РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ САНИТАРНОЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Айжан Каримбековна Утепбаева
Восточно-казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070000, г. Усть-каменогорск, улица серикбаева 19, преподаватель, магистр кафедры «геодезия, землеустройство и кадастр», тел.8(7232)540-776, e-mail: utepbaeva@rambler.ru
В статье рассмотрены научно-практическое обоснование и анализ разграничения территорий санитарно-защитных зон промышленных предприятий, разработки методики организации налогообложения территорий промышленных объектов. рассмотрена усовершенствованная методика организации налогообложения санитарно-защитных зон.
Ключевые слова: санитарно-защитная зона, налогообложение, промышленные
предприятия, земельный налог.
DELIMITATION OF THE TAXABLE TERRITORY OF THE PLANT FACILITIES SANITARY PROTECTION ZONE
Aizhan K. Utepbaeva
D. Serikbayev East Kazakhstan state technical university, 070000, Ust-Kamenogorsk city, Serikbaev st. 19, teacher, department of geodesy, land organization and cadastre, tel. (8-7232)-540-776, e-mail: Utepbaeva@rambler.ru
The article describes scientifically-a practical substantiation and the analysis of differentiation of territories sanitary-protective zones of the industrial enterprises; workings out of a method of the organization of the territories of industrial targets taxation. Considered method of the industrial enterprises sanitary-protective zones taxation organization.
Key words: sanitary protection zone, taxation, plant facilities, land tax.
Налогообложение земель является одним из главных направлений в области рационального и эффективного использования земельных ресурсов любого государства. Актуальность данной темы основывается на том, что земля является одним из факторов производства и плата за землю или передача ее в собственность является камнем преткновения не одной только правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства. Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием подходов к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в Республике Казахстан связаны, прежде всего, с теоретическими разработками. Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы и почвы являются: грамотное применение экономических санкций, строгий контроль выбросов вредных веществ и обоснованное регулярное финансирование природоохранных мероприятий [8].
Землями промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для соответствующего целевого назначения. Согласно статье 112 Земельного кодекса Республики Казахстан к землям промышленности относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации объектов промышленности, в том числе их санитарно-защитные и иные зоны. В случаях, когда размещение и функционирование производственных, и складских объектов, а также объектов специального назначения может представлять угрозу населению и (или) оказывать вредное воздействие на окружающую среду, должна предусматриваться соответствующая санитарно-защитная зона. В санитарно-защитной зоне, независимо от ее параметров и принадлежности, не допускается размещение жилых зданий, организаций образования, учреждений здравоохранения и отдыха, спортивнооздоровительных сооружений, включая размещение садоводческих и огороднических земельных участков, а также производство сельскохозяйственной продукции. Обязанности по содержанию санитарнозащитной зоны возлагаются на собственников объектов, для которых она предназначена [7].
Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны, либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды. Она создается с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов. Размер СЗЗ определяется в проекте обоснования СЗЗ предприятия и может составлять от 50 до 1000 м и устанавливается в зависимости от того, к какому классу опасности принадлежит предприятие.
В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к категориям. Земли населенных пунктов для целей налогообложения разделены на две группы:
1. Земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями при нем;
2. Земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями при нем.
Земельный налог исчисляется на основании:
- Документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного землепользования, право безвозмездного временного землепользования;
- Данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по земельным отношениям.
Земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, используемые для сельскохозяйственных целей, облагаются налогом по базовым ставкам. Базовые налоговые ставки за расположенные вне населенных пунктов земель промышленности устанавливаются в расчете на
один гектар пропорционально баллам бонитета. Санитарно-защитные зоны являются налогооблагаемой территорией производственных и иных предприятий, загрязняющих окружающую среду. Согласно статье 121 Земельного кодекса Республики Казахстан границы и режим использования земель в пределах СЗЗ определяется органом, принявшим решение о предоставлении земельных участков в собственность или в пользование в соответствии с нормами и проектно-технической документацией [4].
Крупным промышленным, административным и культурным центром Восточно-Казахстанской области является город Усть-Каменогорск. Основные производства региона по уровню технологий, комплексности использования сырья, качеству и количеству выпускаемой продукции находится на уровне ведущих зарубежных металлургических предприятий. Усть-Каменогорск характеризуется наличием большого числа техногенных загрязнителей, среди которых можно выделить промышленные предприятия, транспорт, автозаправки, предприятия пищевой отрасли, частный жилой сектор. Среди промышленных предприятий главными загрязнителями являются Свинцовоцинковый комбинат, ОАО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», АО «УМЗ», ОАО «УК ТМК». Экологическая роль их неодинакова, так как неодинакова степень воздействия на различные природные среды. Свинцово-цинковый комбинат находится в городе Усть-Каменогорск, площадь земельного участка территории предприятия составляет 140 га. Земельный участок граничит с промышленными зонами других предприятий: ТОО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», автозаправочные станции, ОАО «Ульбинский металлургический завод», южная сторона предприятия граничит с жилыми зданиями. Основным видом деятельности предприятия является производство тяжелых и цветных металлов. В границах участка расположены источники загрязнения атмосферного воздуха, для которых в соответствие с СанПиН устанавливается санитарно-защитная зона. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению, выданному департаментом Госсанэпиднадзора г. Усть-Каменогорска источники загрязнения свинцово-цинковый комбината относятся к 1 классу опасности, с нормативнорасчетной СЗЗ 1000 метров. Общая площадь СЗЗ СЦК составляет 30,86 га.
В результате разграничения налогооблагаемой территории СЗЗ СЦК уточняются площади существующих землепользований и землевладений в пределах СЗЗ, определяются состав и площадь земель не облагаемых земельным налогом, выявляются землепользователи имеющие СЗЗ, накладывающиеся на СЗЗ СЦК (рисунок 1). Площадь, за которую подлежит платить налог СЦК в пределах санитарно-защитной зоны предприятия вычисляется с учетом вычета земель соседних предприятий, дорог и земель общего пользования. Расчет земельного налога вычисляется по следующей формуле:
N = Sз.у*bст*k (1)
где, N - сумма земельного налога;
S^y* - площадь земельного участка;
Ьст* - базовая налоговая ставка (Налоговый Кодекс РК);
к - поправочный коэффициент, согласно земельно-оценочному районированию (земельно-оценочному району №7).
N = 308 599 м2 * 9,65 * 1,69 = 5 032 787 тыс. тенге.
Общая сумма земельного налога за один месяц для Свинцово-цинкового комбината составляет 5 032 787 тыс. тенге.
Рис. 1. Налогооблагаемая площадь СЗЗ СЦК
Однако исходя из данных Налогового управления по городу Усть-Каменогорску начисленные и уплаченные суммы земельного налога по Свинцово-цинковому комбинату меняются каждый год. Это зависит от баланса (количество арендуемых земельных участков может меняться) и инвентаризации смежных территорий. По данным налогового комитета города Усть-Каменогорска 25% всех налогов оплачивается данным предприятием. Кроме того, необходимо отметить, что базовые ставки, утвержденные Налоговым Кодексом Республики Казахстан, берутся с расчетом для земель населенных пунктов, т.к базовые ставки земель промышленности намного ниже. Поэтому целесообразно проводить расчет земельного налога по базовым ставкам земель населенных пунктов, равный 1,69.
Следующим этапом проектирования комплекса природоохранных мероприятий является проект благоустройства и озеленения территории СЗЗ СЦК. Необходима четкая организация благоустройства и озеленения не только территории СЗЗ предприятия, но и близлежащих жилых массивов в целях повышения качества окружающей среды.
Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что СЦК уплачивает земельный налог по расчету за земли населенных пунктов. Данный расчет позволяет получать большую сумму поступления денежных средств в бюджет государства. В случае расчета земельного налога для категории земель
промышленности земельный налог расчитывается по базовой налогой ставке согласно баллам бонитета. Однако первый расчет можно обосновать тем что, в состав земель населенных пунктов входят также земли промышленности (ст. 107 п. 3 Земельного кодекса Республики Казахстан), а СЦК находится в пределах границы населенного пункта, поэтому данный расчет является наиболее приемлемым для налоговых органов. На сегодняшний день существует ряд проблем связанных с налогооблажением санитарно-защитных зон. Отсутствие защитных зон вокруг предприятий влечет к отсутствию уплаты земельного налога на территории данных объектов. Законодательно не урегулирован контроль со стороны государственных органов за установлением данных зон. Исходя из вышесказанного можно сказать, что вопрос о налогооблажении производственной зоны является актуальным на сегодняшний день, как с точки зрения природоохранных так и с налоговых органов. Путем корректирования методики разграничения территорий санитарно-защитных зон промышленных объектов решаются многие проблемы в области рационального использования земельных ресурсов, платы на землю, а также здравохранения населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архипов И.Г. Земельное право Республики Казахстан.-Алматы: Жеті Жаргы, 2007.- С. 45-48.
2. Варламов А.А. Земельный кадастр: Т.1,2. Теоретические основы государственного земельного кадастра. - М.: Колос, 2004.-С.20-31.
3. Максимов В.А. Научные основы землеустройства и земельного кадастра.- Усть-Каменогорск, 2006.-С. 12-25.
4. Закон Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".Ч.2.-Алматы: Юрист,2007.
5. Санитарные правила 334 «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов».
6. СанПин 3792 «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов».
7. Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-11 с изменениями и дополнениями от 06.01.2011г.-Алматы:Юрист,2011.
8. Налоговый Кодекс Республики Казахстан. - Алматы: Юрист, 2009.
9. Финансы ВКО 2005 - 2009 гг. - Усть-Каменогорск: [б.и], 2010, 50 стр.
10. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 2002,656 с.
11. // Научно-практический журнал Земельные ресурсы Республики Казахстан. - № 3. - 2006.
© А.К. Утепбаева, 2012