Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОЦЕРКОВЛЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

РАЗЛИЧИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОЦЕРКОВЛЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРОЦЕСС ЖИЗНИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВЫЕ СФЕРЫ / ЦЕЛИ В ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ / MEANING OF LIFE / LIFE PROCESS / EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERES / GOALS IN LIFE / LEVEL OF RELIGIOSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комаров С.А.

Данная работа посвящается теме об особенностях и различиях в эмоционально-волевой сфере молодежи в зависимости различия уровня воцерковления. Целью исследования было выявление различий особенности смысложизненных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES OF SENSITIVE ORIENTATIONS IN THE OUTSTANDING YOUTH

This work is devoted to the topic of the features and differences in the emotional-volitional sphere of youth, depending on the difference in the level of churching. The purpose of the study was to identify differences in the specificity of the meaningful orientations of young people.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОЦЕРКОВЛЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК: 159.9

Комаров С.А. студент 4 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь РАЗЛИЧИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОЦЕРКОВЛЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Аннотация: данная работа посвящается теме об особенностях и различиях в эмоционально-волевой сфере молодежи в зависимости различия уровня воцерковления. Целью исследования было выявление различий особенности смысложизненных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: смысл жизни, процесс жизни, эмоционально -волевые сферы, цели в жизни, уровень религиозности.

Komarov S.A. student

4 course, faculty of psychology Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol DIFFERENCES OF SENSITIVE ORIENTATIONS IN THE OUTSTANDING YOUTH Abstract: This work is devoted to the topic of the features and differences in the emotional-volitional sphere of youth, depending on the difference in the level of churching. The purpose of the study was to identify differences in the specificity of the meaningful orientations of young people.

Key words: meaning of life, life process, emotional and volitional spheres, goals in life, level of religiosity.

Особенности эмоционально-волевых процессов выражаются в самых разнообразных областях жизнедеятельности, выражая влияние на поведение личности. В понятии воли генетически связаны многие вопросы, затрагивающие образования и реализации человеческих действий. Загвоздка свободы ясно изображает цельный нрав психики человека, когда вовсе различные психологические функции спознаются в цельную систему. Волевая сфера определяет всю успешность личностного и профессионального становления. Знание закономерностей протекания психических состояний в значительной мере помогают в решении многих тактических и стратегических задач в различных сферах деятельности [2].

Среди многих препятствий, возникающих при постижении общественно-психологических факторов и психологических особенностей молодежи с разным ярусом религиозной активности, нестандартный интерес представляют такие, которые связаны с конкретизацией научного представления о оглавлении представлений «чувствительные состояния» и

«волевые свойства», с определением психологических факторов, содействующих энергичному включению молодых людей в религиозные группы, с установлением связи между особенностями чувствительно волевой молодых людей и их выбором приобщения к церковной общности.

В нашем исследовании приняло участие 48 респондентов, при помощи анкеты, разработанной Соколовской «Мое отношение к религии», позволяющей выявить степень религиозности личности. Обработка анкеты проводилась с помощью контент-анализа и количественного подсчета баллов за ответы. Максимальное количество баллов - 90. Диапазон баллов от 0 до 90 в процессе анкетирования (анкета «Мое отношение к религии») позволяет произвести дифференциацию общей выборки из 48 человек на три группы в зависимости от степени выраженности религиозного сознания:

1 группа - атеисты, не верующие (0-29 баллов)

2 группа - верующие в пассивной фазе - формально верующие (30-59 баллов)

3 группа - верующие в активной фазе - истинно верующие(60-90 баллов)

Результаты анкетирования дали следующую картину:

1 группа - 4 чел (8,33%)

2 группа - 35 чел (72,92%)

3 группа - 9 чел. (18,75%)

Таким образом, из 48 человек 44 причисляют себя к верующим, при этом степень религиозности среди них различна.

Уровень воцерковлености

80,00% 70,00% 60,00%% 50,00% 40,00% 30,00°% 20,00% 10,00% 0,00%

гр.1

гр.2

гр.3

Рис.1

В дальнейшем после того как мы поделили на 3 группы нам осталось выяснить различаются ли смысложизненные ориентации, среди людей с разным уровнем религиозности. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представляет собой адаптированную русскоязычную версию

вестимого способа «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), сделанного J. S. Crambaugh и L. T. Maholick. Тест смысложизненных ориентаций диагностирует степень осознанности жизни в контекстах прошлого, подлинного и грядущего, а также убеждение человека в том, что он сам может контролировать свою жизнь и что такой контроль допустим. [1].

Результаты исследования смысложизненных ориентаций молодых людей с разной степенью религиозности представлены на рис. 2.

31,78 23,56 19,34

Локус контроль -Жизнь

Локус контроль-Я 1

Результат жизни ■

27,9 32,00

Процесс жизни

32,88

Цель жизни

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00 ■ Атеисты ■ Формально верующие ■ Истинно верующие

Рисунок 2

Интерпретация результатов показывает следующее:

По фактору «Цели в жизни» у молодых людей практически во всех группах фиксируется высокий показатель: в группе неверующих он самый высокий - по данному фактору — 34.28 баллов, о = 5,35; в группе с пассивной религиозностью - 31.4; о = 6, 18, в группе с активной религиозной позицией - 32,88, о= 5,50. Это дозволяет характеризовать испытуемых как довольно целенаправленных людей, имеющих определенные цели в будущем, придающие жизни осознанность, целенаправленность и временную перспективу. Данные результаты естественны для молодежи и определены возрастными особенностями испытуемых всех групп: для данного возрастного этапа молодости естественна высокая степень целеполагания и устремленность в будущее, склонность строить планы и предъявлять свои притязания.

По фактору «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» неверующая молодежь демонстрируют самый низкий показатель по данному фактору выше среднего — 24,14 балла, о = 4,02. Самый высокий показатель у истинно верующих - 32,00 балла, во второй

группе - промежуточное значение - 27,98, что приближено к нижней границе высокого уровня. Результаты показывают, что при наличии больших целей и уровне целеустремленности атеисты данной выборки не в полной мере ощущают интерес и вкус жизни. Высокий балл в группе истинно верующих означает, что, в целом, им свойственна удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом.

Данные по фактору «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» показывает, что все респонденты имеют практически одинаковые средние показатели по данному фактору с тенденцией к высокому показателю - в 1 группе атеистов - 21,92 балла, о = 3,78; во второй группе - 20,46, о= 4,68; в 3 группе - истинно верующих- 22,68, о=3,42, что говорит о том, что пройденный отрезок пути молодежь оценивает как среднепродуктивную и испытывают средние показатели удовлетворенности.

Полученные результаты легко объяснимы. Молодость является только начальной фазой для претворения жизненных планов, достижения целей и самореализации. Поэтому, с одной стороны, молодые люди в силу амбиций не могут сказать, что ничего не добились, с другой стороны, многим из них свойственна неудовлетворенность достигнутым, устремленность к каким-либо целям. При этом самореализация и претворение жизненных планов «локализуются» в будущем.

Отсутствие различий в показателях по трем группам означает и то, что религиозная ориентация не определяет удовлетворенность прожитой частью жизни. Данный фактор не зависит от степени выраженности религиозной ориентации.

Результаты по фактору «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)» показывают, что в группах верующих (как формально, так и истинно верующих) показатели по данному фактору несколько ниже и относятся к среднему уровню (20,78 -во второй и 19,02-в третьей), в то время как у атеистов этот фактор выражен на высоком уровне - и составляет 25,48 балла. Таким образом, молодым людям в разной степени свойственно не только представление о возможности контроля над событиями собственной жизни, но и уверенность в своей способности воплотить цели в жизнь, независимо от складывающихся обстоятельств.

Результаты по фактору «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни» показывают существенное различие в группе атеистов и группах верующих. Можно сделать вывод о том, что атеистам свойственна уверенность в том, что человек горазд контролировать свою жизнь, вольно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также уверенность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю, в то время как для верующих, возможно, свойственно воспринятие обстоятельств как предопределение, контроль жизни происходит со стороны Всевышнего.

Отметим, что показатели у неверующих по данному фактору - 31,78

относится к высокому уровню, в группах с пассивной и активной степенью воцерквленности - соответственно 23,56 и 19,34, что соответствует среднему уровню.

По общему показателю осмысленности жизни молодые люди разных групп имеют средние значения с тенденцией к высоким (103,3 балла - в 1 группе, о = 10,55 , во второй - 98,44 балла, о = 13,35 , в третьей 101, 46 баллов).

Достоверность различий между выборками верующих и неверующих в степени выраженности факторов определялась при помощи 1-критерия Стьюдента.

Таблица 5

Значимость различий факторов в группах верующих и ___ неверующих

№ Субшкала 1 эмп. Уровень значимости р Оценка различий

1 «Цели в жизни». tЭмп = 1.41 р > 0,05. в зоне незначимости

2 «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» tЭмп = 3.37 р < 0,01 в зоне значимости

3 «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» tЭмп = 0.08 р > 0,05 в зоне незначимости

4 «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)» tЭмп = 1.87 р > 0,05. в зоне незначимости

5 «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни». tЭмп = 3.2 р < 0,01 в зоне значимости

Таким образом, результаты математической обработки данных с помощью критерия Стьюдента показывают наличие статистически значимых различий по двум факторам - «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни».

Заключение. Наиболее явные расхождения в смысложизненных ориентациях молодых людей с разной степенью религиозности наблюдаются по факторам «Процесс жизни», «Локус контроля жизни. Управление жизнью.» Применение критерия Стьюдента показывает достоверность различий по данным факторам. Такой фактор, как результат жизни не является значимым для групп с разной степенью религиозности.

Эмпирически выявлено, что в отличие от неверующих и формально верующих для истинно верующих характерно сниженный уровень сознательного контроля жизни. С учетом высокого уровня эмоционально-волевой регуляции, сниженной верой в собственную способность делать

выбор и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими смыслами и ценностями, можно предположить, что жизнь для этих испытуемых скорее представляется как вынужденное следование взятым на себя обязательствам, нежели стремление реализовать собственные мотивы и ценности.

Использованные источники:

1. Леонтьев, Д.А. Тест смысл о жизненных ориентаций (СЖО). / Д.А. Леонтьев М., 2006.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 705 с

УДК: 159.9

Комаров С.А. студент 4 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕНОСТИ ВОЦЕРКОВЛЕНОЙ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация: данная работа посвящается теме об особенностях и различиях в эмоционально-волевой сфере молодежи в зависимости различия уровня воцерковления. Целью исследования было выявление различий особенности волевой сферы личности молодежи

Ключевые слова: волевые особенности, волевые качества, эмоционально - волевые сферы, уровень религиозности.

Komarov S.A. student

4 course, faculty of psychology Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol EMOTIONAL-VOLLEY FEATURES OF THE OUTSTANDING

YOUTH

Abstract: This work is devoted to the topic of the features and differences in the emotional-volitional sphere of youth, depending on the difference in the level of churching. The purpose of the study was to identify the differences in the characteristics of the strong-willed sphere of the personality of youth

Key words: strong - willed features, volitional qualities, emotional -volitional spheres, level of religiosity.

Современные социальные условия требуют способность быстро и эффективно ориентироваться в возникающих ситуациях, концентрироваться на совокупности имеющихся факторов, принимать решения, которые приводят к желаемому результату, что, в свою очередь, предъявляет особые требования к эмоционально-волевым процессам и личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.