Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫБОРА СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА'

РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫБОРА СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ГЕНЕЗИС УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Куанг Тьунг

Информация, предоставляемая бухгалтерами, всегда является основой для принятия важных экономических решений, связанных с интересами пользователей информации. Являясь важным инструментом управления экономикой, бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, которая измеряет, обрабатывает и передает полезную финансовую информацию о единице учета. Он предоставляет информацию, необходимую для правильного выбора соответствующих возможностей использования ресурсов для контроля и управления бизнес-деятельностью. Проведенное исследование позволяет сформулировать уточненный перечень составляющих примечания «Учетная политика» к годовой финансовой отчетности отечественных предприятий: приводится перечень нормативно правовых актов Российской Федерации, которыми руководствуется предприятие при выполнении своих функций; указываются структурные единицы и подразделения, входящие в систему предприятия и обеспечивающие его деятельность; раскрывается характер операций и основной деятельности компании. В результате проведенного исследования установлено, что одной из основных функций учетной политики является определение методов (способов) ведения учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN APPROACHES TO THE FORMATION OF ACCOUNTING POLICIES DEPENDING ON THE CHOICE OF A SYSTEM OF ACCOUNTING STANDARDS

Information provided by accountants is always the basis for making important economic decisions related to the interests of users of information. As an important economic management tool, accounting is an information system that measures, processes and transmits useful financial information about the accounting unit. It provides information necessary to properly select appropriate resource utilization opportunities for business control and management. The conducted research allows us to formulate an updated list of the components of the «Accounting Policy» note to the annual financial statements of domestic enterprises: a list of regulatory legal acts of the Russian Federation that guide the enterprise in performing its functions is provided; the structural units and divisions that are part of the enterprise system and ensure its activities are indicated; the nature of the company’s operations and core activities is disclosed. As a result of the conducted research, it was found that one of the main functions of accounting policy is to determine the methods (methods) of accounting.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫБОРА СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

Различия в подходах к формированию учетной политики в зависимости от выбора системы стандартов бухгалтерского учета

Нгуен Куанг Тьунг,

аспирант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: huongle8788@gmail.com

Информация, предоставляемая бухгалтерами, всегда является основой для принятия важных экономических решений, связанных с интересами пользователей информации. Являясь важным инструментом управления экономикой, бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, которая измеряет, обрабатывает и передает полезную финансовую информацию о единице учета. Он предоставляет информацию, необходимую для правильного выбора соответствующих возможностей использования ресурсов для контроля и управления бизнес-деятельностью. Проведенное исследование позволяет сформулировать уточненный перечень составляющих примечания «Учетная политика» к годовой финансовой отчетности отечественных предприятий: приводится перечень нормативно правовых актов Российской Федерации, которыми руководствуется предприятие при выполнении своих функций; указываются структурные единицы и подразделения, входящие в систему предприятия и обеспечивающие его деятельность; раскрывается характер операций и основной деятельности компании. В результате проведенного исследования установлено, что одной из основных функций учетной политики является определение методов (способов) ведения учета.

Ключевые слова: финансовая отчетность, международные стандарты, российские стандарты бухгалтерской отчетности, генезис учетной политики.

Актуальность темы. Экономические изменения, происходящие в РФ, нуждаются в приспособленных к рыночным условиям подходах для организации управления предприятием. Развитие хозяйствования в настоящее время в настоящее время в литературе получили определение «информационный взрыв». Инвесторы капитала не удовлетворяются информацией, традиционно отображаемой в формах финансовых отчетов. Гармонизация и стандартизация учета, адаптация бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам требует усовершенствования его законодательного обеспечения на уровне страны и на уровне отдельного субъекта предпринимательства.

Следует отметить, что вопрос раскрытия в финансовой отчетности учетной политики, примененной в отчетном периоде на предприятии в профессиональной литературе, проработан недостаточно. [12].

Пользователи информации, раскрытой в финансовой отчетности, должны знать, с помощью каких принципов, методов и процедур составлялась та или иная статья финансовой отчетности. С этой целью в примечаниях к финансовой отчетности указывают ту учетную политику, которой руководствовались в течение отчетного периода, осуществляя учет тех или иных объектов, и посредством которой составлена финансовая отчетность. Поскольку состав форм финансовой отчетности является стандартизированным, целесообразно определить, какую непосредственно информацию по учетной политике отчетного периода предприятие должно раскрывать в своей финансовой отчетности.

Следует отметить, что отечественными учетными стандартами не освещено, какие элементы учетной политики должны приводиться в примечаниях к финансовой отчетности. В этом контексте целесообразно исследовать положения Международных стандартов, которые касаются раскрытия учетной политики предприятия в финансовой отчетности.

В связи с этим, цель статьи - проанализировать генезис учетной политики предприятия по стандартам бухгалтерской отчетности.

Изложение основного материала.

Основным предназначением учетной политики является:

- составление учетного процесса на предприятии;

- обеспечение соблюдения единых методов

к оценке и анализу результатов деятельности;

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

- придание бухгалтерскому учету планомерности и целенаправленности;

- обеспечение эффективности учета. [10] Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает учетную политику. Учетная политика должна базироваться на Законах Российской Федерации «О бухгалтерском учете», Положениях (стандартах) бухгалтерского учета, действующем законодательстве по ведению бухгалтерского учета и применению норм налогового законодательства [11, с. 18].

В приказе об политике необходимо раскрыть методик в ведении учета отдельных фактов хозяйственной деятельности, в отношении которых действующие стандарты и другие нормативные акты не содержат конкретных указаний и правил их учета. Поэтому учетная служба предприятия обязана самостоятельно установить соответствующий способ ведения учета конкретных объектов из действующих положений. Особое внимание необходимо уделить определению методов учета, без которых невозможно оценить финансовое состояние, движение денежных средств и конечно и финансовый результат. Учетная политика устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета операций, осуществляемых предприятием согласно учредительным документам. В учетной политике отражены особенности организации и ведения бухгалтерского учета предприятия с учетом специфики деятельности на определенном рынке [8].

Предприятие должно выбирать и применять свои учетные политики последовательно для подобных операций, других событий или условий, если стандарт или толкование конкретно не требует или не разрешает определение категории статей, для которых другие политики могут быть уместны.

Субъекту следует раскрывать в кратком изложении существенных учетных политик:

- основы оценки, применяемые при составлении финансовых отчетов;

- другие применимые учетные политики, которые уместны для понимания финансовых отчетов.

Решая, следует ли раскрывать информацию об определенной учетной политике, управленческий персонал учитывает, поможет ли раскрытие информации пользователям в понимании отражения операций, других событий и условий, представленных в финансовых результатах деятельности. Некоторые стандарты особенно требуют раскрытия информации об определенных учетных политиках, включая выбор, сделанный управленческим персоналом из различных разрешенных ими политик. Например, МСФО (IAS) 16 «Основные средства» требует раскрытия информации об основах оценки, применяемых для классов основных средств. МСФО 23 «Расходы по займам» требует раскрытия = информации о том, что затраты по займам, непо-е средственно относящиеся к приобретению, строи-Я тельству или производству актива, отвечающего ° определенным требованиям, включаются в себе-5в стоимость этого актива.

Актуальным вопросом является область применения профессионального суждения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Следует отметить, что международными стандартами предусмотрен гораздо более широкий диапазон случаев, когда целесообразно применить профессиональное суждение. В частности, отечественные предприятия не могут применять профессиональное суждение о детализации статей финансовых отчетов и раскрытии информации в примечаниях, поскольку построение форм финансовой отчетности регламентировано законодательно. МСФО 8 определяет методические подходы к осуществлению профессионального суждения по отношению к компоненту учетной политики предприятия в случае отсутствия стандарта или толкования, в частности предполагается при осуществлении профессионального суждения ссылаться в первую очередь на требования и руководство в стандартах и толкованиях, в которых речь идет о подобных и связанных с ними вопросах.

Иерархия источников информации для осуществления независимого суждения отражена на таб. 1.

Таблиа 1. Источники информации для независимого суждения

Первый уровень Международные стандарты финансовой отчетности и толкования, в которых говорится о подобных и связанных с ними вопросах, по которым принимается независимое суждение

Второй уровень Концептуальная основа МСФО, а именно определение, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, дохода и расходов (в зависимости от вопроса, по которому осуществляется суждение)

Третий уровень Положения других органов, разрабатываемых и утверждающих стандарты, применяющих подобную концептуальную основу, другая профессиональная литература по учету и принятые отраслевые практики

Перспективным направлением развития учетной политики предприятия также применение оценки по справедливой стоимости. Следует отметить, что отечественными учетными стандартами обозначены общие подходы к применению названного метода оценки. Опыт показывает, что на практике этот метод применять сложно и дорого (переоценка основных средств, нематериальных активов с привлечением профессиональных экспертов).

Следует подчеркнуть, что согласно МСФО 9 все финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости или по амортизированной стоимости, причем оценка по справедливой стоимости распространяется и на инвестиции в ассоциированные и дочерние компании. Следовательно, методика признания финансовых активов по себестоимости должна быть заменена на методику признания финансовых активов по справедливой стоимости с раскрытием информации о переоценке в зависимости от вида финансовых активов или в составе доходов (убытков) (например, инвестиции в ассоциированные и дочерние компании, ссуды и деби-

торская задолженность), или в составе другого совокупного дохода (например, финансовые инвестиции, доступные для продажи).

Каждое предприятие учитывает характер операций и политики, информация о которых, по ожиданию пользователей, будет раскрываться для предприятия такого типа. Учетная политика может быть существенной из-за характера операций предприятия, даже если суммы за текущий и предыдущие периоды несущественны. Уместно также раскрытие информации о каждой существенной учетной политике, конкретно требуемой МСФО, но избранная и применяемая в соответствии с МСФО (IAS) 8.

Приведенный перечень компонентов примечания «Учетная политика» построен на основе информации МСФО (IAS) 1 «Представление финансовых отчетов». Следует отметить, что изложенная информация о построении указанного примечания не противоречит Положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

Следовательно, учетная политика напрямую влияет на составление и толкование финансовой отчетности предприятия. Поэтому в Примечании 1 «Учетная политика» предприятие раскрывает всю существенную информацию о принципах и методах применяемой учетной политики в течение отчетного периода.

В соответствии со стандартами МСФО предприятия ежегодно должны предоставлять полный набор финансовой отчетности [3]. Однако организации, как правило, также публикуют промежуточную финансовую отчетность, представление которой соответствует МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность». МСФО требует от компаний представления сравнительной информации за предыдущий период для всех сумм, отраженных в финансовой отчетности за текущий период. Кроме того, для повествовательной и описательной информации также должна предоставляться сравнительная информация, если она имеет отношение к пониманию финансовой отчетности за текущий период [3]. МСФО требует, чтобы представление и классификация статей в финансовой отчетности сохранялись от одного периода к следующему, кроме случаев, когда, очевидно, что после значительного изменения характера деятельности компании или проверки его финансовой отчетности, другое представление или классификация были бы более уместными с учетом критериев выбора и применения учетной политики.

Консолидированная финансовая отчетность определяется как «финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и денежные потоки материнской компании (компании) и ее дочерних компаний представлены как финансовые показатели одного экономического субъекта», согласно МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность» [3, 4].

Таким образом, базовые принципы финансовой отчетности - это методы начисления и непрерывности деятельности, а финансовые результаты должны отражаться по методу начисления. Каче-

ственные характеристики МСФО определяют положения относительно подготовки и предоставления финансовой отчетности для внешних пользователей, а также служат для разработки будущих МСФО и пересмотра уже существующих, помогают в конвергенции МСФО при разработке национальных стандартов.

Фундаментальными характеристиками выступают уместность и правдивое представление. Соответственно, информация только тогда является уместной, когда оказывает влияние на экономические решения пользователей, помогает в оценке прошлых, настоящих и будущих событий.

Выводы. Проведенное исследование вопросов формирования финансовой отчетности предприятия позволяет сформулировать ряд выводов научно-прикладного характера, подтверждающих решение задач в соответствии с поставленными целями. На основе сравнения Положений (стандартов) бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности по раскрытию информации в Балансе выявлены следующие отличия: в отечественных учетных стандартах приведена регламентированная форма финансового отчета, причем изменять детализацию статей запрещено; не предусмотрены отдельные строки для финансовых активов, финансовые активы могут сочетаться с нефинансовыми, например, другая дебиторская задолженность. В финансовой отчетности нет отдельной строки для раскрытия информации о результатах переоценки долгосрочных и текущих финансовых инвестиций. Учитывая то, что инвестиционная деятельность в РФ не столь масштабна, предлагается раскрытие информации о результатах переоценки долгосрочных и текущих финансовых инвестиций в форме 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности», что приведет к повышению полезности информации финансовых отчетов.

Предлагается во всех финансовых отчетах в одинаковом порядке приводить графы для сведений о предприятии, что улучшит эстетичность финансовой отчетности. Подвергается сомнению необходимость графы «Составлено по ПБУ или МСФО» в национальных финансовых отчетах, поскольку такая информация вообще не увязывается с международными принципами составления финансовых отчетов.

Литература

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N402^3 (ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);

2. Федеральный закон от 27.07.2010 N208-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 07.04.2020) «О консолидированной финансовой отчетности»;

3. Приказ Минфина России от 22.02.2022 №3н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022-2026 гг. и о признании утратившим

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N83h» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2022 N67877);

4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»;

5. «Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N217^ (ред. от 17.02.2021);

6. «Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N217^ (ред. от 17.02.2021);

7. «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N217^ (ред. от 04.06.2018);

8. Бакаев, А.С. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. - М.: Журн. «Бух. учет», 1994. - 110 с.;

9. Боровлев, Р.С. Роль учетной политики экономического субъекта в обеспечении его экономической безопасности / Р.С. Боровлев // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности организации, 2021. - С. 201-205.;

10. Виндижев, Т.Х. Раскрытие и формирование учетной политики организации в соответствии с МСФО и ПБУ / Т.Х. Виндижев, М.М. Сабано-ва, А.Х. Виндижева // Научные междисциплинарные исследования, 2020.- С. 45-48;

11. Головнина, Л.А. Учетная политика предприятия / Л.А. Головнина, Н.Н. Воробьев, Ю.В. Ре-нева; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. индустриальный ун-т. - Москва: МГИУ, 2008. - 157 с.;

12. Данилова, Н.Л. Критерии анализа эффективности учетной политики / Н.Л. Данилова, Е.А. Иванов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2020. - № 4(52). - С. 30-40.

LQ S Ое

со см о см

<2

DIFFERENCES IN APPROACHES TO THE FORMATION OF ACCOUNTING POLICIES DEPENDING ON THE CHOICE OF A SYSTEM OF ACCOUNTING STANDARDS

Nguyen Quang Chung

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

Information provided by accountants is always the basis for making important economic decisions related to the interests of users of information. As an important economic management tool, accounting is an information system that measures, processes and transmits useful financial information about the accounting unit. It provides information necessary to properly select appropriate resource utilization opportunities for business control and management. The conducted research allows us to formulate an updated list of the components of the «Accounting Policy» note to the annual financial statements of domestic enterprises: a list of regulatory legal acts of the Russian Federation that guide the enterprise in performing its functions is provided; the structural units and divisions that are part of the enterprise system and ensure its activities are indicated; the nature of the company's operations and core activities is disclosed. As a result of the conducted research, it was found that one of the main functions of accounting policy is to determine the methods (methods) of accounting.

Keywords: financial reporting, international standards, Russian accounting standards, genesis of accounting policy.

References

1. Federal Law «On Accounting» № 402-FZ dated December 6, 2011, as amended and supplemented on December 30, 2021, effective from January 1, 2022;

2. Federal Law «On consolidated financial statements» № 208-FZ dated 27 July 2010, as amended and supplemented on Junly 26, 2019, effective from April 07, 2020;

3. Order of the Ministry of Finance of Russia dated February 22, 2022 № 23h «On approval of the program for the development of federal accounting standards for 2022-2026 and on recognizing invalid the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated June 5, 2019 № 83h» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on March 24, 2022 № 67877);

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.07.1999 № 43h (as amended by 08.11.2010, as amended by 29.01.2018) "On Approval of the Accounting Regulations" Accounting Statements of the Organization « (RBU4/99) »;

5. «The International Financial Reporting Standard (IAS) 1 «First application of International Financial Reporting Standards» (put into operation in the territory of the Russian Federation by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 28.12.2015 № 217h) (an edition of 17.02.2021);

6. «International Financial Reporting Standard (IFRS) 3 «Business Combinations» (put into operation in the territory of the Russian Federation by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 28.12.2015 № 217h) (an edition of 17.02.2021);

7. «International Financial Reporting Standard (IAS) 28 «Investments in Associates and Joint Ventures» (put into operation in the territory of the Russian Federation by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 28.12.2015 № 217h) (an edition of 04.06.2018);

8. Bakaev, A.S. Accounting policy of the enterprise / A.S. Bakaev, L.Z. Shneidman. - M.: Magazine. «Accounting», 1994. - 110 p.;

9. Borovlev, R.S. The role of the accounting policy of an economic entity in ensuring its economic security / R.S. Borovlev // Accounting, analytical and legal support for the economic security of an organization, 2021. - Pp. 201-205.;

10. Vindizhev, T. Kh. Disclosure and formation of an organization's accounting policy in accordance with IFRS and PBU / T. Kh. Vindizhev, M.M. Sabanova, A. Kh. Vindizheva // Scientific interdisciplinary research, 2020. - P. 45-48.;

11. Golovnina, L.A. Accounting policy of the enterprise / L.A. Golovnina, N.N. Vorobyov, Yu.V. Reneva; Federal Agency for Education, Moscow State. industrial university - Moscow: MGIU, 2008. - 157 p.;

12. Danilova, N.L. Criteria for analyzing the effectiveness of accounting policies / N.L. Danilova, E.A. Ivanov // Bulletin of the Tver State University. Series: Economics and Management. -2020. - No. 4 (52). - Pp. 30-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.