Научная статья на тему 'Различия в методиках анализа финансово-хозяйственной деятельности'

Различия в методиках анализа финансово-хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1658
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКИ АФХД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суровяткина А. А.

В статье рассматриваются методики анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности различных авторов. Выявлены различия и составлена обобщающая методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различия в методиках анализа финансово-хозяйственной деятельности»

РАЗЛИЧИЯ В МЕТОДИКАХ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Суровяткина А.А.*

Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета, г. Тюмень

В статье рассматриваются методики анализа финансово-хозяйственной деятельности различных авторов. Выявлены различия и составлена обобщающая методика.

Ключевые слова: анализ финансово-хозяйственной деятельности, методики АФХД.

При использовании метода АХД можно выявить ряд конкретных методик аналитического исследования. Они могут быть различны, как методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности, так и методики комплексного анализа. Но, для каждого вида анализа имеется своя методика.

Методика - это совокупность способов, правил наиболее целесообразного и рационального выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика это совокупность аналитических способов и правил исследования экономики организации, таким или иным образом подчиненных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая используется при изучении различных объектов экономического анализа в отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

Все методики анализа будут представлять собой методологические советы или наказ по выполнению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как:

а) объекты анализа;

б) задачи и формулировки целей анализа;

в) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

г) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

д) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

е) описание способов исследования изучаемых объектов;

ж) источники данных, на основании которых производится анализ;

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

* Магистрант.

и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

к) потребители результатов анализа. Более подробно остановимся на двух элементах методики АХД:

- последовательности выполнения аналитической работы;

- способах исследования изучаемых объектов.

В качестве наиболее важного элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа (инструменты анализа). Их используют на различных этапах исследования для:

- первоначальной обработки имеющейся информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития объектов исследования;

- определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

- обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;

- обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий [2].

Применение тех или иных способов (рис. 1) зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Традиционные способы обработки информации Способы детерминированного факторного анализа Способы стохастического факторного анализа Способы оптимизации показателей

1 1 1 I

Сравнение Относительных и средних величин Графический Группировки Балансовый Цепные подстановки Индексный метод Абсолютные разницы Относительные разницы Интегральный Пропорциональное деление Логарифмирование Корреляционный анализ Дисперсионный анализ Компонентный анализ Современный многомерный факторный анализ Экономико-математические методы Программирование Теория массового обслуживания Теория игр Исследование

Рис. 1. Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

Специалисты в области анализа применяют разные методики определения финансово-хозяйственной состояния предприятия. Однако основные

принципы и последовательность проведения анализа являются практически одинаковыми с незначительными расхождениями. Рассматривая процедурную сторону методики анализа финансово-хозяйственной деятельности, нужно обратить внимание на поставленные цели и различные факторы информационного, методического, кадрового и технического обеспечения [1].

Таким образом, существует множество методик анализа финансово-хо -зяйственной деятельности предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.

Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.

Рассмотрим методики некоторых авторов. Шеремет А.Д. предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции следующим образом:

1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации. При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток от продаж и прочей внерализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи - по рентабельности продаж.

3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.

4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

5. Изучается качество прибыли - обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.

7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

Автор данной методики также включает в анализ финансового состояния понятие иммобилизации (отвлечения) оборотных средств. Иммобилизацией считается:

1. превышение средств и затрат на капитальное строительство над источниками финансирования;

2. задолженности;

3. расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования [6].

Селезнева Н.Н. рекомендует проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации в следующей последовательности:

1. Дается классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:

- по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

- по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества, внереализационная прибыль;

- по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;

- по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;

- по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.

Одновременно с этим ею выделяются следующие цели управления прибылью:

- максимизация прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и условиями рыночной конъюнктуры;

- достижение оптимального соотношения между максимально возможным уровнем прибыли и риском ее получения;

- высокое качество прибыли;

- обеспечение соответствующего уровня выплаты дивидендов собственникам;

- обеспечение достаточного объема инвестиций за счет нераспределенной прибыли;

- увеличение рыночной стоимости предприятия;

- обеспечение эффективных программ участия персонала в распределении прибыли.

2. Формируются показатели прибыли, раскрываются основы их расчета и раскрываются взаимосвязи между ними.

3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

4. Рекомендуется при анализе учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.

5. Проводится анализ «качества» прибыли, под которым понимается «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации». Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения

объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Кроме этого, качество прибыли характеризуется:

- состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли;

- уровнем рентабельности продаж;

- коэффициентом достаточности прибыли;

- структурой рентабельности по видам продукции.

6. Рассматриваются денежные потоки организации в целях выяснения степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.

7. Осуществляется анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, т.е. изучаются их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).

8. Предложена схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.

9. Изменение прибыли от реализации продукции находится под воздействием факторов двух групп. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции [4].

Недостаток данной методики состоит в том, что при раскрытии состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка, заключающаяся в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов.

10. Затем рекомендуется проводить анализ использования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, рассматривая основные направления использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли. При этом под коэффициентом капитализации прибыли понимается удельный вес в общей величине чистой прибыли средств, направленных в резервные фонды и фонд накопления, под коэффициентом потребления - удельный вес средств из чистой прибы-

ли, направленных на потребление (фонд потребления, фонд социальной сферы, дивиденды, на благотворительные и прочие цели) в общей величине чистой прибыли. Темп устойчивого роста собственного капитала представляет собой отношение между разностью чистой и потребленной прибыли и величиной собственного капитала в среднем за анализируемый период.

11. Высказываются соображения, что завершающим этапом анализа финансовых результатов должен быть анализ рентабельности, в рамках которого должны определяться показатели рентабельности, дается определение экономической и финансовой рентабельности с рассмотрением эффекта финансового рычага, проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов.

Савицкая А.Г. использует другую методику анализа хозяйственной деятельности, которая делится на следующие этапы:

1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3. Собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4. Проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5. Выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

6. Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7. Происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию [3].

Обобщая сказанное, можно отметить, что методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия должен заключаться в следующем:

1. Анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и, далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала анализируются обобщающие показатели финансовых результатов в их динамике, затем изучается их структура, определяется изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявляются факторы, действие которых привело к изменениям, показатели, с помощью которых можно дать количественную оценку влияния факторов на изменение финансовых результатов.

2. На следующем этапе осуществляется детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли.

Следуя данной логике анализа, прежде всего, изучается формирование прибыли, т.е. масса, динамика и структура совокупной (общей бухгалтерской) прибыли предприятия с выявлением факторов ее изменения и потенциальных резервов. Затем анализируются: составляющие совокупной прибыли, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (операционная и внереализационная прибыль); прибыль в разрезе выпуска конкретных видов продукции, конкретных договоров с покупателями, а также прибыль от прочей деятельности в разрезе отдельных операций и сделок; рентабельность (доходность) деятельности, в частности, рентабельность продаж, характеризующая величину прибыли на каждый рубль выручки от продаж.

Следующим направлением выступает анализ прибыли от продаж в составе маржинального дохода с выделением условно-постоянных и условно-переменных затрат в целом по предприятию и на уровне конкретного изделия. И, наконец, осуществляется предельный анализ или анализ приростных величин выручки и затрат в целях определения такого объема производства (продаж), которому соответствует возможность получения предприятием максимальной величины прибыли от продаж.

Показатели, используемые для анализа, оцениваются в базисных, плановых и фактически действующих ценах, учитывается действие инфляции, факторы риска и неопределенности при получении прибыли.

Одновременно с этим изучаются источники получения прибыли, степень стабильности получения прибыли, а также разрабатываются мероприятия в целях реализации резервов и прогноза финансовых результатов.

Список литературы:

1. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пос. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2009 г.

2. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - изд. 4-е, исправл., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тупицын А.Л. Экономический анализ доходов и расходов предприятия. - Новосибирск, 2009.

6. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.