Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗИЦИИ НА ПОЛЕ'

РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗИЦИИ НА ПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукашевич Ренат Викторович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Брянцев Артемий Антонович, Фомичев Владимир Дмитриевич, Петренко Яна Сергеевна

Психологические навыки игроков - это важный фактор, значимость которого должен понимать любой спортсмен, желающий добиться успеха. В процессе нашего анализа мы определили различия психологических процессов баскетболистов в зависимости от их игровой позиции, а именно нападающего, защитника и центрового. В качестве объектов исследования мы выбрали 16 баскетболистов-студентов, в состав которых входили 6 нападающих, 6 защитников и 4 центровых. Итоги исследования показывают, что существуют внушительные отличия в психологических навыках баскетболистов в зависимости от их игровой позиции. Кроме того, вдобавок обнаружено, что баскетболисты, которые занимают позицию впереди, обладают более высоким баллом психологических навыков по сравнению с коллегами, которые занимают позицию защиты и центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукашевич Ренат Викторович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Брянцев Артемий Антонович, Фомичев Владимир Дмитриевич, Петренко Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL SKILLS OF BASKETBALL STUDENTS DEPENDING ON THEIR POSITION ON THE FIELD

The psychological skills of the players are an important factor, the importance of which must be understood by any athlete who wishes to succeed. In the course of our analysis, we determined the differences in the psychological processes of basketball players depending on their playing position, namely the attacker, defender and center. As objects of research, we selected 16 basketball students, which included 6 forwards, 6 defenders and 4 centers [2]. The results of the study show that there are impressive differences in the psychological skills of basketball players depending on their playing position [1]. In addition, basketball players in the front position were also found to have a higher psychological skill score than their counterparts in the defense and center positions.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗИЦИИ НА ПОЛЕ»

15.11.2021).

3. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан / Ю.Е. Криводонова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 1(2). - С. 28-31

4. Рациборская О.В. Самоотношение лиц с глубоким нарушением зрения как фактор самореализации / О.В. Рациборская // Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.- Ч 2. - С. 486-488.

5. Решетникова А.В. Особенности жизнестойкости лиц с нарушениями зрения / А.В. Решетникова // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. -2019. - C. 102-104.

6. Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. -Москва : Всерос. о-во слепых; 1988. -91 с.

7. Социально-перцептивные особенности инвалидов по зрению / О.В. Токарь, Н.Г. Баженова, О.П. Степанова, Е.С. Шарыгина, Е.Ю. Шпаковская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/viewid=23608 (дата обращения: 17.11.2021).

REFERENCES

1. Volkova I.A. (2010), Psychology of social adaptation and integration of people with profound visual impairments, dissertation, St. Petersburg.

2. Dubashevskaya E.A. (2017), "Features of self-attitude and interpersonal relationships of people with visual impairment in the context of joint activities", Psychological research, Vol. 10 No. 55, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html (data accessed: 15.11.2021).

3. Krivodonova Yu. E. (2013), "On the question of personal characteristics and adaptation of blind and visually impaired citizens", Samara Scientific Bulletin, Vol. 1(2), pp. 28-31.

4. Ratsiborskaya O.V. (2010), "Self-attitude of persons with profound visual impairment as a factor of self-realization", Ananyev Readings - 2010. Modern Applied Directions and Problems of Psychology: Materials of the Scientific Conference, publishing house S.-Peterb. University, St. Petersburg, Part 2, pp. 486-488.

5. Reshetnikova A.V. (2019), "Features of the resilience of persons with visual impairments", Topical issues of complex rehabilitation and habilitation of disabled people: psychological and pedagogical aspects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg Ural University, pp. 102-104.

6. Silkin L.N. (1988), Psychological support of elementary rehabilitation of the blind, All-Russian Society of the Blind, Moscow.

7. Tokar, O.V., Bazhenova, N.G., Stepanova, O.P., Sharygina, E.S. and Shpakovskaya, E.Y. (2015), "Socio-perceptual features of visually impaired", Modern problems of science and education, No.2-3, available at: https://science-education.ru/ru/article/viewid=23608 (date accessed: 17.11.2021).

Контактная информация: calvaria@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

УДК 796.323.2:159.9

РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗИЦИИ НА ПОЛЕ

Ренат Викторович Лукашевич, студент, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Артемий Антонович Брянцев, студент, Владимир Дмитриевич Фомичев, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Психологические навыки игроков - это важный фактор, значимость которого должен понимать любой спортсмен, желающий добиться успеха. В процессе нашего анализа мы определили

различия психологических процессов баскетболистов в зависимости от их игровой позиции, а именно нападающего, защитника и центрового. В качестве объектов исследования мы выбрали 16 баскетболистов-студентов, в состав которых входили 6 нападающих, 6 защитников и 4 центровых. Итоги исследования показывают, что существуют внушительные отличия в психологических навыках баскетболистов в зависимости от их игровой позиции. Кроме того, вдобавок обнаружено, что баскетболисты, которые занимают позицию впереди, обладают более высоким баллом психологических навыков по сравнению с коллегами, которые занимают позицию защиты и центра.

Ключевые слова: баскетболисты, психологические навыки, игровая позиция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p494-497

DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL SKILLS OF BASKETBALL STUDENTS DEPENDING ON THEIR POSITION ON THE FIELD

Renat Viktorovich Lukashevich, the student, Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Ar-temy Antonovich Bryantsev, the student, Vladimir Dmitrievich Fomichev, the student, Yana Sergeevna Petrenko, the student, Evgeny Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The psychological skills of the players are an important factor, the importance of which must be understood by any athlete who wishes to succeed. In the course of our analysis, we determined the differences in the psychological processes of basketball players depending on their playing position, namely the attacker, defender and center. As objects of research, we selected 16 basketball students, which included 6 forwards, 6 defenders and 4 centers [2]. The results of the study show that there are impressive differences in the psychological skills of basketball players depending on their playing position [1]. In addition, basketball players in the front position were also found to have a higher psychological skill score than their counterparts in the defense and center positions.

Keyword: basketball players, psychological skills, playing position.

ВВЕДЕНИЕ

В любом виде спорта существует множество ситуаций, противоречащих прогнозам. Основываясь на оценке общей подготовленности спортсмена или команды, их противники, которые значительно слабее, побеждают. Это связано с высокой степенью психологической подготовки. На успех спортсмена влияет несколько факторов такие как: физические, технические, тактические и психологические навыки [4, 5]. В соответствии с утверждением о том, что на успех спортсмена влияет фактор устойчивости психи, можно сказать, что не менее 50% успеха в спорте определяется психологическими навыками атлета. Фактически, в таких видах спорта, как гольф, теннис и фигурное катание, влияние психических факторов может достигать 90%. Например, мотивация оказывает значительное влияние на показатели тревожности и тактической эффективности. Кроме того, исследование мотивации Нтуманиса показывает, что с точки зрения предыгровой мотивации нет разницы между индивидуальными и командными видами спорта с точки зрения умственных способностей. Напротив, характеристики каждого игрока на каждой позиции будут иметь определенные различия, и эти различия также будут влиять на выступления спортсмена на площадке. Для баскетболистов каждая игровая позиция имеет различные характеристики. Из них можно выделить: уверенность в себе, мотивацию, самоэффективность и имидж самого спортсмена. Также для баскетболиста важно наблюдение психологических навыков на основе игровой позиции в аспектах агрессивности, дерзости, межличностной пассивности, слабых положительных эмоций и неэффективности. Результаты исследования позволили нам определить различия психологической подготовки спортсменов в зависимости от позиций на площадке.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования проводилось анкетирование совместно с тренерами нескольких баскетбольных команд. Результаты опроса были проанализированы и подсчитаны нашей исследовательской группой. Цель исследования заключалась в выявлении различия психологических процессов у баскетболистов в зависимости от их игровой позиции. Наш опрос состоял из нескольких психологических тестов, таких как: «Опросник Спилбергера», «Бланковый тест ЧХТ», «Опросник Р. Кеттела». Перед анкетированием баскетболисты были кратко проинформированы о цели и значении завершения теста, в кратком изложении было подчеркнуто, что опрос должен быть выполнен честно в соответствии с психологическим состоянием спортсменов. Всего в исследование вошли 16 баскетболистов-студентов, а средний возраст спортсменов составлял 22 года. В зависимости от игровой позиции респонденты были разделены на 6 нападающих, 6 защитников и 4 центровых.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

«Опросник Спилбергера» является информативным способом самооценки уровня ситуативной и личностной тревожности спортсмена. Тест состоит из 40 вопросов, а общий итоговый показатель по каждой из подшкал находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем ниже итоговый показатель, тем ниже уровень тревожности. При выявлении результатов считается, что итоговый показатель ниже 30 баллов означает низкую тревожность, 31-44 балла - умеренная тревожность, 45 и более баллов - высокая. Среди наших респондентов средний итоговый показатель для нападающих составил 37 баллов, для защитников 43, а для центровых 44 балла. Как можно заметить нападающие имеют довольно умеренную тревожность, по сравнению со своими коллегами, итоговый показатель которых находится на границе с высокой тревожностью.

«Бланковый тест ЧХТ» оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности. Тест состоит из 10 разделов, каждый из которых содержит ряд сведений об психологических признаках спортсмена, например такие как: работоспособность, эмоциональная стабильность, доминантность, чувствительность и т.д. Для удобства статистической обработки материалов ЧХТ была применена девятибалльная оценка, чем больше итоговый балл, тем ярче выражены положительные психологические признаки спортсмена. Средний итоговый показатель для нападающих составил 8 баллов, для защитников 7, а для центровых 6 баллов. Из результатов данного теста следует, что нападающим более характерны положительные нервные процессы.

«Опросник Р. Кеттела» помогает выяснить особенности характера и построить профиль личности спортсмена. Тест включает в себя 105 вопросов, направленных на оценку различных факторов испытуемого, например, склонность к риску или робость, напористость или уступчивость, богатое воображение или практичность и т.д. Сочетания этих факторов образуют несколько блоков свойств: коммуникативный, интеллектуальный, эмоциональный и регуляторный. Наибольший интерес при выявлении результата представляют высокие, от 8 и более, и низкие, от 0 до 3, баллы. Средние баллы показывают баланс между двумя противоположными факторами характера спортсмена. В коммуникативном блоке свойств средняя оценка у нападающих составила 8 баллов, у защитников 6, у центровых 5 баллов. В интеллектуальном блоке итоговая средняя оценка у нападающих составила 9 баллов, у защитников 8, у центровых 7 баллов. В эмоциональном и регуляторном блоке свойств средний результат для нападающий составил 7 баллов, для защитников 5, для центровых 4 балла. Результат теста показывает нам, что нападающим более характерно иметь ярко выраженные благоприятные свойства характера лично -сти, по сравнению с защитниками и центровыми.

Результаты нашего исследования показывают, что различия в психологических навыках в зависимости от игровой позиции существуют. Это можно объяснить на практике тем, что форвард обычно обладает большей уверенностью в себе и большей целеустремленностью по сравнению с другими позициями. Во время игры в защите нападающий должен быть полностью сконцентрирован, чтобы он не совершил фола. Любой форвард должен быть умным, потому что эта позиция очень важна во всех аспектах игры. Баскетбольная команда в значительной степени полагается на своего нападающего, и поэтому игрок, занимающий атакующую позицию, должен уметь брать на себя инициативу и ответственность за результат. Как спортивная игра баскетбол является эффективным средством психологической и физиологической подготовки, которое способствует развитию физических и психических качеств спортсменов и обогащает его спортивный опыт.

ВЫВОДЫ

Основываясь на результатах проведённого нами исследования, а также на его анализе, можно сделать вывод, что между баскетболистами есть различия с точки зрения психологических навыков. Игроки на позиции форварда имеют более высокий балл по аспектам мотивации, уверенности в себе, значимости в команде, контроля тревожности, психологической подготовки и концентрации по сравнению с другими позициями. Такое большое различие в уровне психической подготовленности баскетболистов-студентов разных позиций обусловливает необходимость создания специальной системы подготовки, основанной на объективных данных психологического контроля [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Малинаускас Р.К. Особенности формирования психологических навыков в студенческой команде по баскетболу / Р. К. Малинаускас // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 2. - С. 73-81.

2. Андреева Т. А. Современные методики проведения занятий по баскетболу для студентов / Т.А. Андреева // Наука и производство Урала. - 2018. - № 14. - С. 144-147.

3. Показатели готовности тренеров студенческих команд по баскетболу к тренерской деятельности / Е.С. Горовенко, С.А. Семенов, Н.П. Тагирова, О.Н. Галлямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2(180). - С. 92-95.

4. Несмеянов А. А. Баскетбол и питербаскет: медико-психологические и педагогические аспекты / А.А. Несмеянов, А.В. Шабров, В.П. Овчинников. - Санкт-Петербург : ООО "Р-КОПИ", 2020. - 344 с.

5. Бабушкин Г.Д. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям : Учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев. - Саратов : Вузовское образование, 2020. - 213 с.

REFERENCES

1. Malinauskas, R.K. (2009), "Features of the formation of psychological skills in a student basketball team", Physical education of students, No. 2, pp. 73-81.

2. Andreeva, T.A., (2018), "Modern methods of conducting basketball lessons for students", Science and production of the Urals, No. 14, pp. 144-147.

3. Gorovenko, E.S., Semenov, S.A., Tagirova, N.P. and Gallyamova, O.N. (2020), "Indicators of readiness of trainers of student teams in bass-ketball for coaching", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 92-95.

4. Nesmeyanov, A.A., Shabrov, A.V. and Ovchinnikov, V.P. (2020), Basketball andPiterbasket: Medical, Psychological and Pedagogical Aspects, : LLC "R-KOPI", St. Petersburg.

5. Babushkin, G.D. and Yakovlev B.P. (2020), Sports psychology. Psychological methods in the system of training athletes for competitions: Study guide, University education, Saratov.

Контактная информация: renat-ametov00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.