ ДДЕтШАПш

-гЧ |

■ ■■ |

—I-1-ту, и -1-Г—

■ -"ч-) зг - —•—»н

- II т II « II т 1 т ! к 1 н т

ТТ1П*1М|1

Рис. 8. Разрез по атриуму. ООО «Адитум» (2008 г.)

Сроки реализации проекта были запланированы: для этапа изысканий и проектирования - 2008-2010 гг.; для этапа строительства - 2011-2013 гг.

2.2. Вариант создания пешеходного пространства

В 2010 г. Архитектурный Альянс предложил проект подземного многофункционального комплекса на площади Восстания, руководствуясь необходимостью организации разделения транспортных и пешеходных потоков для борьбы с автомобильными пробками в районе площади. Данный проект не предусматривает создания под землей пространств для автотранспорта. Подземное пространство представляет собой двухэтажные торговые улицы с выходящими на них по обе стороны фасадами магазинов и других помещений. Проект предполагает возвращение на площадь памятника Александру III. Торговая зона - 34 550 кв.м; пешеходная зона - 21 470 кв.м; общая площадь комплекса - 92 330 кв.м [8].

а) б)

Рис. 9. Проект подземного многофункционального комплекса на площади Восстания. Архитектурный Альянс (2010 г.).

Заключение

В Генеральной схеме (1979 г.) были подробно исследованы инженерно-геологические условия освоения подземного пространства Ленинграда, признанные как сложные, но не исключающие подземного строительства. Указанная сложность предъявляет повышенные требования к обоснованию целесообразности строительства объектов в подземном исполнении, их конструктивному решению, к глубине заложения и к методам производства работ. Большинство проектов предполагает использование метода «стена в грунте», который позволит при производстве строительных работ сохранить движение по ней автотранспорта. Необходимость развития подземного строительства подтверждает мировой опыт и прошедший в нашем городе Первый Межународный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов - как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» 27-29 июня 2012 года. Нельзя позволить в подобных болевых точках реализовывать бездумное создание коммерческих площадей без учета всего спектра задач. Прибывающие и ожидающие поездов пассажиры должны иметь возможность проведения времени с пользой для ума и здоровья, можно создать там учреждения досуга, такие как кинотеатры, библиотеки, медиатеки, каток и др.

Оценивая проектные предложения по решению задач площади Восстания через полвека от сформулированной задачи, мы видим смещение от основной функционально значимой и острой проблемы решения транспортной задачи в сторону создания торговых площадей. Безусловно, создание безопасного пешеходного пространства в центре города, пусть даже и под землей, актуальная задача для исторического центра города и привлекательная идея для площади Восстания. Последнее рассмотренное в статье решение лишь незначительно и ненадолго облегчит транспортную ситуацию площади. Более развитое по вертикали пространство, предполагающее создание площадей для парковок, позволит облегчить целостное восприятие архитектуры площади и еще незначительно увеличит пропускную способность площади, избавив её от припарко-

ванных автомобилей. Этот вариант в плане перспективного развития транспорта также не представляется долгосрочно эффективным. Что и заставляет нас еще раз подчеркнуть основную функциональную задачу площади Восстания - транспортную. Решение транспортной задачи площади реализуется только вариантом, предусматривающим разделение транспортных потоков по разным вертикальным уровням. Если создать коммерческий подземный комплекс на пл. Восстания, то перекроется возможность развития этого узла в дальнейшем, в том числе невозможным станет создание тоннеля в створе Ли-говскому проспекту. Подобные действия я считаю недальновидными.

Список литературы:

1. Автотранспортные тоннели в дельте реки Невы: дисс. ... д-ра технич. наук: 05.23.15: защищена 29.02.1996 / А.П. Ледяев. - СПб., 1996. - 343 с.

2. Анализ возможностей реконструкции площади Восстания и площади Тургенева / Ю.А. Никитин.

3. Вокзалы с подземными этажами. Почему бы и нет? / Ю.А. Никитин // Октябрьская магистраль. - 1990. - № 156 (10334). - С. 1, 3.

4. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г.

5. Подземные этажи города / А.П. Ледяев // Наука и жизнь. - 1986. -№ 12. - С. 12-17.

6. Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Площадь Восстания: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции / СПбГАСУ - СПб., 2011.

7. Проект освоения подземного пространства площади Восстания / ООО «Адитум». - СПб., 2008 - 15 с.

8. www.archalliance.ru/commercial_buildings/vosstanie.

9. Иллюстративный материал из фондов кафедры «Здания» ПГУПСа.

10. Материал, предоставленный ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»».

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЧНОСТИ ТОПЛИВНЫХ БРИКЕТОВ ОТ ВРЕМЕНИ ХРАНЕНИЯ © Чернышова Т.И.*, Алпатов Н.В.

Карагандинский государственный индустриальный университет, Республика Казахстан, г. Темиртау

На основе экспериментальных данных определены сроки хранения топливных брикетов из отходов флотационного углеобогащения с добавкой различных связующих компонентов.

Ключевые слова: отходы углеобогащения, связующие компоненты, топливные брикеты, прочность, время хранения.

* Старший преподаватель кафедры «Строительство и теплоэнергетика», кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.