РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОРЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СЕЛЬСКОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
ВойтюкМ.М., к.с./х. н. в.с.н.
ФГБУ «Росинформагротех»
Устойчивое развитие сельских территорий в настоящее время сформировалось как самостоятельное стратегическое направление социально-экономической политики государства. Для реализации стратегических целей сельского развития Правительством России утверждена федеральная целевая программа Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года, в планах которой определено создание более 30 тысяч рабочих мест для сельского населения. Одним из возможных направлений выполнения программных мероприятий по повышению занятости сельского населения является развитие сельского туризма. Преимущества сельского туризма, как способа повышения занятости населения прослеживаются в том, что этот вид бизнеса не только создает новые рабочие места, но и расширяет поле деловой активности населения, вовлекая в трудовые отношения тех селян, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда[1]. Сельский туристический бизнес привлекает сельское население более «гибкими» условиями труда, включая неполную, вторичную, сверхурочную и временную занятость, а также существенными для сельской экономики -заработками. Исследования показали, что развитие сельского туристического бизнеса позволит организовать для сельских жителей около 500 тыс. рабочих мест (для обслуживания одного отдыхающего требуется организация 3 рабочих мест различных специальностей) и увеличить доходы сельской семьи в год на 50...200 тыс. руб. (доход хозяина дома от размещения одного отдыхающего в течение недели может составить в среднем более 10 тыс. руб.) [2]. Значимость сельского туристического бизнеса при решении вопросов занятости населения обусловлена мультипликационным эффектом, который заключается в том, что в поселениях создаются рабочие места для селян различного уровня квалификации и в разных сферах экономики (транспорт, гостиничный бизнес, связь, банки, информатика и др.) всего около 12 подотраслей).
Важное место в развитии сельского туристического бизнеса отводится так называемой категории отдаленных поселений с убывающим населением и высоким лесоресурсным потенциалом: лесистыми побережьями озер, рек, лесными насаждениями разновозрастной структуры и разнообразного состава, мозаично расположенными меж полей лесными массивами с богатым растительным, животным миром и наиболее привлекательным для отдыха населения в современных условиях. Использование лесоресурсного потенциала при организации сельского туристического бизнеса, ввиду малозатратности при эксплуатации и особых природных свойств, позволит решить ряд проблем экологического и социального характера на селе[2].
При разработке комплексных программ развития сельского туристического бизнеса на лесопокрытых сельских территориях, занимающих две трети площади страны, необходимы знания потенциальной емкости лесоресурсного потенциала, в т.ч. ресурсных возможностей и рекреационных дигрессий в различных лесорастительных условиях. Определение потенциальной емкости лесоресурсного потенциала поможет в выборе приоритетных направлений развития и разработке эффективной научно обоснованной системы организационно-хозяйственных мероприятий сельского туристического бизнеса на различных управленческих уровнях, а так же позволит сохранить экологическую основу сельских территорий в устойчивом состоянии.
Организация сельского туристического бизнеса должна исходить из учета социальных потребностей населения и возможностей лесных компонентов противостоять негативным рекреационным последствиям. Последнее, связано в значительной мере с лесоресурсным потенциалом лесных насаждений, их природой (в том числе с типами леса и типами условий местопроизрастаний) и обусловлено биологией и экологией древесных пород и видов растительности, представляющих нижние ее ярусы.
В последнее время, в связи с возрастающими рекреационными нагрузками, все большее внимание уделяется изучению и повышению экологической продуктивности лесоресурсного потенциала, который определяется оценкой средообразующей роли, защитных свойств, возможностей техногенных и рекреационных нагрузок и является составной частью мероприятий по использованию лесоресурсного потенциала сельским туристическим бизнесом. При оценке лесоресурсного потенциала основное внимание уделяется привлекательности, комфортности и устойчивости основных его компонентов[3]. Основой привлекательности лесоресурсного потенциала сельских территории являются лесные насаждения, их возраст, породный состав, высота, ярусность, мозаичность расположения, декоративность породы. Необходимым условием привлекательности является санитарное состояние территории. Комфортность лесоресурсного потенциала зависит от условий рельефа, влажности местообитания, состояния дорожно-тропиночной сети, отсутствия беспокоящих животных и насекомых, загрязненности воздуха и т.д. Степень устойчивости лесоресурсного потенциала тесно связана с возрастом лесных насаждений, способностью главной лесообразующей породы выносить вытаптывание, наличием подроста и подлеска, устойчивостью нижних ярусов растительности, гранулометрическим составом почвы, мощностью подстилки, дернины и гумусового горизонта, особенностями водного режима, уклоном поверхности.
Для того, чтобы корректно оценить последствия рекреационных нагрузок и выявить их мозаичный характер по площади, предлагается следующая классификация дорожно-тропиночной сети: автомобильная дорога — шириной 4,0 ± 0,5 м, пешеходная дорога — шириной 2,5 ± 0,3 м, тропа внутри участка (выделы леса) — шириной 0,9 ± 0,2 м (живой напочвенный покров отсутствует), хорошо выраженная тропинка — шириной 0,7 ± 0,1 м, проективное покрытие живого напочвенного покрова до 5% (по обочинам тропинки); средневыраженная тропинка — шириной 0,5 ± 0,1 м, проективное покрытие живого напочвенного покрова 5...10%; слабовыраженная тропинка — шириной до 0,5 м, проективное покрытие живого напочвенного покрова до 15%. Кроме того, на лесных участках целесообразно выделять фрагменты с вытоптанной площадью, с внешними признаками отдельных вышеприведенных элементов дорожно-тропиночной сети.
Несмотря на основную эдификаторную роль древостоя, нижние ярусы леса являются одними из важнейших показателей диагностики продуктивности типов лесных насаждений. На лесных площадях рекреационного значения видовой состав и обилие видов живого напочвенного покрова, и их встречаемость определяют также и декоративные и санитарно-гигиенические свойства насаждений. Поэтому при оценке устойчивости лесоресурсного потенциала необходимо знать характеристики древесных пород и видов растительности, представляющих нижние ее ярусы. Для оценки степени устойчивости типичных лесорастительных условий на сельских территориях Центрального федерального округа проведены исследования в сложной мелкотравной и кисличной группах лесных насаждений, отнесенных ко II классу рекреационной ценности (качество насаждений высокое), в черничной группе — к III классу рекреационной ценности (качество насаждений среднее). Исследования показали, что к основным факторам рекреационного воздействия на лесные насаждения в целом, и каждый компонент в отдельности относятся вытаптывание, повреждения, сбор растений, выжигание и загрязнение отдельных местообитаний.
В качестве чутких индикаторов степени рекреационной дигрессии используются виды растений живого напочвенного покрова. Имеется множество классификаций дигрессий лесных экосистем в связи с рекреационным лесопользованием. Применительно к лесным насаждениям на сельских территориях Подмосковья несомненный интерес заслуживают классификации, предложенные Л. П. Рысиным, и Г.А. Поляковым[3]. Характер лесоводственно-экологических последствий, вызванных рекреационным лесопользованием, наряду с устойчивостью древостоя, в определенной мере зависит от устойчивости разных видов растительности живого напочвенного покрова. К сожалению, некоторые виды растительности с высокой устойчивостью к рекреационному воздействию (гравилат
городской, недотрога мелколистная, сныть обыкновенная), часто преобладающие в рекреационных лесных насаждениях сельских территорий, не нашли место в этой классификации.
Особенности вытоптанности площади наряду с другими факторами (близость водоемов, жилых массивов, привлекательность, устойчивость видов растений и др.) в значительной мере определяются типами леса (или их группами). На преобладающей части обследованных участков в сложной мелкотравной группе типов леса (березняках) вытоптанная площадь занимает 10.30% территории (табл. 1) и относится (судя только по этому признаку) к III стадии дигрессии. Отдельные участки имеют более высокий процент вытоптанной площади.
Таблица 1. Распределение обследованных участков рекреационного леса по стадиям рекреационной дигрессии
№ участка Тип леса (тип условий местопроиз растания) Древостой Подрост Подлесо к Вытоп танная площа дь, % Стадии дигрессии
состав возр аст, лет полн ота порода, тыс. шт./га порода, тыс. шт./га по С. Л. Рысину по Г.А. Поляков ой
1 СЛМ*(С2) 9Б1С 50 0,8 25,0 IV III
2 СЛМ (С2) 9Б1С 40 0,6 12,3 IV III
3 Кисл. (С2) 7С3Б 50 0,7 13,2 IV III
4 Кисл. (С2) 10С+Б 45 0,8 10,8 IV III
5 Черн. (Вз) 9Б1С+Ос 40 0,7 38,1 - IV
6 СЛМ (С2) 9Б1С 50 0,7 29,4 IV III
7 СЛМ (С2) 9Б1С 55 0,7 11,8 IV III
8 СЛМ (С2) 8Б2С 45 0,7 20,7 IV III
9 СЛМ (С2) 7Б2Б1С 45 0,7 22,6 IV III
16 СЛМ (С2) 9Б1Д 80 0,6 20,6 IV III
17 Черн. (Вз) 10Б+С+Ос 45 0,8 30,9 - IV
18 СЛМ (С2) 10Б+Ос 50 0,7 22,6 IV III
19 СЛМ (С2) 7Б3Б 65 0,6 26,4 IV III
20 Черн. (С2) 4С2Е2Б1Д1 Ос 90 0,4 18,0 IV III
Кисл. — кисличная группа типов леса.
В кисличной группе типов леса вытоптанная площадь в среднем составляет около 20%. Большинство участков этой группы более или менее удалены от водоемов и жилых массивов. Поэтому характер рекреационных нагрузок в них, в основном, связан с привлекательностью фитоценозов и комфортностью местности. Наиболее вытоптанная площадь в дубовых и берёзовых насаждениях, менее — в сосновых и еловых. В двух участках черничной группы типов леса, расположенных вблизи водоемов, наблюдалась довольно значительная вытоптанная площадь (31 и 38%), а в третьем — сравнительно небольшая (18%). С характером непосредственно рекреационного воздействия (фактором постоянного действия), выраженного прежде всего степенью вытаптывания площади, связаны изменения растительности в живом напочвенном покрове. Например, уплотнение верхних горизонтов почвы приводит к ухудшению водно-воздушного и теплового режимов и, следовательно, к обеднению состава видов, снижению обилия растительности. Происходит постепенная замена лесных трав на луговые и сорные. В разных стадиях рекреационной дигрессии означенные процессы протекают неодинаково, во второй стадии
рекреационной дигрессии светолюбивые луговые растения в лесах Центрального федерального округа только появляются, в третьей стадии — участие луговых и сорных растений в живом напочвенном покрове достигает 40%, а в последней (5-й стадии) — практически полностью представляет растительность травяно-кустарничкового покрова. В лесах непосредственно прилегающих к сельским поселениям, как правило наблюдается третья стадия дигрессии, в ней значительно возрастает флористическая насыщенность фитоценозов и увеличение их проективного покрытия (до 40...80%). Однако в сильно нарушенных насаждениях сокращается число видов растений и видовая структура коренным образом изменяется. Таким образом, результаты исследований показали, что сельские территории Центрального федерального округа обладают довольно высоким лесоресурсным потенциалом, который позволит создать экологически устойчивый механизм деятельности сельского туристического бизнеса. Это обеспечит сбалансированную и круглогодичную занятость населения в сельском туристическом бизнесе, в том числе сельской молодежи, существенно повысит их доходы, а также решить проблемы отдыха значительной части городского населения страны.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. Г. Социально-экономические нормативы туристской отрасли. — М., 2012., 125 с.
2. Войтюк М.М. Организация сельского туризма. Практические рекомендации по организации альтернативной занятости сельского населения.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 201-.-120с.
3. Рысин Л.П., Полякова Г.А. Влияние рекреационного лесопользования на растительность // Природные аспекты рекреационного использования леса. — М.: Наука, 2012. — С. 4-26.
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АПК
Высочкина С.А., ст. п, Савина С.А., к.с.-х.н., доц.
ФГБОУ ВПО Волгоградский ГА У, Завгороднева О.В., к.э.н., зав. сектором Отделение экономики и земельных отношений Россельхозакадемии
В настоящее время характерной чертой функционирования агропромышленного производства является относительная не эквивалентность обменных отношений и концентрация прибыли на стадии производства конечного продукта. Поэтому вопрос совершенствования экономических взаимоотношений между участниками агропромышленного производства по всей цепочке товародвижения (от производителя к потребителю) и согласования их экономических интересов становится неоспоримым.
Итак, экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов в АПК может осуществляться в следующих формах: отношения свободного рынка; отношения на основе долговременных связей; отношения на давальческих условиях; отношения в системе кооперации, интеграции и кластерных образований.
В основе отношений свободного рынка и долговременных связей лежат законы рынка, основанные на взаимодействии спроса и предложения. Отличие заключается только в том, что при долговременных связях контрагенты могут предоставлять друг другу встречные преференции.
Отношения на давальческих условиях строятся между сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями. Последние оказывают услуги по переработке продукции из поставленного сырья и возвращают в виде продукта переработки поставщику сырья. Расчеты за оказанную услугу осуществляются продукцией переработки исходя из тарифов на услуги.
Механизм экономического взаимодействия в системе объединений - это система экономических норм, правил и инструментов, регулирующих воспроизводственные условия их участников посредством распределительных отношений. Он непосредственно связан со