Научная статья на тему 'Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика'

Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13661
1641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / ПРЕЗИДЕНТ РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЕТВИ ВЛАСТИ / СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ / SEPARATION OF POWERS / THEORY OF SEPARATION OF POWERS / THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS / LEGISLATIVE / EXECUTIVE AND JUDICIAL BRANCHES OF GOVERNMENT / SYSTEM OF CHECKS AND BALANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матросов Сергей Николаевич, Петров Владислав Руфович

Статья посвящена правовому анализу и особенностям реализации принципа разделения властей в современной России. Авторы рассматривают проблемы и недостатки системы разделения властей в российской конституционной теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The separation of powers in the Russian Federation: theory and practice

The article is devoted to legal analysis and to the peculiarities of the implementation of the principle of separation of powers in modern Russia. The author examines the problems and shortcomings of the system of separation of powers in the Russian constitutional theory and practice.

Текст научной работы на тему «Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика»

УДК 342.33

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

С.Н. Матросов, В.Р. Петров

Статья посвящена правовому анализу и особенностям реализации принципа разделения властей в современной России. Авторы рассматривают проблемы и недостатки системы разделения властей в российской конституционной теории и практике.

Ключевые слова: разделение властей; теория разделения властей; Президент РФ в системе разделения властей; законодательная, исполнительная и судебная ветви власти; система сдержек и противовесов.

S.N. Matrosov, V.R. Petrov. THE SEPARATION OF POWERS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to legal analysis and to the peculiarities of the implementation of the principle of separation of powers in modern Russia. The author examines the problems and shortcomings of the system of separation of powers in the Russian constitutional theory and practice.

Keywords: separation of powers; the theory of separation of powers; the President of the Russian Federation in the system of separation of powers; legislative, Executive and judicial branches of government; system of checks and balances.

Теория разделения властей, возникнув благодаря трудам многих представителей фи-лософско-правовой мысли, нашла свою реализацию в практике функционирования государственных аппаратов практически всей современной цивилизации. Ее общечеловеческая ценность определила сегодняшние реалии по формированию и развитию системы российской правовой государственности.

Научные исследования взглядов мыслителей древнего и нового времени, посвященных идее разделения властей, показывает, что она имеет многовековую историю, найдя свое отражение в трудах Платона, Аристотеля, Д. Лок-ка, Ш.-Л. Монтескье и др. Эта идея с момента своего возникновения формулировалась как теория контроля и равновесия социально-политических сил в обществе. Объясняется это тем, что подобная форма организации государственной власти представляется наиболее демократичной, отвечает насущным желаниям общества, а указанный принцип выступает ведущей составляющей в процессе ограничения деятельности различных ветвей власти.

Начиная с Ш.-Л. Монтескье, основной идеей этой теории выступает стремление к тому, чтобы препятствовать чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или ограниченно узкой группы лиц, которая бы действовала по своему усмотрению, не считаясь с правовыми предписаниями.

В учении о власти при демократическом правовом государстве концепция разделения властей как модели организации и порядка ее

функционирования является важной составной частью государствоведения.

Теория разделения властей нашла прямое отражение и закрепление в основных законах демократических государств, другими словами, государственная власть выстраивается по принципу разделения на самостоятельные и независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. При этом необходимо отметить, что каждое из государств не только стремится разделить ветви единой государственной власти, но и уделяет значительное внимание взаимодействию властей.

Согласно содержанию ст. 10 принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации сформулирован следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны [1]». Кроме того, ч. 1 ст. 11 Конституции РФ раскрывает список субъектов, которые эту власть осуществляют, относя к ним Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Соответственно все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - действуют на основе системы сдержек и противовесов. Это проявляется как в их самостоятельности по отношению друг к другу, так и по взаимному контролю.

В этих статьях содержатся основные и важ-

124

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 2(28)

нейшие направления взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Президента РФ. Однако на практике реализация данных статей наталкивается на проблему несбалансированности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и особой роли Президента РФ в данных отношениях.

Как известно, Президент Российской Федерации не может быть отнесен ни к одной из ветвей власти, что подтверждает его особый статус главы государства. С учетом содержания ст. 83, 84, 86, 87, и ч. 3 ст. 115 Конституции РФ Президент РФ наделен широкими полномочиями, позволяющими влиять на иные ветви власти и, в первую очередь, на исполнительную в лице Правительства РФ. Это выражается в том, что Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ), имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, обладает возможностью отправлять, в предусмотренных Конституцией РФ случаях, Правительство РФ в отставку и т.д. То есть фактически следует говорить о верховенстве президентской власти по отношению к трем традиционным властям.

Практика расширения полномочий Президента Российской Федерации получила свое наиболее яркое выражение в изменениях, внесенных в Основной закон страны. В трех из четырех законов о поправке к Конституции РФ Президенту представлены совершенно новые полномочия, не предусмотренные Конституцией и подрывающие баланс распределения власти в рамках федеральной системы. В результате данных изменений Президент получил не только увеличение срока полномочий с 4 до 6 лет, но и значительно большие возможности влиять на судебную власть и прокуратуру, на Совет Федерации.

Все три ветви власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга, но только относительно, поскольку между ними существует взаимосвязь и взаимодействие. В системе разделения властей у каждой ветви власти свои задачи и функции: законодательная власть занимает главенствующую роль, она принимает законы, т.е. устанавливает общие правила поведения для всех органов государственной власти, исполнительная власть осуществляет исполнение законов, а судебная власть преимущественно осуществляет правосудие.

Так, согласно Конституции РФ Федеральное Собрание практически не участвует в формировании Правительства. Исключением является, как указывалось выше, факт возможного

назначения главой государства Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Кроме того, в случае если государственная Дума трижды отклонит представленную Президентом РФ кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ, то глава государства самостоятельно назначает его, при этом распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Кроме того, Председатель Правительства Российской Федерации обладает правом поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае если Государственная Дума в таком доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117). Следует, однако, учитывать тот факт, что во всех случаях правовые последствия роспуска Государственной Думы и отставка Правительства РФ будут не одинаковы, так как досрочный роспуск Государственной Думы всегда приводит к перерыву его деятельности, по крайней мере на время, необходимое для проведения новых или повторных выборов. Прекращение же деятельности Правительства РФ не прерывает самой этой деятельности, поскольку отрешенный от исполнения обязанностей Председатель Правительства сразу же заменяется иным лицом, временно исполняющим его обязанности.

Признавая судебную власть одной из основ конституционного строя, Конституция РФ называет ее одним из равноправных и самостоятельных элементов системы разделения властей. Это следует уже из содержания ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, где в числе органов, осуществляющих государственную власть, называются суды Российской Федерации, призванные обеспечивать реализацию судебной власти.

Называя себя правовым государством, Российская Федерация берет на себя обязательства по обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и посредством правосудия, призванного отвечать соответствующим принципам. Суть этих критериев сводится к следующему: в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе [3].

Таким образом, именно судебной власти, независимой и беспристрастной по своей природе, отводится решающая роль в деле обеспечения государственной защиты прав и свобод

человека и гражданина. То есть именно за судом остается право окончательного разрешения спора посредством вынесения судебных решений как государственных правовых актов Российской Федерации, имеющих общеобязательный характер [2].

Конституционный принцип разделения властей в Российской Федерации признан, закреплен и действует в процессе организации и функционирования государственных органов, а создание механизма сдержек и противовесов является своеобразным краеугольным камнем, фундаментом демократического правового государства.

Осуществленный анализ практики разделения властей показывает настоятельную необходимость дополнительных теоретико-правовых исследований в этой области, так как глубокое и всестороннее изучение места и роли органов государственной власти в системе сдержек и противовесов позволит создать полное представление не только о теории разделения властей, но и об особенностях реализации принципа разделения властей в современной России.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 10.02.2017).

2. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 15, ст. 1497.

3. По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. № 9-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 12, ст. 1459.

4. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организация деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32-36.

5. Демидов М.В. Место и роль федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28-33.

МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

ПЕТРОВ Владислав Руфович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

MATROSOV, Sergey Nikolaevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

PETROV, Vladislav Rufovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 340.154: 94 (47)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДАХ

П.Е. КАЗАНСКОГО

Е.М. Михайлова

Статья посвящена рассмотрению национальных оснований концепта самодержавной власти в государственно-правовых взглядах видного юриста конца XIX - начала XX в. П.Е. Казанского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.