УДК 711.4-163
РАЗГРУЗОЧНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ КАК ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ
ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Байбулатова А.С., студент группы 13ГрСтр(ба)ГрПр, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: raeneris@gmail.com
Мубаракшина М.М., доцент кафедры архитектуры, Оренбургский государственный
университет, Оренбург
e-mail:madena.ru@yandex.ru
Транспортная система является одним из наиболее важных факторов в организации городской среды. Улично-дорожная сеть формируется как целостная система, определяемая общей планировочной структурой, размерами города и взаиморасположения его частей. Предварительный анализ и исследования городских территорий выявили ряд недостатков в транспортной организации города Оренбурга. В настоящее время необходимо провести комплексную перепланировку транспортной системы, согласно современным нормам обеспеченности граждан личным транспортом, в соответствии с новыми технологиями и нормативами качества, сохранив при этом систему общественного транспорта и сделав безопасной систему пешеходного движения. Актуальность исследования объясняется важностью ресурса времени при пользовании наземным транспортом, обеспечения ее безопасности и комфортности.
Ключевые слова: система магистралей и транспорта, транспортная площадь, многоуровневая развязка, пешеходные связи.
Улично-дорожная сеть и городской транспорт определяют обеспечение движения населения и грузов. Вместе они формируют транспортную инфраструктуру города, которая решает комплекс сложнейших городских задач обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения городского транспорта и пешеходов между отдельными частями города, размещение инженерных сетей, создание композиционных осей и центров пространственного построения города.
Внутригородская транспортная система Оренбурга образована дорогами, проездами, магистралями общегородского значения непрерывного и регулируемого движения. Сложившаяся транспортная система города порождает огромное число взаимосвязанных между собой социальных, технико-экономических, экологических и санитарно-гигиенических и многих других проблем. Этому способствует и резкий рост автомобилизации как общественного, так и индивидуального транспорта.
Градостроительные мероприятия по реконструкции городских магистралей заключаются в расширении, перепланировке существующих проспектов, развязке пересекающихся потоков транспорта в разных уровнях, разобщении городского движения (транспорта и пешеходов), организации велосипедных дорожек и улучшении качества дорожных покрытий.
Предпроектный анализ стратегического синтеза автомобильных дорог города раскрыл как проблемы, так и потенциал транспортной сети.
Выявленные проблемы - это нехватка транспортных развязок, хаотичная парковка транспорта, плохое состояние асфальтового покрытия городских дорог, недостаток поперечных улиц, соединяющих основные магистрали, высокий износ городских инженерных коммуникаций, отсутствие системы ливневой канализации.
Потенциал заключается в реконструкции городских улиц с их расширением, строительстве подземных пешеходных переходов, приведение технологических параметров
управления на основных пересечениях городских улиц к реальной интенсивности транспорта. Необходимо создание системы парковок, обеспечение безопасных условий для движения пешеходов, оборудование сети велосипедных дорожек, зон для передвижения пешеходов на роликах, сигвеях и других подобных видах передвижения. Важной частью является строительство многоуровневых транспортных развязок на магистральных улицах и транспортных кольцах [4].
Согласно генеральному плану города на расчетный срок до 2030 года представленному на рисунке 1, предлагается замкнуть систему транспорта в так называемое «кольцо», «пробивая» улицу Степана Разина в Южную часть города через реку Урал. Помимо этого, предполагается проектирование большого количества многоуровневых транспортных развязок и создание еще одного автомобильного моста через р. Урал.
Из локальных проблем, самыми насущными, по-прежнему остаются улицы Чкалова-Ленинская, ул. Терешковой, ул. 8-го Марта, Постникова, Чичерина, проспект Победы и улица Шевченко, как показано на рисунке 2.
Рисунок 1 - Схема магистралей и Рисунок 2 - Схема существующего
транспорта Генерального плана положения системы магистралей и
транспорта с предлагаемыми развязками
Для определения наиболее проблемных ситуаций на пересечениях улиц был проделан анализ онлайн карт транспорта города. Благодаря статистике ресурса были выявлены наиболее проблемные места, изображенные на рисунках 3 и 4, решение которых улучшило бы существующее положение системы магистралей и транспорта.
карт
Рисунок 3 - Анализ проблем транспортной системы посредством мониторинга онлайн
Рисунок 4 - Анализ слежения развития систем магистралей и транспорта
Для детального рассмотрения проблемы было выбрано пересечение улицы Шевченко и проспекта Победы. Оценивая положение проектируемой территории в структуре города, которое представлено на рисунке 5, можно сделать вывод, что территория находится практически в геометрическом центре города, что еще в большей степени увеличивает «нагрузку» этого узла.
Рисунок 5 - Схема размещения проектируемой территории в структуре города
Пути решения транспортной проблемы несомненно должны носить комплексный характер. К примеру, чтобы расширить проспект Победы в 2013 году, понадобилось примерно 400 млн рублей, это связано с выносом коммуникаций, переносом световых опор и т.д. Однако такой путь хоть и улучшил транспортную ситуацию, но не решил проблему с разгрузкой транспортного потока. В настоящее время в управлении строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга подготавливается техническая документация на реконструкцию этого участка магистрали. На ее основе в 2017 году будет разработан проект строительства.
В практике проектирования и строительства применяются транспортные пересечения в двух, трех и четырех уровнях. Так как, развязка имеет надземную часть, необходимо предусмотреть комплекс мер по защите прилегающих городских территорий от негативных факторов, таких как шум, вибрация и технические выбросы от автомобилей [3]. Для данного проекта была выбрана клеверообразная развязка в два уровня, изображенная на рисунке 6.
Рисунок 6 - Пересечение улиц по типу «сплющенный клеверный лист»
Преимущества этого типа развязки - это относительно небольшая площадь под строительство и возможность разворота в базовой конфигурации [1].
Проспект Победы является для города Оренбурга важным транспортным транзитом, который соединяет центр и северную часть города. После реконструкции 2013 года транспортный поток пр. Победы увеличился.
Улица Шевченко соединяет проспект Победы с улицей Терешковой, которая носит статус магистрали общегородского значения нерегулируемого движения и служит связью северной части города с центральной.
Выбор данного типа развязки позволяет решить транспортные съезды по всем направлениям движения.
Прилегающий к проектируемой многоуровневой развязке детский технопарк на базе ДК «Прогресс» после реконструкции должен будет поднять статус учреждения до областного значения. Совместно с проектом транспортной площади, которая обеспечит доступность и безопасность, создании рекреации, соединяющей существующий парк «Победы», со сквером по улице Шевченко будет осуществлено комплексное развитие территории.
Детский технопарк будет снабжен мастерскими, кабинетами для обучающихся, научной библиотекой и кино-лекционным залом, изображенными на рисунке 7. Помимо этого, в здании будет работать постоянная и временная экспозиции.
Рисунок 7 - Планы проектируемого детского Технопарка
При проектировании территории, прилегающей к многоуровневой развязке необходимо было создать систему рекреаций, связав локальные зеленые зоны в единую структуру. Такой подход позволяет компенсировать вибрационные и шумовые нагрузки [2].
На рисунке 8 представлены генеральный план проектируемой территории и оценка существующей территории.
Рисунок 8 - Генеральный план проектируемой территории
При разработке эстетических качеств проектируемого детского технопарка, было необходимо поддержать единую стилевую направленность с ДК «Прогресс». Соединение существующего и проектируемого здания позволило создать перед зданием камерное пространство с главным входом, как показано на рисунке 9.
Рисунок 9 - Вид Детского Технопарка со стороны пр. Победы проектируемого объекта
Литература
1. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. [Электронный ресурс] / StandartGost.ru. - Режим доступа: https://standartgost.ru/id/167974 - (дата обращения: 12.01.17).
2. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. [Электронный ресурс] / StandartGost.ru. - Режим доступа: https://standartgost.ru/id/172447 - (дата обращения: 12.01.17).
3. Кошкаров, В.К. Развитие инновационной деятельности в региональном дорожном строительстве / В.К. Кошкаров. // Новый Уральский строитель. - 2011. - № 3. - С. 321.
4. Жаданов, В.И. Инновационные строительные технологии теория и практика / В.И. Жаданов. - Оренбург: ООО ИПК Университет. 2015. - С. 396.