Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ'

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астраух К.А., Андреева И.Н.

Рассматривается актуальное сегодня понятие жизнестойкости в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования различий в выраженности компонентов жизнестойкости у подростков с девиантным и нормативным типами поведения. Установлено, что подростки с девиантным типом поведения различаются на достоверном уровне от сверстников с нормативным поведением по показателям вовлеченности и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астраух К.А., Андреева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES BETWEEN ADOLESCENTS WITH DEVIANT AND NORMATIVE BEHAVIOR IN THE EXPRESSION OF HABILITY AND ITS COMPONENTS

The article deals with the problem of studying the concept of resilience in adolescence, which is relevant today. The results of an empirical study of differences in the severity of hardiness components in adolescents with deviant and normative types of behavior are presented. It has been established that adolescents with a deviant type of behavior differ at a significant level from their peers with normative behavior in terms of involvement and control.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ»

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 Б01 10.52928/2070-1640-2023-39-1-60-63

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

К А. АСТРАУХ, д-р психол. наук, проф. И.Н. АНДРЕЕВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Рассматривается актуальное сегодня понятие жизнестойкости в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования различий в выраженности компонентов жизнестойкости у подростков с девиантным и нормативным типами поведения. Установлено, что подростки с девиантным типом поведения различаются на достоверном уровне от сверстников с нормативным поведением по показателям вовлеченности и контроля.

Ключевые слова: девиантное поведение, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска.

Введение. Общество всегда уделяет особое внимание поведению людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Как правило, в отечественной педагогической литературе девиантное поведение рассматривается на примере трудных детей и подростков, представляющих группу повышенного социального риска [1].

Большей частью девиантное поведение складывается в подростковом возрасте, поскольку на протяжении данного этапа происходит переход ко взрослости. В этот возрастной период преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают молодого человека особенно уязвимым и податливым отрицательным влияниям среды. Соответственно, возникает ряд условий для развития личности в том или ином направлении.

Современный подросток переживает значительное количество стрессогенных ситуаций, обусловленных политическими, информационными и социально-экономическими аспектами жизни общества. Такие обстоятельства зачастую приводят к снижению ощущения стабильности, вследствие этого возникает чувство напряжения. Подростки воспринимают подобного рода ситуации как стрессовые. Но если одни тратят на их разрешение много внутренних ресурсов, то другие могут противостоять стрессовым ситуациям, тем самым проявив свою способность к жизнестойкости. Поэтому на данном этапе развития психологии отмечается повышенный интерес к изучению понятия «жизнестойкость» в подростковом возрасте, а также ее роли в выборе стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

Понятие «жизнестойкость» отражает, с точки зрения С. Мадди, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем его психического здоровья и общего состояния [2].

Выделяется три компонента жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска, которые усиливают, подкрепляют друг друга [3]. Чем больше данных компонентов присутствуют у человека, тем ниже вероятность того, что в ситуации сильного стресса у него проявятся отрицательные соматические или психологические симптомы.

Вовлеченность предполагает убежденность человека в том, что участие в нынешних событиях дают ему возможность найти в жизни что-то действительно стоящее. Люди с развитым данным компонентом умеют получать искреннюю радость от собственной деятельности. Контроль мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес состоянию беспомощности и пассивности. Человеку, наделенному высокоразвитым контролем, свойственны активная жизненная позиция, ощущение, что он самостоятельно, независимо ни от кого, выбирает свой путь и только сам может повлиять на результат происходящего. Компонент принятия риска обозначает готовность действовать без гарантии успеха. Но негативный опыт - это тоже опыт. Такой человек может считать стремление к повседневному комфорту и безопасности скучным, обедняющим жизнь, а действия вопреки трудностям увлекательными и полезными.

Процесс становления жизнестойкости подростков оказывает влияние на их самосознание и систему ценностных ориентаций. Развитие самосознания в этот период предполагает становление его следующих компонентов: самоанализ, рефлексия и стремление к совершенствованию. Все эти аспекты противопоставляются чувству беспомощности, бездеятельности или девиантному поведению (аутоагрессии и агрессии). Проявления жизнестойкости подростков с девиантным типом поведения могут нередко подкрепляться агрессивными действиями, т.к. при недостаточно развитой смысловой сфере эффективные стратегии совладания не осознаются либо не принимаются, а самоутверждение представляется очень важным для подростка. При этом активизируются процессы,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Психология

№ 1(39)

связанные с развитием жизнестойкости: установление самооценки, выработка отношения к трудностям и своим переживаниям по поводу этих трудностей1.

Таким образом, понятие жизнестойкости, которое рассматривается как способность человека контролировать жизненные события и управлять ими, воспринимать трудности как ценный опыт и успешно с ними справляться, используя их как возможность для личностного роста, постепенно выходит на первый план для различного рода исследований, а исследование жизнестойкости в подростковом возрасте особенно актуально.

Основная часть. Цель исследования - сравнить выраженность уровня жизнестойкости (а также ее составляющих: контроля, вовлеченности и приятия риска) у подростков с девиантным и нормативным типами поведения.

Гипотеза исследования - выраженность жизнестойкости (а также ее составляющих) у подростков с нормативным и девиантным типами поведения на достоверном уровне различается.

Методы исследования: организационный (сравнительный), эмпирический (опрос), обработка эмпирических данных (^-критерий Манна-Уитни), интерпретационный (структурный).

Исследование проводилось в ГУО «Средняя школа № 8 г. Орши». В состав выборки вошли подростки в возрасте 13-15 лет (согласно возрастной периодизации жизненного цикла человека А.Г. Ананьева). Общее количество испытуемых - 80 подростков мужского пола.

Для сбора эмпирических данных использовалась методика «Тест жизнестойкости»2 (Salvatore R. Maddi (1984), адаптация: Д. А. Леонтьев, Е.И. Рассказова (2006)).

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования при помощи критерия [/-критерия Манна-Уитни были изучены различия между подростками с девиантным и нормативным типами поведения в выраженности жизнестойкости и ее компонентов. Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица. - Различия между подростками с девиантным и нормативным поведением выраженности жизнестойкости и ее компонентов

Переменная Сумма рангов ^-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

Подростки с девиантным типом поведения Подростки с нормативным типом поведения

Жизнестойкость 1603,50 1636,50 537,50 0,86

Вовлеченность 1357,50 1882,50 783,50 0,00

Контроль 1344,00 1896,00 678,00 0,00

Принятие риска 1498,00 1742,00 524,00 0,19

Из таблицы видно, что выявлены достоверные различия между подростками с девиантным и нормативным поведением по выраженности переменных «вовлеченность» и «контроль», т.к. р < 0,05. Далее сравним медианы показателя вовлеченности у подростков с девиантным и нормативным типами поведения, представленные на ящичной диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1. - Вовлеченность у подростков с девиантным и нормативным типами поведения

1 Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности: автореф. ... канд. пед наук: 19.00.01. - М.: 1984. - 25 с.

2 Методика «Тест жизнестойкости» [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/ 2015/10/20/test-zhiznestoykosti-metodika-s-maddi-adaptatsiya-d-a (дата обращения: 20.12.2022).

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

Согласно рисунку 1, подростки, склонные к девиантному поведению, имеют более низкие показатели вовлеченности, чем подростки с нормативным типом поведения.

Подростки с девиантным типом поведения могут испытывать ощущение непричастности к тому, что происходит вокруг, чувствовать себя ненужными и бесполезными, не способными делать что-то ценное для общества. Это может быть связано с такими факторами, как учебная неуспеваемость, отсутствие уважения или внимания со стороны одноклассников, проблемы во взаимоотношениях с родителями и неспособность управлять собственными эмоциями. В данном случае чувство агрессии по отношению к своему телу, желание протестовать, избегание сложных ситуаций вначале становятся для подростков более простыми и доступными способами со-владания с ситуациями неуспеха. Со временем отстраненность (избегание) становится не только наиболее простым, но и единственно доступным способом совладания и снятия эмоционального напряжения [4].

Для сравнения медиан переменной «контроль» у подростков с девиантным и нормативным поведением рассмотрим данные, представленные на рисунке 2.

Boxplot by Group Variable, контроль 3,2 -.-.—

3,0 ■ ----

2,8 ■ 2,6 ■ 2,4 ■

л, 2,2 ■ r=

О

е- 2,o ■ ----s—

о

* 1,8 ■

1,6 ■

1,4 ■

1,2 ■

1,0 ■ - --

0,8 -'-

дев норм

тип поведения

□ Median

□ 25%-75% X Min-Max

Рисунок 2. - Контроль у подростков с девиантным и нормативным типами поведения

Согласно рисунку 2, подростки с нормативным типом поведения характеризуются большей выраженностью контроля, чем подростки с девиантным типом поведения.

Установлено, что в большинстве случаев подростки с девиантным поведением имеют следующие особенности личности: недостаточность аффективно-волевой сферы, психическая неустойчивость, низкий волевой контроль эмоциональных реакций. Многим из них свойственны частые аффективные вспышки, агрессивность, склонность к риску, стремление к самоутверждению через антиобщественные действия. Как результат, такие черты личности способствуют развитию низкого самоконтроля и контроля в целом. При этом подростковый возраст является наиболее уязвимым к воздействию внешних факторов на самого субъекта.

Низкий контроль способствует использованию особого вида копинг-стратегий, который характеризуется избеганием проблем в целом. По результатам проведенного ранее исследования подростки с девиантным типом поведения чаще используют копинг-стратегию избегания проблем, чем подростки с нормативным типом поведения3.

Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют, что значимые различия по выраженности переменных «жизнестойкость» и «принятие риска» между подростками с девиантным и нормативным типами поведения не выявлены, т.к. р > 0,05.

Заключение. В результате проведенного эмпирического исследования в выраженности жизнестойкости между подростками с девиантным и нормативным типами поведения были получены следующие результаты. Выявлены значимые различия между подростками с нормативным и девиантным типами поведения по показателям компонентов жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль». Подростки с девиантным типом поведения на достоверном уровне отличаются от их сверстников с нормативным типом поведения меньшей выраженностью

3 Астраух К.А. Особенности эмоциональной сферы личности подростков с девиантным и нормативным поведением [Электронный ресурс] // Векторы психологии: сопровождение личности и обеспечение ее психологической безопасности в условиях социально-цифровой среды: материалы IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / г. Гомель (28 июня 2022 г.). -URL: http://conference.gsu.by (дата обращения: 29.03.2023).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Психология

№ 1(39)

данных показателей. Значимые различия по выраженности переменных «жизнестойкость» и «принятие риска» между подростками с девиантным и нормативным поведением не выявлены , т.к. p > 0,05.

Таким образом, гипотеза, что подростки с девиантным типом поведения отличаются от подростков с противоположным типом поведения по выраженности уровня жизнестойкости и ее компонентов, подтвердилась частично.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исходя из полученных результатов, был разработан ряд рекомендаций для подростков по развитиям навыков жизнестойкости и ее компонентов:

1. Воспринимайте возникшую проблему как возможность для роста. Для того чтобы развить это качество, необходимо задавать себе вопрос: «Чему я могу научиться в этой ситуации?»

2. Сфокусируйтесь на том, что вы можете контролировать. Вместе с пониманием того, что сложившаяся ситуация поддается контролю, возвращается способность планировать, а это дает гарантию на успех.

3. Принимайте то, что происходит. Важно это осознать, не пытаясь отрицать очевидное. Принять боль -не значит сдаться.

4. Не бойтесь просить о помощи. Близкие люди способны поддержать и дать совет, если он необходим.

5. Развивайте гибкость и адаптивность к различным ситуациям.

6. Сосредоточьтесь на том, что может быть по другую сторону ситуации. Когда вы расстроены, то зачастую видите только недостатки или плохую сторону происходящего. Попробуйте сместить акцент внимания и рассмотреть что-то хорошее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. - СПб.: Питер, 1993. - С. 272.

2. Шукшина Л.В. Жизнестойкость и самоуважение как предикторы мотивации достижения успеха у подростков // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 1. - С. 462-477.

3. Одинцова М.А. Программа психологического сопровождения юношей и девушек «Жизнестойкость и жизнетворче-ство». - М.: Науч. технологии, 2014. - С. 63.

4. Федотова В.А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России // Рос. психол. журн. - 2020. -Т. 17, № 1. - С. 74-91.

Поступила 05.05.2023

DIFFERENCES BETWEEN ADOLESCENTS WITH DEVIANT AND NORMATIVE BEHAVIOR IN THE EXPRESSION OF HABILITY AND ITS COMPONENTS

K. ASTRAUKH, I. ANDREYEVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article deals with the problem of studying the concept of resilience in adolescence, which is relevant today. The results of an empirical study of differences in the severity of hardiness components in adolescents with deviant and normative types of behavior are presented. It has been established that adolescents with a deviant type of behavior differ at a significant level from their peers with normative behavior in terms of involvement and control.

Keywords: deviant behavior, resilience, engagement, control, risk taking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.