Научная статья на тему 'Различие профиля аутистических расстройств у детей в зависимости от характеристик семьи'

Различие профиля аутистических расстройств у детей в зависимости от характеристик семьи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фесенко Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различие профиля аутистических расстройств у детей в зависимости от характеристик семьи»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 743

различие профиля аутистических расстройств у детей в зависимости от характеристик семьи

Фесенко Н.К.

Научный руководитель: д.м.н., доцент Гречаный С.В.

Клиника СПБГПМУ

Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: исследование воспитательной установки родителей и типов родительских взаимоотношений в семьях детей-аутистов — практически важная задача, имеющая отношение к содержанию реабилитационной работы и семейной психотерапии.

Цель исследования: проследить взаимосвязь между выраженностью различных проявлений аутистических расстройств, типами воспитания и семейными взаимоотношениями.

Материалы и методы: 45 детей с диагнозом «Первазивные расстройства развития» (F 84) 3-17 лет. Методы: методика АТЕС [3], опросник «Анализ семейных взаимоотношений» [2], опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» [1]. Статистическая обработка: критерий х2, t-критерий Стьюдента, критерий U Манна-Уитни.

Результаты: показано, что большая часть пациентов (38 чел.) имеет легкую и умеренную степень тяжести ауститических расстройств. Выявлено, что достоверно чаще встречались такие характеристики воспитания, как гипопротекция, гипопротекция и потворствование (противоречивый профиль). Указанные характеристики были одинаково распространены в младшей и старшей возрастной подгруппе пациентов. Среднее значение шкалы семейной сплоченности соответствовало разобщенному уровню семейных взаимоотношений, а средне значение семейной адаптации — ригидному уровню. Изучение взаимосвязь между шкалами тяжести аутизма и типами воспитания показало, что при наличии потворствующей воспитательной позиции, а также чрезмерности запретов и санкций отмечаются достоверно более низкий рейтинговый балл шкалы «Сенсорные навыки и познавательные способности». При игнорировании потребностей отмечалась более выраженная социализация детей.

Выводы: результаты исследования выявили преобладающий профиль аутистических проявлений у детей с различными типами воспитательной позиции родителей. Интеллектуальное развитие и социализация ребенка-аутиста, имеющего объективные трудности с осмыслением предметов и явлений окружающего мира, во многом, зависит от востребованности когнитивных навыков ближайшим ребенку взрослым окружением, что в конечном счете имеет отношение к способности предъявлять сформированные знания. Литература

1. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. изд.2-е испр. и доп. СПб.: Речь, 2010. С.52-62.

2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд.3-е. СПб: Речь, 2007. С. 73-90.

3. Geier D., Kern J.K., Geier M. A Comparison of the Autism Treatment Evaluation Checklist (ATEC) and the Childhood Autism Rating Scale (CARS) for the Quantitative Evaluation of Autism. Journal of mental health research in intellectual disabilities 2013. Vol. 6 (4). P. 255-267.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.