Научная статья на тему 'РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА'

РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТРУКТУРА / ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФОРМЫ СОСТОЯНИЙ / ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОЦЕССЫ ПОЗНАНИЯ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузенко С.Е., Гайсина Л.Р., Музиров Р.Р.

В современном мире люди часто сталкиваются с различными трудностями, преодоление которых сопровождается определенными психическими состояниями. В данной статье приведена и описана структура данных явлений. Рассмотрена их классификация, которая включает в себя семь видов психических состояний и учитывает состояние личности, интеллекта и сознания. Одним из таких состояний является обращение личности к самой себе, именуемое внутренней речью. Она выполняет своего рода функцию психологической защиты, помогая человеку осознать ситуацию, верно истолковать свои эмоции и чувства по отношению к ней и принять осознанное и взвешенное решение на основании своего жизненного опыта. Помимо этого, внутренняя речь в определенной степени способствует формированию самооценки личности и помогает грамотно выстраивать диалог уже с реальным собеседником, избегая появления конфликтных моментов. Стоит отметить, что внутренний разговор с самим собой характерен практически для любого человека, пронизывая все процессы познания: ощущение, внимание, воображение и другие. У определенных людей внутренняя речь выполняет терапевтическую функцию и способствует снижению уровня стресса, а у других - наоборот, лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Авторами статьи было проведено социальное исследование среди учащихся Уфимского государственного нефтяного технического университета. В опросе приняли участие 137 студентов: 80 студентов в данный момент являются бакалаврами, а оставшиеся 57 - магистрами. Целью исследования было изучение влияния внутренней речи в зависимости от регулярности возникновения и уровня образования студентов. Были сделаны выводы из статистических данных исследования. Положительно внутренняя речь влияет на 62,83 % опрошенных, а негативное и нейтральное влияние среди оставшегося числа опрошенных разделилось поровну (по 18,58 % каждый). Приведены рекомендации по улучшению качества внутренней речи и минимизации ее негативного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSATION WITH HIMSELF AS MENTAL STATE, ITS STRUCTURE, FORM AND IMPACT ON HUMAN LIFE

In the modern world, people often face various difficulties, the overcoming of which is accompanied by certain mental states. This article provides and describes the structure of these phenomena. Their classification is considered. It includes seven types of mental states and takes into account the state of personality, intelligence and consciousness. One of these states is the appeal of a person to himself, called inner speech. It performs a kind of function of psychological protection, helping a person to understand the situation, correctly interpret their emotions and feelings in relation to it and make a conscious and balanced decision based on their life experience. In addition, inner speech to a certain extent contributes to the formation of self-esteem of the individual and helps to competently build a dialogue with a real interlocutor, avoiding the appearance of conflict moments. It is worth noting that an internal conversation with oneself is characteristic of almost any person, permeating all the processes of cognition: sensation, attention, imagination and others. In some people, inner speech has a therapeutic function and helps to reduce stress levels, while in others, on the contrary, it only exacerbates the situation. The authors of the article conducted a social research among students of the Ufa State Petroleum Technical University. 137 students took part in the survey: 80 students are currently bachelors, and the remaining 57 are masters. The purpose of research was to study the influence of internal speech, depending on the regularity of occurrence and the level of education of students.Conclusions were drawn from the statistics of the study. Positive internal speech affects 62.83 % of the respondents, and the negative and neutral influence among the remaining number of respondents was equally divided and amounted to 18.58 % each. According to the statistical data of the research conclusions were drawn and recommendations were made with the purpose to improve the quality of internal speech and minimize its negative impact.

Текст научной работы на тему «РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА»

Развитие образования

Кузенко С.Е. Кще^о 8.Е.

кандидат исторических наук, доцент кафедры

«Информационные технологии», филиал ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

Гайсина Л.Р. Gaisina L.R.

магистрант, филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

Музиров Р. Р. Muzirov КК

магистрант, филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

УДК 159.923.3

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-165-173

РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ВЛИЯНИЕ

НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

В современном мире люди часто сталкиваются с различными трудностями, преодоление которых сопровождается определенными психическими состояниями. В данной статье приведена и описана структура данных явлений. Рассмотрена их классификация, которая включает в себя семь видов психических состояний и учитывает состояние личности, интеллекта и сознания.

Одним из таких состояний является обращение личности к самой себе, именуемое внутренней речью. Она выполняет своего рода функцию психологической защиты, помогая человеку осознать ситуацию, верно истолковать свои эмоции и чувства по отношению к ней и принять осознанное и взвешенное решение на основании своего жизненного опыта. Помимо этого, внутренняя речь в определенной степени способствует формированию самооценки личности и помогает грамотно выстраивать диалог уже с реальным собеседником, избегая появления конфликтных моментов.

Стоит отметить, что внутренний разговор с самим собой характерен практически для любого человека, пронизывая все процессы познания: ощущение, внимание, воображение и другие. У определенных людей внутренняя речь выполняет терапевтическую функцию и способствует снижению уровня стресса, а у других - наоборот, лишь усугубляет сложившуюся ситуацию.

Авторами статьи было проведено социальное исследование среди учащихся Уфимского государственного нефтяного технического университета. В опросе приняли участие 137 студентов: 80 студентов в данный момент являются бакалаврами, а оставшиеся 57 - магистрами.

Целью исследования было изучение влияния внутренней речи в зависимости от регулярности возникновения и уровня образования студентов. Были сделаны выводы из статистических данных исследования. Положительно внутренняя речь влияет на 62,83 % опрошенных, а негативное и нейтральное влияние среди оставшегося числа опрошенных разделилось

Development of educaton

поровну (по 18,58 % каждый). Приведены рекомендации по улучшению качества внутренней речи и минимизации ее негативного воздействия.

Ключевые слова: психические состояния, классификация, структура, внутренняя речь, социальное исследование, формы состояний, функции внутренней речи, мышление, процессы познания, терапевтический эффект.

CONVERSATION WITH HIMSELF AS MENTAL STATE, ITS STRUCTURE, FORM AND IMPACT ON HUMAN LIFE

In the modern world, people often face various difficulties, the overcoming of which is accompanied by certain mental states.

This article provides and describes the structure of these phenomena. Their classification is considered. It includes seven types of mental states and takes into account the state of personality, intelligence and consciousness.

One of these states is the appeal of a person to himself, called inner speech. It performs a kind of function of psychological protection, helping a person to understand the situation, correctly interpret their emotions and feelings in relation to it and make a conscious and balanced decision based on their life experience. In addition, inner speech to a certain extent contributes to the formation of self-esteem of the individual and helps to competently build a dialogue with a real interlocutor, avoiding the appearance of conflict moments. It is worth noting that an internal conversation with oneself is characteristic of almost any person, permeating all the processes of cognition: sensation, attention, imagination and others. In some people, inner speech has a therapeutic function and helps to reduce stress levels, while in others, on the contrary, it only exacerbates the situation.

The authors of the article conducted a social research among students of the Ufa State Petroleum Technical University. 137 students took part in the survey: 80 students are currently bachelors, and the remaining 57 are masters.

The purpose of research was to study the influence of internal speech, depending on the regularity of occurrence and the level of education of students.Conclusions were drawn from the statistics of the study. Positive internal speech affects 62.83 % of the respondents, and the negative and neutral influence among the remaining number of respondents was equally divided and amounted to 18.58 % each.

According to the statistical data of the research conclusions were drawn and recommendations were made with the purpose to improve the quality of internal speech and minimize its negative impact.

Key words: mental states, classification, structure, inner speech, social research, forms of states, functions of inner speech, thinking, cognition processes, therapeutic effect.

Психические состояния имеют довольно обширную классификацию, но прежде чем перейти к ней, необходимо рассмотреть структуру данных явлений (рис. 1).

Любое психическое состояние инициируется потребностями человека, которые актуальны для него в данный момент, поэтому подобные потребности можно назвать системно-образующими факторами. Психическое состояние имеет свой «знак»: позитивное состояние возникает при высокой вероятности удовлетворения потребностей, а негативное - при низкой или при отсутствии вероятности как таковой.

Такие психические состояния формируются постепенно, начальный этап данного формирования характеризуются наиболее сильными эмоциями, которые, в свою очередь, являются оценкой способа реализации решения данной проблемы.

В структуре психического состояния за вероятность реализации потребности и методы решения поставленной проблемы отвечает так называемый «блок целеполага-ния».

Психическое состояние в своем составе имеет психологический компонент. За его формирование ответственна информация,

Развитие образования

Рисунок 1. Структура психических состояний

которая хранится в памяти человека. К данному компоненту относятся эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Среди всех вышеперечисленных составляющих особенно важны «фильтры восприятия», через которые человек видит и анализирует происходящие вокруг него события и явления.

Реализация потребности и достижение конкретного результата происходит посредством определенных манипуляций и действий с внешними предметами окружающего человека мира либо с помощью другого чело-

века, которого в данной структуре принято называть «социальным объектом».

В зависимости от результата действующее психическое состояние может либо исчезнуть (в случае удовлетворительного результата), либо преобразоваться в другие состояния и цикл повторится. В данной схеме присутствует элемент психологической защиты, предназначенный для исключения вероятности возникновения хронического стресса [1].

Классифицировать психические состояния довольно трудно, так как они тесно пересекаются между собой, а иногда и полностью

Development of educaton

совпадают друг с другом, но даже в этом случае присутствуют особенности, по которым можно различать данные состояния.

Рассмотрим классификацию, предложенную Юрием Викторовичем Щербатых (рис. 2), которая включает в себя семь видов психических состояний и один ситуативный компонент, который, в свою очередь, учитывает состояние личности, интеллекта и сознания [2].

Состояние личности формирует отношение к ситуации или объекту, вызвавшему психическое состояние. Интеллект, сочетающий в себе такие способности, как память, мышление и внимание, помогает осознавать новые ситуации, присваивать им положительный или отрицательный знак, используя приобретенные ранее знания и опыт. Сознание является психической формой отражения действительности и показывает целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире. Эти параметры являются основными интеграторами психики, с их помощью осуществляется своего рода определение того, к какому именно виду будет относиться психическое состояние и какие формы оно будет иметь [3].

Психические состояния в данной классификации разделены на виды, принципы разделения которых довольно разные, начиная от источника формирования и заканчивая степенью осознанности. Каждый из видов имеет также крайние и переходные формы.

Так, например, разговор с самим собой (внутренняя речь) может подходить под несколько видов одновременно и иметь свои особенности: он может быть спровоцирован как конкретной ситуацией, так и особенностями личности; может сопровождаться утомлением, депрессией и усталостью и, наоборот, сосредоточенностью, воодушевлением и даже яростью [4].

Внутренняя речь выполняет своего рода функцию психологической защиты, помогая человеку осознать ситуацию, верно истолковать свои эмоции и чувства по отношению к ней и принять осознанное и взвешенное решение на основании своего жизненного опыта. Большинству людей такое состояние

известно как мысленное выстраивание диалогов с самим собой или воображаемым собеседником с целью рассмотрения проблемы под разными углами. Подобные рассуждения приводят человека к осознанию и пониманию сути ситуаций, происходящих с ним.

Существует теоретическая концепция, авторами которой являются А.А. Леонтьев и Т.В. Ахутина. Её суть заключается в разделении внутренней речи на два ответвления. Первое - это внутренняя речь, которая практически идентична внешней речи, сопровождается внутренним проговариванием различных действий, например, при решении сложных задач. Второе - это внутренняя речь на уровне подсознания, вне осознанной интеллектуальной деятельности, которая функционирует рефлекторно [5, 6].

Так же говорил о функциях внутренней речи, выдвигая свою теорию, Л.С. Выготский. Он отмечал, что если внешняя речь направлена на регулирование социальной деятельности и обозначается как «речь для других», то внутренняя речь направлена на регулирование психологической деятельности самого человека и обозначается как «речь для себя» [7]. Внутренняя речь - это инструмент мышления, который помогает охватывать, разделять, понимать, являясь при этом переходной ступенью от мысли к внешней речи [8].

Помимо этого, внутренняя речь в определенной степени способствует формированию самооценки личности и помогает грамотно выстраивать диалог уже с реальным собеседником, избегая появления конфликтных моментов. Следует отметить, что существует зависимость внутренней речи от степени развития личности и рода ее деятельности [9].

Стоит отметить, что внутренний разговор с самим собой характерен практически для любого человека, пронизывая все процессы познания: ощущение, внимание, воображение и другие. Однако в плане регулярности, осознанности и влияния на состояние личности у каждого человека все индивидуально: у некоторых людей такое состояние происходит чаще и неосознанно, а у других - реже, но с полным пониманием; у опреде-

Рисунок 2. Классификация психических состояний

Development of educaton

ленных людей внутренняя речь выполняет терапевтическую функцию и способствует снижению уровня стресса, а у других - наоборот, лишь усугубляет сложившуюся ситуацию.

Целью данной работы является оценка влияния внутренней речи на состояние студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета в зависимости от регулярности состояния и уровня образования.

В опросе приняли участие 137 студентов, среди которых 113 ответили утвердительно

на вопрос о том, разговаривают ли они сами с собой. Первоначально было проведено разделение студентов на бакалавров (17-22 года, 70 человек) и магистров (22 года и старше, 43 человека), что также поможет проследить влияние внутренней речи в зависимости от возрастной категории.

Приблизительно половина участников опроса заявила, что они разговаривают сами с собой несколько раз в день, а оставшиеся - несколько раз в неделю или в месяц. Данное разделение представлено на рисунках 3-5.

Рисунок 3. Регулярность внутренней речи у бакалавров

Рисунок 4. Регулярность внутренней речи у магистров

Рисунок 5. Регулярность внутренней речи у всех участников опроса

Развитие образования

Из представленных данных можно уви- Большинство студентов отметили, что их деть, что среди магистров больше людей внутренняя речь оказывает на них положи-(65 %), разговаривающих сами с собой тельное влияние, что видно на рисунках 6-8. несколько раз в день, нежели чем у бакалав-

ров (51

□ Положительное

□ Отрицательное ■ Нейтральное

Рисунок 6. Влияние внутренней речи на бакалавров

Рисунок 7. Влияние внутренней речи на магистров

Рисунок 8. Влияние внутренней речи на всех участников опроса

Из представленных данных можно заметить, что в процентном соотношении магистров, считающих, что внутренняя речь оказывает на них отрицательное влияние, больше (26 %), чем таковых среди бакалавров (14 %).

На рисунках 9-11 представлено влияние внутренней речи на участников опроса в зависимости от регулярности разговоров с самим собой.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что на учащихся УГНТУ внутренняя речь имеет преимущественно положительное влияние, однако есть и такая группа лиц, на которых внутренняя речь либо не оказывает влияния, либо оказывает негативное. Для минимизации подобных явлений ниже приведены определенные рекомендации, которые могут помочь сделать внутреннюю речь качественнее и улучшить её терапевтический эффект.

Development of education

Рисунок 9. Влияние внутренней речи на участников опроса, разговаривающих сами с собой несколько раз в день

Рисунок 10. Влияние внутренней речи на участников опроса, разговаривающих сами с собой несколько раз в неделю

Рисунок 11. Влияние внутренней речи на участников опроса, разговаривающих сами с собой несколько раз в месяц

Для начала стоит сказать о том, что представленные ниже рекомендации являются обобщенными, для получения более качественного результата необходим индивидуальный подход. Существует много методов, способствующих повышению качества внутренней речи. Их количество обусловлено многообразием ситуаций и факторов, способствующих возникновению негативной внутренней речи.

Прежде чем начинать борьбу с «плохими» мыслями, нужно определиться с их источниками. Чаще всего ими могут выступать страхи, привычки, негативное окружение, депрессия и стресс. Если человек сможет определить источник негативных мыслей,

Развитие образования

ему будет проще от них избавиться. Помимо этого внутренняя речь такого рода может быть вызвана чрезмерной самокритикой. Полезным может быть переход от мнимых негативных итогов к реальной пользе, которую можно извлечь из ситуации.

В случае сложности определения источника можно воспользоваться методом, суть которого заключается в замене негативной внутренней речи на позитивную. При возникновении отрицательных мыслей рекомендуется волевым усилием попытаться исключить их, пока они не окажут негативное влияние, и перенаправить свое внимание в положительную сторону.

Список литературы

1. Щербатых Ю.В. Общая психология: Учебное пособие. - СПб., 2009. - 272 с.

2. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. -Казань, 2008. - С. 526-528.

3. Жмуров В.А. Психопатология. - М., 2009. - С. 245-247.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2021. - С. 156.

5. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.

6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 285 с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999. - С. 228.

8. Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах. - М., 2010. -С. 10.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - Берлин, 1963. - С. 333.

References

1. Shherbaty'x, Yu.V. Obshhaya psixologiya. Uchebnoe posobie: General psychology. Textbook]. St. Petersburg, 2009, 272 р.

2. Shherbaty'x, Yu.V. Differencirovka psixicheskix sostoyanij i drugix psixologicheskix

fenomenov. Differentiation of mental states and other psychological phenomena]. Kazan, 2008, 526-528 p.

3. Zhmurov V.A. Psixopatologiya. Psychopathology]. St. Petersburg, 2021, 665 p.

4. Shherbaty'x, Yu.V. Psixologiya stressa i metody' korrekcii. Psychology of stress and methods of correction]. St. Petersburg, 2021, 255 p.

5. Gluxov V.P. Osnovy' psixolingvistiki: ucheb. posobie dlya studentov pedvuzov Fundamentals of psycholinguistics: textbook. manual for students of pedagogical universities]. Moscow, 2005. - 351 p.

6. Leont'ev A.A. Osnovy' psixolingvistiki: Ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po special'nosti "Psixologiya". Fundamentals of psycholinguistics: A textbook for university students studying in the specialty "Psychology"]. Moscow: Smysl; St. Petersburg: Lan, 2003, 285 p.

7. Vy'gotskij L.S. My'shlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow, 2010. 324 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Verani A. Rol' vnutrennej rechi v vy'sshix psixicheskix processax [The role of internal speech in higher mental processes]. Moscow, 2010, p. 7-17.

9. Ananyev B.G. Psixologiya chuvstvennogo poznaniya [Psychology of sensory cognition]. Moscow, 2001, 277 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.