Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Продовикова А.Г., Булычева М.С.

Исследовались особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения в связи с академической мотивацией. В исследовании приняли участие 100 чел. юношеского возраста: 50 из них характеризовались девиантным поведением и 50 - нормативным. Выявлено, что лица с девиантным поведением имеют значительно более высокие показатели субъективного отчуждения и не обнаруживают различий в жизнестойкости с лицами с нормативным поведением. Для них в большей мере характерна внешняя форма мотивации и в меньшей - внутренние формы, что указывает на низкий интерес к учебной деятельности и низкую вовлеченность в нее. Установлено, что в обеих группах показатели жизнестойкости образуют обратные связи с показателями субъективного отчуждения. В группе лиц с девиантным поведением показатели жизнестойкости не образуют значимых корреляций со шкалами академической мотивации. А в группе лиц с нормативным поведением выявлены значимые тесные прямые связи между показателями жизнестойкости и познавательной мотивацией, мотивацией достижений и мотивацией саморазвития. Показатели субъективного отчуждения образуют отрицательные связи со шкалами академической мотивации, соответствующими внутренней форме, и положительные связи с внешней формой мотивации, причем эти связи более выражены в группе лиц с нормативным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Продовикова А.Г., Булычева М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RESILIENCE AND SUBJECTIVE ALIENATION IN YOUNG PEOPLE WITH DEVIANT BEHAVIOR

The features of resilience and subjective alienation in connection with academic motivation were investigated. The study involved 100 young people: 50 of them were characterized by deviant behavior and 50 - normative. It was revealed that persons with deviant behavior have significantly higher rates of subjective alienation and do not show differences in resilience with persons with normative behavior. They are more characterized by an external form of motivation and less by an internal form, which indicates a low interest in learning activities and low involvement in it. It was found that in both groups, indicators of resilience form negative correlation with indicators of subjective alienation. In the group of people with deviant behavior, the indicators of resilience do not form significant correlations with the scales of academic motivation. And in the group of people with normative behavior, significant strong positive correlation between indicators of resilience and cognitive motivation, achievement motivation and selfdevelopment motivation were revealed. Indicators of subjective alienation form negative correlations with the scales of academic motivation corresponding to the internal form, and positive correlations with the external form of motivation. Moreover, these correlations are more pronounced in the group of people with normative behavior.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159.922.8:316.624

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

А.Г. Продовикова, М.С. Булычева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Исследовались особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения в связи с академической мотивацией. В исследовании приняли участие 100 чел. юношеского возраста: 50 из них характеризовались девиантным поведением и 50 - нормативным. Выявлено, что лица с девиантным поведением имеют значительно более высокие показатели субъективного отчуждения и не обнаруживают различий в жизнестойкости с лицами с нормативным поведением. Для них в большей мере характерна внешняя форма мотивации и в меньшей - внутренние формы, что указывает на низкий интерес к учебной деятельности и низкую вовлеченность в нее. Установлено, что в обеих группах показатели жизнестойкости образуют обратные связи с показателями субъективного отчуждения. В группе лиц с девиантным поведением показатели жизнестойкости не образуют значимых корреляций со шкалами академической мотивации. А в группе лиц с нормативным поведением выявлены значимые тесные прямые связи между показателями жизнестойкости и познавательной мотивацией, мотивацией достижений и мотивацией саморазвития. Показатели субъективного отчуждения образуют отрицательные связи со шкалами академической мотивации, соответствующими внутренней форме, и положительные связи с внешней формой мотивации, причем эти связи более выражены в группе лиц с нормативным поведением.

Ключевые слова: жизнестойкость, субъективное отчуждение, академическая мотивация, девиантные юноши и девушки.

Актуальность данной работы обусловлена ростом числа и форм девиантного поведения среди лиц юношеского возраста. В частности, 2021 г. отмечен ростом таких форм девиантного по-

© Продовикова А.Г., Булычева М.С., 2022

ведения, как кибербуллинг (в третьем квартале 2021 г. отмечен рост более чем на 30 %, по сравнению со вторым кварталом) [1], суицидальной активности (за первое полугодие 2021 г. в стране было зафиксировано на 43 % больше самоубийств среди несовершеннолетних, чем в 2020 г.) [2], преступности экстремистского характера, совершенных лицами юношеского возраста (за первые 8 месяцев 2021 г. отмечен рост более, чем на 30 %) [3]. Поэтому необходимо исследовать личностные качества, препятствующих возникновению и развитию различных форм девиа-нтного поведения. Исследователи сходятся во мнении, что одним из таких качеств является жизнестойкость [4-6].

Ввиду специфики современной реальности мы можем наблюдать противоречие: с одной стороны, возрастает необходимость в развитии жизнестойкости ввиду стрессогенности современной жизни, а с другой - распространение цифровых технологий приводит к росту субъективного отчуждения, что является барьером для формирования жизнестойкости. Отметим, что проникновение информационных технологий в молодежную среду составляет 99 % [7].

Актуальность исследования жизнестойкости в связи с субъективным отчуждением у молодежи обусловлена также ростом исследовательского интереса к проблеме жизнестойкости личности [4-6, 8]. Согласно концепции жизнестойкости С. Мадди, жизнестойкость целесообразно изучать вместе с субъективным отчуждением.

Теоретико-методологическими основаниями нашей работы выступают теория жизнестойкости С. Кобейса, С. Мадди [4-6], теория субъективного отчуждения С. Мадди [9], интегративная модель мотивации учебной деятельности Т.О. Гордеевой [10].

По С. Мадди субъективное отчуждение человек может транслировать в разных сферах: общество, учеба, межличностные отношения, семья и отношение к себе [9]. Е.Н. Осин отмечает возрастающий в науке интерес к осмыслению проблемы отчуждения в образовании [11]. Поэтому помимо изучения особенностей жизнестойкости и субъективного отчуждения, мы еще исследовали связь отчуждения с учебной мотивацией учащихся.

Определим основные понятия. Жизнестойкость - система представлений о себе и мире, способствующая успешной адаптации, повышению физического и психического здоровья [6]. Субъективное отчуждение - форма переживания смыслоутраты, проявляющаяся в утрате ценности и важности когнитивной, эмоциональной и поведенческой вовлеченности во все сферы жизнедеятельности [9]. Учебная мотивация - многомерная структура, в основе которой лежат как осознаваемые, так и неосознаваемые причины осуществляемой учебной деятельности, за которыми, в свою очередь, стоят определенные потребности и ценности обучающегося [10].

Цель исследования: выявить особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиа-нтным поведением.

Гипотезы исследования:

1. Юношам и девушкам с девиантным поведением присущи более низкие показатели жизнестойкости и учебной мотивации, а также более высокий уровень субъективного отчуждения, по сравнению с юношами и девушками с нормативным поведением;

2. Существуют взаимосвязи между показателями жизнестойкости, субъективного отчуждения и учебной мотивации у лиц юношеского возраста с девиантным поведением: чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатель жизнестойкости; чем выше показатели жизнестойкости, тем выше показатели учебной мотивации; чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатели учебной мотивации.

Участники исследования. Всего в исследовании приняло участие 100 человек. По признаку наличия/отсутствия девиантного поведения испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли 50 респондентов (27 юношей и 23 девушки, ср. возраст - 16,9) с девиантным поведением, обучающиеся в КГБОУСУВУ «Уральское подворье», г. Пермь. Вторую группу составили 50 респондентов (24 юношей и 26 девушки, ср. возраст - 17,2) с нормативным поведением, обучающиеся в МАОУ СОШ № 133, г. Пермь. При делении испытуемых на группы учитывались результаты диагностики по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

В исследовании использовались следующие методики:

1. «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой) позволяет оценить особенности жизнестойкости;

2. «Опросник субъективного отчуждения» (С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина) предназначен для исследования особенностей субъективного отчуждения;

3. «Шкалы академической мотивации школьников» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.В. Гижицкий, Т.К. Гавриченкова) нацелены на выявление типов внешней и внутренней учебной мотивации и амотивацию [12].

Статистический анализ. Использовались методы описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова, сравнительный анализ Т-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни (в зависимости от характера распределения данных), корреляционный анализ по Спирмену.

Полученные результаты и их обсуждение. У обучающихся юношеского возраста с девиантным поведением в структуре жизнестойкости диагностированы низкие значения по показателям вовлеченности (М = 17,6) и контроля (Мо = 12). Все показатели «Опросника субъективного отчуждения» (кроме «Отчуждения от себя» и «Авантюризма») находятся на границе «нормы». Показатели, полученные по методике «Шкалы академической мотивации школьников», свидетельствуют о сниженной мотивации девиантов к обучению. В частности, средние значения по шкалам «Познавательная мотивация» (М = 10,9), «Мотивация достижений» (М = 9,8), «Мотивация саморазвития» (М = 10,8) «Мотивация самоуважения» (М = 10,9) существенно отклоняются от нормы. Показатели интроецированной мотивации и экстернальной мотивации остаются в рамках нормы.

Перейдем к рассмотрению результатов в группе лиц юношеского возраста с нормативным поведением. По методике «Тест жизнестойкости» показатель «вовлеченности» у испытуемых несколько ниже нормы (М = 17,8). Среднестатистические показатели субъективного отчуждения у данной группы находятся в пределах «нормы». По «Шкалам академической мотивации школьников» выявлено, что мотивация к учебной деятельности у испытуемых в целом сформирована. Однако отметим, что 233

«Познавательная мотивация» (Мо = 12) снижена. Также видно, что внутренние формы мотивации развиты в большей мере, чем внешние, что является хорошим результатом.

Сравнительный анализ с использованием Т-критерия Стью-дента выявил значимые различия по шкалам «Отчуждение от учебы» (p < 0,001), «Отчуждение от семьи» (p < 0,01), «Вегета-тивность» (p < 0,01), «Авантюризм» (p < 0,001), «Общий показатель отчуждения» (p < 0,05). Таким образом, показатели субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиантным поведением в значительной степени выше общего показателя отчуждения на нормативной группе выборки.

Сравнительный анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни обнаружил значимые различия между группами испытуемых по шкалам «Познавательная мотивация» (p < 0,05), «Мотивация достижений» (p < 0,05), «Мотивация саморазвития» (p < 0,001) «Мотивация самоуважения» (p < 0,05), «Экстерналь-ная мотивация» (p < 0,05) и «Амотивация» (p < 0,05). Для испытуемых с девиантным поведением в большей мере характерна внешняя форма мотивации и в меньшей - внутренние формы, что указывает на низкий интерес к учебной деятельности и низкую вовлеченность в нее.

Отметим, что по показателям жизнестойкости между группами испытуемых с нормативным и девиантным поведением значимых различий выявлено не было.

Корреляционный анализ данных в группе испытуемых юношеского возраста с девиантным поведением выявил обратные средние по силе связи между показателями жизнестойкости и субъективного отчуждения. Наиболее сильные связи выявлены между «Общим показателем жизнестойкости» и «Отчуждением от семьи» (г = -0,418, р < 0,01) и «Отчуждением от себя» (г = -0,491, р < 0,01), а также между «Общим показателем жизнестойкости» и такими формами отчуждения, как «Вегетатив-ность» (г = -0,362, р < 0,01) и «Бессилие» (г = -0,378, р < 0,01). Тесная связь выявлена между «Общим показателем отчуждения» и «Принятием риска» (компонентом жизнестойкости, г = -0,471, р < 0,01).

«Отчуждение от учебы» образует средние по силе отрицательные связи со шкалами академической мотивации: «Познава-

тельная мотивация» (г = -0,304, р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (г = -0,307, р < 0,01), «Мотивация достижений» (г = -0,370, р < 0,01). Шкала из методики «Опросника субъективного отчуждения» образует прямые связи средней силы со шкалами «Экстернальная мотивация» (г = 0,318, р < 0,01) и «Ин-троецированная мотивация» (г = 0,365, р < 0,01). То есть, чем более ярко у респондентов выражены внутренние типы мотивации (выраженность мотивов познания, достижения, а также саморазвития), тем ниже его показатель субъективного отчуждения от учебы.

Обратимся к результатам корреляционного анализа в группе испытуемых юношеского возраста с нормативным поведением. Были выявлены прямые связи средней силы между всеми показателями жизнестойкости и шкалами академической мотивации «Познавательная мотивация» (р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (р < 0,01), «Мотивация достижений» (р < 0,01). Кроме того, обнаружены обратные связи средней силы между всеми показателями жизнестойкости и «Экстернальной мотивацией» (р < 0,01) и «Амотивацией» (р < 0,01). «Общий показатель отчуждения» образует обратные корреляции с всеми показателями жизнестойкости - «Вовлеченностью» (г = -0,755, р < 0,01), «Жизнестойкостью» (г = -0,717, р < 0,01), «Контролем» (г = -0,602, р < 0,01), «Принятием риска» (г = -0,605, р < 0,01). Кроме того «Общий показатель отчуждения» имеет обратные связи средней силы со шкалами мотивации «Познавательная мотивация» (г = -0,657, р < 0,01), «Мотивация достижений» (г = -0,609, р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (г = -0,578, р < 0,01), «Мотивация самоуважения» (г = -0,418, р < 0,01). Большое количество связей может свидетельствовать о том, что потребность в активации жизнестойкости, как психологического ресурса, для преодоления сложностей в обучении, для достижения больших результатов у испытуемых с нормативным поведением возникает чаще. Соответственно, мы можем предположить о более высокой значимости учебы, успеваемости, в целом умственного труда, для этой группы испытуемых по сравнению с лицами, демонстрирующими девиантное поведение. Интересно, что в группе испытуемых юношеского возраста с девиантным

поведением связей между жизнестойкостью и учебной мотивацией выявлено не было.

Выводы:

1. Выявлено, что испытуемым юношеского возраста с де-виантным поведением присущи более низкие показатели учебной мотивации и более высокий уровень субъективного отчуждения, по сравнению испытуемыми с нормативным поведением. Однако значимых различий в показателях жизнестойкости выявлено не было. Первая гипотеза подтверждена частично.

2. В группе лиц с девиантным поведением существуют значимые обратные корреляционные связи: между жизнестойкостью и субъективным отчуждением (чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатель жизнестойкости); между субъективным отчуждением и учебной мотивацией (чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатели учебной мотивации). Однако не было выявлено значимых связей между показателями жизнестойкости и учебной мотивацией. Вторая гипотеза подтверждена частично.

3. В группе лиц с нормативным поведением имеются значимые сильные прямые связи между показателями жизнестойкости и познавательной мотивацией, мотивацией достижений и мотивацией саморазвития. Показатели субъективного отчуждения образуют отрицательные связи со шкалами академической мотивации школьников, соответствующими внутренней форме, и положительные связи с внешней формой мотивации, причем этих связей больше, и они выше по силе в группе лиц с нормативным поведением.

Библиографический список

1. Костенко Я. Нужно подумать об ужесточении ответственности за кибербуллинг // Газета.т. 2021. 11 нояб. URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/11/11/14192821.shtml (дата обращения: 10.01.2022).

2. В 2021 году выросло число подростковых суицидов и преступлений против детей в России // Chips Journal. 2021. 2 дек. URL: https://chips-journal.ru/news/vyroslo-cislo-prestuplenij-protiv-dete (дата обращения: 10.01.2022).

3. В МВД заявили о росте числа экстремистских преступлений // РИА Новости. 2021. 27 сент. URL: https://ria.ru/20210927/ prestupleniya-1751982227.html (дата обращения: 10.01.2022).

4. Закерничная Н.В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях // Записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11, № 5. С. 61-66. DOI: https://doi.org/10.21209/2542-0089-2016-11-5-61-66

5. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: МШ У: Прометей, 2012. 152 с.

6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость и ее диагностика. М.: Смысл, 2016. 160 с.

7. Мартышенко С.Н. Влияние интернета на формирование коммуникационной среды современной молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30).

С. 185-189. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0044

8. Лазарева Ю.В., Говендяева А.А. Особенности жизнестойкости и склонности к девиантному поведению в юношеском возрасте // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2021. № 2(28). С. 447-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.42

9. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 217 с.

10. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 444 с.

11. Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. С. 57-74. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200406

12. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 2. C. 65-74. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220206

FEATURES OF RESILIENCE AND SUBJECTIVE ALIENATION IN YOUNG PEOPLE WITH DEVIANT BEHAVIOR

A.G. Prodovikova, M.S. Bulycheva

Perm State University

The features of resilience and subjective alienation in connection with academic motivation were investigated. The study involved 100 young people: 50 of them were characterized by deviant behavior and 50 - normative.

It was revealed that persons with deviant behavior have significantly higher rates of subjective alienation and do not show differences in resilience with persons with normative behavior. They are more characterized by an external form of motivation and less by an internal form, which indicates a low interest in learning activities and low involvement in it. It was found that in both groups, indicators of resilience form negative correlation with indicators of subjective alienation. In the group of people with deviant behavior, the indicators of resilience do not form significant correlations with the scales of academic motivation. And in the group of people with normative behavior, significant strong positive correlation between indicators of resilience and cognitive motivation, achievement motivation and self-development motivation were revealed. Indicators of subjective alienation form negative correlations with the scales of academic motivation corresponding to the internal form, and positive correlations with the external form of motivation. Moreover, these correlations are more pronounced in the group of people with normative behavior.

Keywords: resilience, subjective alienation, academic motivation, deviant adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.