Научная статья на тему 'Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах: традиция и новшества'

Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах: традиция и новшества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах: традиция и новшества»

Екатерина Лазарева

(Москва)

Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах: традиция и новшества

В этой статье речь пойдет о традиционном обращении евреев к раввину, о том, что сохранилось и продолжает существовать в данное время, о появившихся новшествах и о том, как они приживаются на традиционной почве. Материалом для исследования послужили интервью, собранные в фольклорно-этнографической экспедиции, проходившей в рамках Летней школы Центра «Сэфер» в Молдавии (Бельцы, Бричаны, Сорока, Липканы, Единцы) в 2011 г. при поддержке фонда Ави Хай.

Бельцы - город, в котором частично сохранился традиционный еврейский уклад, еврейская традиция и язык идиш. Советская власть установилась здесь в 1940 г. и вскоре сменилась фашистским режимом. Две трети довоенного населения города составляли евреи, их численность равнялась примерно 15000 человек1. В годы Холокоста погибло большое количество жителей, но многим удалось эвакуироваться и выжить, а впоследствии вернуться в родной город. В советское время в городе проживало не меньше восьми тысяч евреев. Еврейское население значительно сократилось после репатриации позднего советского и постсоветского периодов; по данным 2002 г. в городе проживает две тысячи евреев. С еврейской общиной произошли не только количественные изменения. Они коснулись также ее этнического состава. После войны изменилось отношение евреев к смешанным бракам, это характерно для всего постсоветского пространства, особенно для мест, сильно пострадавших от нацистского режима. Один из информантов так описывает ситуацию: «Я и посчитал ... На одном еврее десять висят. Право на репатриацию имеют 2

десять человек» .

Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах

137

Поход к раввину - это часть традиционной культуры еврейского местечка. К ребе принято было идти с вопросами, касающимися как духовной, так и бытовой жизни. Нельзя сказать, что после войны это явление окончательно исчезло, достаточно посетить любой из сайтов, где общение с раввином происходит в интерактивном режиме. В современных Бельцах и в других бывших еврейских местечках евреи, как правило, идут к раввину, чтобы получить благословение. Таким образом, нужды его еврейских посетителей мало чем отличаются от нужд посетителей-неевреев.

В этом регионе у традиции обращения к раввинам глубокие корни. Многие помнят раввина из Рыбниц - Хаима-Занвла Моисеевича Абрамовича (Рыбницер ребе, 1902-1995). К нему совершали паломничество в случае неразрешимых проблем, жизненных сложностей. В ходе одного из интервью нам удалось записать рассказ о двух походах к раввину, отстоящих друг от друга более чем на 40 лет. Информантка рассказала нам о встрече ее свекрови со знаменитым рыбницким ребе, она по сей день хранит у себя монету, данную свекрови праведником.

У меня муж работал на заправке, и он ехал на Кишинёв на большой машине, сдать эти талоны. Сзади открылась дверца, и от этого ветра вылетели эти все талоны, это же судимое дело... <...> Она поехала туда, в Рыбницу. И она ему рассказала, что так и так, что-то сын у меня больной, а это так случилось. И он ей говорит: «Вы завтра ко мне вечером придёте, но скажите, у вас есть две монеты по 15 копеек?» Она говорит: «Есть». - «Оставьте мне». Она пришла на второй день, и он ей так сказал: «Скажите одному сыну, чтобы эти 15 копеек он поставил себе, у мужчины есть такие карманчики малюсенькие, чтобы он туда поставил, и второму сыну дадите тоже». Но тот (второй сын) был кандидатом наук, он не хотел этих 15 туда положить, он не верил, а мой муж - да. И ему везло, и слава Богу. И она приехала. И ему дала. И тогда уже его оправдали, потому что он не был виноват, и ему уже и шло, на счастье и шло и шло, и когда он умер, знаете, я вытащила, где-то я поставила эти 15 копеек, я не могу найти, если бы я нашла бы, я бы сама эти 15 на счастье, да было, но конечно, это было уже давно, его уже давно нету3.

Здесь мы видим традиционный сюжет: мать едет за благословением для сына, оказавшегося в трудной ситуации. В итоге всё заканчивается благополучно. Эта же информантка рассказывает историю о своем опыте обращения к раввину. Она - пример человека, вос-

138

Е. Лазарева

принявшего еврейскую традицию и сохранившего ее. В настоящее время в данном регионе проживает известный раввин Залман Абель-ский, пользующийся популярностью как у евреев, так и у неевреев. Многие его почитатели считают З. Абельского чудотворцем. Вот как описывает информантка одну из своих встреч с раввином Залманом:

Я у него была семь лет тому назад. У меня была операция, грыжа на пищеводе. Я ему всё рассказываю... Я говорю: «Ну, ребе Залман, шой?» Мол всё? А он говорит: «Шой». Я говорю: «Вы же ничего не сделали», а он говорит: «Я всё вам сделал». У него дар от Бога. И я говорю: «Ребе Залман, я хочу, чтобы моим детям, сыновьям, сделали тоже благословение». Слушайте, что он мне ответил, это тоже нехорошо, вот он. Ты раввин! Ты главный раввин Молдавии, ты известен даже не только в Молдавии, к нему идут президенты, все. Он говорит: «А ваши сыновья с кем живут?» Я говорю: «С русскими жёнами», - ну а я честно сказала ему. Он говорит: «Нет, я вам не сделаю, езжайте домой, скажите им, пусть они разойдутся с жёнами», - слышите? Ты же раввин, у них дети есть! - «и чтобы они женились на еврейках, и тогда приедете (он не только мне это говорит!) и тогда я вам сделаю». Я вышла и больше ничего. Ну я его не обвиняю, он неправ с этим, ну так он - да. Он уже пожилой очень. Я вот всё время собираюсь, собираюсь, собираюсь к нему идти. У меня вы видите, вы зашли, там есть благословение на дверях, вы не заметили? [про мезузу]. Мене сын привёз с Израиля, но она пустая. А я хочу к нему поехать [к Залману], чтобы благословение он или написал, или как, чтоб я могла туда поставить4.

Информантка, следуя традициям, точно так же как и когда-то ее свекровь, едет к раввину за благословением. Ее общение с Залманом выстроено таким же образом, как общение ее свекрови с рыбницким ребе. Но заканчивается всё иначе. В рамках еврейской традиции обращения к раввину попросить благословение не только для себя, но и для детей считается нормой. Здесь ребе в благословении отказывает, чем вызывает непонимание обратившейся к нему женщины. С одной стороны, раввин здесь призывает к разрушению одной из главных ценностей еврейской культуры - семьи, с другой стороны -Залман отстаивает сохранение еврейства как такового. Согласно га-лахическим законам еврейство передается по матери, скорее всего именно поэтому раввин и отказал в просьбе. Известно, что в аналогичных случаях смешанного брака он может дать благословение еврейским женам. Здесь важно отметить даже не отказ Залмана, а тот

Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах

139

факт, что информантка, относящая себя к евреям «старой закалки», попросила браху для сыновей, живущих с русскими женами. Еще два поколения назад это воспринималось бы как нечто недопустимое и самой матерью. Но после Холокоста смешанный брак стал частым явлением и со временем перестал восприниматься чем-то мешающим человеку принимать участие в общинной и религиозной жизни. Многие женились и вышли замуж за неевреев, и теперь исследователи еврейских общин могут наблюдать интересные противоречия на личностном уровне. Естественно, такие смешанные браки мешают сохранению еврейской общины в ее традиционном понимании. Предложение развестись информантка воспринимает как нечто, близкое святотатству. Тем не менее такое завершение встречи не заставляет ее отказаться от услуг раввина, напротив, она хочет пойти к нему, чтобы получить текст для мезузы.

Стоит отметить, что сохранилось и традиционное восприятие благословения, полученного от праведника. Информантка искренне верит, что браха рыбницкого ребе помогла ее мужу, а браха, данная раввином Залманом, решила ее проблемы со здоровьем. Такое отношение сохранилось и к амулетам, полученным от чудотворцев. Монету, полученную ее свекровью, информантка также наделяет сакральным значением.

В первом отрывке из интервью описан случай чудесного решения проблемы. Чудо произошло при посредничестве раввина и полученной от него монеты, служащей в качестве оберега. Получение такого предмета от хасидского ребе - достаточно распространенное явление. Об этом писал еще И.Л. Перец (1852-1915) в рассказе «Чубук ребе». Сегодня исследователи записывают большое количество интервью, содержащих в себе рассказы о чудесах, совершенных раввинами или цадиками. Мне бы хотелось привести пример рассказа о чуде, записанного в Бельцах в 2011 г. Описанные события происходят в эвакуации, и раввин в рассказе отсутствует:

В поезде бабушка умерла. В крематорий ее сдали. Говорят - сны не исполняются. Исполняются! И вот там, когда мы должны были уехать. хот зих мих гехулемт а хулем. Бабушка. потому что я носила имя. Их хоб гетругн дем нумен ир мом - бабушки. Как бы прабабушки. В честь прабабушки. И вот бабушка мне сразу приснилась в этом. ну там прошло немного времени в этот. когда мы были в Киргизии. Снится бабушка. Ан ойцер - вы знаете что такое? Клад. Вот мне снится сон, что

140

Е. Лазарева

бабушка послала мне клад достать. Это. это не манцес! Это пережито всё! Ну, я встала и рассказала моей маме покойной и сестрам. «Что ж ты не спросила - где этот клад? Мы ж нуждалися тогда в чем-нибудь!» Ну, я говорю - это же сон. Я знаю? Не знаю ничего. И что-то надо было что-то сварить, я не знаю что. Что-то надо. И я так пошарила рукой -я смотрю - что такое? Там как торба какой-то. В этом мусоре. А я вытаскала - это ничего и посмотрела - что-то мягко. Хватала этот мешок - там близко было, где мы были на квартире. Зашла и говорю моей маме: «От из дер ойцер, вус ди бобе хот гешикт немен». А мука стоила тогда - знаете - килограмм муки стоил тогда? Советскими деньгами. теми, старыми деньгами. То ли 160 рублей килограмм, я не знаю -сколько. и что я вам хочу сказать? И я говорила - вот этот ойцер, вот этот клад, что бабушка дала. И когда я встала утром и сказала, что бабушка послала мне клад взять, и мама покойная и сестра мне сказали: «А что ж ты не спросила - где этот клад?» Я говорю: «Ну что вы хотите? Это же сон!» Что я могла спросить? Вот так. И когда я нашла эта мука -это тоже клад получилося. Так? И когда я прибежала с этой. с мусором, и той торбочкой с этой. с мукой, то там было 10 килограмм, или больше, или я не помню сколько5.

Конечно, рассказ о вещем сне не является новшеством. Но до последнего времени такие рассказы не включались в сборники традиционных текстов, особенно если сон видит обычный человек, не раввин. Вещие сны иногда появляются в хасидских текстах, где действие часто происходит во сне, но при этом их сюжет сложнее простого фольклорного повествования, в них фигурируют умершие праведники, сон, как правило, видит достойный, с точки зрения хасидской традиции, человек - цадик, раввин или в крайнем случае его жена. Так, в сборнике хасидских рассказов Мартина Бубера есть история о жене ребе Авраама:

Жене Авраама приснился сон. Она увидела огромный зал, в котором полукругом было расставлено множество тронов. На каждом сидел кто-либо из великих. Один из них сказал: «Давайте заберем его к себе». Другие хором согласились. Женщина подошла к ним поближе. Она стояла перед великими, восседающими на тронах, и молила и уговаривала их продлить ее мужу жизнь на земле. Ее слова горели убежденностью. Великие внимали в молчании. Наконец один из них произнес: «Дадим ему ради нее еще двенадцать земных лет». Другие хором согласились. Тут женщина проснулась. Когда маггид утром приветствовал

6

домашних, он возложил руки на голову жены своего сына .

Практика обращения к раввину и рассказы о чудесах

141

Рассказ Тамары Мундрян не снабжен таким количеством элементов, характеризующих еврейский традиционной текст, как рассказ о сне жены рабби Авраама. Любопытно, как информантка объясняет тот факт, что бабушка приснилась именно ей - она носит имя ее матери. Мешок муки информантка воспринимает как клад, о котором бабушка рассказала ей во сне. Событие происходит в трудные военные годы. Именно воспоминания этого периода чаще всего содержат рассказы о чудесах. Возможно, потому, что в такой ситуации человек склонен воспринимать как чудо любое облегчение, на это наслаивается богатая традиция еврейских рассказов о чудесах, берущая свое начало в тексте Библии и развивающаяся вплоть до настоящего времени. Подобный сюжет встречается в сборнике хасидских рассказов о Катастрофе «Бог здесь больше не живет» американской исследовательницы Яффы Элиах. Чаще всего «волшебными помощниками» в рассказах о Холокосте и вообще в поздних рассказах, посвященных снам, являются именно родители. В одном из рассказов женщине, прячущейся в яме вместе с маленькой дочерью, является мать и объясняет ей, как лечить абсцесс:

Внезапно Эстер отчётливо услышала голос своей мёртвой матери: «Эстер, детка, почему вы сидите в яме и ничего не делаете для своего спасения? Следуй моим советам, и ты поправишься». Она рассказала Эстер о том, как лечить абсцесс, и та попросила окружающих её людей помочь ей последовать наставлениям мёртвой матери. Действительно, через несколько дней опухоль спала, жизнь Эстер была спасена»7.

В целом, как мне кажется, рассказ о вещем сне и связанном с ним чуде со временем упростился, стал более универсален, схож с подобными рассказами в других культурах. Яффа Элиах, составляя свой сборник хасидских текстов, сознательно поместила в него сюжет, где отсутствует хасидский ребе и сон видит простая женщина. События, подобные вещим снам, помогали сохранить веру в условиях гетто и концентрационного лагеря, они содержат мистический элемент, роднящий их с хасидскими текстами. Тот факт, что сон видит обычная женщина, укладывается в концепцию хасидизма, согласно которой человек ценится не за знания, а за праведность. Таким образом, в одном тексте соединяется простое фольклорное повествование о вещем сне, характерное для многих культур, и элементы еврейского религиозного сознания.

142

Е. Лазарева

Можно сделать следующие выводы: евреи бессарабского региона сохранили традицию посещения раввина. В советский период этому способствовала территориальная близость рыбницкого ребе. В настоящее время его место занял Залман Абельский. Демографические изменения, произошедшие в еврейской общине, повлияли на взаимопонимание между ее членами и духовными лидерами. В целом сохранился и практически не изменился сам порядок посещения раввина и общения с ним. Сохранилась сакральная функция предметов, полученных от праведника, и вера в силу его благословения. Чудо может произойти как при содействии цадика, так и без его участия. На примере записанного в ходе экспедиции рассказа о вещем сне я попыталась показать связь данного нарратива с традиционными еврейскими текстами, его схожесть с аналогичными рассказами эпохи Катастрофы, собранными другими исследователями.

Примечания

1 Холокост на территории СССР. Энциклопедия. М., 2009. С. 75.

2 Бондарь Лев Шаевич, 1948 г.р.; зап. Е. Лазарева.

3 Файман Галина (Голда) Ароновна, 1936 г.р.; зап. Э. Иоффе, Е. Лазарева.

4 Файман Галина (Голда) Ароновна; зап. Э. Иоффе, Е. Лазарева.

5 Мундрян Тамара Израилевна, 1930 г.р.; зап. М. Каспина, Е. Сабанцева.

6 Бубер М. Хасидские предания. М., 1997. С. 65.

7 Элиах Я. Бог здесь больше не живет. Хасидские рассказы о Катастрофе. М., 2005. С. 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.