Научная статья на тему 'Раввины-чудотворцы и их почитатели на территории современной Буковины и Бессарабии'

Раввины-чудотворцы и их почитатели на территории современной Буковины и Бессарабии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раввины-чудотворцы и их почитатели на территории современной Буковины и Бессарабии»

Екатерина Лазарева, Элина Иоффе

(Москва)

Раввины-чудотворцы и их почитатели на территории современной Буковины и Бессарабии

О таких явлениях, как обращение неевреев к раввину, посещение ими синагог и еврейских кладбищ, уже много писали и говорили наши коллеги1. Мы хотим обратить внимание на современную ситуацию в регионе, где это явление, судя по последним собранным материалам, не ушло в прошлое, но переживает своеобразный расцвет.

Это молдавско-украинское пограничье, Бессарабия и Буковина. Мы будем говорить о раввинах таких городов, как Черновцы и Кишинев, а также о могиле цадика2 в Садгоре, но важно заметить, что «аудитория» этих раввинов не ограничивается местами их проживания, что создает между ними некоторую конкуренцию.

Мотивы, заставляющие людей обратиться к чужому праведнику, разнообразны. Один из самых традиционных, зафиксированный еще в конце XIX в., это месть или, в более широком смысле, наказание врагов. Считается очень эффективным пожертвовать деньги или поставить в синагоге свечку, «дать на майорку»3, «на плохое». Такое действие противоречит христианской морали прощения и милосердия и, очевидно, что в церковь с такими пожеланиями обращаться бесполезно. Евреи, как «враги» христианского мира, наоборот, с точки зрения народно-христианского сознания должны быть только рады. Современные синагогальные работники утверждают, что «на плохое» не берут, но вообще помочь в таких случаях не отказываются.

Еще одним поводом обратиться в синагогу служит распространенное представление о том, что «евреи ближе к Богу». Особенно часто им руководствуются те, кто уже побывал в церкви и не почувствовал изменений. Информанты часто говорят, что «Бог один», поэтому в общем-то все равно, куда обращаться. Интересно, что ино-

274

Е. Лазарева, Э. Иоффе

гда не евреи, приходя в синагогу, руководствуются правилами посещения православной церкви. Например, женщины приходят в платочках, а мужчины, наоборот, снимают шапки4.

Еще несколько поводов обратиться к раввину, которые перекочевали из XIX в. в XXI - кража имущества или болезнь.

Собирателям удалось пообщаться с людьми, ожидающими очереди на прием к раввину в Кишиневе, в основном украинцами и молдаванами. Женщина из Бельц5 рассказала о том, что уже обращалась к раввину из Черновцов, когда ее обокрали. Он все выслушал, велел в ближайшие три дня ходить по окрестностям, ждать: имущества вынесли много, скоро будут перевозить его где-то рядом. И действительно, имущество повезли, и таким образом оно нашлось. О похожей истории, произошедшей с ее соседкой, рассказывала еврейская информантка в г. Бричаны (Молдавия). Ее соседка тоже обращалась именно к черновицкому раввину, но в этом случае все может быть объяснено географической близостью - Бричаны находятся на севере Молдавии, всего в паре десятков километров от Черновцов.

Другая женщина6 рассказала, что пришла по совету подруги, которой кишиневский раввин благословением помог вернуть украденные деньги. У нее самой нет конкретной просьбы, просто жизнь трудная, девять детей, сына убили, невестка не хочет отдавать дом и прочие бытовые неприятности.

Из приведенных свидетельств заметно, что методы кишиневского и черновицкого раввинов сильно отличаются. Кишиневский действует именно благословением, у него «сильная броха», как говорят его прихожане-евреи.

О различиях говорит женщина из Бельц:

Но он как-то по-другому, чем черновицкий: этот только слушает и под конец говорит, что будут молиться, а тот спрашивает: хочешь -тебе всё вернется, хочешь - вора казнят, хочешь - по закону засадят7.

Также говорят, что черновицкий раввин дает просителям-неевреям амулеты - странички с напечатанными еврейскими буквами. Вера неевреев в магическую силу еврейских букв, особенно заметна на примере материалов, собранных в последние годы в Галиции. Там люди используют в лечебных целях текст «приказания», т.е. пергамент из мезузы8 или тфилин.

Кишиневский раввин рассказывает, что свою «чудесную силу», или «сильную броху», кому как удобнее это называть, он получил

Раввины-чудотворцы и их почитатели.

275

лично от Любавичского Ребе. Он сам рассказывает о чудесных исцелениях, которым он поспособствовал:

Забегает еврей и говорит, что один молдаванин топором ударил его другу по голове, отрубил кусочек головы с мозгами, его сразу взяли в госпиталь, и врачи увидели... весь в крови, весь, чё с ним делать, положили его возле смертной камеры. Что придет там кто-то, откроет камеру, и его внесут. И, а он за это время прибежал ко мне просить броху -я дал броху. «Чтоб был здоров!» И он убежал. Через два дня он приходит ко мне веселый. «Помнишь, - говорит, - я у тебя два дня назад просил броху за друга?» - «Да, ну и что?» Он говорит, он вернулся, его друг уже был в палате. В чём дело? Он показал признаки жизни. Наверно, попросил во. воды, или не знаю, что он. А и как он только показал признаки, они его подхватили в палату и стали заниматься с ним. И он говорит, и по всей вероятности это было. Ведь они же отказались от него. Я дал броху, и он уже там такое. Как раз в то самое время. И, в общем, он пролежал в госпитале две недели. У него отросла голова, с череп, всё отросло назад, это было восемнадцать лет назад. Он жив и здо-

9

ров, всё нормально .

Сила благословения - брохи, или проклятия, демонстрируется на примере следующего рассказа.

У неевреев была такая, однажды женщина из села. Пришла ко мне, плакалась, что у неё там соседи или кто - она знает, кто даже - украли корову, и несколько коз, птицу, в общем, украли, обокрали. И она ничего не может сделать, потому что они подкупили полицию, и как тут идёт. И пришла ко мне плакать, просить броху. Я ей дал броху, она ушла. Через неделю я слышу, там крик у нас, всё. Я подзываю охранника: «Что случилось?» Он говорит: пришла женщина, хочет зайти ко мне. А у меня был как раз неприёмный день. И она кричит: «Это святой человек!» И чтоб она, обязательно чтоб её впустили на две минуты, она хочет пойти поблагодарить меня. Я говорю: ну что, значит, пусть зайдет! Две, две, пять минут - сколько это может продолжаться? Она заходит и говорит: получила броху от меня, вернулась домой, и тот, который украл, - она знает, кто украл, - он на карачках еле-еле приполз к ней, отдал ей корову, отдал всё, что он украл, и п. помолился, и умолял её не.: «Где ты была? Не трогай меня!» Она зашла сюда, бросилась меня целовать. [Интересно, а что с ним было?] А он заболел чем-то, он не мог ходить. Он, и он карабкался до ней10.

Вот одна женщина ... у ней была какая-то вера в Б-га. А у ее супруга - тоже еврей - считает себя атеистом <...> Есть у них ребенок, четыре годика, и в это время рождается еще один. И она, в общем, - приходит

276

Е. Лазарева, Э. Иоффе

ко мне и говорит, что у ней родился сыночек... И первого ребенка, у ней через месяц-полтора молоко кончилось. И она его кормила искусственным молоком, она бы не хотела этого второго тоже искусственно, она хочет своим молоком, а нету. Муж - врач известный и знаком со всеми врачами, стал бегать по всем академиям, по каждым врачам. Врачи говорят: «Ничего невозможно сделать». Так она ему говорит, она пойдёт ко мне, просить броху. А он атеист. Он стал спорить с ней: «Куда ты по... куда ты идешь! Это же Кашпировский, это же обманщик, это...», -вот такие вещи. А она спорит с ним: «Нет, это честный человек, это.» Кицур11: «Хочешь - иди, иди, иди». И она пришла, просить броху, я ее броху. Прошло два года. Она приходит ко мне, и говорит: «Помнишь, ты мне дал броху на молоко?» Я говорю: «Да. Ну и что?» Она говорит: «Мы не видим конца молоку». И говорит: «И муж стал кричать, иди к реб Залману, скажи - хватит!» Я ей говорю: «Хочешь, чтоб я дал броху на хватит - пожалуйста, я тебе дам». «Не-не-не-не!» - «Что ж ты хочешь?» Хочет, чтоб я дал броху, чтоб младенец не нервничал. Она его

тт 12

сама отучит. И она его кормила еще семь месяцев .

Тут налицо один из самых распространенных мотивов о чудесном приобретении чего-то бесконечного от волшебного помощника. Такие истории рассказывали, например, о шрейтеле, еврейском домовом, который мог сделать так, чтобы гусиный жир топился бесконечно. Это очень похоже на общемировой фольклорный мотив «горшочек вари - горшочек не вари». Таким образом, появляется необычная броха - «броха на хватит».

Походы к раввинам нееврейского населения - явление не только последних лет. Участники экспедиций пытались выяснить, когда и почему это началось. Одну из версий высказал черновицкий раввин Ноах Кофманский. Он рассказывает, что еще в советское время христианский священник посылал навязчивых прихожан с несерьезными просьбами к раввину, возможно, он боялся выглядеть поощряющим активную религиозную жизнь, а раввин, в свою очередь, принимал всех желающих

Житель Черновцов Михаил Борисович Ариансон, 1953 г.р., рассказал такую историю:

В 60-е годы здесь жила у нас Станка-молдаванка. Когда Станка вышла замуж, у них в молдавском селе на свадьбе украли всю посуду. Они сложили сервиз в коробку, и ее утащили. Тогда синагоги были уже закрыты. Это был конец 60-х. Она приехала к маме и попросила, чтобы мама устроила встречу с раввином. Я не знаю, как того раввина звали. Тот раввин эти вещи не применял. Он был законспирированный. Все

Раввины-чудотворцы и их почитатели.

277

знали, что он раввин. Его попросили как-то через родственников, и он согласился её принять. Что он ей говорил, я не знаю. Но она приехала в село, сказала, что была у раввина, и раввин наложил проклятие. Ну, не проклятие, по еврейской религии нельзя, а что-то такое. Село небольшое, она через соседей передала, всё село узнала. На следующее утро у себя в огороде нашли сервиз в этой коробке13.

Из этого повествования можно сделать вывод, что неевреи в Черновцах и до Кофманского обращались за помощью к раввинам, в пользу этого говорит и достаточно укоренившаяся вера украинцев и молдаван в силу еврейской молитвы, в то, что евреи более старательны в деле служения Богу. В 2010 г. в Ивано-Франковской обл. удалось записать воспоминание одной местной жительницы 1929 г.р., до выхода на пенсию работавшей учительницей русского и украинского языков:

Я один раз пришла к аптекарю, он был еврей, мы носили молоко, а я уже взрослая была, уже работала, замужем была, уже у меня ребёнок был, и меня мама попросила, чтобы я отнесла им молоко, я прихожу и говорю - добрый вечер - он сидит себе, я до него ещё раз говорю -добрый вечер - он дальше не отзывается, я ещё раз - добрый вечер - он не отзывается. Я говорю - вы немой или вы глухой? - он не отзывается. Я тогда что делаю: ставлю то молоко и прихожу до дома, и говорю маме - мама, что ты меня послала, к кому ты меня послала, дюже славный аптекарь, я ему говорю, а он не отзывается, у него и на шее, и на руках. Мама ответила - то такие «приказания», ты б его пристрелила, когда он молится, он до тебя не отзовётся14.

Рассказы об обращении неевреев к раввину уже приобрели свою форму, их можно назвать бродячими сюжетами, зачин, действие и развязка в них похожи, предсказуемы, всё движется по уже заданным правилам. Но среди собранного материала есть и другие сюжеты, не у всех из них чудесный конец, но так или иначе, они свидетельствуют о посещении раввинов местным нееврейским населением.

В качестве примера можно привести следующий фрагмент интервью супружеской пары 1923 и 1938 г.р. (муж еврей, жена русская):

Жена: Пришла в синагогу, а там на скамеечке сидит женщина, с которой я работала, она спросила, зачем я туда пришла. Я ответила, что в данный момент у меня муж еврей, я сюда хожу. Когда ему было плохо, я ходила туда. Там ящичек, кладешь деньги в него, сколько можешь. И они молятся за здоровье. Я видела там женщину, которая со мной работала, и она сказала, что ее сын очень пьет. Хороший успешный бизнесмен, который все пропил, и она пошла советоваться. Туда ходят очень многие.

278

Е. Лазарева, Э. Иоффе

Муж: Каждый день по 10-15 человек проходят, русские, молдоване, любые.

Жена: История одной девочки, красивой, богатой, рассудительной. Она закончила университет. Стройная такая. Была у неё первая любовь. И он её отверг после того, как она сказала, что в положении, закрыл двери. Она пошла в синагогу, что ей говорили, я не знаю. Думаю, она избавилась от беременности. Молодежи очень много туда ходит.

Супруги также поделились своим объяснением популярности раввинов и синагоги среди нееврейского населения:

[Есть отличия между раввином и священником?]

М у ж: Нет.

Жена: Между синагогой и церковью есть разница, отличается много. У украинцев надо выстоять всю службу. Если я не простояла всю службу, то не принимается моё моление. Идёшь исповедоваться, причащаться. Может и тут (в синагоге) есть какие-то, которые я не знаю.

М у ж: Мы в церковь тоже ходим. Что в церковь, что туда - какая разница. Бог один.

[Почему так популярно ходить в синагогу?]

Жена: Я думаю, что еврейские молитвы - как они от души говорят, так они и молятся. Они не выйдут со своей молитвы осуждать кого-то. А наша нация - они помолились, вышли и уже обсудили всех «та не такая, а та такая». Разные беды приводят в синагогу, они не молятся, они приходят и рассказывают всю историю раввину. Дают денежку, кто сколько хочет, кто сколько может.

М у ж: Попы этого не делают.

Жена: А у нас, если хочешь нанять службу за здравие - одна цена, если за упокой - другая цена. Есть назначенные цены15.

Кишиневский раввин, связывающий свою «чудесную силу» с Ре-бе, считает, что истинный чудотворец просто поделился ей с ним. Надо заметить, что внутри еврейской традиции образ раввина связан скорее с решением галахических вопросов и мудрыми советами, а образ Ребе, цадика - именно с чудесами. К цадикам обращались в случаях болезни и особенно с просьбами о зачатии ребенка. Их могилам и памятным местам, связанным с их жизнью, приписывались те же свойства, что и самим цадикам. Например, до сих пор считается, что купание в «микве Бешта» (источнике, связанном с его именем) помогает зачать ребенка. Чудесами славится и могила сади-горского ребе Исроэла Фридмана, о которой речь пойдет ниже.

Раввины-чудотворцы и их почитатели.

279

1. Могила Исроэля Ружинского в Садгоре (Черновцы, Украина) в 1989 г.

2. Огель над захоронением Исроэля Ружинского в Садгоре. 2010. Фото авторов

280

Е. Лазарева, Э. Иоффе

3. Записки на могиле садигорского ребе. 2010 г. Фото авторов

4. Записка от хасидов, возложенная на могилу садигорского ребе. 2010 г.

Фото авторов

Раввины-чудотворцы и их почитатели.

281

Часто на могилах цадиков оставляют записки - как евреи, так и неевреи. Осенью 2010 г. мы посетили кладбище в Садгоре. В огеле садигорского ребе записки лежали в огромном количестве: за день до нашего посещения на кладбище приезжала группа иностранных хасидов, и именно их записки составляли большинство. Записки не отличаются пространным содержанием, это просто списки имен. Сторож кладбища рассказал16, что хасиды приезжают всегда под вечер, потому, что именно в это время у них «открывается канал связи» с Богом/Цадиком. Другие информанты ранее сообщали, что у этой могилы «особая энергетика». Также сторож рассказал, что специально для хасидов вход на кладбище был перенесен ближе к могиле Ребе, т.к. хасиды настаивали, что им нельзя ходить по земле, где лежат мертвые. От входа на кладбище до входа в огель по этой же причине построен специальный помост. В еврейской традиции существует запрет коэнам ходить на кладбище и касаться мертвого тела. Возможно, в представлениях данной группы хасидов могила святого цадика является исключением. Вопрос соотношения ритуальной нечистоты и святости могилы цадика требует дальнейшего изучения. И сторож, и его друг, присутствовавший при интервью, отрицают, что неевреи приходят на могилу. Они считают, что все приходящие люди - евреи или их ассимилированные потомки.

Среди записок имеются написанные евреями, например: «здоровье Хаима, сына Иды». Здесь соблюдена традиция именования живого человека по имени матери. Содержание большинства записок составляют обращения к Богу и только в одной к цадику:

Цедек, я тебя очень прошу, помоги мне! Не дают мне жить враги, что-то копают копают. Помоги мне пожалуйста, чтобы враги забыли про меня и дорогу в мой дом, помоги мне, чтобы бизнес у меня процветал, чтобы я начал свое дело, чтобы у меня всегда водились деньги.

В качестве писчего материала используется любая бумага или салфетка. Несколько записок написано на обороте медицинских рецептов. Количество же рецептов без какого-либо добавочного текста на могиле столь велико, что это уже трудно назвать случайностью.

282

Е. Лазарева, Э. Иоффе

Примечания

1 Например: Каспина М., Амосова С. Парадокс межэтнических контактов: практика обращения неевреев в синагогу (по полевым материалам) // Антропологический форум. 2009. № 11. Электронная версия: Шр://ап4горок^1е.ким1кашега. ги/07/11оп1те/

2 Цадик - духовный вождь хасидской общины. Цадик из Садгоры, Исроэль Фридман, также известный как Ружинский Ребе, жил в первой половине XIX в.

3 Специфический термин, встречающийся в некоторых регионах, обозначающий не безвозмездное денежное пожертвование синагоге. Взамен жертвующий рассчитывает на то, что его пожелания всяческих несчастий врагам сбудутся.

4 В то время как еврейская традиция обязывает всех мужчин находиться в синагоге с покрытой головой. Также только замужние женщины должны надевать головной убор.

5 Зап. Д. Терлецкая от анонимной информантки в синагоге, 2010 г., Кишинев.

6 Зап. Д. Терлецкая от анонимной информантки в синагоге, 2010 г., Кишинев.

7 Зап. Д. Терлецкая от анонимной информантки в синагоге, 2010 г., Кишинев.

8 См.: Галкина Н. «Приказание»: пример заимствования оберега в ситуации этноконфессионального соседства // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2010. С. 322-327.

9 Зап. Д. Терлецкая от р. З. Абельского, 2010 г., Кишинев.

10 Там же.

11 Евр. короче.

12 Зап. Д. Терлецкая от р. З. Абельского, 2010 г., Кишинев.

13 Зап. В. Герасимова, Э. Иоффе, Е. Лазарева от М. Ариансона, 2010 г., Черновцы.

14 Зап. О. Гущева Е. Лазарева в пос. Бурштын Ивано-Франковской обл., 2010 г. Текст приводится в переводе на русский язык.

15 Зап. от анонимов, Черновцы.

16 Зап. Э. Иоффе, Е. Лазарева, 2010г., Черновцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.