РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ СТ. 285 УК РФ И СТ. 286 УК РФ А.Б. Абдуллина, студент
Южно-Уральский государственный университет (Россия, г. Челябинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10249
Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы квалификации преступления предусмотренные ст.285 УК РФ и ст.286 УК РФ, признаки при разграничении, общие и отличительные черты статей состава, субъективные стороны преступлений, важность разграничения статей при квалификации, квалифицирующий признак преступления -должностное лицо.
Ключевые слова: состав преступления ст.285 УК РФ и ст.286 УК РФ, должностное лицо, полномочия должностного лица государственная власть, разграничение, характер деяний.
Политика государства в борьбе с должностными преступлениями должна основываться на принципе законности и неотвратимости наказания за преступления. Если обратиться к истории, то можно проследить, что с преступной деятельностью должностных лиц боролись довольно сурово: смертная казнь, лишение состояний, ссылка на каторгу. В действующем УК РФ применяемые наказания мягче, а совершаемые преступления на государственной службе при этом создают ощутимую угрозу для всего общества. Определение наказания и совершение состава преступления должны быть четко определены в законе, исходя из диспозиции статьи, т.к это создает границы поведения с предвидением уголовно-правовых последствий своих действий или бездействий. Так, в УК РФ имеются статьи в органическом единстве, смежные по своему составу. Одним их таких примеров являются ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями и ст. 286 УК РФ превышение должностных полномочий, которые создают трудности при квалификации преступлений и при юридической оценке преступлений. Число преступлений, совершаемых должностными лицами в РФ неуклонно растет, данную тенденцию можно проследить по официальным данным уголовной статистики. Стоит отметить, что далеко не все должностные преступления отражены в стати-
стике, например из-за высокой латентно-сти.
В данных статьях 285 УК РФ и ст.286 УК РФ объект посягательства преступления одинаковый, который образует совокупность общественных отношений, посягающий на аппарат государственного управления, и в дальнейшем, при посягательстве негативно сказывается на правосознание граждан, подрывая авторитет государственной власти. При совершении данных преступлений дискредитируются власть, что способствует низкому доверию государства, упадку гражданского общества. Факторы, которые в дальнейшем могут привести к негативным последствиям в обществе и государстве. Часто должностные преступления связаны с коррупционными факторами, а борьба с ними, важный вектор развития на этапе современности в РФ. В объективной стороне ст. 285 УК РФ деяние преступления, совершаемое должностным лицом при злоупотреблении должностных полномочий может выражаться как в форме действия так и в форме бездействия. В ст. 286 УК РФ указано деяние при превышении должностных полномочий выражается в форме активных действий. Также, различается характер деяний, отличие в том, что при злоупотреблении должностное лицо использует свои полномочии противоправные интересам своей службы, закону. В случае превышения должностных полномочий, по-
влекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, под использованием должностным лицом своих полномочий интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя бы непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, и объективно противоречит общим задачам, принципам, методам органа государственной власти или местного самоуправления. Однако не квалифицируются действия должностного лица как превышение должностных полномочий, в случае если он использовал авторитет занимаемой должности, вне исполнения им своих прямых должностных обязанностей. Статья 285 УК РФ и ст.286 УК РФ имеет квалифицирующий признак, т.к. субъектом преступления выступает должностное лицо. Понятие должностного лица закреплено в УК в ст. 285.прим. Под должностным лицом понимается «лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ» На практике вызывает затруднение вопрос о признании возможными субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного лица. Данные лица могут признаваться должностными лицами, если
выполняют организационно-
распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, и функции представителей власти по специальному полномочию.
Одним из элементов состава преступления является субъективная сторона преступления, позволяющая разграничить составы. Так, в данном случае присутствует отличие в мотивах преступления. Для статьи злоупотребления должностными полномочиями, важным признаком будет выступать наличие у лица, совершившего данное преступление корыстная или личная заинтересованность. При превышении должностных полномочий, у лица могут быть совершенно любые мотивы, но по данному вопросу ведутся дискуссии. Также стоит отметить, что при конкуренции общей и специальной нормы, в приоритете рассматривается специальная норма УК РФ.
Исходя из разбора рассмотренных статей по составу, можно увидеть их отличительные черты, которые проявляются в объективной стороне преступления, характере деяния, в субъективной стороне преступления. Анализ данных черт позволяет разграничить преступления, которые весьма смежные по составу. Общей особенностью ст.285 УК РФ и ст.286 УК РФ является то, что у них общий объект посягательства, ( при условии что нет посягательства на дополнительный объект), также присутствует квалифицирующий признак, который проявляется в виде специального субъекта - должностное лицо. Принимая во внимание факт сложности разграничения, целесообразно будет привести Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий), в которой разъяснены и истолкованы диспозиции обоих статей, что позволит избежать судебных ошибок при квалификации преступления.
Библиографический список
1. Борков В. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ // Уголовное право. - 2008. - №3. - С. 19-24.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий) // СПС Консультант Плюс
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)//СПС Консультант Плюс
4. Колосовская Т.В. Превышение должностных полномочий // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1313-1316. — URL https://moluch.ru/archive/115/30650/ (дата обращения: 12.11.2018).
DISTRIBUTION OF COMPOSITION OF CRIME ARTICLE 285 OF THE CRIMINAL
CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ARTICLE 286 OF THE CRIMINAL
CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.B. Abdullina, student South Ural state university (Russia, Chelyabinsk)
Abstract. Some issues of crime qualification are provided for under Article 285 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 286 of the Criminal Code of the Russian Federation, features for distinguishing, general and distinctive features of articles of the composition, subjective aspects of crimes, the importance of distinguishing articles for qualifications, a qualifying sign of a crime is an official.
Keywords: corpus delicti of Article 285 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 286 of the Criminal Code of the Russian Federation, official, authority of an official, state power, demarcation, nature of actions.