УДК 315.015.3; 159.95
И. В
Б а к и ко
Рациональная организация досуга как эффективное средство противодействия алкоголизации старшеклассников
В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы относительно рациональной организации досуга как эффективного средства противодействия алкоголизации старшеклассников. Установлено, что благодаря занятиям со старшеклассниками в спортивных секциях, удалось снизить употребление алкоголя в экспериментальной группе, что является надежным общественным средством преодоления данной негативной привычки среди школьной молодежи.
Ключевые слова: досуг, старшеклассники, алкоголь, спортивные секции, занятия, спорт, физическая культура
I. V. Bakiko
Rational organization of leisure as an effective means of comb ating alcoholism high school students
In the article experimental job performances in relation to rational organization of leisure are examined, as an effective mean of counteraction of alcoholization of senior pupil. It is set that due to reading with senior pupils in sporting sections,it was succeeded to halt the use of alcohol in an experimental group, that is the reliable public mean of overcoming of this negative habit among school young people.
Keywords: spare time,senior pupils,alcohol,sporting sections,emp1oyments,sport,physica1 culture
'Осуг — это время свободного выбора занятий, развлечений, друзей. Свободное время в нашем исследовании рассматривается как внеурочное время, которое может быть использовано старшеклассниками для углубления своих знаний из всех учебных предметов, для удовлетворения и развития интересов, запросов, духовного роста, совершенствования физических качеств и отдыха. Характер свободного времяпровождения и ценностных ориентаций в сфере досуга определяют направленность поведения молодого человека [1].
Под рациональным использованием свободного времени имеется в виду совокупность занятий, направленных на формирование общественно полезных установок личности, ее всестороннее развитие. Это затраты времени на самообразование, общественную работу, занятие физкультурой и спортом, художественным и техническим творчеством, отдых и развлечения. А нерациональным — можно назвать такие занятия в свободное время, которые не способствуют, а противодействуют воспитанию человека в духе моральных ценностей, приводят к дегра-
дации личности или непосредственно являются нарушением общественных правил.
Проблема рациональной организации досуга, в частности физкультурно-спортивной работы в антиалкогольном воспитании старшеклассников еще недостаточно исследованная. По нашим данным, из опрошенных на этапе констатирующего эксперимента 290 старшеклассников (137 юношей и 153 девушки) употребляют алкоголь
65,8 % юношей и 44,2 % — девушек.
Наши исследования показали, что употребление старшеклассниками спиртного в значительной мере зависит от культуры свободного времени. Чтобы знать, как противодействовать употреблению спиртного среди школьников, нужно знать, что и как они делают в то время, какое остается за пределами регламентированной учебной деятельности и т. п. Нужно знать, сколько у их свободного времени, как оно распределяется и чем заполняется.
О месте физической культуры и спорта в досуге свидетельствуют ответы старшеклассников. На вопрос: “Какое Ваше любимое занятие в свободное время?” ответы старшеклассников распределились следующим образом: 63,7 % —
сидят в 1мете1 (53,4 % юношей и 57,6 % девушек), 1,2 % гуляют на свежем воздухе (2,9 % юношей и 10,9 % девушек), 18,9 % — проводят время в клубах, барах (23,7 % юношей и 11,0 % девушек), 7,3 % — занимаются спортом (11,7 % юношей и 6,3 % девушек), 8,9 % — проводят время в компаниях (8,3 % юношей и 14,2 % девушек). Как показывают результаты анкетирования, физкультуру и спорт нельзя отнести к любимым занятиям подавляющего большинства старшеклассников.
Одним из направлений формирующего эксперимента было выявление потенциальных возможностей внеклассной физкультурно-спортивной работы в антиалкогольном воспитании старшеклассников. Здесь предусматривалось определить общие требования к организации досуга старшеклассников, максимально заполнить его физкультурно-спортивными мероприятиями, предоставив им антиалкогольного направления.
Исследование показало, что мало свободного времени старшеклассники тратят на занятия физкультурой и спортом. В то же время именно физкультура и спорт среди всех видов свободного времяпровождения прямо противостоит употреблению алкоголя. Ведь спорт не только не совместим с употреблением спиртного физиологически, но и психологически. Физкультура и спорт связаны с сильными эмоциональными переживаниями, которые «вытесняют» потребность в возбуждении себя другими средствами, в том числе и спиртным [4].
Работа школы и семьи в сфере проведения старшеклассниками досуга достаточно часто является бессистемной, наблюдается преобладание массовых мероприятий, без учета индивидуальных интересов и способностей учеников. С целью преодоления бессистемности в организации внеурочной физкультурно-спортивной работы, в процессе исследования осуществлялось за единственным календарным планом физкультурно-спортивных мероприятий.
В процессе экспериментальной работы мы убедились, что регуляция свободного времени старшеклассников не должна превращаться в суровое его программирование по содержанию, способами и формами его проведения. Ведь привлекательность свободного времени именно в том, что появляется относительная свобода, самостоятельность в выборе вариантов поведения. Организация досуга предусматривает индивидуальный подход, предыдущую работу из формирования потребностей, привычек, умения разумно проводить досуг. Совершенствовать эту работу — значит разнообразить самодеятельность школьников, их занятий по интересам, расширение форм внеклассной работы, заполнения времяпровождения реальной работой, полезным делом.
Для рационального времяпровождения очень важно формировать у школьников самостоятельность. К самостоятельной деятельности учеников нужно приучать. С этой целью им постоянно предоставлялась возможность проявлять себя в той или иной деятельности, давались задания для показа изученных упражнений или составления своих. Важным условием эффективного формирования умения рационально организовывать свое свободное время есть умелое сочетание руководства со стороны взрослых с инициативой и самостоятельностью учеников.
В организации оптимальной воспитательной работы во внеурочное время мы выходили с того, что человек воспитывается, прежде всего, в деятельности. Важным в деятельности учеников является ее творческий характер. Прежде всего, нужно, чтобы всякая деятельность осуществлялась ими осознанно, с глубоким пониманием ее цели. Очень важно, чтобы ученики в любую свою деятельность вносили дух творчества и искали лучшие решения, рациональные пути, чтобы мыслили, творили.
Формы проведения старшеклассниками своего досуга — это своего рода производная от многих факторов. Среди самых существенных факторов, во-первых, объективные условия, от которых зависит возможность разнообразить способы свободного времяпровождения, как за формой, так и за сутью; во-вторых, субъективные качества: уровень развития личности, ее потребности и интересы, ценностные ориентации и т.п. [2].
Как показало исследование, значительная часть старшеклассников использует много свободного времени на занятия, которые не нуждаются в высоком культурном уровне развития и не способствуют его формированию (1мете1, клубы, бары, алкоголь и курение).
Между способом использования свободного времени и всесторонним развитием личности ученика существует тесная связь. Старшеклассники, интеллектуально развитые, используют свободное время для последующего повышения уровня своего развития и, напротив, низкий уровень умственного развития предопределяет упрощенные, примитивные потребности [6].
Исходя из этих рассуждений, в процессе экспериментальной работы тщательным образом изучался уровень воспитанности каждого старшеклассника, его интересы, способности и задатки, что в последующем учитывалось во время организации и проведении массовых, групповых и индивидуальных форм физкультурно-спортивной работы.
Свободное время, который старшеклассник проводит по месту жительства, удовлетворяет его основные потребности в общении, в самоутверждении в условиях определенной независимости от взрослых. Поэтому в процессе исследования мы определяли содержание вре-
112 2307-2447
мяпровождения по месту жительства, способы и формы его реализации. При этом мы не ставили перед собой задачу «отвернуть» школьника от улицы. Улица опасна в воспитательном отношении только тогда, когда ее воспитательное влияние на ученика единственное. Целеустремленное занятие старшеклассника в спортивных секциях, самостоятельное занятие физической культурой или другим видом деятельности может стать на преграде негативного влияния улицы [3].
Значительная часть учителей рассматривает любую деятельность учеников на досуге в сфере неформального общения, особенно за пределами школы и семьи как такую, которая негативно влияет на их воспитание. В то же время подавляющее большинство учеников (83,6 %) считают такую деятельность необходимой для себя, которая способствует их воспитанию. Третья часть учеников отмечает, что именно такое общение помогает им переносить те или иные негативные моменты, которые возникают в их взаимоотношениях в семье, в школе, с педагогами и коллективом учащихся.
Стоит отметить, что старшеклассники любят проводить свободное время в компании своих ровесников, друзей. Родители и школа должны знать, с кем общаются их дети во внеклассное время, какое воспитательное влияние имеют на них эти отношения.
Нельзя забывать, что убеждение в пользе трезвого способа свободного времяпровождения у молодежи формируется в достаточно противоречивых условиях. С одной стороны, несовершеннолетние слышат о том, что пить вредно, из другой — они видят, что люди, которые их окружают, часто позволяют себе употреблять спиртные напитки. Отсюда в отдельных случаях наблюдается скептическое отношение к утверждению о вредности алкоголя. Поэтому пропагандирование этого положения мы пытались сделать убедительным, включали объяснение причинной связи между употреблением алкоголя и его вредными последствиями.
Психолого-педагогические исследования убеждают, что школьники значительную часть своего свободного времени проводят за компьютером, играя в игры с насилием, убийством, просматривая фильмы, где рекламируют курение, алкоголь, наркотики. Это негативно влияет на формирование морально-этических ценностей учеников, вызывает асоциальное поведение [5]. Привлечение старшеклассников к активной
физкультурно-спортивной деятельности, искореняет это негативное влияние.
Внеклассная воспитательная работа является одним из важных видов профессиональной деятельности учителя физкультуры. Учителя физкультуры занимаются преимущественно двумя видами внеклассной работы: организацией секций и проведением соревнований. Привлечение учеников этими видами деятельности, сравнительно небольшое.
По мнению руководителей школ, на хорошем уровне внеклассную воспитательную работу организуют 44,1 % учителей физкультуры, «неудовлетворительно» — 18,1 %. Постановка внеклассной работы с физического воспитания в большой мере зависит от подготовки к ней учителя. По мнению самых учителей, хорошо подготовленные к внеклассной деятельности в школе 24,2 % выпускников дневной и 25,1 % выпускников заочной форм учебы, неудовлетворительно — 15,6 % и 20,5 % соответственно. Приведенные данные констатируют, что подготовка к внеклассной работе требует существенного улучшения.
Проведенная нами экспериментальная работа в рациональной организации досуга старшеклассников с максимальным заполнением его физкультурно-спортивной работой дала позитивные результаты. Они выразились в таких показателях: во-первых, в экспериментальной группе значительно выросли количество старшеклассников, которые заполнили свой досуг занятиями физкультурой и спортом (из 22,4 % до 82,7 %). Среди старшеклассников контрольной группы такой рост оказался незначительным — на 9,6 %. Во-вторых, благодаря занятиям со старшеклассниками в спортивных секциях, значительно уменьшилось количество детей, которые ранее употребляли спиртные напитки с 63,8 % до 19,6 % среди юношей и с 44,2 % до 6,2% среди девушек. В контрольной группе с переходом из класса в класс алкоголизация заметно росла: если в 9-ом классе употребляли алкоголь
64,9 % учеников, то в 11-ом — уже 76,2 % юношей и 74,2 % девушек.
Таким образом, рациональная организация досуга старшеклассников с максимальным включением к нему физкультурно-спортивных мероприятий может стать преградой на пути к распространению алкоголя среди ученической молодежи и общественным средством преодоления такой негативной привычки, как употребления алкоголя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брилін Б.А. Педагогічні проблеми організації вільного часу // Психологія і педагогіка. 1996. № 4. С. 72-76.
2. Годунов Н.П. Досуг несовершеннолетних - проблема для криминолога // Трудные судьбы подростков - кто виноват? М., 1991. С. 276-303.
3. Кондратенко В.М. Свободное время и проблема предупреждения преступности несовершеннолетних / В. М.Кондратено,
B.М.Фадеев // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977.
C. 63-70.
4. Куц О.С. Спосіб життя і дозвілля учнівської молоді в нових соціально-економічних умовах / О. С. Куц, О. В. Ружило //
Актуальні проблеми розвитку фізичної культури і спорту у ВМЗ України. Львів, 1998. С. 162-164.
З. Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 100-10З.
6. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктивному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). С. 230-236.
REFERENCES
1. Вгіііп B.A. Pedagogical problems of organization of free time. Psikhologiia i pedagogika - Psychology and pedagogy, 1996, no. 4, pp. 72-76 (in Ukrainian).
2. Godunov N.P. Dosug nesovershennoletnikh - problema dlia kriminologa I Trudnye sud'by podrostkov - kto vinovat? [Leisure of minor - problem for criminologist / Hard fate adolescents - who is to blame?]. Moscow, 1991. pp. 276-303.
3. Kondratenko V.M. Svobodnoe vremia i problema preduprezhdeniia prestupnosti nesovershennoletnikh I V. M. Kondrateno, V. M. Fadeev II Lichnost'pravonarushitelia i problemy preduprezhdeniia prestupnosti nesovershennoletnikh [Free time and the problem of juvenile crime prevention / C. M. Kondratenko, C. M. Fadeev // Personality of the offender and the prevention of juvenile crime]. Moscow, 1977. pp. 63-70.
4. Kuts O.S. Sposib zhittia i dozvillia uchnivs'koi molodi v novikh sotsial'no-ekonomichnikh umovakh I O. S. Kuts, O. V. Ruzhilo II Aktual'ni problemi rozvitku fizichnoi kul'turi i sportu u VMZ Ukraini [Lifestyle and leisure of students in the new socio-economic conditions / O.S. Kuts, O.V.Ruzhilo // Actual problems of development of physical culture and sports in Ukraine]. Lviv, 1998. pp. 162-164.
З. Litovchenko E.V. Socio-pedagogical technologies in non-formal education and their role in the social development of adolescents.
Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp. 100-10З (in Russian).
6. Falkina S.A. Psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet. Perspektivy nauki i obrazovaniia
- Perspectives of science and education, 2014, no.1(7), pp. 230-236 (in Russian).
Информация об авторе Information about the author
Бакико Игорь Владимирович Bakiko Igor' Vladimirovich
(Украина, Луцк) (Ukraine, Lutsk)
Доцент, кандидат наук по физическому воспитанию Associate Professor, PhD in Physical Education and
и спорту, кафедра физического воспитания Sports, Department of Physical Education
Луцкий национальный технический университет Lutsk National Technical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
114 ISSN 2307-2447