Научная статья на тему 'Анализ прибыли: теория и практика исследования'

Анализ прибыли: теория и практика исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6242
2473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толпегина О.Л.

Прибыть основной фактор экономического и социального развития. Этим обусловлен интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, к комплексному, системному анализу прибыли, чему и посвящена данная статья. В ней рассмотрены абсолютные и относительные показатели во взаимосвязи и причинно-следственной соподчиненности, исследованы факторные модели формирования прибыли от реализации, представлены практические подходы к выбору методик исследования и интерпретации аналитических расчетов на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ прибыли: теория и практика исследования»

аНалцз прибыли

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

O.A. ТОЛПЕГИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Московский институт экономики, менеджмента и права

Прибыль как сложная экономическая категория выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными из которых являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

Прибыль выступает одним из основных индикаторов финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей перспективе, обеспечивая возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также финансировать и расширять производственную деятельность, увеличивать научно-технический потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется воспроизводственная функция.

Прибыль, будучи основным обобщающим показателем в системе оценочных критериев, характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная функция прибыли.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.

Прибыль — это также важнейший источник бюджетных ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой статистики. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации только в январе 2008 г. составили 32,3 млрд руб. По сравнению с январем 2007 г. поступления выросли на 5,8 млрд руб., или на 22,1 %!.

1 http://www.akdi.ru/mns/new07/080219_l.htm.

Таким образом, стабильная прибыль предприятия — основной фактор экономического и социального развития. В связи с этим понятен интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а следовательно, и к комплексному системному анализу прибыли.

Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Управление прибылью — это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе. Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:

1) изучение возможности получения и роста прибыли в соответствии с имеющимися ресурсами, достигнутым организационно-технологическим уровнем, качеством выпускаемой продукции и конъюнктурой рынка;

2) контроль плановых показателей реализации, себестоимости, прибыли;

3) определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты, количественная и качественная их оценка;

4) выявление и оценка резервов увеличения при -были;

5) разработка управленческих решений по реализации возможностей роста прибыли.

Информационной базой анализа прибыли служат соответствующие разделы бизнес-плана предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности — форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Начальным этапом исследования является изучение динамики, структуры прибыли, оценка выполнения плана в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, а также определение влияния факторов на изменение величины показателей прибыли.

Финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль (убыток) от прочей реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Они характеризуют абсолютную прибыль хозяйствования. Размер прибыли, несомненно, имеет большое значение, но только по абсолютным показателям прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия невозможно дать объективную оценку финансового результата. Это и понятно, для компании с капиталом 100 тыс. руб. полученная прибыль, равная 50 тыс. руб., будет оцениваться как очень хороший результат деятельности, но эта же прибыль при капитале в 10 млн руб. будет иметь несопоставимо малый результат по отношению к имеющимся ресурсам. Анализ прибыли поэтому необходимо дополнить расчетами удельного веса каждого вида прибыли в общей величине доходов

для оценки основных источников формирования чистой прибыли, а также определения экономической рентабельности.

Практические подходы к выбору методик исследования и интерпретации аналитических расчетов рассмотрим на конкретном примере.

Представленные в табл. 1 данные показывают, что наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на валовую прибыль, равную 8,5 % в 2006 г., с увеличением ее доли до 11 % к 2007 г., как и предполагалось по плану. Это свидетельствует о приоритетности основной деятельности, за счет которой и формируется чистая прибыль. Экономическая рентабельность имеет невысокое значение, равное 5 %, с ростом к 2007 г. до 10 %, но план по этому показателю выполнен не был на 1 %. Доля прочих доходов в диапазоне 1,2 — 1,6 % за анализируемый период говорит о том, что даже значительные колебания величины прочих доходов не оказывают существенного влияния на конечный результат.

Из данных структурно-динамического анализа за три года следует, что все показатели, кроме прочих доходов (снижение их составило 2 037 и 2 728 тыс. руб. в 2006 и 2007 гг. соответственно), имели положительную динамику. Совокупные доходы в абсолютном выражении увеличились на 30 427 и на 5 192 тыс. руб., а по сравнению с планом — на 1 006 тыс. руб., темпы прироста составили 4,6, 0,8 и 0,1 % соответственно; валовая прибыль в 2006 г. прибавила 19 021 и 17 388 тыс. руб. при хороших темпах роста в 148 и 129 %. Тем не менее начиная с этого показателя наблюдается невыполнение плановых заданий.

Таблица 1

Состав, структура и динамика показателей прибыли, оценка выполнения плановых показателей, тыс. руб.

Показатель Период Отклонения Темпы прироста, %

2005 г. 2006 г. План 2007 г. 2006 г. 2007 г. от плана 2006 г. 2007 г. от плана

Доходы, всего 655 987 686 414 690 600 691606 30 427 5 192 1 006 4,6 0,8 0,1

Удельный вес, % 100 100 100 100 х х х х х х

Валовая прибыль 39 543 58 564 76 861 75 952 19 021 17 388 -909 48,1 29,7 -1,2

Удельный вес, % 6,0 8,5 11,1 11,0 2,5 2,5 -0,1 х х х

Прибыль от продаж 35 122 54 261 73 761 71 668 19 139 17 407 -2093 54,5 32,1 -2,8

Удельный вес, % 5,4 7,9 10,7 10,4 2,6 2,5 -0,3 х х х

Прочие доходы 7643 11209 11900 9172 3566 -2037 -2728 46,7 -18,2 -22,9

Удельный вес, % 1,2 1,6 1,7 1,3 0,5 -0,3 -0,4 х х х

Прибыль до налогооб- 27877 49542 71587 66758 21665 17216 -4829 77,7 34,8 -6,7

ложения

Удельный вес, % 4,2 7,2 10,4 9,7 3,0 2,4 -0,7 х х х

Чистая (нераспределен- 21 187 37 652 54 406 50 736 16 465 13 084 -3 670 77,7 34,8 -6,7

ная) прибыль

Удельный вес, % 3,2 5,5 7,9 7,3 2,3 1,9 -0,5 х х х

Экономическая рента- 5 8 11 10 3 2 -1 х х х

бельность

Увеличение прибыли от продаж на 19 139 и на 17 407 тыс. руб., или на 54,5 и 32,1 % соответственно, оценивается положительно, однако плановое задание по этому показателю также выполнено не было на 2 093 тыс. руб., или на 2,8 %. Нельзя не обратить внимание на снижение темпов прироста по всем показателям к 2007 г.

Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике многих показателей, за анализируемый период наблюдается спад деловой активности к 2007 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям, а также в невыполнении плановых заданий. Рост в динамике экономической рентабельности говорит о скрытых резервах повышения эффективности использования финансовых и материальных ресурсов предприятия, а следовательно, и об увеличении прибыли.

Остановимся отдельно на динамике и оценке чистой прибыли, которая, как было отмечено, формируется в основном за счет операционной деятельности (табл. 2). За анализируемый период 2006 — 2007 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 77,7 % и 34,8 %, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась на 16465 и на 13084 тыс. руб. соответственно.

При этом темп роста прибыли от реализации был заметно ниже, т. е. 54,5 и 32,1 %, следовательно, прирост чистой прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности — за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 2 526 тыс. руб. в 2006 г. Следует отметить, что несмотря на положительную динамику этого показателя, за три года плановые показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2007 г. составила 50 736 тыс. руб. от запланированной величины 54 406 тыс. руб., что на 3 670 тыс. руб. меньше. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что

изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.

Итак, отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2007 г. от запланированных показателей распределилось следующим образом: 2 093 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 2 736 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль на 1 159 тыс. руб. имело положительное влияние.

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем. Отрицательное действие одних факторов способно снизить или полностью превзойти положительное влияние других. Негативное воздействие факторов следует рассматривать отдельно, устанавливая конкретную причину каждого для определения основных резервов повышения эффективности, разработки предложений, направленных на повышение прибыли.

Выделяют факторы влияния в сфере производства (объем, качество, ассортимент выпускаемой продукции и т. д.), в сфере обращения (реализация, отгрузка, соблюдение договорных условий и т. д.), внутренние факторы, зависящие от хозяйственной деятельности самого предприятия (производительность труда, интенсивность использования производственных ресурсов и др.), а также внешние факторы (демографическая ситуация, темпы инфляции, конъюнктура рынка и др.), воздействие которых неизбежно и не связано с особенностями ведения бизнеса субъекта хозяйствования. В процессе анализа необходимо разграничить влияние внутренних и внешних факторов для объективной оценки степени эффективности хозяйственной деятельности за счет собственных резервов и возможностей.

Поэтому следующим этапом аналитического исследования должно стать определение причин

Таблица 2

Показатели динамики и оценки чистой прибыли, тыс. руб.

Показатель Период Отклонения Темп прироста (снижения), %

2005 г. 2006 г. План 2007 г. 2006 -2005 гг. 2007 -2006 гг. от плана 2005 - 2006 гг. 2006 -2007 гг. к плану

Прибыль от продаж 35 122 54 261 73 761 71 668 19 139 17 407 -2 093 54,5 32,1 -2,8

Сальдо прочих доходов и расходов -7245 -4719 -2174 -4910 2526 -191 -2736 -34,9 4,0 125,9

Налог на прибыль 6 690 11 890 17 181 16 022 5 200 41 32 - 1159 77,7 34,8 -6,7

Чистая (нераспределенная) прибыль 21 187 37 652 54 406 50 736 16 465 1 3084 -3670 77,7 34,8 -6,7

<3 у

3

ю а

а =

:=

Я *

О =

15

а о а

а

о

3 а

0

1 ©

Отклонения в структуре от плана о о* О'О 0,01 -0,2 -0,4 о -0,6 -0,1 1 -0,4

2007 г. -2,5 | но ГЦ -0,01 ГЦ -0,3 -0,3 | ■чТ ГЦ чо о~ сл

2006 г. -2,6 | чо ГЦ -0,04 чо ГЦ с Г"-, сл ГЦ

Удельный вес показателя в выручке от продаж, % 2007 г. 001 88,9 | 11,1 чо о~ 10,5 сл ГЦ сл сл ГЦ ■чТ

План 001 | 88,9 | 11,1 чо 10,7 Г"-, сэ ГЦ 10,4 ио ГЦ оч

2006 г. 001 1 91,3 | Г"-, 00 чо сэ 00 Г"-, ■чТ ГЦ сл

2005 г. 00! 93,9 | чо Г"-, ■чТ ГЦ сл ГЦ сл с сл

Отклонения, % от плана -1,2 -1,2 I -1,2 -0,4 -2,8 -22,9 -6,7 -6,7 | -6,7

2007 г. -1 -1,6 I 29,7 -0,4 32,1 -18,2 -11,6 1 34,8 34,8 I 34,8

2006 г. т 48,1 -2,7 54,5 46,7 о г-'' 77,7 77,7 | 77,7

Отклонения, тыс. руб. от плана -8166 -7257 | -909 чо -2093 -2728 оо -4 829 -1159 | -3 670

2007 г. 7229 -10 159 17 388 сл 17 407 -2037 -1 846 I 17 216 4132 | 13 084

2006 г. 26 861 7 840 | 19 021 -118 19 139 3 566 1 040 I 21 665 5 200 | 16 465

Период 2007 г. 682 434 606 4821 75 952 4284 71 668 9 172 14 082 I 66 758 16 022 | 50 736

План 690 600 1613 7391 76 861 4300 73 761 006 П 14 074 I 71 587 17 181 | 54 406

2006 г. 675 205 616 641| 58 564 4303 54 261 11 209 15 928 | 49 542 | 068 П 37 652

2005 г. 648 344 608 8011 39 543 4421 35 122 7643 14 888 | 27 877 6 690 | 21 187

Показатели Выручка от продаж | Себестоимость продаж | Валовая прибыль Коммерческие и управленческие расходы Прибыль от продаж Прочие доходы | Прочие расходы Прибыль до налогообложения | Налог на прибыль Чистая (нераспределенная) прибыль

снижающейся динамики и недополучения запланированной величины финансово-хозяйственного результата.

Влияние на изменение валовой прибыли объема реализации продукции и себестоимости рассмотрим по абсолютным отклонениям этих показателей. За 2006 год основной прирост валовой прибыли в сумме 26 861 тыс. руб. произошел за счет увеличения выручки от реализации, себестоимость способствовала снижению валовой прибыли на 7 840 тыс. руб. (табл. 3). В 2007 г. ситуация изменилась в сторону снижения себестоимости на 10 159 тыс. руб., и это стало основным фактором роста валовой прибыли. Невыполнение плана по валовой прибыли стало следствием снижения суммы выручки от продаж на 8 166 тыс. руб.

Это не могло не сказаться на остальных показателях прибыли: снижение прибыли от реализации на 2 093 тыс. руб. было предопределено уменьшением количества реализованной продукции. Уменьшение прочих доходов на 2 728 тыс. руб. и рост прочих расходов на 8 тыс. руб. вызвали невыполнение плановых показателей по прибыли до налогообложения на 4 829 тыс. руб. В результате чистая прибыль недополучила 3 670 тыс. руб.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что невыполнение плановых заданий по прибыли объясняется проблемами в сфере сбыта, т. е. имели место внешние факторы, возможно, такие как неблагоприятная рыночная конъюнктура, появление более сильных конкурентов, падение спроса на выпускаемую продукцию и т. п.

Несомненно, положительным фактором является снижение себестоимости, доля которой в выручке от реализации снизилась на 5 %: с 93,9 % в 2005 г. до 88,9 % в 2007 г., как и предусматривалось планом.

Анализ прибыли в аспекте исследования причинно-следственных связей, факторов, оказывающих влияние на формирование как положительных, так и отрицательных тенденций, является обязательной составляющей исследования и важнейшей информационной базой для принятия управленческих решений. В процессе факторного анализа устанавливается зависимость финансово-хозяйственных результатов от самых различных параметров функционирования: производственных и сбытовых расходов, отпускных цен на продукцию (товары, работы, услуги), изменения структуры производства и реализации и т. д.

Для аналитического исследования прибыли рассмотрим следующие факторные модели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последовательность расчетов влияния фактора «цена реализации»

Индекс цен Фактическая выручка от реализации в сопоставимых ценах Прирост выручки от реализации за счет ценового фактора Рентабельность продаж прошлого года, коэф.

/ц= (Ш0+ДЦ%)/100 РП(ц) = РП(1)/ 1ц ДРП(ц) = РП(1)- РП(ц) Rпp= Прп/ РП

■ Влияние фактора «цена реализации»

ДПрп(ц)= ДРП(ц)* Rпp(0) Rпp(0) - рентабельность продаж прошлого года, коэф.

аддитивную (Прп=РП-С-КР-УР) и мультипликативно-аддитивную (Прп=Урп*Ц — Мз — Тз — Аз - КР-УР) модели формирования прибыли от реализации.

Где Прп — прибыль от реализации; РП — объем реализованной продукции в стоимостной оценке; С — себестоимость продукции; КР — коммерческие расходы; УР — управленческие расходы; Vрп

— объем реализованной продукции в натуральном выражении, шт.; Ц — цена единицы продукции; Мз

— материальные затраты; Тз — трудовые затраты; Аз

— начисленная амортизация.

Для расчета влияния каждого фактора воспользуемся методикой, описанной Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой2, расширив модель путем включения в нее факторы второго порядка.

Алгоритм расчета следующий: • определение влияния фактора «цена реализации» требует предварительных уточнений. Необходимо пересчитать выручку текущего года по стоимости базового (прошлого) года, для чего стоимость реализованной продукции отчетного периода делится на индекс цен. Разность между фактической и скорректированной выручкой указывает на ее увеличение за счет ценового фактора. Последовательность расчетов приведена на рисунке;

■ расчет влияния фактора «объем реализованной продукции в натуральном выражении»:

ДП (Урп) = (ДРП — ДРП (ц)) * Rпр (0);

■ расчет влияния фактора «себестоимость»:

ДП (С) = — (ДУД (с) * РП (1)) /100;

■ расчет влияния на прибыль от реализации фактора «коммерческие расходы»:

ДП (КР) = — (ДУД (КР) * РП (1)) /100;

■ расчет влияния на прибыль от реализации фактора «управленческие расходы»:

ДП (УР) = — (ДУД (УР) * РП (1)) /100,

2 Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007. — 368 с.

где ДУД (с) — изменение удельного веса себестоимости в выручке от реализации, %;

ДУД (кр) — изменение удельного веса коммерческих расходов в выручке от реализации, %;

ДУД (ур) — изменение удельного веса управленческих расходов в выручке от реализации, %; ■ расчет влияния на прибыль от реализации факторов второго порядка: материальных, трудовых затрат, начисленной амортизации, прочих расходов:

ДП (з0 = — (ДУД (з0 * РП (1)) /100, где ДУД (з0 — изменение удельного веса каждого элемента затрат в выручке от реализации, %.

Расчеты по описанной методике при условии роста цен на 3,3 % в 2006 г. и на 8,5 % в 2007 г. приведены в табл. 4.

Выручка от реализации в сопоставимых ценах по первому варианту составила 653 635 (675205/1,033) и 628 971 тыс. руб. (682434/1,085). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 21 570 (675205 — 653635) и 53463 тыс. руб. (682 434 — 628 971) в 2006 и 2007гг. соответственно. Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2006 и в 2007 гг.

Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного фактора в выручке от продаж в 2006 г. составил 5291 тыс. руб. (653635 — 648344), а в 2007 г. выручка потеряла 46 234 тыс. руб. за счет снижения количества реализованной продукции. Снижение себестоимости в 2007 г. на 10 159 тыс. руб., таким образом, вызвано в первую очередь падением объемов производства и реализации.

Расчет факторных влияний (табл. 5) указывает на положительное воздействие всех исследуемых

Таблица 4

Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации

Период Изменения Удельный вес показателя в Изменения в

Показатели выручке от продаж, % структуре

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.

Выручка от продаж 648 344 675 205 682 434 26 861 7 229 100 100 100 х х

Выручка от продаж в х 653 635 628 971 -24 664 х х х х х

сопоставимых ценах

Себестоимость продаж 608 801 616 641 606 482 7 840 -10159 93,9 91,3 88,9 -2,6 -2,5

Материальные затраты 421 398 437 815 433 724 16 417 -4091 65,0 64,8 63,6 -0,2 -1,3

Затраты на оплату труда 186 469 177756 170872 -8713 -6884 28,8 26,3 25,0 -2,4 -1,3

Амортизация 762 872 1732 110 860 0,1 0,1 0,3 0,012 0,125

Прочие затраты 172 198 154 26 -44 0,03 0,03 0,02 0,003 -0,007

Коммерческие расходы 1298 1262 1203 -36 -59 0,2 0,2 0,2 -0,013 -0,011

Управленческие 3123 3041 3081 -82 40 0,5 0,5 0,5 -0,031 0,001

расходы

Прибыль от продаж 35122 54261 71668 19139 17407 5,4 8,0 10,5 2,619 2,466

Рентабельность 0,05 0,08 0,11 0,03 0,02 х х х х х

продаж, коэф.

Таблица 5

Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации

Показатель влияния Периоды

2006 г. 2007 г.

Изменение объема продаж 287 -3715

Изменение цены реализации 1168 4296

Изменение себестоимости 17383 16761

проданной продукции

Изменение коммерческих расходов 90 73

Изменение управленческих 211 -7

расходов

Совокупное влияние факторов на 19139 17407

изменение прибыли от продаж

элементов в 2006г. Наибольший прирост прибыли на 17 383 и на 1 168 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости и рост цены реализации. За счет объема продаж, коммерческих и управленческих расходов прибыль увеличилась на 287, 90 и 211 тыс. руб. соответственно. В 2007 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 3 715 тыс. руб.) и роста коммерческих расходов, отрицательное воздействие которых составило 7 тыс. руб.

Общее увеличение прибыли от продаж в 2007 г. было получено за счет снижения себестоимости, коммерческих расходов и роста цены реализации на 16 761, 73 и 4296 тыс. руб. соответственно.

Тем не менее объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат на единицу продукции.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.

Факторы второго порядка (материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются аналогично. Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представлен в табл. 6. За счет более интенсивного использования материальных и трудовых ресурсов прирост прибыли в 2007 г. составил 5 628,4 и 11 955,1 тыс. руб. соответственно. Снижающаяся доля материальных и трудовых затрат и возрастающая доля амортизации в выручке от реализации говорит о повышении производительности труда в результате внедрения новых технических средств.

Описанные алгоритмы расчета факторных моделей применяются при анализе прибыли от продаж однопродуктового производства. В условиях производства и реализации многономенклатурной однотипной продукции результаты по рассмотренной методике могут быть существенно

Таблица 6

Показатели влияния факторов второго порядка на изменение прибыли от реализации

Показатель влияния факторов 2006 г. 2007 г. Изменение

Материальные затраты 1042 5628 4587

Трудовые затраты 16 438 11 955 -4 483

Амортизация -78 -851 -772

Прочие расходы -19 28 47

Баланс факторов 17 383 16 761 -622

искажены, поскольку не учитывается влияние структуры реализованной продукции. Сущность влияния структурных изменений заключается в том, что увеличение объема производства и реализации более рентабельной продукции в общем объеме по сравнению с прошлым анализируемым периодом приводит к росту прибыли.

При активных структурных сдвигах происходит изменение величины, а часто и направленности воздействия факторов.

Для исследования влияния факторов в условиях производства и реализации многих номенклатурных групп продукции можно использовать следующую модель:

П=£ (Урп (общ) *Уда* (Ц - ПрЗО) - ПЗ, где П — прибыль от реализации; Урп (общ) — суммарный объем реализованной продукции по всем номенклатурным группам в натуральном выражении; Ущ — удельный вес каждой номенклатурной группы в общем объеме реализации; Щ — цена единицы продукции по соответствующей номенклатурной группе; ПрЗi — переменные затраты единицы продукции по соответствующей номенклатурной группе; ПЗ — общая сумма постоянных затрат.

Сравним результаты анализа, проведенного по прежним исходным данным при многопродуктовом производстве и реализации.

Приведенные в табл. 7 расчеты по отдельным номенклатурным группам продукции указывают на незначительные изменения в структуре реализации,

которые тем не менее оказали влияние на величину прибыли (количественная оценка будет дана ниже).

Стабильный рост реализации наблюдается только по телекоммуникационному оборудованию: 127, 307, и 422 изделий за исследуемый период. Удельный вес в общем объеме реализации этой номенклатурной группы незначителен и составляет 0,35 % с увеличением доли в последующие периоды до 1,3 и 2,4 %. По другим группам приборов и оборудования идет снижение объема реализации.

Расчет влияния факторов выполняется методом цепных подстановок в последовательности, указанной в табл. 8.

В результате общего снижения объема реализации в натуральном выражении на 12 958 и 5 595 шт. за 2006 и 2007 гг. прибыль от реализации упала на 14 052 и 13 941 тыс. руб. Изменения в структуре реализации привели к увеличению прибыли на 9 819 и на 16 023 тыс. руб. за исследуемые периоды. Ценовой фактор имел положительное влияние в 2006 г, за счет которого прибавление прибыли составило 20 492тыс. руб. и отрицательное воздействие в 2007 г. на4 460 тыс. руб. за счет снижения средневзвешенной цены реализации. Изменения переменных и постоянных затрат способствовало увеличению прибыли.

Рассчитать влияние на изменение прибыли от реализации факторов каждой номенклатурной группы продукции можно при помощи метода долевого участия. Для этого по каждой номенклатурной группе определяется доля прироста в

Таблица 7

Исходные данные для факторного анализа по номенклатурным группам продукции

Показатель Периоды Изменение Доля прироста

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007

Аналитические приборы и установки 500 526 221 26 -305 -0,002 0,054

Удельный вес, % 1,4 2,2 1,2 0,9 -1,0 х х

Цена единицы, руб. 108640 108640 108640 — — х х

Переменные затраты единицы, руб. 103862 103895 100120 33 -3775 -0,004 0,078

Телекоммуникационное оборудование 127 307 422 179 115 -0,014 -0,021

Удельный вес, %. 0,3 1,3 2,4 1,0 1,1 х х

Цена единицы, руб. 980500 1020050 980050 39550 -40000 0,991 1,018

Переменные затраты единицы, руб. 939424 930352 885492 -9071 -44860 1,004 0,922

Навигационное оборудование 35836 22673 17267 -13163 -5406 1,016 0,966

Удельный вес, %. 98,3 96,5 96,4 -1,8 0,0 х х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цена единицы, руб. 13098 13467 14186 369 719 0,009 -0,018

Переменные затраты единицы, руб. 12207 12207 12207 0 0 х х

Общий объем реализованной продукции в натуральном исчислении 36463 23505 17910 -12958 -5595 х х

Средние переменные затраты на единицу продукции 1055 1046 998 -9 -49 х х

Средняя цена по всем ассортиментным группам 1102 1142 1103 40 -39 х х

Постоянные затраты 4421 4303 4284 -118 -19 х х

Прибыль от реализации 35122 54261 71668 19139 17407 х х

Постоянные затраты 4421 4303 4284 -118 -19 х х

Таблица 8

Расчет влияния факторов при многономенклатурном производстве и реализации

Факторные расчеты 2006 2007

Прибыль базовая: П (о) =Х (Урп (общ) (о) *Уд1 (о) * (Щ (о) -ПрЗ1 (о))) — ПЗ (о) 35122 54261

Прибыль условная № 1 П (усл 1) =Х (Урп (общ) (1) *Уд1 (о) * (Щ (о) -ПрЗ1 (о))) — ПЗ (о) 21070 40320

Прибыль условная № 2 П (усл 2) =Х (Урп (общ) (1) *Уд1 (1) * (Щ (о) -ПрЗ1 (о))) — ПЗ (о) 30888 56344

Прибыль условная № 3 П (усл 3) =Х (Урп (общ) (1) *Уд1 (1) * (Щ (1) -ПрЗ1 (о))) — ПЗ (о) 51380 51884

Прибыль условная № 4 П (усл 4) =Х (Урп (общ) (1) *Уд1 (1) * (Щ (1) -ПрЗ1 (1))) — ПЗ (о) 54143 71649

Прибыль отчетная П (1) =Х (Урп (общ) (1) *Уд1 (1) * (Щ (1) -ПрЗ1 (1))) — ПЗ (1) 54261 71668

Изменение прибыли за счет факторов:

Объема реализации в натуральном выражении: П (усл 1) — П (о) -14052 -13941

Изменения структуры реализации: П (усл 2) — П (усл 1) 9819 16023

Цены: П(усл 3) — П (усл 2) 20492 -4460

Переменных затрат: П (усл4) — П (усл 3) 2763 19765

Постоянных затрат: П (1) — П (усл 4) 118 19

Баланс отклонений (сумма всех влияющих факторов) 19139 17407

совокупном изменении объема реализации. Например, доля прироста реализации в натуральном измерении по номенклатурной группе в общем объеме рассчитывается следующим образом: Доля прироста= ДУрп (0 / ДУрп (общ), где ДУрп (0 — изменение объема реализации в натуральном выражении г'-й номенклатурной группы продукции; ДУрп (общ) — общее изменение объема реализации в натуральном выражении по всем номенклатурным группам продукции.

Затем доля прироста по каждой группе умножается на совокупное влияние объемного фактора на прибыль. Это и будет влияние объема реализации каждой номенклатурной группы на изменение прибыли от реализации.

ДП (Урп (0) =Доля прироста* ДП (Урп (общ).

Аналогично рассчитывается влияние на прибыль изменения удельных переменных затрат по каждой группе приборов и оборудования.

Анализ влияния на прибыль в разрезе отдельных товарных позиций показал, что снижение объема реализации по навигационному оборудованию, которое занимает лидирующие позиции в общей реализации (от 98 до 96 %,) на 13 163 и на 5 406 шт., привело к заметному падению прибыли на 14 275 и на 13 469 тыс. руб. за анализируемый период (табл. 9). Именно эта товарная группа определила общее снижение прибыли от реализации за счет влияния объемного фактора.

Основной прирост прибыли за счет переменных затрат (2 773 и 18 231 тыс. руб.) стал результатом эффективного использования ресурсов в производстве телекоммуникационного оборудования. В 2007 г. прибыль увеличилась на 1 534 тыс. руб. за счет снижения удельных затрат по группе аналитических приборов.

Таблица 9

Расчет влияния на прибыль от реализации изменения объема продаж, удельных переменных затрат по номенклатурным группам продукции

Номенклатурные группы Период

Влияние на прибыль от реализации 2006 г. 2007 г.

изменения

Аналитических приборов и установок 26: (-12958) * (-14052) 28 -759

Телекоммуникационного оборудования 179: (-12958) * (-14052) 195 287

Навигационного оборудования — 13163: -14275 -13469

(-12958) * (-14052)

Баланс отклонений -14052 -13941

Влияние на прибыль от реализации изменения переменных

затрат на единицу продукции

Аналитических приборов и установок -10 1534

Телекоммуникационного оборудования 2773 18231

Навигационного оборудования 0 0

Баланс отклонений 2763 19765

Необходимость оценки степени экономической целесообразности структурных изменений вытекает из поиска резервов увеличения прибыли. Анализ величины ставки маржинального дохода в сопоставлении различных номенклатурных групп дает ответ о правильно выбранной стратегии по продвижению одного товара и сокращению объемов производства и реализации по другим ассортиментным группам.

Ставка маржинального дохода характеризует величину маржинального дохода (валовой прибыли) на единицу продукции и определяется:

Ус (мд) = Цед — ПрЗ ед, где Ус (мд) — ставка маржинального дохода; МД — маржинальный доход; Цед — цена единицы продукции; ПрЗед — удельные переменные затраты.

Таблица 10

Определение доходности по ассортиментным группам приборов

Показатель Аналитические приборы Телекоммуникационное оборудование Навигационное оборудование Итого

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Объем 500 526 221 127 307 422 35836 22673 17267 36463 23505 17910

реализации, шт.

Удельный вес, % 1,4 2,2 1,2 0,3 1,3 2,4 98,3 96,5 96,4 100 100 100

Цена единицы, руб. 108640 108640 108640 980500 1020050 980050 13098 13467 14186 х х х

Переменные 103862 103895 100120 939424 930352 885492 12207 12207 12207 х х х

затраты единицы,

руб.

Ставка 4778 4745 8520 41076 89698 94558 891 1260 1979 х х

маржинального

дохода, руб.

Маржинальный 2389 2495 1885 5222 27501 39891 31932 28568 34176 39543 58564 75952

доход, тыс. руб

Удельный вес, % 6,0 4,3 2,5 13,2 47,0 52,5 80,8 48,8 45,0 100 100 100

Норма 4,4 4,4 7,8 4,2 8,8 9,6 6,8 9,4 14,0 х х х

маржинального

дохода, %

Постоянные затраты 4421 4303 4284

Прибыль от реализации 35122 54261 71668

Самую большую доходность за весь период исследования при незначительной доле в общем объеме реализации от 0,3 до 2,4 % имело телекоммуникационное оборудование: ставка маржинального дохода в 2005 г. составила 41 076 тыс. руб., а в 2007 г. — уже 94 558 тыс. руб., рост которой был вызван не ценовым фактором (подъем цены отмечался только в 2006 г., а в 2007 г. цена вернулась к исходной позиции), а сокращением переменных затрат в единице продукции на 9 071 и на 44 860 руб. соответственно.

Наименее доходным видом продукции является навигационное оборудование, но именно на него приходится основной объем производства и реализации — 98 % в 2005 г. и 96 % в 2007 г., при ставке маржинального дохода 1979 тыс. руб. в 2007 г. Как показал анализ прибыли по ассортиментным группам, основной прирост прибыли за

счет навигационного оборудования объясняется количеством реализуемого товара, который почти в 41 раз превышает количество самого доходного телекоммуникационного оборудования.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы: резервом роста прибыли является пересмотр структуры производства и реализации с увеличением доли телекоммуникационного оборудования как наиболее перспективного с точки зрения возможности снижения удельных переменных затрат и цены реализации, а также как наиболее доходного. Обоснование расчетов приведено в табл. 11.

Если увеличить выпуск и реализацию телекоммуникационного оборудования на 500 единиц, а аналитических приборов, к примеру, на 300 единиц, по уровню доходности превышающих

Таблица 11

Расчет возможного варианта структурных изменений в объеме производства и реализации

Показатель Аналитические приборы Телекоммуникационное оборудование Навигационное оборудование Итого

2007 г. План 2007 г. План 2007 г. План 2007 г. План

Объем реализации, шт. 221 521 422 922 17267 16467 17910 17910

Удельный вес, % 1,2 2,9 2,4 5,1 96 91,9 100 100

Цена единицы, руб. 108640 108640 980050 980050 14186 14186 х х

Переменные затраты единицы, руб. 100120 100120 885492 885492 12207 12207 х х

Ставка маржинального дохода, руб. 8520 8520 94558 94558 1979 1979 х

Маржинальный доход, тыс. руб. 1885 4441 39891 87170 34176 32593 75952 124204

Постоянные затраты 4284 4284

Прибыль от реализации 71668 119920

навигационное оборудование, при одновременном снижении выпуска навигационного оборудования на 800 единиц, то прибыль от реализации составит 119 920 тыс. руб., что на 48 252 тыс. руб. больше полученной суммы прибыли в 2007 г. Для примера взяты произвольные значения изменений объемов выпуска и реализации продукции по указанным

Литература

группам оборудования без учета маркетинговых исследований и возможностей сбыта. В целом изменение структуры выпуска и реализации продукции должно быть экономически обосновано как возможностями самого предприятия, так и состоянием потенциальных рынков сбыта, интересами предполагаемых покупателей.

1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 536 с.

2. Бороненкова С. А., МельникМ. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 240 с.

3. Вахрушина М. А. Управленческй анализ: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. — М.: Изд-во «Омега — Л», 2007. - 399 с.

4. Гиляровская Л. Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. — 360 с.

5. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ годовой бухгалтерской отчетности. — М.: ДИС, 2003. — 216 с.

6. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 448 с.

7. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: «Новое знание», 2005. — 651 с.

8. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с.

Не успели оформить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 Е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.