Научная статья на тему 'Разделение затрат: сравнительная перспектива (Республика Чехия, Венгрия, польша и словения)'

Разделение затрат: сравнительная перспектива (Республика Чехия, Венгрия, польша и словения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воссенштейн Ханс

Данная статья исследует финансовое положение студентов Чехии, Венгрии, Польши и Словении. В ней рассматриваются политические курсы и разработки в области платы за обучение и студенческой финансовой поддержки, вопрос о том, как эти четыре страны справляются с ситуацией растущего спроса на высшее образование в условиях ограниченных государственных средств, а также дан сравнительный анализ политических курсов в области образования данных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cost sharing: a comparative perspective from central Europe (The Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia)

This article focuses on the financial position of students in the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia. It explores both policies and developments in the area of tuition fees and student financial support and particularly addresses the question of how these four countries deal with the increasing demand for higher education in a situation of limited public resources. In many countries around the world, students have been required to contribute more towards the costs of higher education. Often this is referred to as 'cost sharing', which is defined as «the predominant development towards a gradual transfer of the financial costs of higher education from governments towards the students and their families». Because public funds in the four countries are limited, it is likely more emphasis will be placed on cost sharing in order to meet the growing demand for higher education.

Текст научной работы на тему «Разделение затрат: сравнительная перспектива (Республика Чехия, Венгрия, польша и словения)»

X. Воссенштейн

РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (РЕСПУБЛИКА ЧЕХИЯ, ВЕНГРИЯ, ПОЛЬША И СЛОВЕНИЯ)

H. Vossensteyn

Cost sharing: a comparative perspective from central Europe (The Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia)

This article focuses on the financial position of students in the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia. It explores both policies and developments in the area of tuition fees and student financial support and particularly addresses the question of how these four countries deal with the increasing demand for higher education in a situation of limited public resources. In many countries around the world, students have been required to contribute more towards the costs of higher education. Often this is referred to as ‘cost sharing’, which is defined as «the predominant development towards a gradual transfer of the financial costs of higher education from governments towards the students and their families». Because public funds in the four countries are limited, it is likely more emphasis will be placed on cost sharing in order to meet the growing demand for higher education.

Введение

анная статья исследует финансовое положение студентов Чехии, Венгрии, Польши и Словении. В ней рассматриваются политические курсы и разработки в области платы за обучение и студенческой финансовой поддержки, а также вопрос о том, как эти четыре страны справляются с ситуацией растущего спроса на высшее образование в условиях ограниченных государственных средств. Во многих странах мира студенты вынуждены вкладывать все больше средств в высшее образование. Часто это называется «разделением затрат» и может быть определено как «постепенный переход финансовых затрат на высшее образования от правительства к студентам и их семьям» [1]. Поскольку общественные фонды в рассматриваемых четырех странах ограничены, то, вероятно, чтобы удовлетворить растущий спрос на высшее образование, основной акцент должен быть перемещен на разделение затрат.

Разделение затрат может принимать различные формы, такие как введение или увеличение платы за обучение, сокращение грантов, увеличение студенческих займов и развитие или рост частного высшего образования. Главный вопрос этого раздела: в какой степени феномен разделения затрат подходит для Чехии, Венгрии, Польши, Словении и что это фактически означает для студентов этих стран. Данные че-

© X. Воссенштейн, 2005

тыре страны могут выступать в качестве исходного образца для России при реформе высшего образования в постсоциалистический период, несмотря на то, что эти страны имеют значительно меньшие размеры и масштаб.

В следующих разделах мы рассмотрим финансовые разработки и политические курсы в Чехии, Венгрии, Польше и Словении и дадим их краткий сравнительный обзор в конце статьи.

Республика Чехия

В начале 1990-х гг. новый Акт о высшем образовании привнес позитивные и значительные изменения, в частности в область децентрализации и самоуправления высшего образования Чехии [2]. Однако вопрос о диверсификации финансовых источников в вузах, включая возможное введение платы за обучение, не был полностью решен. Не изменилась традиция бесплатного высшего образования, но высшие учебные заведения стали полностью нести ответственность за студенческие стипендии.

Роль платы за обучение в государственном высшем образовании

Акт о высшем образовании 1998 г. разрешает государственным высшим учебным заведениям взимать плату, связанную с обучением. Она включает в себя вступительные взносы (а также административные расходы) и плату

со студентов, превышающих номинальный период обучения больше, чем на один год. В последнем случае плата устанавливается, чтобы предотвратить использование студентами дополнительных государственных ресурсов и затягивание периода получения диплома. Несмотря на то, что этот вопрос обсуждался с 1990 г., студенты очного отделения до сих пор не платят за обучение, независимо от типа обучения (обучение с преподавателем, или дистанционное, или комбинация того и другого). Что касается платы за вступительные экзамены, Акт о высшем образовании установил максимальный уровень в 547 чешских крон или приблизительно 18 евро в 2002/03 уч. г. [3]. Многие вузы взимают именно эту максимальную сумму на вступительных экзаменах.

Акт также содержит пункт о взимании минимальной платы со студентов, превышающих номинальный период обучения больше, чем на один год. Сумма рассчитывается из средней величины, которую вузы получают на одного студента из государственного бюджета на неосновные расходы. На 2002/03 уч. г. эта сумма составляла 684 чешских кроны (22 евро) в месяц [2]. Акт дает государственным высшим учебным заведениям значительную автономию в определении реального уровня взимаемой платы. Средства, полученные от оплаты студентами превышения периода обучения, должны быть инвестированы в специальный государственный фонд, который направляет средства в качестве стипендий студентам этого вуза.

Поскольку спрос на высшее образование все еще больше, чем предложение, то в 2001 г. был введен новый режим обучения по инициативе оппозиционной группы внутри чешского парламента [4]. Группа представила «курсы и учреждения продолжительного обучения», которые могут взимать собственную плату за обучение. На такой режим обучения поступают студенты, желающие перейти на дневное обучение стандартного вуза, так как при переходе на аналогичный факультет у них сохраняется 60 " % набранных бамои.

И наконец, вузы могут взимать плату за обучение с иностранных студентов, если обучение проходило на иностранном языке. Доходы от платы за обучение студентов продолжительного обучения и иностранных студентов могут полностью использоваться по усмотрению учреждений.

Финансовая поддержка студентов

Высшие учебные учреждения берут на себя ответственность за выплату стипендий студентам. Вузы сами решают, за что давать стипендии, это могут быть:

• отличные результаты учебы;

• отличные результаты исследований;

• малообеспеченность студента;

• оплата обучения за границей;

• поддержка докторантов;

• особые случаи [2].

Недавний социальный опрос 1500 студентов (менее 1 % от общего числа студентов) показал, что около 40 % получают социальную поддержку в размере 880 крон (почти 30 евро) в месяц, что покрывает 21 % ежемесячных расходов студентов (4100 крон, 140 евро). В дополнение к этому опрос показал, что свыше 6 % студентов получают стипендии, основанные на достижениях студента в учебе, и эта сумма равняется в среднем 1020 кронам (35 евро) в месяц, что покрывает примерно 25 % ежемесячных расходов студентов.

Другой тип государственных стипендий, поступающих в высшие учебные учреждения, направлен на поддержание докторантов очного отделения. Официально такие стипендии равняются 75 тыс. крон или 2500 евро на студента в год (в 2002 г.).

В Чехии не существует официальной программы студенческих займов, так же как и планов развития системы ссуд и займов. Студенты могут взять частные ссуды, но под высокий процент. Однако некоторые банки пытаются предложить студентам заманчивые варианты.

И наконец, чешские студенты имеют право на непрямые субсидии. Государство выплачивает пособия по страхованию здоровья, которые составляют 335 евро в год на студента. В дополнение к этому студенты могут получать субсидии на жилье и питание. В последние годы, из-за увеличивающегося числа студентов и инфляции, ежегодные студенческие субсидии практически исчезли.

Роль родительских вкладов и собственных средств студентов

Традиционно родители оплачивали затраты, связанные с обучением своих детей. С введением различной платы за обучение эта финансовая ответственность немного увеличилась: к примеру, если студент превышает стан-

дартную продолжительность обучения и должен платить ежемесячную плату. Родители и студенты также должны оплачивать приобретение учебных материалов и расходы на проживание (эти расходы растут быстрее, чем средняя зарплата в Чехии).

Только студенты, имеющие право на установленную стипендию, могут рассчитывать на частичное покрытие расходов. Однако родители получают пособие на детей и налоговые льготы только до того, как студенту исполнится 26 лет. Недавнее исследование финансового положения студентов показало, что в среднем они тратят 4100 крон в месяц (почти 140 евро), включая 3300 крон (110 евро) на расходы на проживание, питание, транспорт и учебные материалы. Почти 91 % студентов финансируются своими родителями, которые вкладывают в них в среднем 2660 крон (89 евро) ежемесячно. Расходы на обучение в государственном вузе зависят от жизненного уровня студента, учебных взносов и потенциальных стипендий.

В дополнение к этому многие чешские студенты оформляются на работу на неполный рабочий день. Опрос показал, что 23 % студентов имеют постоянную работу в течение года, в то время как 68 % лишь периодически подрабатывают. В среднем они зарабатывают 1760 крон (59 евро) в месяц. Студенты до 26 лет платят меньше налогов, чем обычные служащие.

Развитие частного высшего образования

Акт о высшем образовании 1998 г. определяет развитие частного высшего образования. Частные высшие учебные заведения должны существовать в дополнение к государственному сектору и представлять крепкую финансовую основу. К концу 2002 г. было 27 частных вузов, в которых обучалось 8 тыс. студентов, или 3 % всех студентов, получающих высшее образование в Чехии. Доля частного сектора (новые абитуриенты) составляет 7 % (около 3500 студентов). В ближайшие годы существенного увеличения частного сектора не ожидается.

Частные вузы имеют полную автономию устанавливать собственную плату за обучение, без вмешательства государства. Плата за обучение в таких вузах обычно варьируется от 1000 до 1500 евро на студента в год, но в некоторых случаях она может доходить до 4000 евро.

Государство предоставляет субсидии частным вузам только при условии, что вузы будут

функционировать как некоммерческие организации. Это означает, что потенциальные финансовые выгоды должны использоваться на развитие ключевой деятельности учреждения (обучение и исследование). Такие субсидии предполагается предоставлять в исключительных случаях, и до настоящего времени это происходило лишь однажды.

В конечном счете студенты и родители должны вкладывать больше, чем раньше, чтобы покрыть расходы на обучение. Поскольку большинство студентов до сих пор обучаются в полностью субсидируемых вузах, возрастающие расходы студентов обусловливаются главным образом увеличением расходов на содержание (относительно небольшого увеличения заработной платы).

Было положено начало развитию признанного сектора частного высшего образования. Частные вузы взимают плату за обучение без каких-либо ограничений, и в исключительных случаях она достигает значительной суммы. Финансовая поддержка студентов в вузе относительно низкая, и образовательные учреждения в этом вопросе имеют полную свободу действий.

Венгрия

С начала 1990-х гг. высшее образование Венгрии претерпело существенные изменения, особенно в отношении вопроса финансирования студентов.

Роль платы за обучение в государственных вузах

Традиционно высшее образование в Венгрии было бесплатным. Однако в середине 1990-х гг. (1994-1995) была введена плата за обучение для всех студентов. Был установлен уровень в 20 тыс. венгерских форинтов на одного студента в год, что приравнивается к 100 евро. В зависимости от программы, эта сумма покрывает от 2 до 10 % расходов на обучение. После массовых протестов плата за обучение для студентов, финансируемых государством, было отменена. Студенты платят за обучение только в исключительных случаях, если, к примеру, они не сдали экзамен или повторно проходят семестр или учебный год. В 2002 г. наивысшая плата за обучение для таких студентов была 70 тыс. форинтов в год [5].

В 1996 г. государственные вузы получили право взимать плату за обучение со студентов, готовых оплачивать полную стоимость обучения. В итоге в настоящее время в государственные вузы Венгрии зачисляются студенты, финансируемые государством, и самофинансиру-емые.

На самофинансируемой основе могут быть зачислены:

• абитуриенты, которые не набрали достаточно баллов на вступительных экзаменах;

• студенты заочного/вечернего отделения и студенты, обучающиеся дистанционно;

• студенты, получающие второе высшее образование;

• студенты очного отделения государственного вуза, превышающие стандартную продолжительность обучения на год и более.

За прошедшие годы доля самофинансируе-мых студентов значительно возросла, как в абсолютном значении, так и в процентном соотношении от общего числа зачисленных студентов. В 2001 г. около 60 % студентов поступило на бюджетные места, против 80 % в 1997 г. и 100% в 1996 г. [5].

В отношении самофинансируемых студентов вузы в праве самостоятельно устанавливать уровень платы. Плата за обучение должна быть связана с затратами на преподавание программ, но в этом случае возможно отличие от «нормативных расходов». В частности, плата за обучение студентов, которые присоединяются в некоторых программах к бюджетным студентам, будет значительно ниже. Но в группах, полностью состоящих из самофинансируемых студентов, плата может взиматься гораздо выше, это связано с дополнительными коммунальными расходами (отопление, освещение) и дополнительными лекционными часами.

Как только была определена плата за обучение, было принято правительственное решение о том, что вузы имеют право изменять только тариф, чтобы компенсировать инфляцию. Это должно защитить самофинансируемых студентов. Ежегодная плата за обучение самофинансируемых студентов очного отделения варьируется от 200 тыс. до 1 400 тыс. венгерских форинтов (860-6000 евро). Студенты, оплачивающие свое обучение на заочном отделении, обычно платят одну треть от вышеуказанного. Несмотря на то, что число самофинансируемых студентов быстро возросло, нет данных о том,

ограничила ли плата за обучение доступ к высшему образованию для студентов из малообеспеченных групп. Однако возможность самофинансирования существенно увеличила развитие высшего образования [5].

В дополнение к плате за обучение студенты должны оплачивать вступительные экзамены, повторную сдачу экзаменов и административные расходы. Такие виды платы обычно варьируются от 5 тыс. до 15 тыс. венгерских форинтов (22-65 евро).

Финансовая поддержка студентов

Чтобы гарантировать равный доступ к высшему образованию, венгерское правительство сделало несколько попыток, которые позволили увеличить количество обучаемых студентов с низким доходом. Одним из первых шагов стало увеличение числа бюджетных мест в вузах1. В результате из 80 тыс. выпускников многие имеют возможность быть зачисленными на бюджетное место.

Основной формой финансовой поддержки студентов в Венгрии традиционно являются стипендии. Правительство распределяет средства финансирования по высшим учебным заведениям на основе количества зачисленных студентов на бюджетные места. Стандартная сумма, выделяемая на одного студента очного отделения, составляет 70 тыс. венгерских форинтов в год (300 евро). Эта сумма оставалась неизменной с 1999 по 2002 г.

Высшие учебные заведения (вместе со студенческими профсоюзами) сами определяют, как распределять эти средства между студента-ми-бюджетниками. Большая часть средств (7080 %) поступает в виде стипендии, выплата которой зависит от достижений студента в учебе. Студенты с высокими результатами получают сравнительно высокую стипендию, в то время как студенты с низкими баллами не получают стипендию. Приблизительно 20-30 % поддержки распределяется между студентами из малообеспеченных семей. Около 40 % студентов получают «социальные» стипендии. В итоге почти 80 % студентов очного отделения (бюджетные места) получают стипендии в сумме от 30 тыс. до 150 тыс. венгерских форинтов в год (130 и 650 евро) [5].

Студенты могут иметь право получать и другие стипендии, выделяемые непосредственно Министерством образования. Около 1 % сту-

дентов-бюджетников очного отделения за отличную учебу получают «республиканскую стипендию», которая составляет 275 тыс. венгерских форинтов (1200 евро) в год. Студенты из малообеспеченных семей, имеющие определенные показатели в учебе, могут также получать стипендию в размере 100 тыс. венгерских форинтов (435 евро) от фонда «Шанс получить образование». Ежегодно этот фонд выделяет около 4 тыс. стипендий.

С 2000 г. местные власти предоставляют стипендии бедным студентам, постоянно проживающим в деревне или в отдаленных уголках. Ежегодно эту стипендию получают 12 тыс. студентов.

Аспиранты и докторанты также получают государственные стипендии, которые не зависят от социального статуса или успехов в обучении. Такие стипендии составляли 648 тыс. венгерских форинтов (2800 евро) в 2002 г. и 950 тыс. форинтов (4100 евро) в 2003 г.

В 2001 г. были введены студенческие займы. Все студенты высших учебных заведений могут получить такие займы на 5 лет, независимо от своего дохода. Займы отражают тенденцию разделения затрат только в ограниченной степени, потому что прежде всего они заменяют родительские вклады. Студенты, получающие второе высшее образование, не могут претендовать на займ. Максимальная сумма займа может составлять 21 тыс. венгерских форинтов (90 евро) в месяц. Студенты имеют право на займ до 35-летнего возраста. Займы выплачиваются в соответствии с будущим доходом выпускника, в размере 6 % от зарплаты. В 2002 г. 30 % студентов получили такие гранты.

Наряду с прямой финансовой поддержкой существуют непрямые субсидии. К примеру, государство финансирует студенческие общежития, в которых проживает 43 % студентов очного отделения, обучающихся на бюджетной основе. На таких студентов выделяется 33 тыс. венгерских форинтов (143 евро) в год (на одного студента), что составляет половину ежегодной арендной платы. Самостоятельная аренда комнаты обходится студенту в 5-10 раз дороже. Поэтому многие студенты, не живущие в общежитиях, предпочитают оставаться в родительском доме. Студенты, финансируемые государством, также получают дополнительные субсидии на приобретение учебных материалов. Эта сумма составляет 8 тыс. венгерских форин-

тов (35 евро) в год на одного студента, что покрывает только часть общих затрат.

Если сравнить затраты студентов с доступной финансовой поддержкой, то можно сделать вывод, что максимальная поддержка (55 % в форме займов) покрывает почти все расходы студентов в ситуации дешевого высшего образования, но при дорогом высшем образовании она покрывает лишь 40 % стоимости. Большинство студентов получат меньше поддержки, в частности в форме стипендий. Лишь некоторые студенты получат дополнительные гранты.

Совершенно иная ситуация складывается при самофинансируемом обучении. При условии низкой платы за обучение (200 тыс. венгерских форинтов; 870 евро) общая сумма затрат на обучение достигает 580 тыс. венгерских форинтов (2500 евро) в год. Эта сумма приравнивается к минимальной заработной плате в Венгрии. Если студент посещает дорогой учебный курс, то плата за обучение может достичь

1,4 млн. венгерских форинтов, что приведет к увеличению ежегодных расходов до 2,1 млн. форинтов (9130 евро). Такая сумма в два раза превышает среднюю заработную плату в Венгрии. Принимая во внимание, что студенты должны полностью полагаться на свои собственные ресурсы или ресурсы семьи (они также могут взять ссуду), можно сделать вывод, что са-мофинансируемое обучение в Венгрии достаточно дорогое.

Роль родительских вкладов и собственных средств студентов

Опираясь на предыдущий раздел, можно сказать, что студенты главным образом должны рассчитывать на ресурсы семьи. Обычно родители оплачивают разницу между затратами студента и полученными субсидиями, но для родителей, чьи дети получают высшее образование, не существует полноценных механизмов непрямой поддержки. Родители имеют лишь некоторые налоговые льготы; они могут оплачивать 70 % расходов на обучение, что максимально составляет 50 тыс. форинтов (220 евро). Отсутствуют данные о том, какой процент венгерских студентов работают неполный рабочий день.

Развитие частного высшего образования

В Венгрии постепенно укореняется частное высшее образование. В начале 1990-х гг. появи-

лись первые частные вузы. В настоящее время насчитывается 26 частных образовательных учреждений, контролируемых церковью, и 10 частных колледжей (в 1993 г. их насчитывалось 3, в 1996 г. — 6). Это развитие стимулировалось правительством, которое предоставляло в данных учреждениях бюджетные места для студентов. В 2000-2001 гг. около 54 % студентов очного отделения частных колледжей и почти 84 % студентов образовательных учреждений, контролируемых церковью, поддерживалось государством. С конца 1990-х государство стало постепенно сокращать субсидии бюджетных мест в частных образовательных учреждениях. Официально частные вузы могут быть признаны при условии соответствия критериям аккредитации, предъявляемым к государственным вузам. Кроме этого они должны обладать неким стартовым капиталом. В 2002 г. в частные колледжи было зачислено около

8,5 % от общего числа венгерских студентов, в то время как в образовательные учреждения, контролируемые церковью, — 5,7 %.

В целом в последнее десятилетие в Венгрии наблюдается сокращение затрат на образование, в частности, это связано с числом самофи-нансируемых студентов (40 % в 2002 г.). Поддержка студентов не отвечала темпу инфляции, что привело к сокращению реальной стоимости стипендий. Несмотря на это студенты очного отделения, находящиеся на бюджетном обеспечении, получали субсидии в полном объеме, в то время как субсидии для малообеспеченных студентов были ограничены.

Польша

За последнее десятилетие польская система высшего образования претерпела значительные изменения, особенно с возникновением сильного частного сектора высшего образования. Увеличилось число студентов, поступивших в вузы: с 400 тыс. в 1990 г. до 1,7 млн. в 2001 г. [6].

Роль платы за обучение в государственных вузах

По конституции государственные образовательные учреждения Польши являются бесплатными. Однако закон разрешает устанавливать тарифы на некоторые услуги, предоставляемые высшими учебными заведениями [7]. Акт о высшем образовании (1990 г.) позволяет

вузам взимать плату за обучение, исключение составляют студенты очного отделения государственных образовательных учреждений.

Студенты, выполнившие все требования поступления в государственный вуз, не оплачивают расходы на преподавание. Обычно учитываются результаты вступительных экзаменов (как правило, в престижных вузах) или баллы, набранные на выпускных экзаменах в средней школе. В целом в престижные вузы трудно поступить, но есть возможность поступить на менее популярные программы. С одной стороны, возможность взимать плату за обучение привела к широкому увеличению сектора частного высшего образования. С другой стороны, государственные вузы получили возможность взимать плату со студентов неочных форм обучения (например, со студентов заочного отделения).

В течение 1990-х гг. в частном секторе наблюдался невероятный рост, особенно благодаря студентам заочного отделения. Число сту-дентов-очников увеличилось почти в три раза (с 295 тыс. в 1990 г. до 759 тыс. в 2001 г.), а число студентов заочного отделения возросло в 10 раз. В государственных вузах на заочном отделении обучается около 46 % студентов, тогда как в частном секторе — почти 80 %. Число студентов государственного сектора выросло с 385 тыс. в 1990 г. до 1,2 млн. в 2001 г.

Уровень платы за обучение зависит от типа программы, организации и качества преподавательского состава. Плата для студентов заочного отделения в государственных вузах варьируется от 700 до 10 тыс. злотых в семестр (175-2500 евро). В среднем студент платит от 3 до 4 тыс. злотых в год (750-1000 евро), что составляет 50 % затрат на обучение. В государственных вузах число студентов заочного отделения не должно превышать 50 % от общего числа студентов.

В дополнение к плате за обучение учреждения высшего образования взимают плату за специальные услуги, такие как «проверка знаний и свидетельство о квалификации». Плата за подобные услуги не должна быть выше 10 % средней ежемесячной зарплаты (2 тыс. злотых, или около 500 евро).

Представляется, что рост сферы высшего образования в Польше ослабляет проблему неудовлетворенного спроса. Лишь на некоторых специальностях и в большинстве престижных

вузов количество абитуриентов не соответствует преподавательским возможностям. Что касается социально-экономического состава, то 23 % студентов составлют жители отдаленных мест и 9 % — жители сельской местности.

Финансовая поддержка студентов

Студенты в большой степени зависят от средств семей (или собственных), хотя студенты очного отделения имеют право на государственную финансовую поддержку. В 2001 г. около 236 тыс. студентов получили стипендии. Необходимо подчеркнуть, что Министерство национального образования распределяет государственную поддержку, опираясь на число студентов в вузе, претендующих на ее получение. На основе данных, показывающих типичное разделение средств в большинстве государственных вузах, можно сделать подсчет распределения грантов:

• 90 тыс. студентов получают социальные гранты на основе «проверки на нуждаемость». Максимально такие стипендии могут достигать 500 злотых в месяц (125 евро);

• 120 тыс. студентов получают гранты на основе своих достижений в учебе. В зависимости от полученных баллов, такие стипендии могут варьироваться от 200 до 400 злотых в месяц (50-100 евро);

• 24 тыс. студентов получают оба типа грантов. В сумме они могут получить до 700800 злотых в месяц (175-200 евро).

Большая часть таких стипендий распределяется среди студентов очного отделения государственных вузов (33 % от общего числа студентов сектора). В частных вузах только 17 тыс. студентов (16 %) получают стипендии. В денежном выражении лишь 3 % от общих средств идет на поддержание студентов негосударственных вузов. Всего 38 % стипендий предназначается студентам, имеющим затруднения в оплате расходов на получение высшего образования.

Система студенческих займов, введенная в 1998 г., разрешает всем студентам брать такие займы, в независимости от типа (очное, заочное) обучения или вуза (государственный, частный). Однако право на займ зависит от дохода семьи студента (на человека). Студенческие займы выдаются частными банками, но гарантируются государством, и в случае дефолта государство (временно) производит выплаты по займу. В 2002 г. около 31 тыс. студентов обра-

тились к банкам за ссудой, из них 80 % ее получили. Каждый студент получает по 400 злотых (100 евро) в месяц. К 2002 г. общее число активных получателей займов составило 175 тыс. На этот период примерно 35 тыс. выплачивали займы и 9 тыс. полностью выплатили.

В качестве непрямой поддержки студенты получают 37-50 %-ную скидку на общественный транспорт. В дополнение к этому, 143 тыс. студентов государственных вузов (из 330 тыс. имеющих право на поддержку) получили субсидии на студенческие общежития. Все студенты имеют государственную медицинскую страховку и могут позволить себе сравнительно дешевые студенческие рестораны.

По общим подсчетам расходы студентов варьируются от 500 до 1600 злотых (125-400 евро) в месяц, в зависимости от типа вуза и от того, проживают ли они со своими родителями или нет. Однако расходы также зависят от затрат на необходимые учебные материалы и места проживания студента [6].

Роль родительских вкладов и собственных средств студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты должны рассчитывать только на средства семей или собственные. Родители обязаны поддерживать своих детей, обучающихся на дневном отделении вуза. Родители не получают пособий на детей или семью от вуза, но они пользуются некоторыми налоговыми льготами. Кроме того, студенты, как правило, работают на протяжении всего обучения в вузе и могут иметь дополнительный заработок от сезонной работы, что позволяет покрыть часть расходов на образование (особенно это относится к студентам старших курсов). Увеличение числа работающих студентов находится во взаимосвязи с ростом заочного и частного образования.

Развитие частного высшего образования

После Акта о высшем образовании 1990 г. частное высшее образование стало быстро развиваться. Частные вузы получили большую автономию, включая возможность взимать плату за обучение с определенных групп студентов. Количество частных образовательных учреждений возросло с трех в 1990 г. до 75 в 1995 г. и 239 в 2001 г. (65 % от общего числа вузов). Так, в 1991-1992 гг. было 865 студентов, в течение 1995-1996 гг. их количество возросло до 70 тыс.,

а к 2001/02 уч. г. достигло 481 тыс. (30 % от числа всех студентов). Однако основной рост, вероятно, прошел. Демографический спад и насыщение спроса должны стабилизировать ситуацию в последующие годы [6].

Студенты частных вузов полностью оплачивают обучение, что в среднем составляет от 450 до 600 евро в семестр или 900-1200 евро в год. Полный диапазон стоимости обучения находится в пределах 2400-10 тыс. злотых в год (600-2500 евро). Число студентов очного отделения частных вузов, получающих стипендию, составляет 17 тыс. Все частные студенты, как и студенты государственных вузов, могут получить государственные займы, в зависимости от дохода семьи.

Большинство студентов частных вузов (около 80 %) учатся на вечернем или заочном отделении. Многие имеют постоянную работу, которая дает им возможность платить за учебу. Рост частного сектора (почти 30 % студентов от общего числа поступивших — это студенты частных вузов) стал важнейшим механизмом разделения затрат в Польше.

В целом Польша является одним из ярких примеров использования на практике принципа разделения затрат. Студенты и их семьи взяли на себя значительную часть затрат на высшее образование. Студенты заочного отделения государственных вузов и в большей степени студенты частного сектора вносят существенный вклад в высшее образование.

Словения

Число поступлений в вузы Словении постепенно увеличивается, что требует существенных инвестиций. Вопросы о введении платы за обучение и дальнейшем развитии частного высшего образования широко обсуждаются в Словении.

Роль 11.1.III.I !;| обучение в государственных вузах

В принципе, базовое высшее образование Словении является бесплатным. Студенты очного отделения не платят за обучение, однако постановление министерства требует от студентов заочного отделения частично оплачивать расходы на обучение. Высшие учебные заведения самостоятельно могут определять уровень платы за обучение, который в 2002/03 уч. г. до-

стиг З тыс. евро (в 2001/02 — 2 575 евро). Наблюдался невероятный рост числа студентов заочного отделения: с 5800 в 1990 г. до 22 950 в 2001 г. В результате доля студентов-заочников от общего числа студентов увеличилась с 16 % в 1990 г. до З2 % в 2001 г. Такой рост свидетельствует о широком применении системы разделения затрат.

Ситуация, когда студенты заочного отделения платят за услуги, предоставляемые студентам очного отделения бесплатно, расценивается как несправедливая. Поэтому государство решило уравнять положение студентов очного и заочного отделения. Один из путей — взимать плату за обучение со студентов очного отделения. Данные о занятости показывают, что уровень безработицы среди выпускников вузов низок (2,7 %), по сравнению со средним уровнем безработицы (6,4 %) [8]. К тому же люди с высшим образованием зарабатывают в два раза больше средних служащих [9]. Однако взимание платы за обучение со студентов очного отделения может сократить доступ к высшему образованию. Как ни странно, тот же самый аргумент используется и при альтернативном решении — отмене платы за обучение для студентов заочного отделения. Эти предложения были внесены в генеральный план развития высшего образования. Другой вариант — это отмена многочисленные пунктов и предоставление студентам заочного обучения возможности поступить на дневное отделение. В этом случае те, кто поступает исключительно на заочное отделение, должны платить за обучение.

В отличие от базового высшего образования, аспиранты, получающие степень магистра или кандидата наук, обычно платят за обучение. Вузы имеют право самостоятельно определять уровень платы для аспирантов, как и в случае со студентами заочных отделений (до З000 евро в 2002/0З уч. г.). Однако вузы могут претендовать на субсидию от Министерства образования, науки и спорта (MESS), если они отвечают определенным критериям:

• плата за обучение не превышает 470 тыс. толаров (2,017 евро) за первые два года обучения2;

• программа предусматривает зачисление, по крайней мере, 15 студентов;

• для выпускников используется кредитная система ECTS.

Все вузы (как государственные, так и частные) могут претендовать на софинансирование всех категорий студентов (очного и заочного отделения). При соответствии всем критериям министерство предоставляет софинансирование (основанное на сложной формуле) всем студентам, которые переходят на следующий курс обучения. Вузы, предлагающие аспирантские программы по бизнесу и юриспруденции, часто не соответствуют критериям министерства, так как они взимают слишком большую плату.

Финансовая поддержка студентов

Студенты очного отделения, потупившие в вуз до 27 лет, имеют право на государственную стипендию (republiska stipendija) от Службы найма республики Словении (ESS). Такие стипендии выдаются студентам из малообеспеченных семей, которые иначе не могут поступить в вуз, а также студентам, у которых общий доход семьи на человека за прошлый год не превысил 130% гарантированной заработной платы (уровня социального обеспечения). В 2001 г. около 18 800 студентов подали заявления на государственную стипендию, из них грант полу-чиш 62 %.

Кроме того, студенты с хорошей успеваемостью могут претендовать на стипендию, которая выдается на основе достижений в учебе (stipendije za nadarjene or Zois) [10]. Стипендии Zois поощряют наиболее способных молодых людей, которые выбирают наиболее сложные и продолжительные программы, соответствующие требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов [11]. Стипендии Zois предоставляются на основе общественного тендера, выдвигаемого Министерством образования. Новый проект (Zois ex-Change) содействует сотрудничеству между стипендиатами Zois и работодателями.

В прошлое десятилетие общая доля студентов очного отделения, получающих стипендии, оставалась стабильной, на уровне, близком к 40 %. Большинство стипендий выдаются на основе «проверки на нуждаемость», что подразумевает поддержку малообеспеченных семей. В 2001/02 уч. г. средняя сумма государственных стипендий составляла 32 800 толаров (155 евро), а средняя сумма стипендий Zois приравнивалась к 39 тыс. толаров (185 евро). Таким образом, талантливые студенты получали в среднем

больше грантов, чем нуждающиеся. Стипендии не всегда шли в ногу с инфляцией.

В дополнение к общественным стипендиям существуют стипендии предприятия, предлагаемые государственными и частными организациями. Единственное правило, касающееся такого пакета финансовой поддержки, это то, что стипендии не могут быть меньше 30 % гарантированной заработной платы, минус налог и вклады [12]. В 2001 г. около 4750 студентов высших учебных заведений получили такие стипендии. Однако число стипендий предприятий существенно уменьшилось в период с 1987 по 1994 г.

В 1999 г. для дальнейшего развития студенческой поддержки была представлена система студенческих займов или ссуд (posojila za [12]. Займы предлагались на основе контракта между студентом, Государственной службой найма и банком, с которым заключало договор Министерство труда и социального обеспечения. На займ могли претендовать граждане Словении, безработные, поступившие в вуз до 27 лет и не получающие никакого вида стипендии. На практике студенты проявляли мало интереса к таким займам. Вероятно, это было вызвано одним из следующих факторов: 1) недавнее введение системы займов; 2) непривлекательные условия займа; 3) частичная занятость студентов.

Безработные студенты, а также студенты очного и заочного отделения, не зарегистрированные в государственной службе найма, могут претендовать на непрямую поддержку. К примеру, студентам предоставляется 9 тыс. мест в государственных студенческих общежитиях и 3 тыс. мест в частных комнатах, субсидируемых государством. В дополнение к этому студенты получают субсидии на питание (система талонов), скидки на общественный транспорт, культурные мероприятия (к примеру, билеты в театр) и могут заниматься в спортзалах. К тому же вузы сами выделяют средства на покупку учебников и предлагают студентам пользоваться компьютерами [10].

Роль родительских вкладов и собственных средств студентов

Несмотря на государственную поддержку, студенты в большой степени должны положиться на средства семей, чтобы покрыть расходы ^на учебу и проживание. В Словении родители

несут финансовую ответственность за своих повлекло сокращение частного сектора. Пра-

детей до тех пор, пока им не исполнится 26 лет. вительство Словении намерено и дальше рас-

В этот период родители имеют право на семей- ширять высшее образование. Одна из страте-

ное пособие и налоговые льготы: при рожде- гий для достижения этого — уменьшить затра-

нии первого ребенка налог уменьшается на 8 %, ты студентов и их семей. На практике это мо-

при рождении каждого следующего 1—1 допол- жет означать отмену платы за обучение для сту-

нительно на 2 %. Уменьшение налогов до 4 % дентов заочного отделения и увеличение студен-

предусматривается, если студент учится не в ческой поддержки. Однако если принять во вни-родном городе. Сумма зависит от дохода семьи. мание, что Словения хочет делать крупные Большинство студентов в Словении работают вклады в высшее образование, то необходимо неполный рабочий день, особенно те, кто учит- просчитать, позволит ли государственный бюд-ся заочно. жет сократить расходы студентов и их семей.

Развитие частного высшего образования

После реформы высшего образования 1994 г. частные вузы в Словении получили официальный статус. В результате с середины 1990х было учреждено 7 частных высших учебных заведения. В 1997/98 уч. г. и 2001/02 уч. г. количество студентов, зачисленных в частные вузы, возросло с 1170 до 4702. Несмотря на значительный рост, эта цифра представляет все лишь

6,5 % от общего числа зачислений в вузы.

В принципе, такие студенты должны покрывать полную сумму затрат на обучение, но учебные программы могут получать государственное финансирование. В этом случае взимание платы за обучение запрещается. За последние годы большинство частных вузов подали заявки на государственное финансирование учебных программ и получили граны. Две третьих зачислений в частные вузы приходится на сту-дентов-заочников.

В марте 2003 г. в прибрежной области Словении был учрежден третий государственный университет. Ряд частных образовательных учреждений интегрировался в этот вуз. В результате частное высшее образование уменьшилось в объеме, как на относительном, так и на абсолютном уровне.

В целом можно сказать, что родители и студенты традиционно несут большую часть расходов на высшее образование в Словении, особенно если включить расходы на проживание. Несмотря на то, что студенты заочного отделения платят за обучение, их число за последнее десятилетие значительно возросло. Наряду с развитием частного высшего образования произошло распространение системы разделения затрат. Однако не все факты говорят за это. Некоторые частные вузы вошли в состав нового государственного университета в 2003 г., что

Размышления

Проведя сравнительный анализ вузовской финансовой системы четырех стран, можно сделать вывод, что в трех из них традиционная идея бесплатного высшего образования постепенно ослабевает. Несмотря на то, что поддерживается принцип бесплатного высшего образования на дневном отделении для студентов, сдавших вступительные экзамены на «отлично», для большинства студентов доступно лишь образование на платной основе. Это в большей степени развито в Польше и в наименьшей в Чехии.

Данные, представленные в этой статье, говорят о том, что в большинстве исследуемых стран поддержка студентов развита слабо. Лучшую финансовую поддержку для студентов предлагает Словения. Почти 50 % студентов этой страны получают какой-либо вид стипендии. В связи с доступностью высшего образования, положительным является тот факт, что большинство стипендий в Словении распределяется главным образом среди малообеспеченных студентов, а не среди наиболее способных. В других странах, в частности в Чехии и Венгрии, стипендии в основном распределяются среди наиболее успешных в учебе студентов. Если мы примем за факт (иностранные источники), что наиболее способные студенты — это дети из обеспеченных семей, то необходимо решить, является ли эта целевая группа наиболее подходящей для получения ограниченных государственных средств.

Следующий момент заключается в том, что три из четырех стран зачисляют большое количество студентов, обучающихся за свой счет, и студентов заочного отделения, которые платят за образовательные услуги, предоставляемые

студентам очного отделения бесплатно. Разница лишь в том, что студенты очного отделения прошли вступительные экзамены. Однако предполагается, что студенты заочного отделения способны успешно проходить программы, иначе бы их не зачислили в вуз. Таким образом, различие между студентами, платящими за свое обучение, и студентами, обучающимися на бюджетной основе, кажется мнимым и несправедливым. Принимая во внимание, что все выпускники имеют преимущество от получения высшего образования, можно предположить, что неравное распределение затрат между двумя группами студентов должно быть уменьшено посредством введения платы за обучение на дневном отделении. Это бы также увеличило базу финансирования высшего образования. Такое развитие, с другой стороны, выступает против традиции, и могут возникнуть проблемы, связанные с доступом к высшему образованию. В этом случае потребуется модификация системы студенческой поддержки, в частности увеличение финансирования студентов из малообеспеченных семей. Из-за отсутствия необходимой информации о доходах распределение средств будет наибольшей проблемой.

Студенческие займы также доступны в трех из четырех стран. Наиболее активно эту форму используют в Венгрии и Польше, в то время как в Словении студенты не желают брать ссуды. В частности, это вызвано непривлекательными условиями займа. В Чехии система студенческих займов не развита, хотя банки делают студентам специальные предложения.

Последний вопрос, заслуживающий внимания, — развитие частного высшего образования. Все четыре страны официально разрешили учреждение частных вузов. Частный сектор получил большую долю в Польше — 30 % от всех студентов вузов; в Чехии, наоборот, сектор развит сравнительно слабо (3 %, но 7 % от числа абитуриентов в 2002 г.). В Венгрии и Словении частные вузы зачисляют 14 % и 6,5 % соответственно от числа всех студентов. Необходимо уделить особое внимание качеству частного высшего образования, особенно там, где оно получает наибольшее развитие.

В целом в четырех исследуемых странах наблюдается развитие системы разделения затрат, это связано с распространением высшего образования. Такая тенденция наиболее сильна в Польше и менее заметна в Чехии. Недав-

ние дебаты в Словении призвали идти в противоположном направлении. Для расширения высшего образования было предложено сделать бесплатным заочное отделение и увеличить систему финансовой поддержки студентов. Некоторые частные вузы были интегрированы в новый государственный университет. Необходимо исследовать, в какой степени государственный бюджет может поддержать дополнительные расходы, которые повлечет за собой новая политика.

Положение в рассмотренных нами странах в большой степени имеет сходство с ситуацией в России. Существует потребность в дополнительных средствах на расширение высшего образования. Из-за ограниченного государственного бюджета и частной нормы прибыли необходимо порекомендовать переложить часть затрат на образование на студентов и их семьи. Наиболее легким кажется решение — взимать плату за обучение со студентов очного отделения, но политически это не так просто. Также довольно сложно гарантировать доступ к высшему образованию малообеспеченным студентам из-за недостатка информации о доходах семей. Тем не менее справиться с этими проблемами гораздо проще, чем с неконтролируемым ростом инициатив частного высшего образования.

Примечания

1 В 1999 г. — 50 тыс.; в 2000 и 2001 гг. — 55 тыс.; в 2002 г. — 58 500 и в 2003 г. — 62 тыс.

2 В 2001/02 уч. г. плата за обучение не должна была превысить 235 тыс. толаров за третий и последний год обучения.

Литература

1. Johnstone, D. B. & Shroff-Mehta, P. (2000). Higher education finance and accessibility: An international comparative examination of tuition and financial assistance policies. Buffalo: Center for Comparative and Global Studies in Education, Graduate School of Education, University of Buffalo, State University of New York.

2. Sebkova, H. & Benes, J. (2002). Higher education in the Czech Republic, Key policy themes in a decade of transition: 1990-2000. Prague: Centre for Higher Education Studies.

3. McMullen, M. S. (2000). Higher education finance reform in the Czech Republic: transitions in thought and practice. Education Policy Analysis Archives, 8 (6).

4. Svaton, O. & Vlk, A. (2003, forthcoming) Academic staff in the Czech Republic: The extraordinary species Homo Academicus. Enschede: Center for Higher Education Policy Studies.

5. Reffy (2003) Tuition fees and student support — Hungary.

6. Wach, P. (2002). Overview of the major changes in higher education over the last decade, Poland — country report. Warsaw: Politechnika Opolska.

7. National Assembly (1997). Constitution of the Republic of Poland, Article 70.

8. Statistical office of the Republic of Slovenia (2002a). Rapid reports, 7, Labour market No. 178, Ljubljana: Statistical office of the Republic of Slovenia.

9. Statistical office of the Republic of Slovenia (2002b). Statistical Yearbook of the Republic of Slovenia 2002. Ljubljana: Statistical office of the Republic of Slovenia.

10. Eurydice (2001). The education system in Slovenia 2001. Eurybase 2001: The information database on education systems in Europe, http://www.eurydice.org.

11. MESS (2003). Higher education in figures, annotated tables. Ljubljana: Ministry of Education, Science and Sport.

12. ESS (2003). Annual Report 2001, Employment Service of Slovenia: http://www.ess.gov.si/English/elementi-okvirjev/ F-AnnualReport.htm.

13. Eurydice (1999). Key Topics in education, Volume I: Financial support for students in higher education in Europe, Trends and debates. Brussels: European Commission.

14. Uradni list RS (st. 20/2002) Nacionalni program visokega solstva Republike Slovenije.

15. Vossensteyn, J. J. (2003), Tuition fees and student support; An issue of cost sharing? in: File, J. and L. Goedegebuure (eds.), Real-time systems, Reflections on higher education in the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia, CHEPS (Center for Higher Education Policy Studies), Brno: VUTIUM Press.

16. Zgaga, P. (1998). Development of higher education in Slovenia. Ljubljana: Ministry of Education, Science and Sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.